Социальная политика социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

По-моему, именно недопонимание природы социального государства, его политики и приводит к кризису политико-экономических действий. Вместе с этим, данная тема исследования является также и утилитарной, поскольку представления о социальной политике социального государства дают ответы на вопросы о соотношении экономических и социальных факторов в цельной функциональной социально-экономической системе и могут предсказывать стоимость социальных издержек для экономики и их роли в общеэкономическом развитии страны и так далее.

Содержание работы

Введение 3
Определение 3
Роль социальной политики, её задачи и их реализация 4
Функции социального государства 6
Возникновение государства как социально-экономической системы 6
Источники социальной политики государства 8
Влияние социальной политики на развитие экономических функций 9
Функции социального государства 10
Развитие концепта «социальное государство» 10
Признаки социального государства 11
Факторы, влияющие на возникновение социального государства 12
Либеральная основа социального государства 12
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ 13
Социальное рыночное хозяйство социального государства 14
Теория социальных прав 15
Роль и место гражданского общества в построении социального государства 18
Концепция социальной политики Российской Федерации 19
Социальные стандарты и уровень жизни 21
Политика доходов и реформа оплаты труда 23
Страховых принципы 25
Формирование рынка труда и занятости 27
Заключение 28

Файлы: 1 файл

реферат_макра.docx

— 116.81 Кб (Скачать файл)

Основой содержания справедливости, начиная с Аристотеля, является выделение  двух её типов - коммутативной и распределительной.

Коммутативная справедливость заключается  в формальном равенстве прав. Она основана на принципе взаимности и соответствует максиме «воздать каждому по заслугам». Особое значение в социальной политике занимает распределительная справедливость. Наиболее известный современный исследователь в этой области Дж.Ролз так определяет распределительную справедливость: «все социальные ценности - свобода и возможности, доход и состояние, основание чувства собственного достоинства - должны распределяться поровну, за исключением тех случаев, когда неравное распределение какой-либо или всех этих ценностей осуществляется ко всеобщей выгоде»25.

В отличие от коммутативной справедливости распределительная справедливость не может быть реализована без вмешательства внешней силы.

По сути, современные тенденции  модернизации социальной политики во многих странах, переход к либеральному социальному государству есть победа коммутативной справедливости над распределительной справедливости.

В свою очередь идеи коммутативной  справедливости приходят в противоречие с принципом равенства. Природные  различия людей, порождающие исходное неравенство, не могут быть полностью компенсированы равенством возможностей. Конфликт между двумя видами справедливости в практической жизни требует гибкого сосуществования коммутативной и распределительной справедливости в рамках государственной социальной политики. В этом случае государство берет на себя функцию реализации различных видов справедливости. И эту функцию может взять на себя только социальное государство.

Таким образом, через социальное государство  реализуется как естественное социальное право распределительная справедливость и происходит разрешение конфликтов в обществе, порождаемых противоречиями между коммутативной и распределительной справедливостью.

Как следует из вышеприведённого анализа, одним из главных положений современного состояния социальных прав является взаимообусловленность различного вида социальных прав и организация их в систему. Только социальное государство в силу своих специфических свойств делает возможным преодоление противопоставления формальных прав реальным правам, прав социальных и политических. Практическая реализация данных прав связана с повышением роли государства в компенсации асимметрии возникающих отношений. Оно не просто берет на себя дополнительные обязательства по удовлетворению социальных потребностей и созданию условий для обеспечения социальных прав, но и становится необходимым условием их реализации.

Роль и место  гражданского общества в построении социального государства

Одним из наиболее значимых последствий  либеральной основы государства является идея гражданского общества, основанная на представлениях об естественных неотъемлемых правах человека и ответственности государства за обеспечение этих прав. Идея индивидуальной свободы, непосредственно вытекающая из представлений о естественных правах человека, стала основой представлений о государстве, как гражданско-правовом субъекте.26

Главной функцией гражданского общества становится опосредованность взаимоотношений личности и государства. В этом качестве это единственный механизм, защищающий интересы всех граждан. Его институты обеспечивают защиту частных интересов каждого через влияние на власть и контроль за властью. Это и есть функция гражданского общества. По отношению к личности и социальным группам гражданское общество выполняет функции самоидентификации, защиты, легализации, и общественной институционализации.

Гражданское общество выступает как форма развития демократии, обеспечивающая учёт потребностей меньшинства, посредством множества институтов гражданского общества, стихийно или целенаправленно возникших общественных организаций. Институты всегда находятся в состоянии диалога с властью. Это и благоприятное взаимодействие, но и исходя из природы гражданского общества, взаимная оппозиция. Для социального государства такие отношения выступают условиями развития его социальных функций и фактор эффективности социальной политики, ведь благополучие общества полностью зависит от активности гражданских институтов.

Как указывает В. Роик, в результате повышения уровня социальной самоорганизации общества происходит «расширение функций государства с учётом возрастающей дифференциации интересов различных слоёв общества; передача большей части функций, выполняемых государством, структурам гражданского общества; повышение самоответственности граждан путём развития личного страхования жизни, дополнительных пенсий и т.д.»27.

Требования гражданских институтов задают динамику социального государства, играют развивающую роль, именно гражданское общество является механизмом дальнейшего развития функциональной структуры развитых форм социального государства.

Концепция социальной политики Российской Федерации

Основой формирования и  развития социального государства  в Российской Федерации среди  других факторов является структура  самого государства, так как Россия является самой много субъектной федерацией в мире. Глубокие социально-экономические и даже культурные различия между регионами России затрудняют реализацию единой государственной социальной политики.

Функции федерального уровня власти по решению социальных вопросов определены в Федеральном Конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» (1997г.). Система социальной защиты населения государством на федеральном уровне включает в себя четыре главных направления:

• государственная социальная помощь на основе предоставления социальных пособий, льгот и компенсаций;

  • пенсионное обеспечение;
  • социальное обслуживание;
  • социальная защита отдельных категорий населения (семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, некоторые другие категории). Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики, устанавливают единую систему государственных минимальных социальных стандартов, разрабатывают федеральные целевые социальные программы, принимают меры по их реализации и определяют источники финансирования. Так же и на субъектном уровне.

К сожалению, существенная дифференциация доходов по географическому признаку, разная доступность социальной поддержки не просто нарушают существующие конституционные принципы, но делают невозможным прогрессивное развитие государства и повышение эффективности его социальной политики. И получается, что большинство основных принципов социального государства существенно деформируются без принятия во внимание территориальных особенностей.

Еще одной важной проблемой регионализации социальной политики является то, что  необходимые средства, как показывает С. Артаболевский, «чаще всего концентрируются в столицах, административных центрах республик и областей, не доходя до муниципального уровня»28, где только и возможен учёт действительного положения объектов социальной поддержки.

Разные уровни развития регионов ставят вопрос о единых правах дотирования регионов. Большое значение здесь смогли бы сыграть единые социальные нормативы, как попытка объективной оценки положения дел на территории. Ведь цель государства - обеспечение конституционных прав населения на всей территории страны, посредством решения поставленных задач.

Среди задач в социальной сфере  в качестве основных можно выделить:

  1. обеспечение и гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;
  2. улучшение демографической ситуации, снижение детской смертности и смертности граждан в трудоспособном возрасте;
  3. финансовое обеспечение прожиточного минимума;
  4. распределение полномочий между различными уровнями государственной власти, необходимых для исполнения ими своих социальных функций;
  5. обеспечение справедливого распределения доходов и уменьшения их географической дифференциации;
  6. упорядочение действующей системы льгот и компенсаций на основе закрепления соответствующей финансовой ответственности.

Также при условии асимметричной федерации, которой является Россия, построение социального государства неминуемо должно следовать ряду принципов, которыми являются:

  • распределение и законодательное оформление социальных функций по разным уровням государственного управления;
  • передача максимального набора социальных функций государства на уровень местного самоуправления;
  • распределение консолидированного социального бюджета между структурными уровнями власти в соответствии с распределённой ответственностью по реализации социальных функций и нормативами федеральных гарантий;

• законодательное установление государственных социальных - минимальных стандартов;

  • закрепление за федеральными органами государственной власти ответственности за установление федеральных социальных нормативов и их достижение;
  • создание необходимых экономических и административных предпосылок к выравниванию социальных и экономических условий всех регионов;
  • исходить из того, что «модель асимметричной федерации продуцирует не различие коренных прав человека и гражданина на территории тех или иных субъектов Российской Федерации, а лишь различные экономико-правовые механизмы их обеспечения»29.

Социальные стандарты и уровень жизни

Наряду с качественными  характеристиками социального государства  существуют и количественные индикаторы выраженности его свойств, к ним  относятся стандарты. Они имеют не только сравнительное значение, но и являются ориентирами качественного развития.

Одним из наиболее используемых интегральных количественных показателей является принятый в системе ООН индекс развития человеческого потенциала. В нем суммарно оценивается уровень здоровья и продолжительности жизни, уровень грамотности взрослого населения и охват населения учебными заведениями, ВВП на душу населения. Он служит показателем для международного сопоставления уровня и качества жизни населения. В России он иногда применяется для межрегиональных сопоставлений. В течение последних лет среди 174 стран мира Россия занимает устойчивое 67-71 место.

Также в практике социального управления большое значение играют конкретные индикаторы развития отдельных составляющих социальной сферы. К таким индикаторам, прежде всего, следует отнести: прожиточный минимум, среднедушевой доход; размеры социальных выплат, пенсий, стипендий, заработной платы, ИПЦ, дефлятор, уровень безработицы, коэффициент Джини (соотношение децилей наиболее и наименее обеспеченного населения), минимальная заработная плата, первый разряд единой тарифной сетки (ETC), пенсионный возраст, суммарные платежи в государственные социальные фонды и доля коммунальных платежей по отношению к суммарным доходам. Этот список можно было бы существенно расширить, поскольку, каждое направление социальной политики может быть конкретизировано более частными элементами.

Существует принципиальная разница, между использованием в качестве стандартов технических характеристик или сущностных социальных показателей.

Интегральным  показателем уровня социального  развития государства является уровень  жизни населения. Его динамика отражает не только вектор социального развития государства и эффективность социально-экономической политики, но и качественные характеристики социально-экономического положения в настоящий момент. Для его выявления существует ряд объективных показателей, которые позволяют определить перспективу проводимой политики, иерархию целей и условия их реализации – к ним относятся: численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (ПМ), соотношение реальных доходов населения с прожиточным минимумом или «покупательная способность» (ПС). Применение этих показателей даёт возможность определить реальный уровень жизни населения и реальный уровень денежных доходов.

Для повышения уровня и качества жизни необходимо обеспечить практическую реализацию минимальных социальных гарантий; поддержание и подъем уровня жизни; сдерживание инфляции; уменьшение дифференциации доходов населения; стимулирование потребительского рынка «средних слоёв» населения; стимулирование развития рынка жилья; поддержка отечественных товаропроизводителей в области потребительских продуктов и услуг и повышение реальной цены рабочей силы.

 

Политика доходов  и реформа оплаты труда

Основой общественного  распределения, как главной социальной функции государства является распределение и использование результатов труда. Отношение труда и капитала является исходной точкой экономической и социальной политики государства.

Оплата труда выступает, как основной фактор в системе  доходов, источник социальных выплат и регулятор покупательной способности людей, определяющий совокупный спрос. Заработная плата является неотъемлемым элементом социально-экономической политики государства, главным источником повышения благосостояния работника. С развитием рынка её роль как главного источника удовлетворения потребностей человека возрастает, так как масштабы социальных гарантий, предоставляемых через общественные фонды, сокращаются. Следовательно, политика в области труда и заработной платы является неотъемлемым и одним из важнейших элементов социально-экономической политики государства.

Если  же произойдёт снижение заработной платы, то это станет острой проблемой , причинами  же этому могут стать:

    1. снижение объёма производства валового внутреннего продукта;

Информация о работе Социальная политика социального государства