Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 10:40, курсовая работа
Цель исследования – изучение понятия «государственный долг» и состояния государственного долга России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие государственного долга и теоретических подходов к нему;
- рассмотреть виды государственного долга и методы его регулирования;
- проанализировать динамику государственного долга России;
- изучить современное состояние государственного долга;
- выявить проблемы государственного долга и определить его перспективы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 5
1.1 Причины возникновения государственного долга, виды государственного долга в РФ 5
1.2 Последствия государственного долга в Российской Федерации 11
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 22
2.1 Социально-экономическая характеристика Российской Федерации 22
2.2 Анализ внутреннего государственного долга РФ 23
2.3 Анализ внешнего государственного долга РФ 24
3. МЕТОДЫ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 27
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 31.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Возвращаемое в практику бюджетного планирования правило распределения нефтегазовых доходов направлено на ограничение подверженности государственного бюджета колебаниям цен на нефть. Новыми элементами более консервативной финансовой политики выступают законодательное ограничение предела государственных расходов, «автоматическое» аккумулирование в суверенных фондах части нефтегазовых доходов, позволяющие в среднесрочной перспективе повысить устойчивость бюджетной системы, получить умеренный дефицит федерального бюджета и выйти на его сбалансированность в 2015 году. Основным источником финансирования бюджетного дефицита традиционно выступают государственные заимствования на рынках капитала. Объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, в первую очередь, на внутреннем облигационном рынке, могут составить ежегодно до 1,2 триллионов рублей.
Привлечение на приемлемых условиях заемного капитала с рынка в планируемых объемах является по-прежнему непростой задачей. В связи с этим связи продолжение избранного курса на приоритетное развитие национального долгового рынка принимается в качестве основной цели государственной долговой политики на среднесрочный период. Требуется завершить начатые преобразования, которые направлены на либерализацию рынка и модернизацию его инфраструктуры. Основными задачами на этом направлении остаются расширение базы инвесторов, формирование для участников рынка комфортных и конкурентоспособных условий.
В 2013-2015 гг. государственная долговая политика будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета посредством привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, поддержание оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, обеспечение высокого уровня кредитных рейтингов страны, создание для российских корпоративных заемщиков адекватных ориентиров по уровню кредитного риска.
Наряду с этим будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора и механизма предоставления государственных гарантий.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод о том, что государственный долг России на современном этапе, по сравнению с другими странами, в своем развитии переживает наиболее благоприятный период. У России низкая долговая нагрузка. Россия пока не столкнулась с проблемой финансовой устойчивости, поскольку у нее невысокий государственный долг, и она имеет валютные резервы на сумму свыше 520 млрд. долларов. Тем не менее, по-прежнему велик нефтяной бюджетный дефицит, имеющий большое значение для долговременной финансовой устойчивости России.
Дело в том, что нефтегазовые доходы в составе бюджетных поступлений выделяются отдельной строкой, состоящие из экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых. Они непосредственно зависят от мировых цен на нефть, и, в случае падения мировых цен на нефть, дефицит бюджета будет значительно больше, чем на текущий момент, потому стране следовало бы отказаться от увеличения госрасходов, в особенности, расходов федерального бюджета, за счет конъюнктурных поступлений от нефтегазового сектора.
Сегодня соотношение расходов бюджета и ВВП растет: если в 2007 году оно составило 18%, то в 2012 году выросло до 22%. Однако в любой момент конъюнктура мирового рынка может измениться – для того существует множество предпосылок, и правительству нечем будет оплачивать заявленные расходы на повышение пенсий и пособий. Тогда придется либо сокращать расходы, либо занимать средства на внешнем рынке.
В настоящее время внешний госдолг составляет 11% ВВП, что вполне вписывается в нормы, определенные Маастрихтским соглашением. Но Россия, скорее всего, занимать деньги на мировом рынке и наращивать внешний долг не станет, а пойдет по пути постепенного сокращения госрасходов. Расходы будут сокращаться за счет отказа от соцобязательств, набранных за эти годы, что, разумеется, будет иметь негативные социальные последствия. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного
бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются
основополагающими при рассмотрении государственного долга.
Бюджетный дефицит - это превышение расходной части государственного бюджета
над доходами бюджета.
Большинство правительств, как развитых, так и развивающихся стран не могут
покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.
Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма за минусом бюджетных излишков - государственный долг
Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.
Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг, или за счет выпуска новых денег его кредиторам). Встает вопрос, что является наиболее предпочтительным в покрытии инфляционных кризисных отрывов - правительственные расходы или налоги? В значительной степени этот вопрос решается по-разному в зависимости от взглядов и величины государственного сектора.
Существует три различных подхода к решению проблемы сбалансированности бюджета:
1. Ежегодно балансируемый бюджет;
2. Бюджет, балансируемый на циклической основе;
3. Концепция функциональных финансов.
Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов
для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные
периоды для экономики: войны, спады и т.д.
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Согласно
действующему законодательству, следует выделять государственный и
общегосударственный долг.
Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их неизбежном удорожании, к тому же при наличии более дорогих альтернатив, является неоптимальным и ведет к существенным экономическим потерям.
Задачи обеспечения экономического роста и интеграции в мировое хозяйство
требуют от законодательной власти перехода на общепризнанные методические стандарты, разработанные, в частности, МВФ, Всемирным банком. Если для национального банка первостепенное значение приобретает деление государственного долга на рублевую и валютную составляющие, то для правительства крайне важно четко контролировать связь государственного долга с бюджетным дефицитом и источниками его покрытия.
Величина дефицита государственного бюджета отражает, как правило, размеры
дефицита всей системы государственных финансов: бюджета центрального
правительства, региональных и местных бюджетов, бюджета системы социального страхования. Среди способов финансирования дефицита бюджета наиболее инфляционным является его финансирование за счет увеличения активов национальных денежных властей безотносительно к тому, каким конкретно образом это происходит – путем прямого эмиссионного кредитования правительства или в результате приобретения государственных ценных бумаг.
В качестве денежных властей выступают органы, ответственные за денежную
эмиссию и денежное обращение, - центральные банки, валютные комитеты, в
редких случаях сами правительства, если это предусмотрено соответствующим
законодательством.
Величина дефицита государственного бюджета в известной мере является
производной от экономического и политического положения страны и в то же
время в немалой степени его и предопределяет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Объем государственного внутреннего долга РФ
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего
долга | |
всего |
в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации | |
01.01.1993 |
3,57 |
0,08 |
01.01.1994 |
15,64 |
0,33 |
01.01.1995 |
88,06 |
2,14 |
01.01.1996 |
187,74 |
7,46 |
01.01.1997 |
364,46 |
17,24 |
01.01.1998 |
490,92 |
3,47 |
01.01.1999 |
529,94 |
0,88 |
01.01.2000 |
578,23 |
0,82 |
01.01.2001 |
557,42 |
1,02 |
01.01.2002 |
533,51 |
0,02 |
01.01.2003 |
679,91 |
8,62 |
01.01.2004 |
682,02 |
5,58 |
01.01.2005 |
778,47 |
12,93 |
01.01.2006 |
875,43 |
18,86 |
01.01.2007 |
1064,88 |
31,23 |
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 |
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 |
01.01.2010 |
2094,73 |
251,36 |
01.01.2011 |
2940,39 |
472,25 |
01.01.2012 |
4190,55 |
637,33 |
01.01.2013 |
4977,90 |
906,6 |
Информация о работе Социально-экономическая характеристика Российской Федерации