Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 08:18, курсовая работа
Главная задача социальной политики на сегодняшний день – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике.
Это предполагает:
- поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами;
- создание условий для улучшения жилищных условий граждан;
- развитие сферы бюджетных услуг для населения и удовлетворение его спроса на качество товаров и/или услуг;
- расширение материальной базы на укрепление здоровья населения, его образования и культуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 8
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 8
2.2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 19
3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Во-вторых, Российское государство
может стать действительно
В-третьих, коренная перестройка
всей социальной сферы должна основываться
на базовых принципах
- приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;
- солидарности, обусловленной взаимосвязностью и взаимоответственностью общества и его членов;
- оптимальной поддержки как непосредственно со стороны самого государства, так и со стороны свободных ассоциаций людей, способных во все большей степени брать на себя решение многих социальных задач.
В-четвертых, при разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход.
В-пятых, как показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.
Следует признать, что уровень
ожиданий и требований общества к
государству сегодня
Эффективная социальная политика не может быть не целостной: ни одну из ее задач нельзя отсечь или проигнорировать без ущерба для развития страны. Однако целостность не только не отрицает, но и предлагает реализацию другого принципа – выделение приоритетов с учетом остроты социально-политическим проблем.
В рамках второго блока проблем центральное внимание уделяется двум взаимосвязанным аспектам – политике занятости и политике доходов.
Важнейшее направление активной
политики занятости – ускорение
адаптации населения к
Политика доходов включает
в себя разработку мер, влияющих на
формирование цены труда, ее динамику,
отраслевую и региональную дифференциацию,
в целях стимулирования роста
цены рабочей силы и заработной платы,
обеспечение своевременной ее выплаты,
ограничения чрезмерной ее дифференциации,
сближения минимальной
Необходимо четко осознать, что реальное управление трудовыми отношениями и собственно трудом станет возможным только при соответствующем развитии социального партнерства, а эффективность реализуемых программ будет определяться совместными действиями государственных институтов (всех уровней и ветвей власти), общественных организаций трудящихся и предпринимательских структур.
Центр тяжести корректировки
реформ должен сместиться, с одной
стороны, на структурные преобразования
в сфере труда и социально-
Настоятельная необходимость разработки принципиальных подходов к решению проблем, относящихся к третьему блоку, определяется не только тем фактом, что сегодня в социальной защите нуждается значительная часть россиян, но и тем обстоятельством, что действующая система гарантий и льгот не просто ведет к неэффективности государственных расходов на социальную помощь, но и вступает в противоречие с общим направлением реформирования социальных отношений. До сих пор в ней заложена определяющая роль государственных структур власти, федерального и местных бюджетов в сборе и распределении местных бюджетов. В рыночной экономике, как известно, основными регуляторами, обеспечивающими процессы воспроизводства, служат заработная плата и развитие системы социального страхования.
Представляется целесообразной дифференциация функционально ориентированных, взаимодополняющих институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:
- социальные гарантии, основанные
на принципах равенства
- социальную помощь наиболее
уязвимым и, в первую очередь
нетрудоспособным категориям
- социальное страхование:
обязательное – всего
В настоящее время в России действует около тысячи различных нормативных актов, предусматривающих те или иные виды социальных льгот, пособий, дотаций и компенсационных выплат для более чем 200 категорий граждан (ветераны, инвалиды, дети, безработные, учащаяся молодежь и т.д.). Различные доплаты получают почти 100 миллионов человек из 148 миллионов человек, или около 70% жителей России, в то время как доля действительно нуждающихся не превышает 30% населения.
Действующая система льгот и компенсаций крайне неэффективна. Значительная часть социальных трансфертов используется на поддержку тех групп населения, доходы которых выше прожиточного минимума. В нуждающиеся семьи попадает менее 20% средств, направленных на финансирование социальных выплат. Поэтому при значительных бюджетных средств, направляемых на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, зачастую просто символична.
Таким образом, на фундаменте
социальной доктрины с учетом сложившихся
в обществе проблем формируются
социальные стратегии на относительно
продолжительный период времени, следование
которым определяет текущую социальную
политику. В любом случае, она
направлена на решение социальных проблем
и преодоление негативных явлений
в обществе. Их выявление, оценка актуальности
и остроты воздействия на общественную
жизнедеятельность населения, ранжирование
по силе влияния являются исходным
пунктом конструирования
Социальную политику необходимо
направлять на решение приоритетных
проблем, выработку механизмов эффективного
использования ресурсов, выделяемых
на социальные цели, согласование обязательств
государства с реальными
В каком бы ракурсе мы не рассматривали социальную сферу даже при самом широком толковании, достаточно четко выделяются две острейшие интегральные проблемы, существенно блокирующие происходящие в обществе экономические преобразования. Одна проблема – бедность населения во всех формах своего проявления – «зоны бедности», «новые бедные», «экономическая бедность», «устойчивая бедность» - и глубокая поляризация общества. Вторая, не менее острая интегральная проблема – это разрушение отраслей социальной сферы, которые ориентированы на удовлетворение настоятельных потребностей населения.
Сегодня Россия находится в нелёгком социально-экономическом положении. Это обусловлено ее непростым и противоречивым процессом социального и исторического развития. Перед обществом стоят множество нерешенных проблем. Все проблемы противоречивы и многогранны. На первое место выдвигаются демографические и экологические проблемы, которые, порождены различного рода проблемами социального характера.
Существующие недостатки в социальной политике государства требуют немедленного решения. Потому что, от социальной благоустроенности зависит эффективность производства и благосостояние государства. Сначала должен быть создан приемлемый уровень жизни простым гражданам, т. е. среднему классу. Для социальной заботы о своих гражданах государство обязано выделить немаленькие финансовые инвестиции. Необходимо окончательно определить модель устройства социальной сферы. Ежегодно президент и главы обеих палат Федерального Собрания России обращаются с совместным социальным посланием к народу России, в котором содержатся основные положения социальной политики на текущий год. В этих посланиях сообщаются положения «Социальной доктрины» и «Социальной стратегии РФ», реализация которых позволит упорядочить взаимоотношения между социальными и экономическими решениями и действиями власти на всех уровнях управления. Но, зачастую, то, что правительство говорит, и то, что делает очень разные вещи. Особенно интересен момент, когда ради переименования милиции в полицию (и что это нам даёт?), государство в очередной раз закинуло социальные проблемы на самую дальнюю и тёмную полку своего бюрократического аппарата. И не скоро мы увидим хоть какие-то продвижения в социальной сфере, потому что главная социальная проблема в России, оказывается, (причём очень дорогая) это замена двух букв в названии силовой структуры. А вместо этого надо бы создать эффективную и гибкую систему приоритетов общественного развития, ускорить движение общества по пути социально-экономического прогресса. Для эффективной деятельности в формировании, реализации и контроле исполнения социальной политики должны участвовать в качестве субъектов все ветви и органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, общественные организации и общество в целом, работодатели и бизнес-сообщество. А, объектами социальной политики должны стать все категории и слои населения, общественные и территориальные организации и группы, а также отрасли социальной сферы.
Крупнейшим событием в сфере законодательного обеспечения социальной политики – это переход на трёхлетнее бюджетное планирование федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Принятие закона о федеральном бюджете на трёхлетний период позволяет выстроить среднесрочную стратегию повышения качества и уровня жизни россиян, полнее обеспечить реализацию конституционных социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Но из-за противоречивости социальной политики, из-за огромного расслаивания доходов населения, из-за игнорирования государством проблем основной массы населения, доверия к государству нет. Почему, когда правительство решало, куда деть пару миллиардов, не спросили у общественности об их основных нуждах? У нас всё-таки демократическое общество и не нужно забывать о роли народа в демократии, хотя, судя по всему большинство депутатов впервые слышат этот термин. Когда мы научимся взаимодействовать между собой.
Информация о работе Социальная политика в рыночной экономике и ее особенности в РФ