Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:36, курсовая работа
Российская экономика в 2012 г. находилась под влиянием двух основных факторов. С одной стороны, сохранение кризисных тенденций в глобальной хозяйственной системе обусловило высокую волатильность товарных и финансовых рынков и спровоцировало дискуссии о необходимости в очередной раз готовиться к гипотетической «второй волне глобального кризиса». С другой стороны, окончание электорального периода в России поставило перед экономикой страны трудные задачи, связанные с выполнением взятых в предвыборный период обязательств. В результате неопределенность перспектив развития российской экономики существенно возросла, а выход на устойчивые темпы экономического роста стал еще более проблематичным.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА 2011-2013 ГГ. 4
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 4
2.1. Особенности бюджетной политики 4
2.2. Направления социального развития 4
2.3. Влияние мировой финансовой системы на социально-экономическое развитие России 4
3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4
ПРИЛОЖЕНИЯ 4
В целях повышения
В 2011-2013 гг. предполагается сравнительно
быстрое наращивание
На сбалансированное региональное развитие направлены:
Будет активно поддерживаться
развитие малого и среднего бизнеса,
в том числе через сохранение
объемов финансирования программы
поддержки малого бизнеса и через
масштабирование
Кроме того, необходимо активизировать
институциональные
В прогнозный период будет
последовательно обеспечиваться развитие
рыночных институтов, развитие конкуренции,
совершенствование
Важной задачей является продолжение реформирования системы государственного управления в рамках реализации федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», а также улучшение качества правосудия и повышения уровня судебной защиты в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы».
Остается актуальной задача
повышения эффективности
Совершенствование механизмов государственного регулирования в экономике будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Модернизация корпоративного
законодательства и
2. Улучшение конкурентной
среды, совершенствование
3. Совершенствование регулирования субъектов естественных монополий.
4. Повышение эффективности
работы особых экономических
зон, включая
Одним из приоритетов в развитии фондового рынка в России в 2011-2013 гг. станет создание международного финансового центра.
Совершенствование банковской системы и банковского надзора будет осуществляться в соответствии с разрабатываемой Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2020 года по следующим направлениям:
В рамках развития страхового
сектора будет организована работа
по выполнению мероприятий, предусмотренных
Стратегией развития страховой деятельности
в Российской Федерации на среднесрочную
перспективу, включая совершенствование
подходов к регулированию отношений
в сфере обязательного
Показатели дефицита, заложенные
в бюджет на 2012-2014 гг., являются достаточно
скромными и в случае позитивной
внешнеэкономической
Во-первых, повышение бюджетных расходов способно серьезно обострить проблему инфляции. Несмотря на прогнозы правительства о том, что темп роста потребительских цен в 2011 г. уложится в пределы 6,5%-7%, только за январь-октябрь 2011 г. они повысились на 8,9% по отношению к аналогичному периоду 2010 года. Темпы роста цен производителей превысили этот показатель более чем вдвое, достигнув 18,9%, что на 4,3 процентных пункта больше показателя за соответствующий период 2010 года. Столь высокие показатели инфляции несовместимы с задачей улучшения делового климата, обусловливая чрезмерно высокий уровень процентных ставок и подрыв стимулов к осуществлению долгосрочных инвестиционных проектов. С учетом этого, безусловным приоритетом является снижение темпов роста потребительских цен до уровня ниже 5% в год в течение 2012-2014 гг.
Во-вторых, в условиях нестабильности
внешнеэкономической
Программный бюджет отличается тем, что объем расходов включен в программы и каждая программа своей целью прямо увязана с тем или иным стратегическим итогом деятельности. Стратегический итог - это устойчивая выгода для общества, которая напрямую зависит от ведомства. Подобное изменение, которое ведомство планирует внести в жизнь общества, и которое должно быть измерено и находиться в сфере ведомственного влияния. Стратегические итоги деятельности ведомства увязываются с приоритетами и ожидаемыми результатами деятельности правительства.
Бюджетный кодекс России отводит программам ведомств незначительное место в бюджетах всех уровней (статья 179.3): «В федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией».1 Этого недостаточно для узаконивания подобных программ в России.
Ведомственный бюджет складывается из отдельных программ. Любое ведомство должно составлять и защищать свой бюджет как набор программ, информирующих о расходах на их реализацию и оценке их эффективности. Каждая функция, каждый вид деятельности ведомства должны быть включены в ту или иную программу, и каждая программа была «втиснута» в одно ведомство.
Дополнительную нагрузку
на бюджет создают многочисленные имиджевые
проекты, некоторые из которых были
инициированы еще в предкризисный
период. Расходы по этим проектам предсказуемо
превышают первоначально
В случае дальнейшего развития кризисных тенденций в мировой экономике и ухудшения внешней конъюнктуры финансирование возрастающих бюджетных обязательств может столкнуться с серьезными трудностями. В предшествующие годы проблема финансирования бюджетного дефицита была в значительной мере смягчена благодаря ресурсам, накопленным на протяжении докризисного периода в Резервном фонде. Однако к концу 2011 г. возможности их использования для решения бюджетных задач существенно сократились. С начала сентября 2008 г. по начало ноября 2011 г. объем средств Резервного фонда снизился в 4,5 раза - с 3,50 трлн. руб. до 0,79 трлн. руб. В этих условиях источниками экстренного покрытия бюджетного дефицита могут стать средства Фонда национального благосостояния, повышение налоговой нагрузки на экономику и внешние заимствования.
Что касается Фонда национального благосостояния, то его средства, возросшие с 1 сентября 2008 г. по 1 ноября 2011 г. в 3,5 раз (с 0,78 трлн. руб. до 2,73 трлн. руб.), скорее, будут сохранены на случай резкого обострения кризисных тенденций по сценарию 2008 г. (обвал на фондовых рынках, глубокое падение мировых цен на сырье, спад в реальном секторе российской экономики). Хотя шансы на реализацию данного сценария незначительны, полностью сбрасывать со счетов его все же нельзя (например, в случае обострения кризиса еврозоны с выходом из нее отдельных стран).
В свою очередь, дальнейшее повышение
налогов может стать барьером
для посткризисного восстановления
российской экономики. В конце ноября
2011 г. министр экономического развития
Э.Набиуллина и и.о. министра финансов
А.Силуанов заявили о том, что
уровень налоговой нагрузки на экономику
приблизился к критической
Данный документ предполагает достижение двух ключевых целей. С одной стороны, речь идет о повышении суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации. Сейчас он составляет ВВВ по шкале Standard & Poor's (со стабильным прогнозом) и Fitch (с позитивным прогнозом), а по шкале Moody's - Baa со стабильным прогнозом. По мнению Министерства финансов, эти показатели отражают существенную недооценку кредитного рейтинга страны, который должен быть повышен как минимум на одну ступень (до А и А2 по соответствующим шкалам). С другой стороны, на 2012-2014 гг. планируется резкий рост эмиссии государственных ценных бумаг, достаточный для того, чтобы профинансировать до 90% дефицита федерального бюджета. В результате размер государственного долга должен увеличиться с 11,2% ВВП в 2011 году до 17% в 2014 году. Хотя этот показатель существенно ниже предусмотренного «Основными направлениями» порогового значения, составляющего 25%, рост отношения государственного долга к ВВП за 3 года более чем в 1,5 раза не останется без внимания со стороны международных рейтинговых агентств, в последний год пристально следящих за показателями суверенного долга. Это тем более вероятно, что нынешние невысокие рейтинги России в первую очередь отражают ее высокую зависимость от конъюнктуры внешних сырьевых рынков. Резкое наращивание государственного долга на фоне сохраняющейся нестабильности мировой экономики и рынков сырья плохо совместимо с целью повышения кредитного рейтинга страны. Скорее, оно создает риски его пересмотра в сторону снижения.
Информация о работе Социально-экономическая политика государства, особенности и приоритеты в России