Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:17, реферат
По-моему, именно недопонимание природы социального государства, его политики и приводит к кризису политико-экономических действий. Вместе с этим, данная тема исследования является также и утилитарной, поскольку представления о социальной политике социального государства дают ответы на вопросы о соотношении экономических и социальных факторов в цельной функциональной социально-экономической системе и могут предсказывать стоимость социальных издержек для экономики и их роли в общеэкономическом развитии страны и так далее.
Введение 3
Определение 3
Роль социальной политики, её задачи и их реализация 4
Функции социального государства 6
Возникновение государства как социально-экономической системы 6
Источники социальной политики государства 8
Влияние социальной политики на развитие экономических функций 9
Функции социального государства 10
Развитие концепта «социальное государство» 10
Признаки социального государства 11
Факторы, влияющие на возникновение социального государства 12
Либеральная основа социального государства 12
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ 13
Социальное рыночное хозяйство социального государства 14
Теория социальных прав 15
Роль и место гражданского общества в построении социального государства 18
Концепция социальной политики Российской Федерации 19
Социальные стандарты и уровень жизни 21
Политика доходов и реформа оплаты труда 23
Страховых принципы 25
Формирование рынка труда и занятости 27
Заключение 28
Государственный университет - Высшая школа Экономики
Эссе по макроэкономике на тему: “Социальная политика социального государства”
Выполнила: студент II курса
факультета социологии
233 группы
Зарибко Александра
Проверил: Кобзарь Валерий Викторович
Москва 2010
Оглавление
Введение 3
Определение 3
Роль социальной политики, её задачи и их реализация 4
Функции социального государства 6
Возникновение государства как
социально-экономической
Источники социальной политики государства 8
Влияние социальной политики на развитие экономических функций 9
Функции социального государства 10
Развитие концепта «социальное государство» 10
Признаки социального
Факторы, влияющие на возникновение социального государства 12
Либеральная основа социального государства 12
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ 13
Социальное рыночное хозяйство социального государства 14
Теория социальных прав 15
Роль и место гражданского общества в построении социального государства 18
Концепция социальной политики Российской Федерации 19
Социальные стандарты и
Политика доходов и реформа оплаты труда 23
Страховых принципы 25
Формирование рынка труда и занятости 27
Заключение 28
Социальное государство является важнейшим фактором социальной политики, поскольку оно непосредственно возникло в процессе изменения роли человека в системе производства, то есть развития отношений в обществе. По-моему, именно недопонимание природы социального государства, его политики и приводит к кризису политико-экономических действий. Вместе с этим, данная тема исследования является также и утилитарной, поскольку представления о социальной политике социального государства дают ответы на вопросы о соотношении экономических и социальных факторов в цельной функциональной социально-экономической системе и могут предсказывать стоимость социальных издержек для экономики и их роли в общеэкономическом развитии страны и так далее.
Но я вижу и весомый минус в социальном государстве - увеличение бюрократии. Хотя это логично, что за принятием государством на себя дополнительного широкого перечня социальных функций последует значительное увеличение команды чиновников и бюрократических институтов, и это, в свою очередь, приводит к увеличению государственных расходов.
Для начала предлагаю рассмотреть само определение, так как реальное содержание социального государства в отечественной и мировой науке остаётся пока недостаточным. К примеру, в многочисленных источниках и исследованиях для обозначения данного качества государства используются такие синонимы как: социальное государство, социальное правовое государство, государство благосостояния, государство всеобщего благоденствия, государство-провидение.
Даже более того, существуют немало авторитетные мнения, что не существует социального государства, как государства особого типа - «всякое государство по своей природе социально, точно так же, как всякая политика социальна по своей направленности. Поэтому с позиций формальной логики правомерен вывод - современный мир есть совокупность социальных государств, осуществляющих социальную политику»1.
А для приверженцев Карла Маркса социальное государство существует только «как принцип деятельности государства по повышению благосостояния общества, но при условии, если конституционно закрепляются в качестве экономической основы общества и государства общенародная (государственная и коллективная) кооперативная формы собственности на средства производства»2.
Есть и точка зрения – полная противоположность данной «социальное государства это особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищённости всех граждан»3.
Так что единой точки зрения среди учёных пока нет. Я считаю, что дело в том, что в разных странах сложились разных видов социальные государства и вместе с общими для всех закономерностями, у каждого есть свои особенности, рассматривая которые мы можем выделить несколько типов социального государства.
Социальная политика – это деятельность государства, удовлетворяющая потребности людей, однако сам её феномен выходит за рамки государства, он шире государственной политики, как общество шире государства.
Как отмечает В. И. Жуков, социальная политика «представляет собой совокупность разно-уровневых управленческих воздействий на жизнедеятельность различных групп населения с целью консолидации общества и обеспечения стабильности политической власти на основе правового регулирования»4. И при этом большинство авторов считают, что государство не единственный субъект социальной политики - «социальная политика - деятельность государства и других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определённой части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты»5.
Л. П. Хропылина добавляет: «Все права и обязанности государственных субъектов социальной политики определены законом или прямо вытекают из его смысла»6.
А задачей социальной политики Волгин Н.А. и Жуков В.И считают регуляцию государством общественных отношений и удовлетворение социальных потребностей людей. «Социальная политики представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулировании процессов социальной дифференциации общества»7.
А уже сама реализация этих задач осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры, хотя некоторые авторы относят к субъектам социальной политики государства только «компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утверждённых федеральных или территориальных гарантий»8.
Что касаемо роли государства, то она заключается в обеспечении достижения соответствующего результата за счёт различных механизмов: институтов гражданского общества, профсоюзов, политических партий, гуманитарных учреждений, фондов, ассоциаций и других негосударственных образований.
Развитие социального
А функции, в свою очередь, будучи включёнными в систему социальной политики государства, модернизируясь, изменяют и саму характеристику государства. И так как любое изменение в обществе и в мире отражается непосредственно на социальной политике, то логично, что для государства она является своеобразным каналом обратной связи, отражающим эффективность действий, и выявляющим новые вызовы, и предъявляющим новые требования. Находясь в постоянной динамике, она изменяется вслед за постоянно меняющимся миром, и, вследствие, трансформирует цели, принципы и структурные элементы самого государства и этим даёт государству расти и изменяться.
Как и для концепта «социальная политика», так и для государства нет общего определения – представители различных наук вкладывают в него разное знание.
Нет единства и во взглядах и на функции государства, его роль и даже оценку этой роли. Если согласно таким философам как Аристотель, Цицерон и Гегель государство – это добро и оно необходимо, то, к примеру, для Августина - государство - это безусловное зло9.
Но обобщая, можно определить его как основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций10, и в этом ключе можно сказать, что государство, власть и политика отождествляются.
Без колебаний можно сказать, что треугольник власть - экономика — общество является главным базисом государства и динамика его идёт через развитие их взаимообусловленности. Следует отметить, что точки власть - экономика - общество не стоят на одном уровне. Экономическая функция реализуется и через власть, и через общественное устройство(см. схему, приведённую ниже). Поэтому можно говорить, что экономическая функция государства лежит в основе его и властной, и общественной функций, или словами Карла Маркса – «в основе всех общественных отношений лежат экономические отношения»11.
Как было уже отмечено, в социальном государстве, его социально-экономическая подоплёка занимает особое место. Так как в любых теориях «общественного устройства» экономическое содержание, конечно в разной степени, но присуще практически любой «общественной» концепции государства. Ведь в основе организации общества, его природы и общественных отношений лежит удовлетворение потребностей посредством создания определённых экономических условий. Именно необходимость регулирования в первую очередь экономических отношений привела к возникновению государства. По этому поводу я считаю, что нельзя отрицать того факта, что экономика определяет структуру и характеристику общества, к примеру - через общественное разделение труда, через переход от натурального хозяйства к товарному производству – всё это лежит в основе всех общественных отношений.
То есть можно сказать, что государство обеспечивает «общественное благо» через свои экономические функции. Полной иллюстрацией этого, служит определение, изложенное в марксистской теории, в рамках которой особо выделяется положение о том, что способ производства является базисом, определяющим надстройку общества (государство). Ещё одним аргументом можно привести классификацию государств, основывающуюся на роли производственных сил: традиционное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество.
В идеализированном виде эта идея выражена в известном определении В. И. Ленина: «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы»12.
Более того, при рассмотрении функциональной модели государства, экономическая функция, как правило, выступает внутри других функций, в частности, социальных. Официальным показателем может стать 117-я Конвенция МОТ 1962 г. «Об основных целях и нормах социальной политики» гласит: «Всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу». «Повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели»13. Таким образом, экономические по своей сути задачи принимают форму социальных целей и в итоге происходит слияние экономических и социальных функций. «Экономический рост - это не только экономическая, но и социальная проблема»14.
Цель государства как института - обеспечение общества достижения определённых экономических целей остаётся главной на всех структурных уровнях его развития. А другие отношения, в свою очередь, обеспеченные государством, используя неэкономические функции, тоже решают, часто в неявном виде, определённые экономические задачи.
Важно также отметить, что экономические цели также являются объединяющим фактором функциональных систем государства. Это позволяет говорить об определяющей роли экономических функций государства по отношению к другим функциям. Итог: экономические цели и механизмы являются определяющими.
«... Именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть, поэтому опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созидает самого себя в созданном им мире»15. Хотелось бы уточнить, что в приведённой цитате Карла Маркса, для автора объединение людей в труде - это именно коллективная, родовая, общественная деятельность, и она в данном контексте является синонимом «социальной».
Только принятие представлений о социальном, как общественном способе удовлетворения потребностей личности, позволяет выделить социальные функции государства в особую категорию. Другими словами, управление экономическими и социальными отношениями является определяющей в иерархии его функций.
Информация о работе Социальная политика социального государства