Социальная политика социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

По-моему, именно недопонимание природы социального государства, его политики и приводит к кризису политико-экономических действий. Вместе с этим, данная тема исследования является также и утилитарной, поскольку представления о социальной политике социального государства дают ответы на вопросы о соотношении экономических и социальных факторов в цельной функциональной социально-экономической системе и могут предсказывать стоимость социальных издержек для экономики и их роли в общеэкономическом развитии страны и так далее.

Содержание работы

Введение 3
Определение 3
Роль социальной политики, её задачи и их реализация 4
Функции социального государства 6
Возникновение государства как социально-экономической системы 6
Источники социальной политики государства 8
Влияние социальной политики на развитие экономических функций 9
Функции социального государства 10
Развитие концепта «социальное государство» 10
Признаки социального государства 11
Факторы, влияющие на возникновение социального государства 12
Либеральная основа социального государства 12
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ 13
Социальное рыночное хозяйство социального государства 14
Теория социальных прав 15
Роль и место гражданского общества в построении социального государства 18
Концепция социальной политики Российской Федерации 19
Социальные стандарты и уровень жизни 21
Политика доходов и реформа оплаты труда 23
Страховых принципы 25
Формирование рынка труда и занятости 27
Заключение 28

Файлы: 1 файл

реферат_макра.docx

— 116.81 Кб (Скачать файл)
  1. значительные размеры «скрытой» безработицы;
    1. ухудшение финансово-экономического состояния предприятий и увеличение количества убыточных предприятий.30

А следствием - низкий уровень минимальных гарантий в оплате труда.

Для обеспечения достойного уровня жизни работнику и его семье  в числе первоочередных задач  необходимо обеспечить рост реальной заработной платы, резко поднять  уровень государственных минимальных  гарантий в оплате труда, восстановить стимулирующую роль заработной платы, повысив её долю в доходах населения. Ведь без увеличения заработной платы невозможно поднять доходы населения и, тем самым, обеспечить экономический рост.

Основой политики в области  заработной платы является создание и использование присущих рыночным отношениям механизмов регулирования оплаты труд31. Государственное регулирование должно заключаться в установлении для всех организаций всех форм собственности правил в сфере оплаты труда, а именно:

  • установление минимальных гарантий оплаты труда для работающих на предприятиях и организациях всех форм собственности;
  • формирование подходов к формам организации оплаты труда для различных уровней от федерального до конкретных предприятий, чтобы не допускать скрытых форм оплаты труда;
  • создание экономических и правовых норм, гарантирующих своевременную и полную выплату заработной платы.

Социальное партнёрство в условиях рыночных отношений должно стать основным механизмом регулирования оплаты труда. Именно социальное партнёрство через систему договоров и тарифных соглашений должны определить минимальный уровень тарифных ставок, уровень доплат и соотношение оплаты труда по важнейшим профессиям.

Система налогов и платежей, начисляемых на заработную плату, помимо фискальных функций должна способствовать сглаживанию чрезмерной дифференциации в оплате труда, нивелировать минусы, которые возникают как в процессе государственного регулирования, так и на основе социального партнёрства.

Многоуровневая система  договорного регулирования социально-трудовых отношений должна стать важным средством формирования заработной платы как цены рабочей силы и усилить своё влияние на развитие рынка труда.

В итоге, можно отметить, что целью политики заработной платы в социальном государстве является кардинальное повышение реального размера заработной платы, чтобы впоследствии превратить её в надёжный источник средств, обеспечивающий воспроизводственную и экономическую функцию.

Страховых принципы

Социальное страхование в течение длительного времени рассматривалось как главный механизм солидарности общества и инструмента справедливости.

Переход к социальной защите человека с позиции риска, позволили подвести единое основание под решение таких различных проблем как старость, безработица, болезнь, разного рода несчастные случаи. Традиционная система социального страхования основывается на двух видах рисков - вероятностном наступлении страхового случая (травма, безработица и т.п.) и предопределённым (пенсионный возраст). В любом случае застрахованный получает страховые выплаты, превышающие его индивидуальный взнос, вследствие того, что для других застрахованных страховое событие не наступает и их взносы теряются.

В пенсионном страховании помимо такой  солидарности, присутствует и солидарность поколений, когда ныне работающий финансирует выплаты нынешним пенсионерам и так будет продолжаться дальше.

Существующие две формы  социального страхования - обязательное (государственное) и дополнительное различаются по лежащему в их основании принципу справедливости. Обязательное страхование основано на распределительной справедливости, а добровольное реализует коммутативную справедливость и предполагает возврат взносов.

Принципиальный вопрос о соотношении обязательного и добровольного страхования зависит от уровня благосостояния населения. В условиях массовой нищеты, только государство принудительно может заставить человека резервировать часть своей зарплаты, как гарантии на будущее, поскольку, когда человек сталкивается с невозможностью удовлетворения своих жизненноважньгх потребностей сегодня, он пренебрегает завтрашним днём. И наоборот, для человека, удовлетворённого сегодняшним днём, важнейшим мотивом поведения является обеспечение уверенности в дне завтрашнем, ему свойственно стремление обезопасить себя и семью в будущем.

Одним из принципиальных вопросов пенсионного обеспечения  является определение собственника пенсионных денег - эти средства являются собственностью только пенсионеров.

Среди всех видов социального страхования  по роли влияния на солидарность в  обществе пенсионное обеспечение занимает особое место, поскольку охватывает не только живущих в настоящий  момент, но и предыдущие и будущие поколения, как было уже сказано. Поэтому очевидно, что без развитой и справедливой системы пенсионного обеспечения, существование социального государства невозможно.

В основе сегодняшней пенсионной системы  лежит закон 1990л\ «О государственных пенсиях в РСФСР». Этот закон закреплял государственную собственность на средства пенсионного фонда, ограничивал реальную привязку размера пенсий к размеру взносов, и допускал финансирование из солидарного пенсионного фонда выплату не страховых пенсий. Многочисленные поправки к этому закону в дальнейшем были обусловлены необходимостью корректировки пенсий в связи с высокой инфляцией и расширением о повышении пенсий отдельным категориям (участники войны, блокадникам и др.). В целом же закон существенных изменений не претерпел.

За счёт обязательных страховых пенсионных взносов финансируются трудовые пенсии наёмным и самозанятым работникам, а так же пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

В заключении: социальные пенсии, предоставляемые не зависимо ни от каких условий, являются обязательным условием реализации принципов доступности социальной поддержки для всех членов общества и ответственности государства за благосостояние граждан. Важным моментом в реализации этой функции является её финансовое обеспечение из государственного бюджета. Важным является положение, что социальная пенсия не может быть ниже прожиточного минимума.

Формирование  рынка труда и занятости

Развитие социального государства  самым непосредственным образом зависит от политики занятости.

Рынок труда - важная и  многоплановая сфера экономической  и социально-политической жизни. Здесь определяются условия её найма, величина заработной платы, условия труда, возможности получения образования, профессионального роста, гарантия занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в движении главных показателей занятости, мобильности рабочей силы, масштабность и динамику безработицы. Таким образом, с одной стороны, рынок труда выступает регулятором использования дальнейшего экономического ресурса - рабочей силы, а с другой – является средоточием множества сложнейших социальных проблем и отношений.

Следует рассмотреть причины одной  из катастроф рынка, безработицы:

  1. сокращение производства, коснувшееся практически всех звеньев экономики;
  2. потенциальное банкротство многих предприятий в силу их неконкурентоспособности;
  3. недостаточно организованный процесс конверсии военного производства;
  4. недостаточно развитая система подготовки и переподготовки незанятой рабочей силы и организации общественных работ.

Опыт развитых стран показывает, что рынок труда является одной  из важнейших составляющих общеэкономического рыночного механизма, позволяющий  эффективно использовать трудовой потенциал  страны при высоком уровне оплаты рабочей силы. Он создаёт конкуренцию на рабочее место, способствует росту квалификации кадров; способствует распространению разнообразных форм занятости, в том числе и на неполный рабочий день.

Социальная защита работников имеет  много аспектов, но главными являются риски безработицы или бедности, вызванной недостаточным доходом. Существуют разнообразные способы регулирования этого риска и меры государственной политики, которые снижают и смягчают этот риск, а также помогают работникам противостоять ему.

Заключение

Я считаю исследование темы социальной политики социального государства  важной и интересной благодаря той  особой роли, которую данный тип  государства играет в современном  мире.

Выделенные и описанные  основные принципы, характеристики и признаки социального государства дают возможность систематизировать социальную политику, её устойчивые инвариантные свойства и национально специфические характеристики.

А также предложенное в работе определение социальной политики как системы действий по реализации государством своих социальных функций позволяет детализировать анализ целей, институтов и механизмов социальной политики и создаёт предпосылки для управления национальной социальной сферой.

И наконец, самым важным я считаю вывод о том, что практически одновременное, в течение менее двух десятков лет, возникновение атрибутов социального государства в разных странах, с весьма различным уровнем общественно-экономического и политического развития свидетельствует о том, что социальное государство является продуктом не специфических условий отдельно взятой страны и социальных революций, а итогом цивилизационного развития.

 

Список  используемой литературы:

 

  1. Бочаров М.А. Оплата труда: социально-экономический и правовой аспекты. Краснодар, Кубанский Государственный Университет. 1997 г
  2. Социально-ориентированные функции государства и регионов в контексте развития основ российского федерализма. М., Институт экономики РАН. 1998 г.
  3. Социальная политика: территориальный аспект. // Человек и труд. 2000. №4.
  4. Вебер М. Избранные произведения. М., Политиздат. 1990 г.
  5. Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и её историческая эволюция. М., Институт социологии РАН 1995 г
  6. Роик В.Д. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России: взгляд в XXI век. // Человек и труд. 2000. №2.
  7. Социальное государство. Краткий словарь - справочник. М., «АТиСО». 2002 г.
  8. Современная западная социология. Словарь. М., Политическая литература. 1990 г.
  9. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. М., Экономика, 1999 г.
  10. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М. 1996 г.; Социальные императивы постиндустриализма. М., Институт экономики РАН. 1998 г.
  11. Рубин Ю., Юрьев Т. О вузовском курсе «социальной рыночной экономики». // Российский экономический журнал. 1996. № 7.
  12. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М. 1993 г.
  13. Коробов СЕ. Социальная функция государства. // Автореферат Дисс. канд. юрид. наук. М. 2000 г.
  14. Халипов В.Ф. Власть. М., Республика. 1997 г.
  15. Abendrot W., Lenk К. Einfuhrung in die Politische Wissenschaft Mtinchen. 1971.
  16. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. М., Политиздат. 1978. Т. 23.
  17. Ленин В .И. Полное собрание сочинений. т.З 9.
  18. Конвенция 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» МОТ. 1962 г.
  19. Современная экономика труда. М, НИИ Труда, Финстатинформ. 2001 г.
  20. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., НОРМА. 1998 г.
  21. Политология. Энциклопедический словарь. М., изд-во «Publishers». 1993 г.
  22. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. М., Политиздат. 1978. Т. 1.
  23. Социальная политика: Парадигмы и приоритеты. М., изд - во МГСУ «Союз». 2000 г.
  24. Социальная политика. Толковый словарь. М., изд - во РАГС. 2002 г.
  25. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель. // Социально - гуманитарные знания. 2000 г. № 2.
  26. Социальное государство. Краткий словарь - справочник. М., АТиСО. 2002 г.
  27. Социальная политика. Толковый словарь. М., изд - во РАГС. 2002 г.
  28. Политаев П.П. К вопросу о понятии «социальное государство» // Социальное государство: мировой опыт и реалии России. М., АТиСО. 2001

1 Политаев П.П. К вопросу о понятии «социальное государство» // Социальное государство: мировой опыт и реалии России. М., АТиСО. 2001 г. стр. 134

2 тамже. стр. 135

3 Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель. // Социально - гуманитарные знания. 2000 г. № 2. стр. 18

4 Социальная политика: Парадигмы и приоритеты. М., изд - во МГСУ «Союз». 2000 г. стр. 5

5 Социальное государство. Краткий словарь - справочник. М., АТиСО. 2002 г. стр.207

6 Социальная политика. Толковый словарь. М., изд - во РАГС. 2002 г. стр. 395

7 Социальная политика: Парадигмы и приоритеты. М., изд - во МГСУ «Союз». 2000 г. стр. 44

8 Социальная политика. Толковый словарь. М., изд - во РАГС. 2002 г. стр. 395

9 Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., НОРМА. 1998 г. стр. 36

10 Политология. Энциклопедический словарь. М., изд-во «Publishers». 1993 г. стр. 65

11 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. М., Политиздат. 1978. Т. 1. стр. 141

12 Ленин В .И. Полное собрание сочинений. т.З 9. стр. 75

13 Конвенция 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» МОТ. 1962 г. ст. I и II

14 Современная экономика труда. М, НИИ Труда, Финстатинформ. 2001 г. с Л. 5

15 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. М., Политиздат. 1978. Т. 23. стр. 94

16 Abendrot W., Lenk К. Einfuhrung in die Politische Wissenschaft Mtinchen. 1971. s. 86

17 Халипов В.Ф. Власть. М., Республика. 1997 г. стр. 354

18 Наклонов Д. Н., Резник Ю. М., Роик В. Д.

19 Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М. 1993 г. стр. 40 - 41

20 Коробов СЕ. Социальная функция государства. // Автореферат Дисс. канд. юрид. наук. М. 2000 г. стр. 6

21 Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М. 1996 г.; Социальные императивы постиндустриализма. М., Институт экономики РАН. 1998 г.

22 Рубин Ю., Юрьев Т. О вузовском курсе «социальной рыночной экономики». // Российский экономический журнал. 1996. № 7. стр. 91

23 Современная западная социология. Словарь. М., Политическая литература. 1990 г. стр. 1086

24 Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. М., Экономика, 1999 г.

25 Социальное государство. Краткий словарь - справочник. М., «АТиСО». 2002 г. стр. 62

26 Вебер М. Избранные произведения. М., Политиздат. 1990 г.; Витюк В. В. Становление идеи гражданского общества и её историческая эволюция. М., Институт социологии РАН 1995 г.

27 РоикВ.Д. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России: взгляд в XXI век. // Человек и труд. 2000. №2. стр. 26

28 Социальная политика: территориальный аспект. // Человек и труд. 2000. №4. стр. 36

29 Социально-ориентированные функции государства и регионов в контексте развития основ российского федерализма. М., Институт экономики РАН. 1998 г. стр. 29

Информация о работе Социальная политика социального государства