Социально-экономическая политика государства, особенности и приоритеты в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Российская экономика в 2012 г. находилась под влиянием двух основных факторов. С одной стороны, сохранение кризисных тенденций в глобальной хозяйственной системе обусловило высокую волатильность товарных и финансовых рынков и спровоцировало дискуссии о необходимости в очередной раз готовиться к гипотетической «второй волне глобального кризиса». С другой стороны, окончание электорального периода в России поставило перед экономикой страны трудные задачи, связанные с выполнением взятых в предвыборный период обязательств. В результате неопределенность перспектив развития российской экономики существенно возросла, а выход на устойчивые темпы экономического роста стал еще более проблематичным.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА 2011-2013 ГГ. 4
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 4
2.1. Особенности бюджетной политики 4
2.2. Направления социального развития 4
2.3. Влияние мировой финансовой системы на социально-экономическое развитие России 4
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4
ПРИЛОЖЕНИЯ 4

Файлы: 1 файл

Социально-экономическая политика государства, особенности и приоритеты в России (1).docx

— 78.20 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА 2011-2013 ГГ. 4

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 4

2.1. Особенности бюджетной политики 4

2.2. Направления социального развития 4

2.3. Влияние мировой финансовой системы на социально-экономическое развитие России 4

3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4

ПРИЛОЖЕНИЯ 4

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Российская экономика в 2012 г. находилась под влиянием двух основных факторов. С одной стороны, сохранение кризисных тенденций в глобальной хозяйственной системе обусловило высокую волатильность товарных и финансовых рынков и спровоцировало дискуссии о необходимости в очередной раз готовиться к гипотетической «второй волне глобального кризиса». С другой стороны, окончание электорального периода в России поставило перед экономикой страны трудные задачи, связанные с выполнением взятых в предвыборный период обязательств. В результате неопределенность перспектив развития российской экономики существенно возросла, а выход на устойчивые темпы экономического роста стал еще более проблематичным.

Главными причинами уязвимости российской экономики от внешних  факторов, как и в предшествующие годы, являются высокая степень зависимости  экспортных доходов от мировых цен  на сырье и слабость национального  финансового рынка. Доля продукции  нефтегазового комплекса в совокупном объеме экспорта в 2011-2012 гг. превысила 65% по сравнению с 61,7% в докризисном 2007 г. Ситуация в финансовой сфере  несколько улучшилась по сравнению  с докризисным периодом за счет сокращения удельного веса краткосрочных валютных обязательств российских компаний. Однако на состояние фондовых рынков решающее влияние по-прежнему оказывают инвесторы (в т.ч. иностранные), ориентированные  на реализацию краткосрочных стратегий. В этих условиях временные улучшения  мировой конъюнктуры положительно сказываются на состоянии российской экономики и порождают всплески оптимизма, как у рыночных субъектов, так и у лиц, ответственных  за проведение экономической политики. Напротив, снижение мировых цен на сырье и падение мировых фондовых рынков крайне болезненно отражается на России, подрывая перспективы роста  и налоговую базу бюджета.

Цель курсовой работы состоит  в исследовании социально- экономической  политики государства.

Объектом исследования служит современная система государственного социально-экономического планирования.

Предмет исследования - методология  бюджетного планирования и факторы  влияющие на обеспечение целей социально - экономического развития.

Задачи исследования:

  • определить основные направления социально-экономической политики;
  • провести анализ результатов социально-экономического развития в 2011-2012 гг.;
  • определить факторы влияния мировой финансовой системы;
  • рассмотреть перспективы социально-экономического развития.

 

1. ПРИОРИТЕТЫ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  РОССИИ НА 2011-2013 ГГ.

Социально-экономическая  политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2011-2013 гг.) перенесет акценты с  мер, нацеленных на антикризисную поддержку  отраслей, предприятий и населения, на меры стратегического характера, зафиксированные в Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Основные усилия Правительства  Российской Федерации сосредоточатся на следующих приоритетах социально-экономической  политики, реализация которых будет  обеспечена необходимыми бюджетными расходами:

  • социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал (расходы федерального бюджета на эти цели в прогнозный период составят в среднем 10,1% ВВП или около 50% расходов федерального бюджета);
  • обеспечение инновационного развития и поддержка высокотехнологичных секторов экономики («инновационные расходы» федерального бюджета в прогнозный период, по оценке Минэкономразвития России, составят в среднем около 4,5-5,2% всех  расходов бюджета или около 0.9-1,1% ВВП. При сохранении расходов на поддержку науки будут расти расходы на поддержку высокотехнологичных секторов экономики);
  • диверсификация экономики и развитие инфраструктуры (расходы федерального бюджета на модернизацию транспортной инфраструктуры составят в среднем около 3,7-4,7% всех расходов бюджета или около 0,8-0,9% ВВП в 2011-2013 годах). В условиях кризиса государство было вынуждено сократить расходы на модернизацию транспортной инфраструктуры, и в связи с жесткими бюджетными ограничениями такая ситуация сохранится как минимум до 2012 года. В то же время транспортная инфраструктура остается в списке важнейших приоритетов и, начиная с 2013 года, расходы на нее будут увеличиваться. Расходы федерального бюджета на стимулирование диверсификации и поддержка отраслей, по оценке Минэкономразвития России, составят в среднем 1,1-1,3% ВВП или около 5,5-6,7% расходов бюджета, при этом по мере минимизации последствий кризиса общий уровень поддержки будет снижаться, а сами расходы переориентируются на стимулирование реализации модернизационных программ;
  • обеспечение обороны и безопасности (расходы федерального бюджета по 2 и 3 разделу классификации расходов федерального бюджета составят в среднем 5,1-5,4% ВВП в 2011-2013 гг.), при этом предполагается достаточно быстрое наращивание расходов в этой сфере с учетом необходимости масштабного перевооружения, увеличения закупок современного вооружения и военной техники, модернизации армии, перехода к новому облику вооруженных сил. Кроме того, с 2012 года предполагается осуществить реформу денежного довольствия;
  • сбалансированное региональное развитие (при этом поддержка регионального развития будет постепенно снижаться и в среднем за прогнозный период составит около 1,5% ВВП, что обусловлено улучшением финансового состояния регионов, восстановления экономического роста);
  • совершенствование бизнес-среды, поддержка малого бизнеса (на эти цели будет направлено в среднем около 0,2% расходов федерального бюджета в 2012 году). При этом общие расходы на поддержку малого бизнеса будут динамично расти с учетом наращивания финансирования в рамках иных квазибюджетных механизмов, в первую очередь Внешэкономбанка.

В то же время в течение 2011-2012 гг. предполагается общее уменьшение расходов федерального бюджета по отношению  к ВВП (при этом они будут расти  в номинальном выражении). На прежнем  уровне в реальном выражении останутся  расходы на обеспечение нового качества жизни, относительно вырастут инновационные  расходы (включая расходы на поддержку  высокотехнологичных секторов экономики) и расходы на обеспечение обороны  и безопасности. Снизятся расходы  на поддержку традиционных секторов экономики и регионального развития, что обусловлено завершением  антикризисных мер поддержки  и выходом на траекторию устойчивого  экономического роста.

Таблица 1. Финансирование основных приоритетов  социально-экономической политики (% ВВП)

Приоритет

2009

2010

2011

2012

2013

Оценка

I.

НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

12,4

12,5

10,7-10,9

10,0-10,1

9,3-9,5

1.1.

Оплата труда  в бюджетной сфере, пенсионное и  социальное обеспечение

11,2

11,0

9,5-9,8

9,2-9,3

8,7-8,9

1.2.

Человеческий  капитал (здравоохранение,  демография, образование, культура)

0,8

0,7

0,7

0,6

0,5

1.3.

ЖКХ и жилье

0,4

0,8

0,4

0,2

0,2

II.

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

1,5

1,1

0,9-1,1

0,9-1,1

0,9-1,0

2.1.

Развитие  фундаментальной и прикладной науки

0,1

0,2

0,2-0,4

0,2-0,3

0,2

2.2.

Развитие  высокотехнологичных отраслей (ОПК, космос, авиастроение, атомный энергопромышленный комплекс, радиоэлектроника, медтехника и фармацевтика)

1,3

0,7

0,6

0,6

0,6-0,7

2.3.

Развитие  информационного общества

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

III.

МОДЕРНИЗАЦИЯ  ТРАДИЦИОННЫХ ОТРАСЛЕЙ

1,6

1,4

1,3

1,1

1,0-1,6

3.1.

Транспортный  комплекс

1,0

0,8

0,8

0,7

0,7-1,2

3.2.

Агропромышленный  комплекс

0,4

0,2

0,2

0,2

0,2

3.3.

Иная поддержка  секторов (рыбохозяйственный комплекс, угольная отрасль, минерально-сырьевая база, лесопромышленный комплекс, легкая промышленность, поддержка экспорта)

0,3

0,3

0,3

0,2

0,1-0,2

IV.

ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ  И БЕЗОПАСНОСТЬ (НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА  И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

5,6

5,2

5,2

4,9-5,3

5,2-5,6

V.

СБАЛАНСИРОВАННОЕ  РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

2,5

2,3

2,0-2,1

1,3-1,4

1,1-1,2


Общее снижение объемов финансирования приоритетов социально-экономической  политики по сравнению с ранее  запланированными в Концепции долгосрочного  социально-экономического развития на период до 2020 года цифрами, с одной  стороны, означает необходимость переноса акцента с мер финансовой поддержки  на меры по совершенствованию институциональных  условий экономической деятельности. С другой стороны, это означает необходимость  кардинального повышения эффективности  расходования бюджетных средств, необходимых  для достижения целей политики. Для  этого, в том числе будут реализовываться  меры, предусмотренные утвержденной Концепцией повышения эффективности  бюджетных расходов, в частности, ключевая мера – переход, начиная  с 2012 года, к формированию бюджета  на программной основе. Государственные  программы будут охватывать все  ключевые цели и задачи социально-экономической  политики и, одновременно, включать большую  часть (до 90%) расходов федерального бюджета.

Деятельность Правительства  Российской Федерации по обозначенным приоритетам будет включать следующие  основные направления.

В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:

  • поддержание в реальном выражении достигнутого уровня оплаты труда в бюджетной сфере, рост пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;
  • стабилизация ситуации на рынке труда. Сокращение мероприятий антикризисной поддержки, перенос акцента на реализацию мер по стимулированию трудовой мобильности населения,  по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики. Будут также реализовываться меры, направленные на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;
  • развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования, введения институтов страхования ответственности медицинских работников и защиты прав пациентов, модернизации используемого оборудования и технологий,  формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;
  • развитие системы открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;
  • продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупок жилья на условиях ипотеки.

На инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных  секторов экономики направлены:

  • сохранение достигнутого уровня поддержки фундаментальной науки, в том числе Российской академии наук и государственных фондов при реализации мер по повышению результативности научных исследований, внедрения системы комплексной оценки научных организаций, модернизация материально-технической базы науки;
  • развитие прикладной науки, включая государственную поддержку науки через систему грантов, реализацию ФЦП, способствующих развитию науки и технологий, формирование национальных исследовательских центров (НИЦ) в ключевых областях исследований и разработок;
  • развитие исследовательского потенциала высшего образования, стимулирование кооперации вузов и предприятий, привлечение ведущих мировых ученых к реализации научных проектов в России, развитие инновационной инфраструктуры вузов;
  • расширение направлений деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и поддержка малого инновационного бизнеса через софинансирование региональных программ поддержки малого бизнеса;
  • поддержка развития высокотехнологичных отраслей: космический комплекс, атомный энергетический, радиоэлектронный, оборонно-промышленный комплексы, авиа- и судостроение;
  • стимулирование инновационной активности бизнеса, в том числе через вовлечение участия компаний в создание и деятельность технологических платформ, через формирование компаниями с государственным участием программ инновационного развития;
  • поддержка региональных проектов создания инновационных кластеров или региональных инновационных комплексов;
  • формирование центра исследований и разработок в Сколково с привлечением к его работе ведущих российских инновационных вузов, а также ведущих российских и зарубежных высокотехнологичных компаний по приоритетным технологическим направлениям;
  • формирование информационного общества, снятие информационных барьеров.

В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры:

  • содержание и развитие транспортной инфраструктуры: наземной, водной и воздушной, повышение безопасности транспорта, расходы на поддержку железнодорожных и воздушных перевозок. При этом в ближайшие годы объем инвестиций в транспортный комплекс в условиях жестких бюджетных ограничений и высоких социальных расходов будет несколько снижен, но начиная с 2013 года, расходы будут последовательно наращиваться, в том числе через механизмы создаваемого дорожного фонда, через расширение строительства платных автомобильных дорог;
  • модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (продовольственного комплекса);
  • расширение поддержки несырьевого экспорта;
  • повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей: автомобиле- и сельхозмашиностроения, поддержка развития системообразующих предприятий через задействование механизмов поддержки реализации (в том числе через государственные гарантии и субсидирование процентных ставок) крупных инвестиционных проектов в этих секторах, через государственную поддержку спроса (включая программу утилизации подержанных автотранспортных средств);
  • развитие минерально-сырьевой базы, развитие лесопромышленного комплекса;
  • модернизация легкой промышленности.

Информация о работе Социально-экономическая политика государства, особенности и приоритеты в России