Социально-экономическая характеристика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение понятия «государственный долг» и состояния государственного долга России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие государственного долга и теоретических подходов к нему;
- рассмотреть виды государственного долга и методы его регулирования;
- проанализировать динамику государственного долга России;
- изучить современное состояние государственного долга;
- выявить проблемы государственного долга и определить его перспективы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 5
1.1 Причины возникновения государственного долга, виды государственного долга в РФ 5
1.2 Последствия государственного долга в Российской Федерации 11
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 22
2.1 Социально-экономическая характеристика Российской Федерации 22
2.2 Анализ внутреннего государственного долга РФ 23
2.3 Анализ внешнего государственного долга РФ 24
3. МЕТОДЫ СОКРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 27
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 31.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Gosudarstvennyy_dolg_struktura_i_upravlenie_89386.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Значительная величина внешнего государственного долга может быть связана с такими рисками, как:

1) риск рефинансирования, когда пролонгировать долг по приемлемой для страны-должника цене невозможно, что может обусловить финансовый кризис или серьезные экономические убытки;

2) риск ликвидности — предполагает более широкое определение риска рефинансирования, включающее проблемы непропорциональности структуры активов и пассивов;

3) рыночные риски, куда входят процентные, валютные и др., которые порождают изменение ставок процента и обменного курса;

4) кредитный риск, представляющий собой потери, которые связаны с неисполнением перед заемщиком своих обязательств.

Для организации мониторинга, анализа и контроля состояния совокупного национального внешнего долга, снижения связанных с ним рисков, следует разработать соответствующую систему индикаторов и их пороговых значений, которая своевременно могла бы сигнализировать о нарастании в указанной сфере кризисных явлений и необходимости принятия соответствующих мер, которые направлены на устранение отрицательных тенденций.

В международной практике известна методика расчета унифицированных нормативных индикаторов экономически приемлемых уровней внешнего долга. Страна-должник эти нормативные показатели при управлении внешним государственным долгом может принимать за основу. Данные нормативы для России следует адаптировать к условиям экономики и институциональных возможностей. При формировании системы индикаторов оценки критических значений совокупного внешнего долга государства можно задействовать показатели уровня динамики и темпов роста совокупного внешнего долга России по отношению к ВВП, объему золотовалютных резервов, объемам экспорта.

С.В. Степашиным в его монографии «Экономическая безопасность Российской Федерации» предложена система показателей внешних угроз экономической безопасности России. Как одну из угроз Степашин выделяет высокий уровень внешней задолженности, усиление попыток его использования для оказания воздействия на принятие политических и экономических решений. Такие угрозы можно выразить при помощи системы следующих индикаторов[6, стр 87-89]:

● состояние механизмов формирования экономической политики, нарушение финансовой сбалансированности;

● состояние кредитно-финансовой сферы;

● встроенность в мировую экономику, свободные экономические зоны;

● состояние инвестиционной сферы, иностранное инвестирование;

● искусственное влияние на конкурентоспособность отечественных производителей;

● социальная активность населения;

● развитие рыночных структур;

● внутренний долг государства;

● состояние институтов государственной власти;

● состояние промышленной инфраструктуры;

● динамика занятости;

● уровень и качество жизни населения.

 

 

 

2. современное состояние государственного  долга РФ

 

2.1 Социально-экономическая характеристика Российской Федерации

 

По оценке Минэкономразвития, весь 2012 год темпы экономики в годовом значении замедлялись – с 4,9% в I квартале до 2,2% в четвертом. Рост за год ведомство оценивает в 3,4-3,5%. Данные со снятой сезонностью показывают, что рост в конце года даже немного ускорился – до 0,6% в IV квартале с 0,5% в третьем и 0,3% в первом полугодии.

По оценке Росстата, объем ВВП России за 2012 г., составил в текущих ценах 62 356,9 млрд рублей. Индекс физического объема ВВП относительно 2011 г. составил 103,4%, индекс-дефлятор ВВП за 2012 г. по отношению к ценам 2011 г. – 108,0%.

Индекс промышленного производства в январе-декабре 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. составил 102,6%.

По оценке Росстата, по итогам января-декабря 2012 г. прирост инвестиций составил 6,7% к уровню соответствующего периода 2011 г.

Оборот розничной торговли, в 2012 г. по отношению к 2011 г. увеличился на 5,9%, объем платных услуг населению вырос на 3,5%.

В течение 2012 г. реальные располагаемые денежные доходы населения демонстрировали достаточно устойчивую положительную динамику с постепенным наращиванием темпов прироста – с 2,4% в I квартале до 5,3% в IV квартале 2012 года относительно соответствующих периодов 2011 года. В целом за 2012 г. реальные располагаемые доходы населения увеличились на 4,2%.

В 2012 году относительно 2011 года реальная заработная плата выросла на 7,8%. Потребительская инфляция в 2012 году составила – 6,6% (6,1% – в 2011 году).

По состоянию на 01.01.2013 г. объем международных резервов составил 537,6 млрд долл. США.

Профицит федерального бюджета на кассовой основе в январе-ноябре 2012 г. составил, по данным Минфина России, 788,7 млрд руб., или 1,1% ВВП.

 

2.2 Анализ внутреннего государственного долга РФ

 

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Объем государственного внутреннего долга РФ с 1993 года по 2013 год увеличился в 1394 раза (Приложение 1). Динамика государственного внутреннего долга представлена на рис. 3.

Рисунок 3. Динамика государственного внутреннего долга РФ

 

Как видно из рис. 3, наращивание внутреннего долга до 2009 г. шло довольно медленными темпами, а с 2009 г. отмечается увеличение ежегодных темпов роста внутренних заимствований. Так, если на 01.01.2009 долг составлял 1499,82 млрд. руб., то на 01.01.2010 г. уже 2094,73 млрд. руб. (рост составил 139,66%), на 01.01.2011 2940,39 млрд. руб. (140,37%), на 01.01.2012 4190,55 млрд. руб. (142,52%).

Россия с 2009 года начала постепенно наращивать госдолг из-за нехватки средств после кризиса. Правительство приняло решение занимать деньги как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В 2011 году государственный долг России составлял 11,2 процента ВВП.

За сентябрь 2012 года внутренний госдолг увеличился на 8,1%. Самый большой объем государственного долга среди субъектов Российской Федерации по состоянию на 2012 год занимает Приволжский федеральный округ. Дефицит бюджета Республики Мордовия, к примеру, находится на предельном уровне в 15 процентов. В пересчете на одного жителя государственный долг республики составляет 20,1 тысяч рублей.

Кстати, если этот показатель посмотреть на одного жителя субъекта, то Республика Мордовия среди регионов России вошла в тройку «лидеров». На первом месте находится Чукотка (40,6 тыс. руб. на одного жителя региона), на втором – Москва (28,1 тыс. руб.), а на третьем – Республика Мордовия (20,1 тыс. руб.), затем идет Республика Татарстан (19,9 тыс. руб.), Калужская область (19,8 тыс. руб.) и Республика Саха (Якутия) (19,7 тыс. руб.).

 

2.3 Анализ внешнего государственного долга РФ

 

Если говорить о заимствованиях за рубежом, то они действительно относительно невелики (Приложение 2).

К примеру, по данным Центробанка, внешний госдолг России на 1 октября 2012 года составил 36 млрд. долларов США. До кризиса 2008 года государство занимало ежегодно около 6,2 млрд. долларов США. Т.к. на внешнем рынке занимать дорого и хлопотно, необходимые миллиарды предполагается взять на внутреннем рынке. Однако, реализация таких амбициозных планов на неподготовленном долговом рынке России объективно невозможна. Долговой рынок России все еще имеет "родимые пятна" переходного периода". Абсолютным приоритетом государственной долговой политики для выведения таких «пятен» объявлена модернизация и либерализация долгового рынка[9, стр. 8-11]:

Государственный внешний долг России на 1 марта 2013г. составил 50 млрд 616,5 млн долл. (или 38 млрд 706,6 млн евро), отмечается в материалах Министерства финансов (Минфин) РФ. Таким образом, за февраль 2013г. государственный внешний долг России сократился на 28,1 млн долл., а за январь-февраль 2013г. - примерно на 153 млн долл. или 0,3%.

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, за два месяца 2013г. снизилась на 5,8% - до 308,1 млн долл. (235,6 млн евро). Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба на 1 марта 2013г. составила 1 млрд 96,1 млн долл. (838,2 млн евро), что не отличается от уровня начала года.

Коммерческая задолженность бывшего СССР на 1 марта 2013г. составила 22,4 млн долл. (17,2 млн евро), что на 2,2% меньше, чем на начало года. Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами - участницами Совета экономической взаимопомощи - за январь-февраль 2013г. снизилась на 1,03% и на 1 февраля 2013г. составила 980,9 млн долл. (750,2 млн евро).

Задолженность перед международными финансовыми организациями за январь-февраль 2013г. уменьшилась на 1,7% и на 1 марта 2013г. составила 1 млрд 991,3 млн долл. (1 млрд 522,7 млн евро).

Задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте на 1 марта 2013г. составила 11 млрд 301,7 млн долл. (8 млрд 381,9 млн евро), уменьшившись с начала года на 0,8%. Задолженность по еврооблигациям РФ на 1 марта 2013г. составила 34 млрд 910,4 млн долл. (26 млрд 696 млн евро), что не отличается от уровня начала года.

Напомним, что за 2012г. государственный внешний долг России вырос на 41,8%, составив на 1 января 2013г. 50 млрд 769,2 млн долл. (или 38 млрд 330,9 млн евро).

Показатели государственного долга Российской Федерации являются весьма низкими и выгодно отличают ее от значительного большинства стран. Вместе с тем в случае приближения долговых индикаторов к пороговым, критическим значениям потребуется проводить политику ограничения государственных расходов и заимствований.

 

 

 

3. МЕТОДЫ СОКРАЩЕНИЯ государственного долга В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

В 2013-2015 гг. реализация долговой политики Российской Федерации будет проводиться согласно следующим целям [11, стр 12-17]:

:

1) обеспечение  сбалансированности федерального  бюджета при сохранении высокой степени долговой устойчивости, достигнутой в последние годы;

2) поддержание  высокого уровня кредитных рейтингов  России инвестиционной категории  с перспективой формирования предпосылок для повышения рейтингов до категории «А»;

3) дальнейшее  развитие национального рынка  государственных ценных бумаг;

4) обеспечение  постоянного доступа РФ и национальных корпоративных заемщиков на приемлемых условиях к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала, снижение стоимости заимствований;

5) поддержание политическими мерами безопасных тенденций в сфере внешнего долга российского корпоративного сектора, включая ограничение притока спекулятивного капитала («горячих денег»).

Условия государственных гарантий, которые предоставлялись в период 2009-2011 гг., таковы, что трудно прогнозируем возврат средств федерального бюджета, использованных в случае их исполнения. Имеется вероятность возникновения невозмещаемых расходов. Немаловажное значение с точки зрения рисков федерального бюджета имеет тот факт, что исполнение государственных гарантий происходит вне зависимости от результатов реализации проектов, в поддержку которых указанные гарантии были предоставлены. Получатели государственной гарантийной поддержки каких-либо обязательств и ответственности в связи с неэффективной реализацией проектов, поддерживаемых государством, не несут.

Для повышения эффективности инструмента государственных гарантий, а также управления рисками бюджета, которые связаны с их предоставлением, при оказании государственной гарантийной поддержки предполагается в дальнейшем основываться на следующих основных принципах[12, стр 124-127]:

1) установление для предоставления госгарантий единых подходов с общими «родовыми признаками» (отрасль экономики, регион, рынок и т.п.), независимо от объекта государственной поддержки, отход от практики предоставления уникальных гарантий;

2) распределение  рисков между государством и  участниками сделки (проекта), которым оказывается гарантийная поддержка;

3) оказание  гарантийной поддержки при условии  удовлетворительного финансового  состояния принципалов, по обязательствам которых предоставляются госгарантии (соблюдение указанного условия не предусмотрено, к примеру, правилами предоставления гарантий по инвестиционным проектам и гарантий для реализации гособоронзаказа);

4) наличие  обеспечения возвратности средств, которые использованы на исполнение госгарантий (к примеру, по гарантиям по инвестиционным проектам обеспечение права регрессного требования РФ к принципалу не предусмотрено);

5) соблюдение получателями государственной поддержки определенных ограничений на период действия госгарантий (к примеру, отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту, а также установление ответственности принципала за нереализацию проектов, поддерживаемых государством.

Таким образом, независимо от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала, государственная долговая политика в предстоящий период будет направлена на обеспечение способности РФ производить заимствования в объемах, которые необходимы для решения стоящих перед государством социально-экономических задач, и на условиях, которые приемлемы для нашей страны как надежного суверенного заемщика. Решению поставленной задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, транспарентная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги РФ. Фактический объем государственных заимствований будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика Российской Федерации