Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 10:40, курсовая работа
Цель исследования – изучение понятия «государственный долг» и состояния государственного долга России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие государственного долга и теоретических подходов к нему;
- рассмотреть виды государственного долга и методы его регулирования;
- проанализировать динамику государственного долга России;
- изучить современное состояние государственного долга;
- выявить проблемы государственного долга и определить его перспективы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 5
1.1 Причины возникновения государственного долга, виды государственного долга в РФ 5
1.2 Последствия государственного долга в Российской Федерации 11
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 22
2.1 Социально-экономическая характеристика Российской Федерации 22
2.2 Анализ внутреннего государственного долга РФ 23
2.3 Анализ внешнего государственного долга РФ 24
3. МЕТОДЫ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 27
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 31.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Это связано с возрастанием средств на обслуживание государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что обусловливает возникновение серьезных препятствий для частных инвесторов.
Кроме экономических последствий, государственный долг приводит также к негативным социальным последствиям. Одним из них выступает усиление дифференциации населения по доходам.
Происходит дифференциация населения вследствие выплаты долга за счет повышения налогового бремени. Доходы населения уменьшаются на величину выплаченных налогов. Эти средства переходят к узкому кругу богачей, которые ранее приобрели ценные бумаги. Как результат, становится все больше разрыв в уровне благосостояния между слоями населения.
Ценой политики увеличения государственного долга является перекладывание сегодняшних проблем на правительство, которое придет ему на смену. Здесь имеется два варианта:
1) добиться экономического роста и получить доходы, которые обеспечат постепенное погашение долга;
2) с наступлением срока уплаты долга выпустить новые займы, за счет которых можно погасить старый долг.
Появление и наращивание государственного долга обусловили необходимость управления им. Управление государственным долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства, которые связаны с погашением займов, организацией выплат процентов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.
Конверсия государственных займов предполагает изменение их первоначальных условий (ставки процента, срока и иных условий погашения).
Существуют следующие методы конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. Владелец облигации при добровольной конверсии имеет право выбора: либо погасить облигацию, либо согласиться с изменением условий. В случае принудительной конверсии владельцу облигации приходится соглашаться с изменившимися условиями займа, а при факультативной конверсии у кредитора есть право либо согласиться, либо отказаться от изменения условий. Как правило, конверсия осуществляется при избытке ссудного капитала и понижении процентной ставки.
Консолидация государственного долга осуществляется посредством увеличения срока действия кратко- и среднесрочных займов или посредством объединения (унификации) в один долгосрочный заем выпущенных ранее средне- и краткосрочных займов. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.
Рефинансированием называется процесс погашения старой государственной задолженности через выпуск новых займов. Потому можно считать, что консолидированный государственный долг представляет собой результат рефинансирования. Однако консолидированный долг выступает результатом не любого рефинансирования, так как под рефинансированием здесь понимается рефинансирование, ведущее к долгосрочной задолженности.
Также управление государственным долгом включает такие меры, как:
- эффективное использование заимствованных средств;
- поиск ресурсов для погашения долга;
- ликвидация негативных последствий государственного долга.
Эффективное использование заимствованных средств предполагает направление их в проекты, которые за отведенный срок позволяют получить доход, не только превышающий величину долга, но и процентов по нему.
Ставка процента выступает минимальным критерием эффективности использования заемных средств. Доходность заемных средств должна превышать эту ставку. В этом случае государство не только сможет выплатить проценты по долгу, но и получить дополнительный доход. Несоблюдение данного условия создает проблемы в поиске средств для выплаты долга из других источников. Задержка выплаты долга ведет к нарастанию убытков, которые связаны с повышением процентных ставок в качестве штрафных санкций.
Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании ведут к тому, что страны в современных условиях стараются уйти к бездефицитным бюджетам от политики дефицитного финансирования. Новая бюджетная политика отражается, в первую очередь, в изменениях в доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы в результате повышения доходов и рентабельности национальной экономики.
В дальнейшем развитии страны государственный долг играет многозначную роль. Он может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на внутренние социально-экономические процессы.
Чем выше величина государственного внешнего долга, тем обременительнее его влияние на национальную экономику, финансовую сферу и на дальнейший экономический рост страны. Анализируя влияние на экономику страны внешнего государственного долга, следует учитывать, что существенный рост государственного внешнего долга является угрожающим для бюджета страны и ее международной кредитоспособности.
Эффективное управление долгом может выступать в качестве мощного фактора экономического роста, который позволит сгладить экономические флуктуации и обеспечит поступление дополнительных финансовых ресурсов. Устойчивое положение государства на мировом рынке капитала, своевременное исполнение долговых обязательств помогают укрепить международный авторитет страны и обеспечивают на более выгодных условиях дополнительный приток инвестиций. Помимо того, растет доверие к валюте страны, что способствует укреплению внешнеторговых связей.
Однако наращивание внешней задолженности может выступить и существенным негативным фактором экономического и политического характера. На организацию обслуживания государственного долга приходится направлять крупные средства федерального бюджета, в результате чего возникает необходимость уменьшения расходов на развитие отечественного производства и социальные нужды, что оказывает негативное влияние на жизненный уровень населения.
Государственный долг представляет собой составную часть экономической системы, оказывающую прямое и косвенное воздействие на многие ее составляющие, прежде всего, на денежно-кредитную и валютную системы, государственный бюджет, уровень инфляции, размеры внутренних и внешних сбережений, объемы иностранных инвестиций.
Резкое изменение вектора политики по обслуживанию государственного внешнего долга может привести к росту задолженности, увеличению уровня инфляции, способствовать падению конвертируемости национальной денежной единицы и, в результате, подрыву авторитета страны в лице собственного населения.
Далее проанализируем возможные отрицательные последствия государственного долга для национальной экономики страны:
1. При чрезмерном наращивании государственного долга правительство страны вынуждено ограничивать инвестиции в национальную экономику. Такая ситуация имеет место в случае привлечения государством заемных средств посредством вывода с рынка части средств, которые можно было бы направить на поддержку реального сектора экономики. Отрицательное влияние государственного долга на экономику страны также будет расти при излишне высокой доходности по государственным ценным бумагам.
2. Увлечение государства займами приводит к отвлечению от нужд промышленного и социального развития страны крупных бюджетных средств.
3. Увлечение государства
4. Средства, мобилизуемые при помощи государственных заимствований являются антиципированными, т.е. налогами, взятыми вперед, а долги требуется погашать вместе с процентами.
К положительным аспектам воздействия государственного долга на национальную экономику страны можно отнести следующие.
1. Основной выигрыш для страны заключается в возможности привлечения в бюджет страны заемных денежных ресурсов и сохранении относительного размера долга.
2. Величина бюджетного сальдо и объем реального ВВП выступают важнейшими факторами, которые определяют динамику госдолга. Дефицит бюджета приводит к росту объема государственного долга, а профицит позволяет его погашать. В случае постоянного экономического роста обеспечивается пополнение доходной части бюджета, которая способствует уплате процентов по государственному долгу.
3. При долгосрочном выпуске долговые обязательства, приобретаемые физическими и юридическими лицами, оказывают воздействие на процесс организации сбережений населения и инвестирования временно свободных финансовых ресурсов экономическими субъектами1.
Взгляды отечественных экономистов в вопросе воздействия государственного долга на экономику России и на перспективы ее экономического развития расходятся.
Государственный внешний долг на национальную экономику ложится тяжелым бременем, т.к. при выплате суммы долга и процентов по нему, стране приходится отдавать ценные товары и оказывать иностранным государствам определенные услуги. Другими словами, страна определенную часть реального национального продукта переводит за рубеж, что ведет к уменьшению текущего потребления населения и сокращению совокупного спроса. Это ведет, в свою очередь, к замедлению экономического роста, и может обусловить спад национального производства.
Как показывает мировая практика, допустимо краткосрочное (1-2 года) превышение темпов роста госдолга над темпами экономического роста государства. Финансирование расходов государства за счет роста государственного долга с позиций эквивалентности Барро-Риккардо представляет собой альтернативный рост налогов, а наращивание государственного долга выступает мерой, позволяющей активизировать рост национальной экономики. Такого типа временное превышение роста государственного долга над экономическим ростом необходимо в дальнейшем компенсировать сокращением темпов роста государственного долга по сравнению с темпами экономического роста.
Постоянный рост внешнего долга приводит к падению на международной арене авторитета страны-должника и вызывает психологический эффект, способствующий усилению неуверенности в завтрашнем дне населения страны-должника.
Соответственно, можно заметить, что страна переносит на будущее поколение экономическое бремя своего долга, оставляя ему уменьшенную величину основных производственных фондов.
В условиях обременительного государственного внешнего долга значительно возрастают сложности в укреплении доверия к национальной валюте, борьбе с инфляцией.
Разработка программы внешних заимствований должна стать одним из элементов управления внешним государственным долгом.
Ограничителем размеров внешних заимствований выступает установка на поддержание в определенных границах индикаторов долговой зависимости, применяемых в международной практике, включая сравнение размера долга и платежей по нему с объемами ВВП и экспорта.
В странах с переходной или развивающейся экономикой, к которым относится и Россия, ставки процентов по государственному внешнему долгу существенно превышают темпы экономического роста страны. Как следствие исчерпания возможностей для новых займов и рефинансирования внешнего государственного долга такие страны вынуждены прибегать к повышению налогового бремени, а в этом случае задолженность оказывает негативное влияние на объем и структуру распределения национального дохода. Перераспределение национального дохода, в зависимости от структуры внешнего долга страны, сопровождается или полностью замещается его снижением.
В настоящее время управление государственными финансами происходит в условиях глобальных рынков капитала, которые до недавнего времени предлагали ряд выгод и преимуществ. Но, как свидетельствует негативный опыт, который имеется у некоторых стран-должников, в зависимости от конкретных условий общая экономическая ситуация в стране и направление потоков иностранного капитала могут резко измениться. Существенная доля внешнего долга, т.е. задолженности, которая номинирована в иностранной валюте, повышает чувствительность страны к изменениям в настроениях инвесторов, а резкие и внезапные колебания потоков капитала в дальнейшем ведут к серьезным проблемам.
Даже располагая преимуществами привлечения в страну иностранных ресурсов в условиях благоприятной конъюнктуры, с наращиванием внешней задолженности могут расти кредитные, валютные, процентные риски, а также риски изменения структуры капитала отдельных компаний в худшую сторону.
Осуществление взвешенной политики в сфере государственных и частных заимствований, оперативное принятие мер, которые необходимы для укрепления позиции страны в управлении возникшей задолженностью государственного сектора экономики и регулирования внешнего долга частного сектора выступает важным фактором, который призван обеспечить макроэкономическую стабильность страны. Крупный внешний долг оказывает негативное влияние на кредитоспособность страны в целом.
В международной практике известны случаи, в т.ч. и в России, когда в кризисных ситуациях правительства стран-должников брали на себя обязательства по задолженности финансово-кредитных организаций, частных корпораций или передавали им финансовые ресурсы в целях погашения задолженности (таким образом Правительство РФ поступило при осуществлении антикризисных мер в 2008 г.)
При формировании стратегий управления государственным долгом необходимо просчитывать все возможные пессимистические сценарии, то есть события, в случае реального наступления которых слабые и необоснованные стратегии обусловили бы крушение фискальных стратегий правительства. Экономические основы и финансовое соотношение активов и пассивов в экономике влияют на фискальное положение государства и его возможности по обслуживанию внешней государственной задолженности. Потому стратегия управления внешним долгом должна разрабатываться с учетом возможных общих экономических потрясений и долговых обязательств в государственном секторе.
Информация о работе Социально-экономическая характеристика Российской Федерации