СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИОРИТЕТЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
НА 2011-2013 ГГ. 4
2. АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИИ 4
2.1. Особенности
бюджетной политики 4
2.2. Направления
социального развития 4
2.3. Влияние
мировой финансовой системы на социально-экономическое
развитие России 4
3. ПЕРСПЕКТИВЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4
ПРИЛОЖЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Российская
экономика в 2012 г. находилась под влиянием
двух основных факторов. С одной стороны,
сохранение кризисных тенденций в глобальной
хозяйственной системе обусловило высокую
волатильность товарных и финансовых
рынков и спровоцировало дискуссии о необходимости
в очередной раз готовиться к гипотетической
«второй волне глобального кризиса». С
другой стороны, окончание электорального
периода в России поставило перед экономикой
страны трудные задачи, связанные с выполнением
взятых в предвыборный период обязательств.
В результате неопределенность перспектив
развития российской экономики существенно
возросла, а выход на устойчивые темпы
экономического роста стал еще более проблематичным.
Главными причинами уязвимости
российской экономики от внешних
факторов, как и в предшествующие
годы, являются высокая степень зависимости
экспортных доходов от мировых цен
на сырье и слабость национального
финансового рынка. Доля продукции
нефтегазового комплекса в совокупном
объеме экспорта в 2011-2012 гг. превысила
65% по сравнению с 61,7% в докризисном
2007 г. Ситуация в финансовой сфере
несколько улучшилась по сравнению
с докризисным периодом за счет сокращения
удельного веса краткосрочных валютных
обязательств российских компаний. Однако
на состояние фондовых рынков решающее
влияние по-прежнему оказывают инвесторы
(в т.ч. иностранные), ориентированные
на реализацию краткосрочных стратегий.
В этих условиях временные улучшения
мировой конъюнктуры положительно
сказываются на состоянии российской
экономики и порождают всплески
оптимизма, как у рыночных субъектов,
так и у лиц, ответственных
за проведение экономической политики.
Напротив, снижение мировых цен на
сырье и падение мировых фондовых
рынков крайне болезненно отражается
на России, подрывая перспективы роста
и налоговую базу бюджета.
Цель курсовой работы состоит
в исследовании социально- экономической
политики государства.
Объектом исследования служит
современная система государственного
социально-экономического планирования.
Предмет исследования - методология
бюджетного планирования и факторы
влияющие на обеспечение целей социально
- экономического развития.
Задачи исследования:
- определить основные направления социально-экономической
политики;
- провести анализ результатов социально-экономического
развития в 2011-2012 гг.;
- определить факторы влияния мировой
финансовой системы;
- рассмотреть перспективы социально-экономического
развития.
1. ПРИОРИТЕТЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИИ НА 2011-2013 ГГ.
Социально-экономическая
политика Правительства Российской
Федерации на среднесрочную перспективу
(2011-2013 гг.) перенесет акценты с
мер, нацеленных на антикризисную поддержку
отраслей, предприятий и населения,
на меры стратегического характера,
зафиксированные в Концепции
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года и Основных направлениях
деятельности Правительства Российской
Федерации на период до 2012 года.
Основные усилия Правительства
Российской Федерации сосредоточатся
на следующих приоритетах социально-экономической
политики, реализация которых будет
обеспечена необходимыми бюджетными расходами:
- социальное развитие и инвестиции в человеческий
капитал (расходы федерального бюджета
на эти цели в прогнозный период составят
в среднем 10,1% ВВП или около 50% расходов
федерального бюджета);
- обеспечение инновационного развития
и поддержка высокотехнологичных секторов
экономики («инновационные расходы» федерального
бюджета в прогнозный период, по оценке
Минэкономразвития России, составят в
среднем около 4,5-5,2% всех расходов бюджета
или около 0.9-1,1% ВВП. При сохранении расходов
на поддержку науки будут расти расходы
на поддержку высокотехнологичных секторов
экономики);
- диверсификация экономики и развитие
инфраструктуры (расходы федерального
бюджета на модернизацию транспортной
инфраструктуры составят в среднем около
3,7-4,7% всех расходов бюджета или около
0,8-0,9% ВВП в 2011-2013 годах). В условиях кризиса
государство было вынуждено сократить
расходы на модернизацию транспортной
инфраструктуры, и в связи с жесткими бюджетными
ограничениями такая ситуация сохранится
как минимум до 2012 года. В то же время транспортная
инфраструктура остается в списке важнейших
приоритетов и, начиная с 2013 года, расходы
на нее будут увеличиваться. Расходы федерального
бюджета на стимулирование диверсификации
и поддержка отраслей, по оценке Минэкономразвития
России, составят в среднем 1,1-1,3% ВВП или
около 5,5-6,7% расходов бюджета, при этом
по мере минимизации последствий кризиса
общий уровень поддержки будет снижаться,
а сами расходы переориентируются на стимулирование
реализации модернизационных программ;
- обеспечение обороны и безопасности (расходы
федерального бюджета по 2 и 3 разделу классификации
расходов федерального бюджета составят
в среднем 5,1-5,4% ВВП в 2011-2013 гг.), при этом
предполагается достаточно быстрое наращивание
расходов в этой сфере с учетом необходимости
масштабного перевооружения, увеличения
закупок современного вооружения и военной
техники, модернизации армии, перехода
к новому облику вооруженных сил. Кроме
того, с 2012 года предполагается осуществить
реформу денежного довольствия;
- сбалансированное региональное развитие (при
этом поддержка регионального развития
будет постепенно снижаться и в среднем
за прогнозный период составит около 1,5%
ВВП, что обусловлено улучшением финансового
состояния регионов, восстановления экономического
роста);
- совершенствование бизнес-среды, поддержка
малого бизнеса (на эти цели будет направлено
в среднем около 0,2% расходов федерального
бюджета в 2012 году). При этом общие расходы
на поддержку малого бизнеса будут динамично
расти с учетом наращивания финансирования
в рамках иных квазибюджетных механизмов,
в первую очередь Внешэкономбанка.
В то же время в течение
2011-2012 гг. предполагается общее уменьшение
расходов федерального бюджета по отношению
к ВВП (при этом они будут расти
в номинальном выражении). На прежнем
уровне в реальном выражении останутся
расходы на обеспечение нового качества
жизни, относительно вырастут инновационные
расходы (включая расходы на поддержку
высокотехнологичных секторов экономики)
и расходы на обеспечение обороны
и безопасности. Снизятся расходы
на поддержку традиционных секторов
экономики и регионального развития,
что обусловлено завершением
антикризисных мер поддержки
и выходом на траекторию устойчивого
экономического роста.
Таблица
1. Финансирование основных приоритетов
социально-экономической политики
(% ВВП)
№ |
Приоритет |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Оценка |
I. |
НОВОЕ КАЧЕСТВО
ЖИЗНИ |
12,4 |
12,5 |
10,7-10,9 |
10,0-10,1 |
9,3-9,5 |
1.1. |
Оплата труда
в бюджетной сфере, пенсионное и
социальное обеспечение |
11,2 |
11,0 |
9,5-9,8 |
9,2-9,3 |
8,7-8,9 |
1.2. |
Человеческий
капитал (здравоохранение, демография,
образование, культура) |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
1.3. |
ЖКХ и жилье |
0,4 |
0,8 |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
II. |
ИННОВАЦИОННОЕ
РАЗВИТИЕ |
1,5 |
1,1 |
0,9-1,1 |
0,9-1,1 |
0,9-1,0 |
2.1. |
Развитие
фундаментальной и прикладной науки |
0,1 |
0,2 |
0,2-0,4 |
0,2-0,3 |
0,2 |
2.2. |
Развитие
высокотехнологичных отраслей (ОПК,
космос, авиастроение, атомный энергопромышленный
комплекс, радиоэлектроника, медтехника
и фармацевтика) |
1,3 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6-0,7 |
2.3. |
Развитие
информационного общества |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
III. |
МОДЕРНИЗАЦИЯ
ТРАДИЦИОННЫХ ОТРАСЛЕЙ |
1,6 |
1,4 |
1,3 |
1,1 |
1,0-1,6 |
3.1. |
Транспортный
комплекс |
1,0 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,7-1,2 |
3.2. |
Агропромышленный
комплекс |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
3.3. |
Иная поддержка
секторов (рыбохозяйственный комплекс,
угольная отрасль, минерально-сырьевая
база, лесопромышленный комплекс, легкая
промышленность, поддержка экспорта) |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,1-0,2 |
IV. |
ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ
И БЕЗОПАСНОСТЬ (НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) |
5,6 |
5,2 |
5,2 |
4,9-5,3 |
5,2-5,6 |
V. |
СБАЛАНСИРОВАННОЕ
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ |
2,5 |
2,3 |
2,0-2,1 |
1,3-1,4 |
1,1-1,2 |
Общее снижение объемов финансирования
приоритетов социально-экономической
политики по сравнению с ранее
запланированными в Концепции долгосрочного
социально-экономического развития на
период до 2020 года цифрами, с одной
стороны, означает необходимость переноса
акцента с мер финансовой поддержки
на меры по совершенствованию институциональных
условий экономической деятельности.
С другой стороны, это означает необходимость
кардинального повышения эффективности
расходования бюджетных средств, необходимых
для достижения целей политики. Для
этого, в том числе будут реализовываться
меры, предусмотренные утвержденной
Концепцией повышения эффективности
бюджетных расходов, в частности,
ключевая мера – переход, начиная
с 2012 года, к формированию бюджета
на программной основе. Государственные
программы будут охватывать все
ключевые цели и задачи социально-экономической
политики и, одновременно, включать большую
часть (до 90%) расходов федерального бюджета.
Деятельность Правительства
Российской Федерации по обозначенным
приоритетам будет включать следующие
основные направления.
В части социального развития
и инвестиций в человеческий капитал:
- поддержание в реальном выражении достигнутого
уровня оплаты труда в бюджетной сфере,
рост пенсионного и социального обеспечения,
повышение адресности социальных выплат;
- стабилизация ситуации на рынке труда.
Сокращение мероприятий антикризисной
поддержки, перенос акцента на реализацию
мер по стимулированию трудовой мобильности
населения, по профессиональной подготовке
и переподготовке кадров, созданию новых
рабочих мест, отвечающих требованиям
инновационной экономики. Будут также
реализовываться меры, направленные на
упрощение привлечения в Российскую Федерацию
высококвалифицированных иностранных
специалистов, либерализацию условий
их пребывания и осуществления трудовой
деятельности в Российской Федерации;
- развитие системы здравоохранения путем
реформирования системы обязательного
медицинского страхования, введения институтов
страхования ответственности медицинских
работников и защиты прав пациентов, модернизации
используемого оборудования и технологий,
формирования сети современных центров
высоких медицинских технологий, а также
перинатальных центров, продолжения реструктуризации
учреждений здравоохранения, развития
стационарозамещающих медицинских технологий,
использования механизмов государственно-частного
партнерства в здравоохранении, увеличения
доли медицинских учреждений новых организационно-правовых
форм, в том числе в форме автономных учреждений;
- развитие системы открытости образования
к внешним запросам, применение проектных
методов, конкурсное выявление и поддержка
лидеров, успешно реализующих новые подходы
на практике, адресность инструментов
ресурсной поддержки и комплексный характер
принимаемых решений;
- продолжение политики стимулирования
жилищного строительства, в первую очередь
строительства комфортного жилья эконом-класса
и малоэтажного жилищного строительства,
восстановление снизившихся в условиях
кризиса темпов роста покупок жилья на
условиях ипотеки.
На инновационное развитие
и поддержку высокотехнологичных
секторов экономики направлены:
- сохранение достигнутого уровня поддержки
фундаментальной науки, в том числе Российской
академии наук и государственных фондов
при реализации мер по повышению результативности
научных исследований, внедрения системы
комплексной оценки научных организаций,
модернизация материально-технической
базы науки;
- развитие прикладной науки, включая государственную
поддержку науки через систему грантов,
реализацию ФЦП, способствующих развитию
науки и технологий, формирование национальных
исследовательских центров (НИЦ) в ключевых
областях исследований и разработок;
- развитие исследовательского потенциала
высшего образования, стимулирование
кооперации вузов и предприятий, привлечение
ведущих мировых ученых к реализации научных
проектов в России, развитие инновационной
инфраструктуры вузов;
- расширение направлений деятельности
Фонда содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере
и поддержка малого инновационного бизнеса
через софинансирование региональных
программ поддержки малого бизнеса;
- поддержка развития высокотехнологичных
отраслей: космический комплекс, атомный
энергетический, радиоэлектронный, оборонно-промышленный
комплексы, авиа- и судостроение;
- стимулирование инновационной активности
бизнеса, в том числе через вовлечение
участия компаний в создание и деятельность
технологических платформ, через формирование
компаниями с государственным участием
программ инновационного развития;
- поддержка региональных проектов создания
инновационных кластеров или региональных
инновационных комплексов;
- формирование центра исследований и
разработок в Сколково с привлечением
к его работе ведущих российских инновационных
вузов, а также ведущих российских и зарубежных
высокотехнологичных компаний по приоритетным
технологическим направлениям;
- формирование информационного общества,
снятие информационных барьеров.
В целях диверсификации экономики,
развития инфраструктуры:
- содержание и развитие транспортной
инфраструктуры: наземной, водной и воздушной,
повышение безопасности транспорта, расходы
на поддержку железнодорожных и воздушных
перевозок. При этом в ближайшие годы объем
инвестиций в транспортный комплекс в
условиях жестких бюджетных ограничений
и высоких социальных расходов будет несколько
снижен, но начиная с 2013 года, расходы будут
последовательно наращиваться, в том числе
через механизмы создаваемого дорожного
фонда, через расширение строительства
платных автомобильных дорог;
- модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного
комплексов (продовольственного комплекса);
- расширение поддержки несырьевого экспорта;
- повышение конкурентоспособности базовых
традиционных отраслей: автомобиле- и
сельхозмашиностроения, поддержка развития
системообразующих предприятий через
задействование механизмов поддержки
реализации (в том числе через государственные
гарантии и субсидирование процентных
ставок) крупных инвестиционных проектов
в этих секторах, через государственную
поддержку спроса (включая программу утилизации
подержанных автотранспортных средств);
- развитие минерально-сырьевой базы, развитие
лесопромышленного комплекса;
- модернизация легкой промышленности.