Социальная политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 05:12, курсовая работа

Описание работы

В последнее время вопрос о социальной политике государства является актуальным во всех странах мира, в том числе и в России. И это совершенно очевидно, поскольку каждое государство стремится к успеху на международной арене, а успех в большей степени зависит от жизни и развития общества. Изменение условий жизни и экономическое развитие отдельного человека не может происходить в отрыве от остальных людей, а так же различных объединений и социальных институтов, которые обеспечивают благоприятные условия жизни. Социально-экономические отношения во многом контролирует государство, это и называется социальной политикой.

Содержание работы

Введение
1) Сущность и основные задачи социальной политики.
2) Основные направления социальной политики.
1. Политика государства в формировании доходов
2. Политика занятости
3. Социальная защита граждан
4. Политика развития социальных отраслей
3) Социальная политика России: положительные и отрицательные моменты.
3.1 Статистика основных показателей.
3.1.1 Динамика доходов.
3.1.2 Динамика занятости.
3.1.3 Показатели жилищных условий населения.
3.1.4 Демографическая ситуация.
4) Основные проблемы социальной сферы в России и пути их решения.
3.1 Демография: сокращение народонаселения.
3.2 Материальное неравенство населения.
3.3 Обострение межэтнических конфликтов.
3.4 Обрыв связи между регионами.
3.5 Экологические вызовы.
3.6 Интеграция молодежи и образование.
3.7 Трудоустройство молодежи.
3.8 Молодая семья и жилье.
3.9 Преступность, коррупция, кризис законности и этики, утрата нравственных ориентиров.
3.10Кризис коллективной идентичности.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Социальная политика России.docx

— 300.33 Кб (Скачать файл)

Естественный прирост населения в I полугодии 2012г. зафиксирован в 33 субъектах Российской Федерации (в I полугодии 2011г. - в 22 субъектах).

    1. Институты социальной политики в России.

 

К основным государственным институтам, осуществляющим социальную политику в России, относятся:

  • Президент Российской Федерации;
  • Государственный совет;
  • Государственная Дума;
  • Совет Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы, агентства, фонды), осуществляющие государственную политику в социальной сфере в рамках их полномочий и областей компетенции;
  • Общественная палата Российской Федерации;
  • Общественный совет по жилищной политике при Министерстве Регионального развития РФ.

Кроме того, в России существует большое количество исследовательских организаций, занимающихся вопросами социальной политики; ниже приведены лишь некоторые из них:

  • Всероссийский центр уровня жизни (ВЦУЖ);
  • Институт социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН);
  • исследований Уфимского научного центра РАН (ИСЭИ Уф НЦ РАН);
  • Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН);
  • Институт социологии РАН (ИС РАН);
  • Институт сравнительных социальных исследований (ЦЭССИ);
  • Независимый институт социальной политики (НИСП) и др.

Плюс ко всему в обществе постепенно растет роль некоммерческих организаций (НКО), как активных участников социальной политики.

Предприятия как основные хозяйствующие субъекты в экономике также могут по праву рассматриваться в качестве участников социальной политики на микроуровне.

К сожалению, в рамках курсовой работы сложно отразить все многообразие и взаимосвязь функций и направлений деятельности указанных выше субъектов социальной политики. Тем не менее, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в настоящее время в России ресурс для развития социального партнерства между властью, бизнесом и гражданским обществом активно развивается.

 

  1. Основные проблемы социальной сферы в России и пути их решения.

 

Причины кризиса социальной сферы в России: - отсутствие стратегии и ошибочная тактика в осуществлении СП государства; - подсистема управления социальными процессами не встроена в общую систему руководства экономическим развитием; - слабая законодательная и нормативно-правовая база СП государства; - заимствование зарубежного опыта без учета особенностей его применения в России; - отсутствие прогноза изменений социальных проблем.

 Две основные  цели проводимых в России реформ  в области СП: повысить уровень  благосостояния населения двигаясь  к рыночной экономике западного  образца, расширить индивидуальные  свободы и обеспечить защиту  гражданских прав.

1. Общие вопросы  политики доходов населения.

2. Политика  в сфере труда и трудовых  отношений: - политика в области  оплаты труда; - социальное партнерство; - охрана труда и социальное  страхование; - защита трудовых прав  граждан; - политика занятости при  структурной перестройке экономики.

3. Социальная  поддержка и защита нетрудоспособных  и слабообеспеченных слоев населения: - пенсионное обеспечение; - социальная  помощь; - социальное обслуживание  населения.

4. Основные  направления развития отраслей  социальной сферы: - охрана здоровья  населения; - физическая культура  и спорт; - образование; - наука; - культура; - жилищная сфера.

5. Социальная  защита отдельных групп населения  – вынужденные мигранты, беженцы  из районов экологического бедствия).

6. Миграционная политика: - вынужденная миграция; - защита прав и интересов соотечественников проживающих за рубежом.

 

        1. Демография: сокращение народонаселения.

 

Проблема: Важнейшей проблемой современного российского общества является сокращение населения. Этот процесс представляет собой самую главную угрозу для России, так как ослабляет государство и угрожает постепенным исчезновением самого народа из истории. Первоочередная задача «суверенной  демократии» как социального устройства, утверждающего народ в качестве  главной социально-политической реальности, -- справиться с негативными процессами в сфере демографии.

 

 Причины  сокращения рождаемости до сих  пор не выявлены учеными-демографами  со своей достоверностью. В этом  процессе играют роль многие  факторы, но какой из них является  решающим, достоверно выяснить не  удалось.

 В богатых  и развитых странах, где модернизация  достигла высшей точки и начался  процесс перехода к обществу  «постмодерна», демография местного  населения падает неуклонно, и  этот процесс частично  компенсируется  только наличием миграционных  потоков, облегченных в силу высоких  темпов глобализации. Так решается  проблема естественной убыли  населения в США, где из-за огромного  притока иммигрантов со всего  света и, в первую очередь, из  бедных стран Латинской Америки, удается  сохранять положительный  демографический баланс, несмотря  на  падение рождаемости среди  коренных американцев.

Путь возмещения вымирания коренного населения с помощью миграции не может рассматриваться в качестве универсального решения демографической проблемы, хотя приток населения из стран СНГ, относящих себя к русскому народу, может отчасти компенсировать естественную убыль населения.

 В 2006 году российская власть пошла на беспрецедентное повышение дотаций на каждого ребенка с их увеличением для второго, третьего и т.д.  (материнский капитал).Но как показывает опыт развитых стран, экономическое поощрение деторождаемости дает ограниченный эффект, и напротив, существует закономерность, что чем более богатым и «социально модернизированным» является общество, тем меньше в нем рождается детей.

  И напротив, общества, довольно бедные, но соблюдающие  традиции, в первую очередь религиозные, отличаются повышенной рождаемостью  и никаких проблем с демографией  не испытывают. Так обстоит дело  в исламском мире, в Китае в  Индии, в странах Африки и Латинской  Америки.

Решение: Из совокупности этих факторов выстраивается логика решения демографической проблемы для современной России. Если отделить позитивный опыт экономической поддержки молодых семей и субсидии на детей, взятый от развитых стран, от психологии индивидуализма, безответственности  и культа наслаждений, и добавить возрождение элементов традиционного общества, в частности, религий, морально осуждающих аборт как детоубийство, и поощряющих деторождение, то в сочетании с качественной иммиграцией  из стран СНГ людей, с общей культурой и чувством принадлежности к едином народу, мы получим рецепт спасения населения страны от угрозы исчезновения.

 

        1. Материальное неравенство населения.

 

Проблема: В современном российском обществе в ходе либерально-демократических реформ произошло существенное материальное расслоение.

 При всем  отторжении ультралиберальных реформ  Президент Путин неоднократно  подчеркивал, что «рыночной системе  в современной России нет альтернативы».

 В настоящее  время хотя олигархический капитал  сильно потеснен в своих правах, а с коррупцией в среде чиновничества  ведется системная борьба, фактор  разительного имущественного неравенства  остается одной из острейших  проблем российского общества. Это  тем более важно, что на повестке  дня стоит либерализация рынка  жилья, транспортных услуг, образования  и медицинского обслуживания.

 Ситуация  уже не является критической, как в 90-е годы, но множество  проблем и весьма существенных, которые породили реформы 90-х, остаются.

Решение: Пути решения проблемы резкого имущественного неравенства таковы.

1.                Стимуляция развития среднего  класса, мелких и средних собственников. Чтобы рыночная система развивалась  и функционировала устойчиво, необходимо, чтобы ее активными участниками, так или иначе задействованными  в предпринимательской деятельности  и в частном бизнесе, было не  менее 40% взрослого трудоспособного  населения. Это и есть средний  класс. Такого процента достаточно, чтобы перераспределять средства  между успешным средним классом  и социально слабыми через  семейные, родственные и иные  связи. Для этого государство  должно принудительным образом  разукрупнить частные монополии, покончить с олигархическими  структурами и бдительно следить  за исправным исполнением чиновничеством  своих прямых функций. Развитие  среднего бизнеса должно стать  важнейшей и приоритетной задачей  государства.

2.                Должна быть сформулирована новая  социальная политика, основанная  на принципе социальной справедливости, тем более, что Россия по Конституции  является «социальным государством» . Прежние элементы социализма постепенно отмирают, и на их место должны прийти новые механизмы социальной поддержки – в первую очередь, для тех граждан, кто не задействован в рынке (бюджетники, работники социальной сферы, пенсионеры, дети, инвалиды и т.д.).

 

 

 

        1. Обострение межэтнических конфликтов.

 

Проблема: В современном российском обществе остро стоит проблема межэтнических отношений. Это связано с распадом советской социальной системы, которая стремилась снять все межэтнические противоречия на основе коммунистической идеологии с ее подчеркнутым интернационализмом, возведенным в догмат. Такой подход снижал градус межэтнических трений, но одновременно подавлял свободное и органичное развитие этнических культур и этнического самосознания.

 В современной  России  обязательная установка  на «интернационализм» упразднена  вместе с коммунистической идеологией, и самосознание этносов объективно  возросло. Помимо позитивных моментов  это привело к издержкам, так  как для этнической идентичности  важно определение «свой-чужой», которое в определенных случаях  чревато обострением межэтнических  конфликтов.

 Картина  еще более осложняется ростом  миграции -- как из различных этнических  регионов РФ, так и из стран  СНГ, и даже из стран дальнего  зарубежья (например, из Китая). Мигранты  выступают для местного населения  как «носители иной этнической  культуры» (если они приезжают  из республик России), «иной государственности» (если из стран СНГ), «иной цивилизации» (Китай). Все это порождает комплекс  проблем и при определенных  обстоятельствах приведет к  вспышкам  ксенофобии, межэтническим трениям  или конфликтам.

Типы межэтнических конфликтов. Можно выделить несколько типовых ситуаций, в которых складываются предпосылки для вспышек ксенофобии.

1. Конфликты  между разными этносами, проживающими  в непосредственной близости  друг от друга и имеющими  исторические споры.

2. Конфликты  между коренным населением и  мигрантами.

3. Конфликтные  ситуации, в которых задействованы  представители 

4. Претензии  со стороны этнических меньшинств  к великороссам (угроза сепаратизма).

Решение: Опасно полностью потворствовать спонтанному возрождению этносов России, оставлять его бесконтрольным и произвольным. Это может пробудить негативные энергии, перевести реальные социальные проблемы в межэтническое русло, способствовать их смыканию с политическими требованиями и лозунгами. Наиболее ярко эта центробежная тенденция проявляется в процессе спекулятивной и конъюнктурной политизации этносов, феномене так называемого «этнонационализма». Вместе с тем категорически неверно фронтально бороться с этническим пробуждением, квалифицируя любые проявления в этом ключе как «ксенофобию», «экстремизм» или «расизм». Этносы России имеют все права и все основания на то, чтобы развиваться и укреплять свою идентичность. В том числе и великоросский этнос, чья идентичность слишком долго оставалась в тени перед лицом социальных, идеологических и государственных институтов.

 Следует  найти золотую середину: поощрять  и поддерживать позитивную программу  этнического пробуждения и тщательно  и решительно пресекать любые  негативные формы, как бытовые, так  и теоретические, выражающиеся в  виде ксенофобских  и расистских  идей, организаций и компаний.

 

        1. Обрыв связи между регионами.

 

Проблема: Огромная территория нашей страны и неравномерная заселенность таких обширных пространств как Сибирь и Дальний Восток ставит серьезную проблему сохранения территориальной целостности России. В социальной сфере вопрос формулируется так: останется ли все общество России единой средой или оно постепенно начнет распадаться на фрагменты, развивающиеся по собственной логике? Рост транспортных тарифов усугубляет эту проблему, так как одним из наиболее действенных факторов общественных связей является личное общение людей между собой. Может сложиться ситуация, когда в России будет не одно, а несколько обществ, отчужденных друг от друга, развивающихся (или деградирующих) каждое по своей траектории.

Решение: СМИ и сетевые модели коммуникаций могут помочь решить эту проблему. Но для этого федеральные СМИ должны быть настроены на исполнение функции общественного объединения, а не простого информирования или развлечения. Для реализации этой задачи необходимы подлинно общественные СМИ, призванные создавать и поддерживать на всем пространстве России (шире, Большой России) единую социальную среду. По сути федеральные СМИ должны быть организаторами и операторами общественного единства, объединяя людей изо всех уголков нашей страны в общем коммуникативном пространстве.

 

        1. Экологические вызовы.

 

Проблема: Издержки в области экологии накопились еще с эпохи ускоренной индустриализации советского периода, когда на эти аспекты вообще никто не обращал внимания и полное господство над природой было установкой советского мировоззрения.

 

 Сегодня  тема экологии, сохранения экологического  баланса и окружающей среды  стоит чрезвычайно остро для  всего человечества. Благодаря неконтролируемому  выбросу производственных отходов  в окружающую среду необратимо  изменяются климатические условия, нарушается естественный процесс  природного цикла и экологическое  равновесие живых видов.

 Капиталистическая  логика оптимизации получения  прибыли (а ранее социалистическая  логика индустриального рывка) нанесли  и продолжают наносить огромный  ущерб природной среде обитания. Экология крупных городов и  промышленных центров становится  все более опасной для здоровья  человека, так как там скапливается  большое количество вредных веществ.

Информация о работе Социальная политика России на современном этапе