Социальная политика в рыночной экономике и ее особенности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Главная задача социальной политики на сегодняшний день – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике.
Это предполагает:
- поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами;
- создание условий для улучшения жилищных условий граждан;
- развитие сферы бюджетных услуг для населения и удовлетворение его спроса на качество товаров и/или услуг;
- расширение материальной базы на укрепление здоровья населения, его образования и культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 8
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 8
2.2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 19
3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика.docx

— 71.74 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, Российское государство  может стать действительно социальным, только если три его элемента –  эффективная экономика, сильная  власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных  субъектов трудовых отношений) –  будут постоянно и эффективно взаимодействовать.

В-третьих, коренная перестройка  всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:

- приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;

- солидарности, обусловленной взаимосвязностью и взаимоответственностью общества и его членов;

- оптимальной поддержки как непосредственно со стороны самого государства, так и со стороны свободных ассоциаций людей, способных во все большей степени брать на себя решение многих социальных задач.

В-четвертых, при разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный  и социально ориентированный  подход.

В-пятых, как показывает мировой  опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и  прогрессивное налогообложение  богатых.

Следует признать, что уровень  ожиданий и требований общества к  государству сегодня значительно  превышает его возможности. В  связи с эти особое значение приобретают  информационно-пропагандистское обеспечение  социальных реформ, постоянное разъяснение  гражданам изменившейся роли государства  в социально-экономической жизни  общества, конкретных параметров его  ответственности, разграничения функций  различных уровней власти в управлении социальной сферы; демонстрация политической и финансовой открытости государства.

Эффективная социальная политика не может быть не целостной: ни одну из ее задач нельзя отсечь или проигнорировать  без ущерба для развития страны. Однако целостность не только не отрицает, но и предлагает реализацию другого  принципа – выделение приоритетов  с учетом остроты социально-политическим проблем.

В рамках второго блока  проблем центральное внимание уделяется  двум взаимосвязанным аспектам –  политике занятости и политике доходов.

Важнейшее направление активной политики занятости – ускорение  адаптации населения к требованиям  рынка, развитие инфраструктуры рынка  труда, системы подготовки кадров и  т.д. На первый план выдвигаются проблемы совершенствования структуры занятости, диверсификация ее форм, способов реализации, недопущение массовой безработицы в масштабах России и постепенное оздоровление ситуации занятости в регионах, имеющих напряженность на рынке труда. Отсюда вытекает необходимость экспертизы всех федеральных целевых программ с точки зрения оценки их влияния на условия занятости по отраслям и в регионах.

Политика доходов включает в себя разработку мер, влияющих на формирование цены труда, ее динамику, отраслевую и региональную дифференциацию, в целях стимулирования роста  цены рабочей силы и заработной платы, обеспечение своевременной ее выплаты, ограничения чрезмерной ее дифференциации, сближения минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Например, средняя зарплата в промышленности в несколько раз ниже, чем пособие  по безработице в развитых странах, не говоря уже о зарплате бюджетников  и работников сельского хозяйства. Связь этого аспекта социальной политики с занятостью очевидна, поэтому  их следует решать одновременно[ 3, с. 44].

Необходимо четко осознать, что реальное управление трудовыми  отношениями и собственно трудом станет возможным только при соответствующем  развитии социального партнерства, а эффективность реализуемых  программ будет определяться совместными  действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских  структур.

Центр тяжести корректировки  реформ должен сместиться, с одной  стороны, на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, с другой, на обеспечение  реального приоритета отраслей социальной сферы (науки, образования, здравохранения, культуры), которые должны гарантировать  воспроизводство работника, способного своим трудом обеспечит достойный  уровень жизни.

Настоятельная необходимость  разработки принципиальных подходов к  решению проблем, относящихся к  третьему блоку, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть  россиян, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов. В рыночной экономике, как известно, основными регуляторами, обеспечивающими процессы воспроизводства, служат заработная плата и развитие системы социального страхования.

Представляется целесообразной дифференциация функционально ориентированных, взаимодополняющих институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:

- социальные гарантии, основанные  на принципах равенства возможностей, всеобщей доступности общенациональных  систем образования, здравоохранения  и социального страхования;

- социальную помощь наиболее  уязвимым и, в первую очередь  нетрудоспособным категориям населения.

- социальное страхование:  обязательное – всего активного  населения страны за счет взносов  работодателей и работников, добровольное  – части трудозанятого населения  в порядке личной инициативы  работников и работодателей [ 3 ].

В настоящее время в  России действует около тысячи различных  нормативных актов, предусматривающих  те или иные виды социальных льгот, пособий, дотаций и компенсационных  выплат для более чем 200 категорий  граждан (ветераны, инвалиды, дети, безработные, учащаяся молодежь и т.д.). Различные  доплаты получают почти 100 миллионов  человек из 148 миллионов человек, или около 70% жителей России, в  то время как доля действительно  нуждающихся не превышает 30% населения.

Действующая система льгот  и компенсаций крайне неэффективна. Значительная часть социальных трансфертов  используется на поддержку тех групп населения, доходы которых выше прожиточного минимума. В нуждающиеся семьи попадает менее 20% средств, направленных на финансирование социальных выплат. Поэтому при значительных бюджетных средств, направляемых на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, зачастую просто символична.

Таким образом, на фундаменте социальной доктрины с учетом сложившихся  в обществе проблем формируются  социальные стратегии на относительно продолжительный период времени, следование которым определяет текущую социальную политику. В любом случае, она  направлена на решение социальных проблем  и преодоление негативных явлений  в обществе. Их выявление, оценка актуальности и остроты воздействия на общественную жизнедеятельность населения, ранжирование по силе влияния являются исходным пунктом конструирования социальной политики, а затем и создания конкретных программ действия.

Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями  их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных  стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

В каком бы ракурсе мы не рассматривали социальную сферу  даже при самом широком толковании, достаточно четко выделяются две  острейшие интегральные проблемы, существенно  блокирующие происходящие в обществе экономические преобразования. Одна проблема – бедность населения во всех формах своего проявления – «зоны  бедности», «новые бедные», «экономическая бедность», «устойчивая бедность» - и глубокая поляризация общества. Вторая, не менее острая интегральная проблема – это разрушение отраслей социальной сферы, которые ориентированы  на удовлетворение настоятельных потребностей населения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня Россия находится в нелёгком социально-экономическом положении. Это обусловлено ее непростым и противоречивым процессом социального и исторического развития. Перед обществом стоят множество нерешенных проблем. Все проблемы противоречивы и многогранны. На первое место выдвигаются демографические и экологические проблемы, которые, порождены различного рода проблемами социального характера.

Существующие недостатки в социальной политике государства требуют немедленного решения. Потому что, от социальной благоустроенности зависит эффективность производства и благосостояние государства. Сначала должен быть создан приемлемый уровень жизни простым гражданам, т. е. среднему классу. Для социальной заботы о своих гражданах государство обязано выделить немаленькие финансовые инвестиции. Необходимо окончательно определить модель устройства социальной сферы. Ежегодно президент и главы обеих палат Федерального Собрания России обращаются с совместным социальным посланием к народу России, в котором содержатся основные положения социальной политики на текущий год. В этих посланиях сообщаются положения «Социальной доктрины» и «Социальной стратегии РФ», реализация которых позволит упорядочить взаимоотношения между социальными и экономическими решениями и действиями власти на всех уровнях управления. Но, зачастую, то, что правительство говорит, и то, что делает очень разные вещи. Особенно интересен момент, когда ради переименования милиции в полицию (и что это нам даёт?), государство в очередной раз закинуло социальные проблемы на самую дальнюю и тёмную полку своего бюрократического аппарата. И не скоро мы увидим хоть какие-то продвижения в социальной сфере, потому что главная социальная проблема в России, оказывается, (причём очень дорогая) это замена двух букв в названии силовой структуры. А вместо этого надо бы создать эффективную и гибкую систему приоритетов общественного развития, ускорить движение общества по пути социально-экономического прогресса. Для эффективной деятельности в формировании, реализации и контроле исполнения социальной политики должны участвовать в качестве субъектов все ветви и органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, общественные организации и общество в целом, работодатели и бизнес-сообщество. А, объектами социальной политики должны стать все категории и слои населения, общественные и территориальные организации и группы, а также отрасли социальной сферы.

Крупнейшим событием в сфере законодательного обеспечения социальной политики – это переход на трёхлетнее бюджетное планирование федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Принятие закона о федеральном бюджете на трёхлетний период позволяет выстроить среднесрочную стратегию повышения качества и уровня жизни россиян, полнее обеспечить реализацию конституционных социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Но из-за противоречивости социальной политики, из-за огромного расслаивания доходов населения, из-за игнорирования государством проблем основной массы населения, доверия к государству нет. Почему, когда правительство решало, куда деть пару миллиардов, не спросили у общественности об их основных нуждах? У нас всё-таки демократическое общество и не нужно забывать о роли народа в демократии, хотя, судя по всему большинство депутатов впервые слышат этот термин. Когда мы научимся взаимодействовать между собой.

 

СПИСОК  ИСПОЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Жильцов Е.В., Ахинов Г.А. Экономика общественного сектора. – М: ИНФРА-М.
  2. Копенгагенская декларация о социальном развитии (1995 г.).
  3. Кудрявцев М., Миронин С., Скорынин М. Социальный кризис, социальные преобразования, социальные революции // http://www.analysisclub.ru/index.php?page=social&art=2040. Дата опубликования: 04.07.2011
  4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
  5. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. - 395 с.
  6. Сидорова Изменение структуры доходов населения и её оптимизация // Экономист. – 2006. - №9. – с.65-76.
  7. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.
  8. Ханин Г. 20-летие реформ в России: макроэкономические итоги / Г. Ханин, Д.Фомиид // ЭКО. -2009.-№1.- С.42-62.

 


Информация о работе Социальная политика в рыночной экономике и ее особенности в РФ