Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 08:18, курсовая работа
Главная задача социальной политики на сегодняшний день – социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике.
Это предполагает:
- поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами;
- создание условий для улучшения жилищных условий граждан;
- развитие сферы бюджетных услуг для населения и удовлетворение его спроса на качество товаров и/или услуг;
- расширение материальной базы на укрепление здоровья населения, его образования и культуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 8
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 8
2.2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 19
3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Для этого Правительству и Федеральному Собранию было поручено осуществить ряд мер:
- разработать и принять
в 2007 году законопроект по
- повысить собираемость налогов и вывести заработную плату из тени;
- разработать механизм более совершенной индексации пенсий;
- разработать систему
стимулов по продолжению
- разработать механизм
инвестирования накапливаемых
Эти меры, по мнению В.В. Путина, позволят преодолеть наметившиеся проблемы пенсионного обеспечения.
Одна важная инициатива была предложена Путиным В.В. и поддержана Президентом РФ – это создание корпорации в области нанотехнологий. Президентом предложено выделить на это направление значительные средства, сопоставимые с финансированием науки в целом.
Дмитрий Медведев провёл президиум Государственного совета о социальной политики в отношении граждан пожилого возраста и повышение качества их жизни. Нынешний президент подчеркнул, что забота о старшем поколении является приоритетной задачей государства. Но дальше он сделал оговорку, что люди пенсионного возраста должны осознать, что забота о пожилых – это задача не только государства, но и общественных организаций и бизнеса. Как всегда, государство не спешит взять на себя всецелую и реальную ответственность в социальной политики. В настоящее время в России проживает более 30 миллионов пенсионеров, и их количество будет расти, потому что уже сейчас наступают последствия демографической ямы 90-х. В понятие задачи «заботы о пенсионерах», современное правительство Российской Федерации включает не только повышение пенсий, но и вовлечение пенсионеров в нормальную общественную жизнь.
Социальная политика является одним из наиважнейших факторов, которые оказывают значимое влияние на социальную работу в обществе. Кроме того, социальная политика способствует защите интересов индивидуума, групп и слоев, их прав и свобод. Современная Россия является государством переходного типа. Это значит, что его основные институты, органы и учреждения охарактеризовать некоторой противоречивостью, а иногда и противостоянием, чему мы, граждане России, являемся неоднократными свидетелями.
Особенностью же современного русского государства является то, что оно выступает феноменом процесса, который характеризуется, направленностью дальнейшего развития российского общества.
В условиях кризиса российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства, потому что это – иллюзия. Здесь нужно говорить о предотвращении его крайностей: недопущении глобального разрыва социальных групп, слоев и классов. Это необходимо для исключения социального взрыва и нестабильности в обществе. Ничего нормального нет в ситуации нынешней России, когда в социальной сфере преобладают маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. И также ненормальна ситуация, когда преобладают маргинальные группы в материальном отношении: сверхбедные и сверхбогатые. Причем в соотношении по уровню доходов это выглядит так - 1 : 20 : 50 и более. Хотя в разных источниках приводятся различные цифры, суть соотношения не меняется. Для сравнения возьмём данные социальной статистики развитых стран это выглядит так - 1 : 5 : 10. После увиденного можно сказать о том, что на сегодняшний день в Российской Федерации положение наших сограждан оставляет желать лучшего. Но нельзя отрицать тот факт, что государство пытается изменить это соотношение, посредством различных мероприятий, которые проводят в рамках социальной политики. Наиважнейшая задача последней является гармонизация общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и других мер регулирования общественных отношений. [6]
Социальная поддержка основана на всеобщности социальных трансфертов, предоставлении субсидий и льгот на приобретение товаров и услуг, социально неблагополучным слоям населения. Социальная политика предполагает перераспределение ВВП в пользу тех домашних хозяйств, которые не могут самостоятельно решать задачи самообеспечения. Она исходит из признания факта естественного неравенства и бедности.
Как известно, современная
Россия переживает переходный период,
суть которого состоит в дальнейшей
трансформации страны в русле
западно-европейских социальных институтов
и ценностей при сохранении ее
национальных и историко-культурных
особенностей. В этой связи перед
российским правительством стоит задача:
в ближайшие годы провести ряд
относительно непопулярных социально-экономических
реформ – жилищно-коммунальную, муниципальную,
реформы в области
Нынешняя социальная политика
не соответствует новым
Один из самых худших показателей России в международном рейтинге стран, комфортных для проживания, - 75-е место из 100 по состоянию здравоохранения. Причем страна, некогда гордившаяся бесплатным медицинским обслуживанием, сегодня имеет карикатуру на него: у россиян, единственных европейцев, нет даже стандартов оказания медицинских услуг. Впрочем, проблема не только в отсутствии стандартов, но и в том, насколько услуги медиков могут быть бесплатными. [ 4 ]
Практика строго государственной
организации здравоохранения в
дореформенное время имела ряд
существенных недостатков, главный
из которых – низкая эффективность
отрасли с точки зрения здоровья
нации как цели ее функционирования.
Однако каждый гражданин, включая и
сельских жителей, в любое время
мог получить бесплатную необходимую
медицинскую помощь. Сегодня прежняя
система оказалась в
Точку зрения, что медицина
должна частично оплачиваться из кармана
больного, сочетая в себе ОМС и
ДМС (обязательное и добровольное медстрахование),
лоббируют врачи и
Итог первых десяти лет XXI века в области здравоохранения неутешителен: реформа ОМС стартовала с частичной оплачиваемости медицинских услуг в 1999 году, а через 10 лет пришла к бесплатности на бумаге и отсутствию ориентиров - стандартов оказания медуслуг. По факту медицина стала платной и менее доступной. По данным ВЦИОМа, 58% не могут оплатить услуги врача [ 4 ].
Несмотря на широко разрекламированный национальный проект "Здоровье", требующий капиталовложений, по уровню расходов на здравоохранение Россия занимает 112-114-е место в мире (3,9% ВВП) вслед за Марокко (5,3% ВВП) и Эквадором (3,9% ВВП). Между тем к 2018 году, по разным данным, от 30% до 40% трудовых ресурсов страны будут составлять люди старшего возраста, а они, по данным Росстата и Минздравсоцразвития, более чем на 45% хронически больны [ 4 ].
Как признают эксперты Института
народнохозяйственного
Следующая проблема – это проблема качества жизни.
Острота ее определяется, с одной стороны, масштабами, а с другой – негативным воздействием на протекающие в обществе социально-экономические и демографические процессы, а именно: производительность и мотивацию труда, снижение здоровья, ухудшение образования, социальное поведение и нравственные ценности.
По качеству жизни, оцениваемому
по стандартам прожиточного минимума,
разрыву в доходах и уровню
пенсионного обеспечения, Россия оказалась
в середине списка - на 50-м месте.
Как признают эксперты ООН и Института
социально-экономических
Ученые и официальная статистика расходятся в определении масштабов бедности: Росстат дает плавающую цифру в 19-24%, ученые настаивают на 50-60% [ 4 ].
По данным Росстата, в
стране 25 млн. человек с доходами
ниже прожиточного минимума. Но в определении
бедности надо учитывать не только
минимальную потребительскую
Максимальный разрыв в доходах - соотношение между средним уровнем доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных - в середине 1990-х составлял 14-15 раз и сегодня, по данным ИСЭПН РАН, сохраняется на том же уровне и имеет тенденцию к росту [ 4 ].
Острейшей проблемой продолжает оставаться система пенсионного обеспечения. По международным стандартам, нормальная пенсия - это 40% от средней зарплаты. С 2002 года идет сокращение относительного размера пенсий: с уровня в 32% от средней заработной платы они упали почти до 25%. Основная проблема - демография: рост числа пенсионеров опережает рождаемость. И страховых взносов работающих (распределительная часть пенсии) на содержание пенсионеров скоро не хватит.
Далее, следующей проблемой является проблема образования. По шкале доступности образования и его качеству составители международного рейтинга поставили Россию на хорошее 31-е место. Отечественное образование, за исключением гуманитарного, остается конкурентоспособным, но тоже сталкивается с проблемами. В то время, когда в ряде стран ЕС и БРИК высшее образование становится либо полностью, либо преимущественно бесплатным, в России бесплатный сектор высшего образования сужается, а школьное образование коммерциализируется [8, с. 44].
Просчеты государства в сфере социальной политики ведут к росту бедности и нищеты, деградации труда, маргинализации граждан с низким социальным статусом. Вместо постоянного формирования среднего класса, являющегося залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение слоев населения, устойчиво тяготеющих к социальным низам, что является и крайне опасным в политическом отношении, поскольку означает, что в российском обществе поддержка реформ ослабляется количественно и качественно, психологически и мотивационно.
Конечно, определенные меры,
направленные на смягчение отрицательных
последствий резкого падения
уровня жизни и частичную компенсацию
потерь наиболее нуждающимся группам
населения, предпринимаются. Хотя до сих
пор в области социальной политики
не определены и не разграничены действия
государства, направленные на выработку
временных мер, адекватных переходному
периоду, и стратегии социального
развития на длительную перспективу. На
всех властных уровнях все более
остро осознаются недостаток гибкости,
слабость сценарного прогнозирования
и системного анализа социальных
последствий принимаемых
В немалой степени все
это связано с отсутствием
национальной концепции социального
государства, носящий сколько-нибудь
целостный характер, согласие в обществе
по вопросу о приоритетах
Острые дискуссии
Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.
- Общеметодологические подходы
к формированию социального
- Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;
- Социальная защита населения,
регулирование отношений в
В рамках первого блока можно выделить следующие основные моменты.
Во-первых, коренное изменение
экономических основ жизни
Информация о работе Социальная политика в рыночной экономике и ее особенности в РФ