Социальная политика в рыночной экономике и ее особенности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Главная задача социальной политики на сегодняшний день – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике.
Это предполагает:
- поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами;
- создание условий для улучшения жилищных условий граждан;
- развитие сферы бюджетных услуг для населения и удовлетворение его спроса на качество товаров и/или услуг;
- расширение материальной базы на укрепление здоровья населения, его образования и культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 8
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 8
2.2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 19
3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика.docx

— 71.74 Кб (Скачать файл)

Для этого Правительству  и Федеральному Собранию было поручено осуществить ряд мер:

- разработать и принять  в 2007 году законопроект по улучшению  пенсионного обеспечения «северян»; 

- повысить собираемость  налогов и вывести заработную  плату из тени;

- разработать механизм  более совершенной индексации  пенсий;

- разработать систему  стимулов по продолжению трудовой  деятельности при наступлении  пенсионного возраста;

- разработать механизм  инвестирования накапливаемых пенсионных  ресурсов в государственные проекты.

Эти меры, по мнению В.В. Путина, позволят преодолеть наметившиеся проблемы пенсионного обеспечения.

Одна важная инициатива была предложена Путиным В.В. и поддержана Президентом РФ – это создание корпорации в области нанотехнологий. Президентом предложено выделить на это направление значительные средства, сопоставимые с финансированием  науки в целом.

Дмитрий Медведев провёл президиум  Государственного совета о социальной политики в отношении граждан  пожилого возраста и повышение качества их жизни. Нынешний президент подчеркнул, что забота о старшем поколении  является приоритетной задачей государства. Но дальше он сделал оговорку, что люди пенсионного возраста должны осознать, что забота о пожилых – это  задача не только государства, но и  общественных организаций и бизнеса. Как всегда, государство не спешит взять на себя всецелую и реальную ответственность в социальной политики. В настоящее время в России проживает более 30 миллионов пенсионеров, и их количество будет расти, потому что уже сейчас наступают последствия  демографической ямы 90-х. В понятие  задачи «заботы о пенсионерах», современное  правительство Российской Федерации включает не только повышение пенсий, но и вовлечение пенсионеров в нормальную общественную жизнь.

2.2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

 

Социальная политика является одним из наиважнейших факторов, которые оказывают значимое влияние на социальную работу в обществе. Кроме того, социальная политика способствует защите интересов индивидуума, групп и слоев, их прав и свобод. Современная Россия является государством переходного типа. Это значит, что его основные институты, органы и учреждения охарактеризовать некоторой противоречивостью, а иногда и противостоянием, чему мы, граждане России, являемся неоднократными свидетелями.

Особенностью же современного русского государства является то, что оно выступает феноменом процесса, который характеризуется, направленностью дальнейшего развития российского общества.

В условиях кризиса российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства, потому что это – иллюзия. Здесь нужно говорить о предотвращении его крайностей: недопущении глобального разрыва социальных групп, слоев и классов. Это необходимо для исключения социального взрыва и нестабильности в обществе. Ничего нормального нет в ситуации нынешней России, когда в социальной сфере преобладают маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. И также ненормальна ситуация, когда преобладают маргинальные группы в материальном отношении: сверхбедные и сверхбогатые. Причем в соотношении по уровню доходов это выглядит так - 1 : 20 : 50 и более. Хотя в разных источниках приводятся различные цифры, суть соотношения не меняется. Для сравнения возьмём данные социальной статистики развитых стран это выглядит так - 1 : 5 : 10. После увиденного можно сказать о том, что на сегодняшний день в Российской Федерации положение наших сограждан оставляет желать лучшего. Но нельзя отрицать тот факт, что государство пытается изменить это соотношение, посредством различных мероприятий, которые проводят в рамках социальной политики. Наиважнейшая задача последней является гармонизация общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и других мер регулирования общественных отношений. [6]

 

  1. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ

 

Социальная поддержка  основана на всеобщности социальных трансфертов, предоставлении субсидий и льгот на приобретение товаров  и услуг, социально неблагополучным  слоям населения. Социальная политика предполагает перераспределение ВВП  в пользу тех домашних хозяйств, которые не могут самостоятельно решать задачи самообеспечения. Она  исходит из признания факта естественного  неравенства и бедности.

Как известно, современная  Россия переживает переходный период, суть которого состоит в дальнейшей трансформации страны в русле  западно-европейских социальных институтов и ценностей при сохранении ее национальных и историко-культурных особенностей. В этой связи перед  российским правительством стоит задача: в ближайшие годы провести ряд  относительно непопулярных социально-экономических  реформ – жилищно-коммунальную, муниципальную, реформы в области здравоохранения, образования и другие.

Нынешняя социальная политика не соответствует новым экономическим  отношениям. Она представляет собой  хаотичное, бессистемное объединение  централизованных и рыночных элементов  управления. Выбор в качестве доминирующего  направления российской социальной политики “пожарных” мер в отношении  некоторых категорий населения  и отдельных регионов, сведение социальной защиты к денежно-компенсационным  механизмам были обусловлены не только ограниченностью материально-финансовых ресурсов, но и недооценкой, а в  ряде случаев игнорированием социальной составляющей экономической реформы. В результате социальная политика свелась  лишь к обеспечению предельно  низкого социального минимума для  населения и к реагированию на социальные ситуации.

Один из самых худших показателей  России в международном рейтинге стран, комфортных для проживания, - 75-е место из 100 по состоянию здравоохранения. Причем страна, некогда гордившаяся бесплатным медицинским обслуживанием, сегодня имеет карикатуру на него: у россиян, единственных европейцев, нет даже стандартов оказания медицинских услуг. Впрочем, проблема не только в отсутствии стандартов, но и в том, насколько услуги медиков могут быть бесплатными. [ 4 ]

Практика строго государственной  организации здравоохранения в  дореформенное время имела ряд  существенных недостатков, главный  из которых – низкая эффективность  отрасли с точки зрения здоровья нации как цели ее функционирования. Однако каждый гражданин, включая и  сельских жителей, в любое время  мог получить бесплатную необходимую  медицинскую помощь. Сегодня прежняя  система оказалась в значительной мере разрушенной, а новая пока не обрела сколько-нибудь определенных черт. При этом значение ее в обеспечении  здоровья населения не повысилось, а бесплатность предоставления услуг  чем дальше, тем больше сводится на нет. Она состоит прежде всего  в том, что отрасли затрагивают  и практически определяют состояние  населения по параметрам его качества и человеческого капитала. Разумеется, за минусом тех 10% граждан, которые  в громадных масштабах выиграли от реализации экономических реформ и совсем не нуждаются в социальном обеспечении, готовы купить весь комплекс услуг либо в России, либо за рубежом. Следовательно, отрасли социальной сферы касаются не менее 90% населения.

Точку зрения, что медицина должна частично оплачиваться из кармана  больного, сочетая в себе ОМС и  ДМС (обязательное и добровольное медстрахование), лоббируют врачи и законодатели, аргументируя позицию мировым опытом. Однако, по разным данным, лишь 12-24% россиян  могут заплатить за лечение полностью  или частично, поэтому многие эксперты Минздрава склоняются к тому, что  пока говорить об элементах платности по ОМС нереально [ 4 ].

Итог первых десяти лет XXI века в области здравоохранения  неутешителен: реформа ОМС стартовала с частичной оплачиваемости медицинских услуг в 1999 году, а через 10 лет пришла к бесплатности на бумаге и отсутствию ориентиров - стандартов оказания медуслуг. По факту медицина стала платной и менее доступной. По данным ВЦИОМа, 58% не могут оплатить услуги врача [ 4 ].

Несмотря на широко разрекламированный национальный проект "Здоровье", требующий капиталовложений, по уровню расходов на здравоохранение Россия занимает 112-114-е место в мире (3,9% ВВП) вслед за Марокко (5,3% ВВП) и Эквадором (3,9% ВВП). Между тем к 2018 году, по разным данным, от 30% до 40% трудовых ресурсов страны будут составлять люди старшего возраста, а они, по данным Росстата и Минздравсоцразвития, более чем на 45% хронически больны [ 4 ].

Как признают эксперты Института  народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, россияне среднего и старшего возраста находятся в непростом  положении: в отсутствие закона об ОМС  копить на лечение в зрелом возрасте рискованно, но и вековая модель - дети ухаживают за стареющими родителями - себя изживает. Одна из главных причин - число пожилых людей, которым  требуется уход, превышает число  молодых, способных его оказать. И эта тенденция в связи  с ожидающимся падением рождаемости  усугубится.

Следующая проблема – это  проблема качества жизни.

Острота ее определяется, с  одной стороны, масштабами, а с  другой – негативным воздействием на протекающие в обществе социально-экономические  и демографические процессы, а  именно: производительность и мотивацию  труда, снижение здоровья, ухудшение  образования, социальное поведение  и нравственные ценности.

По качеству жизни, оцениваемому по стандартам прожиточного минимума, разрыву в доходах и уровню пенсионного обеспечения, Россия оказалась  в середине списка - на 50-м месте. Как признают эксперты ООН и Института  социально-экономических проблем  народонаселения (ИСЭПН) РАН, страна победила крайнюю бедность 1990-х, но о коренном переломе говорить не приходится.

Ученые и официальная  статистика расходятся в определении  масштабов бедности: Росстат дает плавающую цифру в 19-24%, ученые настаивают на 50-60% [ 4 ].

По данным Росстата, в  стране 25 млн. человек с доходами ниже прожиточного минимума. Но в определении  бедности надо учитывать не только минимальную потребительскую корзину (еда и одежда), но и другой минимум - обеспечение жильем. В результате исследований экспертиза ИСЭПН РАН  пришла к заключению, что жилье  около 60% семей нуждается в капитальном  ремонте [ 4 ].

Максимальный разрыв в  доходах - соотношение между средним  уровнем доходов 10% самых богатых  и 10% самых бедных - в середине 1990-х  составлял 14-15 раз и сегодня, по данным ИСЭПН РАН, сохраняется на том  же уровне и имеет тенденцию к  росту [ 4 ].

Острейшей проблемой продолжает оставаться система пенсионного  обеспечения. По международным стандартам, нормальная пенсия - это 40% от средней  зарплаты. С 2002 года идет сокращение относительного размера пенсий: с уровня в 32% от средней  заработной платы они упали почти  до 25%. Основная проблема - демография: рост числа пенсионеров опережает  рождаемость. И страховых взносов  работающих (распределительная часть  пенсии) на содержание пенсионеров  скоро не хватит.

Далее, следующей проблемой  является проблема образования. По шкале  доступности образования и его  качеству составители международного рейтинга поставили Россию на хорошее 31-е место. Отечественное образование, за исключением гуманитарного, остается конкурентоспособным, но тоже сталкивается с проблемами. В то время, когда  в ряде стран ЕС и БРИК высшее образование становится либо полностью, либо преимущественно бесплатным, в  России бесплатный сектор высшего образования сужается, а школьное образование коммерциализируется [8, с. 44].

Просчеты государства  в сфере социальной политики ведут  к росту бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с  низким социальным статусом. Вместо постоянного  формирования среднего класса, являющегося  залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев  населения, устойчиво тяготеющих к  социальным низам, что является и  крайне опасным в политическом отношении, поскольку означает, что в российском обществе поддержка реформ ослабляется  количественно и качественно, психологически и мотивационно.

Конечно, определенные меры, направленные на смягчение отрицательных  последствий резкого падения  уровня жизни и частичную компенсацию  потерь наиболее нуждающимся группам  населения, предпринимаются. Хотя до сих  пор в области социальной политики не определены и не разграничены действия государства, направленные на выработку  временных мер, адекватных переходному  периоду, и стратегии социального  развития на длительную перспективу. На всех властных уровнях все более  остро осознаются недостаток гибкости, слабость сценарного прогнозирования  и системного анализа социальных последствий принимаемых решений. Недостаточное внимание уделяется  выработки принципов социальной политики, вытекающих из федерального устройства нашего государства, разграничению  предметов ведения Российской Федерации  и ее субъектов.

В немалой степени все  это связано с отсутствием  национальной концепции социального  государства, носящий сколько-нибудь целостный характер, согласие в обществе по вопросу о приоритетах социальной политики на переходном этапе.

Острые дискуссии разворачиваются  по поводу и методов реализации социальной политики. Это не случайно, поскольку  от того, в каком объеме реализуются права и свободы граждан, как гарантируется государственная поддержка слабозащищенных категорий, зависит, будет ли большинство населения заинтересовано в переменах.

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих  трех блоках проблем.

- Общеметодологические подходы  к формированию социального государства;

- Регулирование занятости,  рынка труда, цены труда и  заработной платы;

- Социальная защита населения,  регулирование отношений в социальной  сфере.

В рамках первого блока  можно выделить следующие основные моменты.

Во-первых, коренное изменение  экономических основ жизни общества, переход от административно-командных  к рыночным экономическим моделям  требует радикального изменения  принципов социальной политики, подходов к их реализации.

Информация о работе Социальная политика в рыночной экономике и ее особенности в РФ