Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:17, реферат
По-моему, именно недопонимание природы социального государства, его политики и приводит к кризису политико-экономических действий. Вместе с этим, данная тема исследования является также и утилитарной, поскольку представления о социальной политике социального государства дают ответы на вопросы о соотношении экономических и социальных факторов в цельной функциональной социально-экономической системе и могут предсказывать стоимость социальных издержек для экономики и их роли в общеэкономическом развитии страны и так далее.
Введение 3
Определение 3
Роль социальной политики, её задачи и их реализация 4
Функции социального государства 6
Возникновение государства как социально-экономической системы 6
Источники социальной политики государства 8
Влияние социальной политики на развитие экономических функций 9
Функции социального государства 10
Развитие концепта «социальное государство» 10
Признаки социального государства 11
Факторы, влияющие на возникновение социального государства 12
Либеральная основа социального государства 12
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ 13
Социальное рыночное хозяйство социального государства 14
Теория социальных прав 15
Роль и место гражданского общества в построении социального государства 18
Концепция социальной политики Российской Федерации 19
Социальные стандарты и уровень жизни 21
Политика доходов и реформа оплаты труда 23
Страховых принципы 25
Формирование рынка труда и занятости 27
Заключение 28
В итоге можно сказать, что любые функции государства в самом общем понимании социальны, и любое государство социально, поскольку в конечном счёте является полезным для человека.
Исторически “первичная экономическая функция” в ходе развития государства начинает охватывать всё новые сферы, подчинять себе другие функции. Экономическая функция становится непременной составляющей практически всех функциональных систем современного государства. И в итоге, правомерно сказать, что развитие государства идёт прежде всего через развитие его экономических функций и ими определяется. И вместе с экономической, социальные функции с развитием государственности начинают конкретизироваться, реализовываться и входить во многие функциональные системы.
И так, можно сказать, что в основе социальных целей государства лежит экономическая переменная, определяющая всю государственную систему.
Изначально сущность экономического и социального различна. Социальное выступает как «полезность», имеющая общественную природу, а экономическое является механизмом удовлетворения объективных потребностей в процессе общественного труда, выступающее как механизм реализации социальных целей. Можно описать их отношения как связкой «цель-средство». А рост значения социальной политики напрямую связан с определяющей ролью человеческого фактора в современном производстве.
Социальные функции государства как таковые, появляются на довольно поздних стадиях эволюционного развития. Предполагаемые социальные задачи, которые являются основой возникновения феномена государства и нацелены на удовлетворение основных жизненно важных потребностей людей в безопасности, гарантиях выживания и благоприятных экономических условиях, реализуются широким рядом способов, модернизирующихся в процессе цивилизационного развития. При этом социальные функции присутствуют на всех этапах развития, и с каждым этапом нарастает их влияние и количество в функциональных системах государства.
К середине XIX в. повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что появилась необходимость в фиксации возникшего нового качества государства. Такой фиксацией стало понятие «социальное государство», введённое в науку в 1850 г. Лоренцам фон Штайн. Согласно нему, главная цель государства - экономический и социальный прогресс.
Появление у государства социальных особых функций стало не только новым способом удовлетворения социальных потребностей общества, но и привело к резкому возрастанию данных потребностей. Признание за социальным государством правовой основы стало важным шагом и означало, что социальные функции стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства и что произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству.
А в 1930-ом году, Г. Геллер дал официальное определение социального государства как правового, центральной идеей которого было акцентирование прав гражданина на социальные гарантии со стороны государства, и это означало укоренение нового, социального качества государства. И понятия справедливости, равенства, солидарности, прав и обязанностей личности и общества получили формальное закрепление, и стали основой дальнейшей эволюции государственных социальных функций.
А теперь рассмотрим характеристику социального государства через перечень его признаков:
Первый признак - доступность социальной поддержки государства всем членам общества. Самая главная и важная идея - предоставлять всем гражданам доступ к наиболее большим выплатам;
Второй признак - правовая природа осуществления социальной политики государства - право осуществлять контроль и регулирование социальных процессов. Подчёркивая правовую природу социального государства, нельзя обойти вопрос об источнике данного права, в этом смысле оно уникально, поскольку только оно опирается на естественные права человека в труде, достойной жизни и социальной защите. Эта правовая функция социального государства проявляется в социальных правах граждан и социальной ответственности государства.
Третий признак - наличие бюджетных социальных выплат в социальном государстве.
Четвёртый признак - наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости:
• «Социальное государство выражается в структуре, открытой власти, оно находит своё выражение в наличии или становлении государственно гарантированной и регулируемой системы социального обеспечения, имеющей целью достижение ... минимального уровня жизни и снижение социального риска работающим»16.
Пятый - признание социальным государством ответственности за уровень благосостояния своих граждан:
«Социальное государство - государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, оно призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»17.
Так же в современное время из-за большой роли гражданского общества в реализации социальных целей, выделяется шестой признак - наличие в социальном государстве институтов гражданского общества18.
Возникновение и реализация идеи социального государства зависит от условий внутреннего развития, основывающихся на объективных процессах эволюции цивилизации. В то же время не следует забывать, что наряду с понятием «социальное государство» существуют и другие теоретические интерпретации, объясняющие ту же самую реальность. Одним из них является понятие «либеральное государство» и идеи либерализма. На всем протяжении развития идея социального государства соотносилась, а чаще противопоставлялась либеральной идеи.
Краеугольным принципом
Одно из существенных противоречий либеральной и социальной парадигм лежит в отношениях «индивид – государство». Для либералов человек находится вне государства, а для социалистического подхода характерно отождествление человека и государства в их целях и способах реализации этих целей. Говоря словами И. Ильина: «... государство не есть какая-то отвлечённость, носящаяся над гражданином. Государство находится не «там где-то» вне нас, нет оно живёт в нас, в виде нас самих, ибо мы, живые человеческие личности, мы есть его «части»19.
Сложившиеся либеральная и социальная идеологии стали основаниями двух различных подходов к объяснению одних и тех же явлений.
Либерализму мы обязаны современным принципом разделения властей, независимым судом и многим другим механизмами, призванным гарантировать свободу человека от посягательств на неё со стороны власти. Исходя из природной свободы личности, в контексте данной доктрины была создана современная система гражданских прав и обеспечивающих их институтов, без чего не возникла бы идея социальных прав и не было бы гражданского общества. Либеральная идея не просто была одной из предпосылок возникновения идеи социального государства, но и одним из источников его развития. Некоторые учёные считают, что «в определённой степени социальное государство есть результат противоборства и синтеза государства, основанного на либерально-демократических ценностях, и государства социалистического, провозгласившего обеспечение прав на достойное существование граждан главным направлением своей деятельности»20.
Реализация либеральных
Абсолютно логично, что такой концепт как социальное государство, прочно связан с понятием социально ориентированной экономики, поскольку особо-ориентированная социальная деятельность экономических процессов является важным условием существования социального государства.
Что касаемо России, то эта концепция стала популярной в условиях перестройки21.
При создании
государственной
Социальная рыночная экономика - это «особая высокоразвитая форма рыночной экономики. Она позволяет наиболее полно сочетать принцип свободного рыночного хозяйствования с принципом социальной справедливости, «социального выравнивания». Цель функционирования «социальной рыночной экономики» сводится к тому, чтобы на основе конкурентного хозяйства соединить свободу и инициативу с социальным прогрессом, обеспеченным рыночными методами хозяйствования»22.
В условиях социально ориентированной экономики государство берет на себя такие важные для рынка функции, как формирование потребительского спроса, обеспечение прямого и опосредованного госзаказа и обеспечение конкуренции и предотвращение кризисов и конфликтов.
Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что государство передает экономике ряд своих социальных функций и реализует посредством её ряд общественно значимых целей, т. е. социально ориентированная экономика является формой проявления социального государства.
Однако идея социальных прав, представленная концептами свободы, равенства, справедливости, солидарности, являющаяся краеугольным камнем современного общества, выходит за рамки какой-либо одной политической теории и в той или иной степени присутствует в любых моделях общественного устройства.
Они имеют разную направленность, что может приводить даже к их противопоставлению друг другу. В то же время равенство и справедливость, начиная с нового времени, чаще всего выступают в единстве, в виде выражений «равенство, один из основных идеалов справедливого общественного устройства»23.
Равенство перед законом, равенство по отношению к средствам производства, социальное равенство - эта последовательность фиксирует развитие не одного понятия, а совершенно разных её видов, каждый из которых связан со своей моделью общества и характеризует совершенно разные типы отношений личность -общество. Различное содержание фиксирует четыре типа равенства: равенство людей, равенство возможностей при достижении целей, равенство условий и фактическое равенство24.
Равенство возможностей, определённое как право людей независимо от расы, пола или возраста участвовать в открытом соревновании в обществе и иметь социальные достижения в соответствии со своим личным желанием, формирует принцип личной ответственности человека за свою жизнь. А широкая практика реализации «равенства возможностей» приводит к развитию неравенства в обществе, когда возникает и воспроизводится преимущество одних страт над другими - дети банкиров становятся банкирами, а дети рабочих - рабочими. Государство законодательно устанавливает равенство условий, единые культурные и образовательные критерии и берет на себя ответственность за экономическое обеспечение равных условий. Одним из проявлений такого обеспечения - дискриминация отдельных успешных социальных групп в пользу менее эффективных - обязательства по приёму на работу инвалидов, женщин, афроамериканцев и пр.
Существенные изменения с течением времени претерпели и представления о справедливости. Будучи фундаментальным понятием этики и политической философии, справедливость отражает исторически меняющиеся представления об отношениях между правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием и т.п.
Информация о работе Социальная политика социального государства