Социальная политика в рыночной экономике и ее особенности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Главная задача социальной политики на сегодняшний день – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике.
Это предполагает:
- поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами;
- создание условий для улучшения жилищных условий граждан;
- развитие сферы бюджетных услуг для населения и удовлетворение его спроса на качество товаров и/или услуг;
- расширение материальной базы на укрепление здоровья населения, его образования и культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 8
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 8
2.2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 19
3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика.docx

— 71.74 Кб (Скачать файл)

Вначале прошлых преобразований предполагалось, что разумное использование  имеющихся ресурсов, а также ресурсов, полученных в процессе преобразований, например доходы от приватизации, позволят организовать адресную помощь наименее защищенным группам населения. Но видимо это желание было лишь на бумаге и не в сердцах и душах перестроичного правительства, раз бросали всю  страну, все категории граждан  в т.ч. и тех, кто нуждался в  соцобеспечении, на произвол судьбы. Весь народ должен был рассчитывать только на свою предприимчивость, при абсолютно  незнакомой им рыночной экономикой в  период перестройки. Постепенно осуществляя  реформы, предполагалось усиливать  их социальную направленность, выводя социальную политику на те параметры, которые свойственны социальной политике, реализуемой в США. При  этом не учитывались анализы аналитиков о развитии рыночных отношений, которые  уже тогда увидели, что развитые страны идут в верном направлении  социализма. В качестве одной из наиболее важных задач рассматривалось  формирование в России “среднего  класса”, который бы являлся основной социальной базой устойчивого развития, рыночной экономики, гражданского общества и правового государства. Но абсолютная экономическая безграмотность того правительства, привела к очевидному результату, который заранее предвидели экономисты, аналитики, политологи и  др. представители образованного  населения – те реформы постсоветского общества, которые стали проводить, лишь продемонстрировали утопизм и  необоснованность этих планов. Реальная социальная политика, осуществляющаяся в современной России, характеризуется, к сожалению, лишь фрагментарностью; отсутствие целей, реализация которых поддерживалась бы материальными средствами, усиливание неопределенности в выборе приоритетов, способов их воплощения в реальную практику. До сих пор отсутствует координация подходов к экономической и социальной политике. Государство пока не способно задействовать весь потенциал социальной политики как одного из средств экономического подъёма страны. Государственная власть в основном рассматривает систему социальной защиты населения как некий “балласт”, который ограничивает использование ресурсного потенциала в целях, недоступных пониманию простого народа. Власть всегда стремится минимизировать свои обязательства перед обществом в социальной сфере, переложить всю ответственность и основные расходы в социальной сфере на регионы и самих граждан.

Яркий пример, реклама: хочешь пенсию в старости, начинай копить сам. Этими установками пронизаны  все последние проекты социальных преобразований: пенсионной системы, жилищно-коммунального  хозяйства, систем образования и  здравоохранения. В итоге это  привело к появлению дезинтеграции  общества и государства, разрыву  социальных связей, к глубокому социально-экономическому кризису, обесценению капитала. Сегодня  по параметрам человеческого капитала Россия находится на 33-м, а человеческого  развития – на 62-м местах в мировых  рейтингах. И с каждым годом Россия опускается в этих списках все  ниже и ниже. Критическим является положение в области здравоохранения  и демографии. Такое положение  дел для страны является неестественным.

Ведь Россия по территории и природным  ресурсам находится на первом месте  в мире, численности населения  – на шестом, по размерам ВВП –  на десятом, что дает ей возможность  претендовать на роль одного из лидеров  мирового сообщества. В основном это  связано с тем, что содержание либеральных преобразований в стране было сведено к минимуму - формированию рыночного уклада как основного, что обеспечивалось и обеспечивается с помощью гипертрофированной поддержки одного социального слоя – слоя крупных частных бизнесменов. Во всех других случаях поддерживается одна политическая установка на сокращение правовой и организационной роли государства в экономические и социальной сфере жизни общества. Иными словами: государство отошло от “защиты интересов трудящихся” т.е. основной массы населения, к “защите интересов капитала” - не превышающего 15% от численности всего населения страны. Такое положение дел привело к потере важных государственных функций в социальной сфере – к потере социально сбалансированного учета интересов всех основных социальных категорий, накопление необходимых финансовых ресурсов для перераспределения средств, регулирования сферы труда, здравоохранения, образования. Ни одно государство в мире никогда не отдаст все ключевые позиции экономике и др. секторах, на частное преобладание этих 15% олигархов. И ни одно государство в мире не обворовывает своё население так открыто и в таком объёме. В итоге большая часть населения России не только не обрело достойного уровня и качества жизни, но и лишилось даже каких-нибудь позитивных перспектив в будущем. Маргинализация и социальная деградация, ухудшение качества образования стали привычными явлениями. В результате обширный слой высококлассных специалистов резко сократился. Дело в том, спад производства и массовая безработица, ведущая к потери квалификации работников, их эмиграция за границу, и от своих профессий вследствие катастрофического сокращения реальных доходов. Доходы основной массы работников в России сократились в 90-е годы до очень низкого и зачастую недопустимого уровня, который не обеспечивал даже простое питание населения. Во времена перестройки Россия потеряла тысячи человек и десятки тысяч просто не родились. Такое положение дел является одной из основных причин демографического кризиса России. [5. c.222]

По оценкам ученых, при  сохранении нынешних тенденций работоспособности  экономики и дальнейшем усилении неравномерного развития производительных сил, дифференциация заработной платы  и доходов населения в ближайшие  три-четыре года снова возрастёт. Это  усилит антагонизм в обществе. И, при  сохранении нынешнего уровня распределения  доходов основная масса граждан  просто не в состоянии будет оплачивать полную стоимость ни жилищно-коммунальных услуг, ни образования, ни медицинского обслуживания. Кстати, из-за ежегодного уменьшения бюджетных мест в ВУЗах, растёт количество людей, у которых  нет возможности оплатить астрономические  суммы за обучение. И это вдёт к тому, что в России уменьшается  количество образованных людей и  увеличивается количество человек  без образования. Эта тенденция  сохраняется и усиливается на протяжении многих лет. И тут возникает  вывод, если государство за 10 лет  не соизволило принять меры по увеличению количества человек с высшим образованием, значит, в интересах государства  иметь необразованных австралопитеков. Об этом говорит и ухудшение качества образования.

Избавится от этого негатива можно лишь применяя системные меры по радикальной реформации социальной сферы. Можно принять следующие  меры:

1. нужно выбрать социальную  модель государства, которая бы  охватывала все значимые секторы  социальной сферы.

2. для работоспособного  населения: создать институт достойной  заработной платы, который бы  обеспечивал работнику и членам  его семьи приемлемые уровень  и качество жизни. Размер МРОТ  необходимо приблизить к значению  не ниже 40% средней заработной  платы по стране. Сама же заработная  плата должна быть не менее  пятикратной величины прожиточного  минимума

3. для пенсионеров:создать  институт пенсионного страхования,  который бы обеспечивал наемным  работникам возможность заработать  пенсию не менее 50-60% их заработной  платы. 

4. для всех категорий  граждан: бесплатное оказание  медицинской помощи в рамках  базовой программы государственного  здравоохранения и медицинского  страхования.

5. для всех категорий  граждан: бесплатное получение  среднего и высшего профессионального  образования.

6. государственные расходы  на социальные цели нужно законодательно  обосновать на уровне не ниже  минимальных стандартов, рекомендованных  конвенциями и рекомендациями  МОТ, Копенгагенской декларацией  о социальном развитии (1995 г.) [2], Европейской социальной хартией, подписанной же Россией в 2000 году.

7. Необходимо разработать  общую программу развития систем  образования, здравоохранения и  жилищно-коммунальной сферы.

Основная цель подготовки социальной программы состоит в: разработке одного единственного основополагающего  документа, который бы определял  основы социальной политики как многоуровневой, многосубъектной и многообъектной системы. Она должна охватывать все  сферы жизни общества: от разработки долгосрочных программ развития страны и составления федеральных бюджетов до отношений между работодателями и работниками, и обеспечивать права  и приоритеты для реализации и  развития интересов личности, семьи, коллектива и других социальных объектов.

Перемены в социальной политике были положены Путиным В.В.

По его словам, главные  достижения социальной политики с 2000 года – это рост реальных доходов населения  и сокращение масштабов бедности. Но эти оценки были сделаны по общим  данным страны, и в неё входят статистические данные мегаполисов, в  небольших же городах положение  нисколько не улучшилось, а в сёлах  так и вообще ухудшилось. Но всё-таки это начало пути. Нужно продолжать работу в данном направлении и  обратить особое внимание на уменьшение большого разрыва в доходах между  бедными и богатыми. О комплексах таких мер ещё даже не говорилось, оно и понятно, ведь к сверхбогатым людям у нас относятся и  депутаты, которые принимают решения только в свою пользу. Единственное что нам добавляют, так это количество налогов, интересно в каком году мы будет платить налог за пользование (читай «аренду») воздухом? И будут ли приняты меры для его очистки? Возможно, ответ на этот вопрос лежит на поверхности, если мы платим налоги за дороги, которые тоже будут платными, а дорог как не было, так и нет.

Должна быть продолжена работа по приоритетным социальным проектам в области здравоохранения, образования, жилья и аграрного сектора  экономики, а также по решению  демографических проблем.

Приоритетные социальные проекты должны рассматриваются  Президентом как инвестиции в  человека. Они должны быть нацелены на ориентацию бюджетных расходов на конечный результат, создание инновационных  технологий (помимо нанотехнологий), и  призваны объединять усилия и ресурсы  федерального центра, субъектов Федерации, бизнеса и общественности в решении  социальных нужд.

Их реализация уже дала первые положительные результаты. Поручение  Президента по распространению опыта  поддержки инновационных вузов  на основе конкурсного отбора, как  и распределение госзаказов на исследования на основе открытых конкурсов - еще  один шаг, который должен был стать  ориентирующим науку, промышленность, власть и общество на построение экономики  знаний. Но, к сожалению, в науке  это коснулось только нанотехнологий, а все остальные изобретения, либо игнорируют, либо отказываются от них. Отмечено небольшое повышение  рождаемости и сокращение смертности населения в стране как первые результаты выполнения проектов «Здоровье» и «Демография».

Президентом предложена существенная корректировка функций и структуры  Стабилизационного фонда, который  должен стать Фондом национального  благосостояния. Его ресурсы должны использоваться на поддержание макроэкономической стабильности, борьбу с инфляцией, реализацию новых масштабных социальных программ, на поддержку пенсионной системы.

Важнейшим приоритетом социальной политики в Послании на 2007 год названа  государственная поддержка культуры, русского языка, библиотечного дела.

По существу, речь идёт об ещё одном национальном проекте  развития российской культуры, без  которой невозможно духовное и нравственное возрождение страны, её будущее в  мировом культурном и геополитическом  пространстве.

Президентом предложено разработать  программу развития российских библиотек, которые станут подлинными культурными  центрами в регионах, в каждом поселении, в каждой школе. Предусматривается  создание Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, которая будет ресурсным  центром общероссийской библиотечной сети и объединит сеть областных  библиотек на основе использования  современных компьютерных технологий. В перспективе может быть создана  мировая библиотека на электронных  носителях.

Другая часть программы  – это создание Фонда русского языка – путь объединения соотечественников  в огромном числе стран мира.

Следует отметить, что Совет  Федерации неоднократно рассматривал вопросы межнациональных отношений, поддержки соотечественников и  необходимости усиления поддержки  русского языка и вносил предложения, которые нашли отражение в  Послании на 2007 год.

Последовательно проводя  взятый ранее курс на передачу полномочий с федерального уровня на региональный, Президент России поставил задачу передачи субъектам Российской Федерации  полномочий по охране и управлению памятниками культуры, что потребует  законодательной поддержки.

В Совете Федерации высказывалось  предложение о важности реализации приоритетного национального проекта  «Культура». Для гармоничного развития личности и общества культура и духовность важны не меньше, чем материальное благосостояние. Сохранение и дальнейшее развитие культурных традиций, гуманистических ценностей, культурного наследия народов России и единого культурного пространства страны, обеспечение условий для развития художественного образования и творчества, инновационной художественной деятельности являются базовыми факторами укрепления российской государственности, обеспечения преемственности поколений, обеспечения престижа России как страны великих культурных традиций.

Для стабильности и процветания  граждан России и российского  государства, отличающегося многообразием  этнических, религиозных и языковых различий, очень важна политика культурного  многообразия, учитывающая различия, отстаивающая множественность культур  и поддерживающая культурные свободы.

Инвестиции в культуру имеют не только огромное гуманитарное значение. Они являются вложениями в развитие человеческого капитала, способствующими инновационному развитию страны.

Ещё один приоритет социальной политики 2007 года – это разработка программы обеспечения доступности  жилья.

Путиным В.В. было предложено создать Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Это  предложение, содержавшееся в Послании на 2007 год, было реализовано в Федеральном  законе от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ.

В числе важных социальных приоритетов на ближайшую и среднесрочную  перспективу В.В. Путин выделил  необходимость решения проблемы повышения уровня пенсионного обеспечения, для чего за период 2007-2010 гг. необходимо повысить средний размер пенсий на 65%.

Отмечая, что за чертой бедности проживает значительное число пенсионеров  и не только их, Президент России поставил крупную задачу по существенному улучшению пенсионного обеспечения, особенно «северных» пенсий.

Информация о работе Социальная политика в рыночной экономике и ее особенности в РФ