Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 10:40, курсовая работа
Цель исследования – изучение понятия «государственный долг» и состояния государственного долга России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие государственного долга и теоретических подходов к нему;
- рассмотреть виды государственного долга и методы его регулирования;
- проанализировать динамику государственного долга России;
- изучить современное состояние государственного долга;
- выявить проблемы государственного долга и определить его перспективы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 5
1.1 Причины возникновения государственного долга, виды государственного долга в РФ 5
1.2 Последствия государственного долга в Российской Федерации 11
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 22
2.1 Социально-экономическая характеристика Российской Федерации 22
2.2 Анализ внутреннего государственного долга РФ 23
2.3 Анализ внешнего государственного долга РФ 24
3. МЕТОДЫ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 27
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 31.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Содержание
В настоящее время проблема обслуживания государственного долга является одним из ключевых моментов макроэкономической стабильности. От выбора пути решения проблемы задолженности зависит бюджетная дееспособность, состояние валютных резервов страны, а, соответственно, и стабильность национальной денежной единицы, размер процентных ставок, инвестиционный климат, тенденции поведения всех секторов отечественного финансового рынка.
Все эти показатели определяют актуальность проблемы государственного долга для всех участников финансового рынка, включая Россию. В настоящее время весь мир живет в долг. Еще не родившиеся будущие поколения уже являются потенциальными должниками.
Большинство стран испытывает недостаток собственных средств для осуществления внутренних вложений, финансирования дефицита государственного бюджета, осуществления социально-экономических преобразований и исполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Некоторые страны являются в большей степени кредитором, чем заемщиком, другие наоборот. Однако практически для всех стран характерна долговая экономическая система. При этом зависимость национальных экономик от внешних поступлений будет в дальнейшем, по ходу либерализации и глобализации финансовых рынков, будет и дальше укрепляться, несмотря на ощутимое сохранение их изолированности.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучение понятия «государственный долг» и состояния государственного долга России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие
- рассмотреть виды государственн
- проанализировать динамику
- изучить современное состояние государственного долга;
- выявить проблемы
Объект исследования – государственный долг.
Предмет исследования – проблемы и перспективы государственного долга РФ на современном этапе.
В работе применялись методы анализа, группировки, обобщения данных финансово-экономической информации.
Информационной основой исследования явились нормативные акты, учебная, справочная, периодическая литература по данной теме.
Государственный долг выступает как неизбежное следствие дефицита бюджета, причинами которого являются спад производства, рост предельных издержек, необеспеченная эмиссия денег, возрастание затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, рост объемов теневой экономики, непроизводственных расходов и т. д.
Взаимозависимость государственного долга и бюджетного дефицита отражается в выпуске займов в целях покрытия бюджетного дефицита, что ведет к дальнейшему нарастанию долговых последствий. Увеличивающее влияние на государственной долг также оказывает необходимость его выплаты с процентами. Потому государства, которые имеют существенные долги, постоянно вынуждены прибегать к займам для того, чтобы погасить проценты по долгу. Таким образом, государство прибегает к еще большим заимствованиям для покрытия старых долгов.
Критическим моментом, который угрожает стабильности экономики и нормальному денежному обращению, признается ситуация, при которой размер задолженности превышает размер годового ВНП.
При изучении проблемы государственного долга, в первую очередь, следует обратить внимание на качество долга. Это связано с тем, что потребность в заемных средствах может быть обусловлена различными причинами. К примеру, дефицит финансовых ресурсов в бюджете может произойти вследствие чрезвычайных обстоятельств (войн, локальных конфликтов, терактов и техногенных катастроф, стихийных бедствий и т.д.), когда для ликвидации последствий резервных фондов уже недостаточно, и правительство прибегает к дополнительным заимствованиям.
Также государственный долг может явиться следствием экономической политики государства. У большинства стран имеются дефицитные бюджеты, и они испытывают недостаток собственных средств для осуществления внутренних вложений, социально-экономических преобразований, исполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Наряду с этим, дефицит также может быть отражением кризисных явлений в экономике – неэффективности экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, бюджетно-налоговой, банковской и денежно-кредитной политики.
В таких случаях необходимо принятие срочных и эффективных экономических мер по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства, а зачастую и соответствующих политических решений. Однако дефицит может быть обусловлен необходимостью крупных государственных вложений в развитие национального хозяйства. В таком случае бюджетный дефицит характеризует не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить в структуре общественного производства прогрессивные сдвиги.
Аналогичная ситуация и в вопросе о займах. Выпуск государственных долговых обязательств, с одной стороны, стимулирует внутренний спрос на товары и услуги, обеспечивает рост производства, с другой – в долгосрочной перспективе государство для погашения задолженности, с большой долей вероятности, вынуждено будет пойти на увеличение налогового бремени или сокращение расходов бюджета. Такую картину можно сегодня наблюдать в российской экономике. В такой ситуации происходит перераспределение налогового бремени между сегодняшним и последующими поколениями, что по отношению к последним не совсем справедливо. Крупные изъятия из национальных сбережений, направленные на обслуживание и погашение государственного долга, ведут к снижению благосостояния населения и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Традиционная точка зрения на последствия государственного долга была сформулирована в рамках схемы неоклассического синтеза. Она объединяет взгляды экономистов классической и кейнсианской школ, и предполагает обсуждение позитивных и негативных последствий государственного долга для экономики. В качестве позитивных последствий выделяется стимулирующий эффект долга в краткосрочном периоде для закрытой и большой открытой экономик, в качестве негативных — вытеснение в кейнсианских моделях чистого экспорта и инвестиций и уменьшение экономического потенциала в классических.
С позиций традиционного подхода изучение краткосрочных и долгосрочных последствий государственного долга проводят при помощи IS—LM анализа. Рассмотрим пример для открытой экономики с несовершенной мобильностью капитала.
Повышение бюджетного дефицита, которое вызвано, к примеру, сокращением налогов, ведет к повышению располагаемого дохода, а, соответственно, и объема потребления. В краткосрочном периоде рост потребительского спроса на товары и услуги приведет к росту объема производства (сдвиг кривой IS вправо вверх).
Повысится реальная ставка процента в результате повышения спроса на деньги за счет возросшего дохода. Тогда спрос на деньги при прежней ставке процента превысит реальные запасы денежных средств.
Ставка процента увеличится. Рост ставки процента приведет к сокращению инвестиций и притоку капитала из-за рубежа, что повысит обменный курс. Как результат, упадет чистый экспорт (рис. 1).
Рисунок 1. Краткосрочные последствия бюджетного дефицита, финансируемого за счет долга, в открытой экономике с несовершенной мобильностью капитала[2, стр. 79-81]:
В краткосрочном периоде, таким образом, объем производства и занятости увеличится, что, наиболее вероятно, приведет к повышению уровня благосостояния текущего поколения. Наряду с этим сальдо счета текущих операций снизится, и процесс накопления капитала замедлится.
К долгосрочным последствиям при неизменных факторах производства и уровне технологии относятся рост цен, дальнейшее сокращение инвестиций и чистого экспорта: повышение потребления приведет к снижению национальных сбережений и, соответственно, вытеснению инвестиций и чистого экспорта в сумме на величину роста потребления (рис. 2).
Рисунок 2. Долгосрочные последствия бюджетного дефицита, финансируемого за счет долга, в открытой экономике с несовершенной мобильностью капитала[3, стр 19-21]
Если последствия долгового финансирования рассматривать с точки зрения воздействия на экономический потенциал, то, согласно модели Солоу, падение инвестиций уменьшит устойчивые уровни капиталовооруженности и выпуска. Вследствие этого снизится уровень благосостояния всех будущих поколений.
Таким образом, согласно традиционному подходу, накопление внутреннего долга представляет собой политику повышения благосостояния текущего поколения за счет будущих поколений. Положительный эффект политики долгового финансирования заключается в краткосрочном стимулировании экономики, которое сопровождается частичным вытеснением инвестиций и чистого экспорта. Отрицательный эффект заключается в долгосрочном вытеснении инвестиций и чистого экспорта, снижении запаса капитала, который достанется будущим поколениям.
Государственный долг бывает двух видов – основной и текущий государственный долг. Текущий государственный долг связан с выделением времени для его погашения, то есть определенным сроком погашения долга.
Кроме разделения государственного долга на основной и текущий, также выделяют еще два вида государственного долга – внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг представляет собой долговое обязательство между государством и юридическими или физическими лицами. Формами долговых обязательств государства выступают государственные кредиты и государственные займы. Государственные займы проводятся при помощи ценных бумаг, выпущенных от имени государства. Существует также ряд долговых обязательств, находящихся под гарантией правительства.
Другой формой государственного долга является внешний долг, т.е. задолженность в виде непогашенного внешнего займа в иностранной валюте с невыплаченными процентами по займу.
Основной государственный долг, в свою очередь, представляет собой общую сумму задолженности государства, которая в назначенный срок не была выплачена, и не может быть выплачена за определенный период времени, который выделяется для погашения задолженности.
Следует уточнить, что текущий государственный долг представляет собой долговое обязательство, наступающее в момент срока платежа долговой суммы.
Государственный долг должен укладываться в рамки половины ВВП страны. Сумма задолженности свыше этой нормы может привести к кризисному состоянию страны. Задачей управления государственным долгом является проведение операционных работ по формированию долговых обязательств, погашение долговой суммы и процентов по ней.
Последствия государственного долга ведут к значительному сокращению возможностей роста потребления для населения конкретной страны, а также повышению налогов в целях оплаты растущего долга и процентов по нему.
При наличии крупной суммы долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка за рубеж отечественных капиталов.
Увеличение государственного долга характеризуется определенными негативными последствиями для национальной экономики. Во-первых, поиски источников погашения долга приводят к необходимости увеличения налогового бремени, что выступает антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение из оборота денежных ресурсов ограничивает возможности предпринимательства и экономического роста. В-третьих, встает проблема ухудшения материального благополучия населения вследствие необходимости обслуживания внешней задолженности. В-четвертых, перераспределяются доходы в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в итоге происходит подрыв финансово-кредитной системы, что связано с негативными последствиями для экономики в целом.
Обращение за кредитом к банковским структурам коренным образом меняет состояние денежного рынка, т.к. ведет к увеличению спроса на деньги и, следовательно, к повышению процентных ставок, т.е. к повышению стоимости кредита.
Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, стремятся компенсировать рост издержек ростом цен. Наряду с этим высокая стоимость кредита угнетает инвестиции, т.к. они становятся недоступными для многих предпринимателей. В итоге бюджетный дефицит в долгосрочном периоде ведет к инфляции и снижению темпов роста ВВП.
Рынок государственных обязательств, на котором правительство черпает ресурсы для своих закупок, выводит из банков свободные деньги. Это, в свою очередь, сокращает их кредитные ресурсы и ведет к повышению стоимости кредитов.
Постоянное применение займов в целях покрытия дефицита государственного бюджета приводит к сокращению эффективности такого шага.
Информация о работе Социально-экономическая характеристика Российской Федерации