Социально-экономический потенциал региона (на примере Ухоловского района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель - разработать пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Ухоловского района.
Задачи:
- проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально - экономическом развитии муниципального образования;
- проанализировать социально - экономическое развитие муниципального образования;
- разработать предложения по совершенствованию социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Ухоловского района.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования. 3
1.1 Понятие и принципы социально - экономической политики местного самоуправления 3
1.2 Цели муниципальной экономической политики 5
1.3 Цели и задачи муниципальной социальной политики 6
Глава 2. Анализ социально - экономического развития Ухоловского района 11
2.1 Общая характеристика Ухоловского района. 11
2.2 Современное состояние социального развития Ухоловского района. 13
2.3 Современное состояние экономического развития Ухоловского района. 18
2.4 Особенности управленияУхоловского района 22
2. 5 Финансовое обеспечение управления социально-экономическим развитием Ухоловского района. 26
Глава 3. Перспективы социально - экономического развития на примере Ухоловского района. 27
3.1 Перспективы социально - экономического развития Ухоловского района на 2013-2015 гг. 27
3.2 Пути совершенствования социально-экономического развития Ухоловского района 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовая по соц.сфере.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

В современных  условиях продолжающегося перехода России к рыночным отношениям происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием. При определении стратегических приоритетов развития страны в целом и отдельных территорий приходит понимание необходимости ориентироваться на потребности человека, его интересы и мнения. В связи с этим возрастает роль органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития. Требуется их активное участие в управлении этим процессом в качестве равноправных партнеров с органами государственной власти.

Практическая  реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием.

В качестве интегрального  показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.

Для решения  отмеченных проблем и совершенствования  системы и процесса управления местным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.

Проблемы развития муниципальных образований стали  привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Однако актуальность этого  направления обусловила формирование достаточно широкой палитры подходов к пониманию сущности развития и инструментов его организации.

Цель - разработать пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Ухоловского района.

Объект - администрация Ухоловского района.

Предмет - социально - экономическое развитие и управление муниципальным образованием Ухоловского района.

Задачи:

- проанализировать  роль и полномочия местного  самоуправления в социально - экономическом развитии муниципального  образования;

- проанализировать  социально - экономическое развитие муниципального образования;

- разработать  предложения по совершенствованию  социально - экономического развития  и управления муниципальным образованием на примере Ухоловского района.

Глава 1. Теоретические  аспекты управления социально-экономическим  развитием муниципального образования.

1.1 Понятие и принципы социально - экономической политики местного самоуправления

Муниципальная социально-экономическая политика - это важнейшая составная часть  систем местного самоуправления. Под социально-экономическим развитием муниципального образования следует понимать сбалансированность экономических и социальных факторов функционирования местного самоуправления, пропорциональность развития материального производства и социальной инфраструктуры, совершенствование отношений с другими территориями, местными сообществами и хозяйствующими субъектами, а также взаимодействие со всеми уровнями власти [17].

Конкретный  состав и содержание целей социально-экономической  политики зависят от потребностей в социально-экономических преобразованиях, учета объективных экономических законов, развивающихся закономерностей, реальных возможностей и способов достижения целей.

При разработке и практическом осуществлении местной социально-экономической политики необходимо также применение принципов целенаправленности, эффективности, оптимальности и многовариантности, системности и комплексности, иерархической соподчиненности, непрерывности и принцип равноправных партнерских отношений между субъектом социально-экономической политики и населением.

1) Принцип целенаправленности  предполагает проведение политики, основанной на согласованной системе целей социально-экономического развития. Генеральной целью является максимально возможное развитие качества жизни населения. Другие цели определяются местной спецификой (структурой населения, ресурсными характеристиками).

2) Принцип эффективности  заключается в выборе и проведении такого варианта социально-экономической политики, который обеспечивает достижение всех целей на основе рационального использования ресурсов.

3) Принципы оптимальности  и многовариантности заключаются  в необходимости формирования  достаточно широкого спектра  альтернатив проведения социально-экономической политики, из которых выбираются наиболее оптимальные.

4) Принципы системности и комплексности требуют рассмотрения социально-экономической политики не как изолированной системы управления, а как части всей социально-экономической системы. При разработке социально-экономической политики важно разрабатывать и подсистему конкретных мероприятий (программы помощи отдельным группам граждан, льготы), которые, собственно, и будут являться непосредственной социально-экономической работой.

5) Принцип иерархической  соподчиненности означает, что все уровни социально-экономической политики должны быть интегрированы, соподчинены и действовать как единое целое.

6) Принцип непрерывности  подразумевает последовательное  решение все новых и новых  задач.

7) Принцип равноправных  партнерских отношений между  субъектом социально-экономической политики и населением предполагает, что при разработке социально-экономической политики осуществляется учет широких инициатив снизу, проявляется активность различных групп населения, общественных организаций и объединений граждан.

Вывод по параграфу 1.1: Главная и конечная цель местной социально-экономической политики - улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество, и увеличение его вклада в развитие всего общества.

1.2 Цели муниципальной  экономической политики

Местная экономическая  политика - это важнейшая составная часть систем местного самоуправления. Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне [18]. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.

В условиях рыночной экономики и децентрализации  местные власти проводят самостоятельную  экономическую политику, направленную на поддержку малого бизнеса и привлечение новых инвестиций. Муниципальную экономическую политику можно рассматривать как комплекс мер, осуществляемых органами местной власти или при ее участии, направленных на расширение экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, усиление конкурентоспособности местных предприятий.

Основные направления  местной экономической политики:

1) Поддержка начинающего малого бизнеса. Оказание помощи местному бизнесу предполагает проведение современной политики размещения производства;

2) Привлечение фирм и внешних инвестиций. Привлечение фирм и инвестиций осуществляется путем рекламы, создания имиджа, маркетинга города. Муниципалитет должен знать свои специфические, профильные характеристики;

3) Поддержка внутренних инвестиций;

4) Содействие инновациям, распространению передовых технологий и росту качества призвано стимулировать развитие передовых и наиболее перспективных производств, для этого используются такие направления, как распространение новых технологий, стимулирование мобильности кадров, предоставление венчурного капитала, содействие повышению квалификации;

5) Маркетизация (становление рынка и рыночной инфраструктуры).

Вывод по параграфу 1.2: Конечной целью местной экономической политики служит рост качества жизни - обеспечение эффективной занятости и создание надежной налоговой базы для местного бюджета, позволяющей реализовывать необходимые социальные программы. Основная задача местной экономической политики - создание благоприятных условий для развития экономики.

1.3 Цели и задачи муниципальной социальной политики

Социальная  политика — политика в области  социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования  мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов [19]. Существует три основных уровня социальной политики, различающиеся по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации.

На верхнем  федеральном уровне разрабатывается  нормативно-правовая база, принимаются  основные законы и формируется система  взаимоотношений между субъектами разного уровня. Утверждается бюджет, содержащий в своей расходной  части статьи централизованного финансирования направлений социального развития, определяются перечни категорий населения, за социальную защиту и обеспечение которых несет ответственность федеральный субъект управления.

На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием те или иные положения федеральных решений, вырабатываются механизмы их привязки к региональным проблемам.

Местный уровень призван в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенные в рамках федеральной и региональной социальной политики, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических, ресурсных и прочих характеристик муниципального образования. Местная социальная политика должна представлять собой комплексное, многослойное образование, стержнем которого являются требования федерального уровня. На них накладываются региональные требования, и вся эта система на местном уровне дополняется решениями и мероприятиями, предъявляющими дополнительные требования к системе социального управления.

Современная социальная политика должна строиться с учетом следующих обстоятельств:

- Приоритетность  проблем социальной защищенности  населения в условиях вхождения  в рынок;

- Повышение  роли личного трудового вклада  в удовлетворении материальных, социально-культурных и бытовых  потребностей населения;

- Формирование  нового механизма обоснования и реализации социальной политики.

Структура местной  социальной политики должна быть четко  определена. Если учесть необходимость  направленности социальной политики на совершенствование качества жизни  населения соответствующей территории, то структура местной социальной политики заключается в следующих направлениях:

-содействие занятости  населения и обеспечению благоприятных  условий труда на предприятиях, расположенных на территории  муниципального образования;

-содействие обеспечению  граждан жильем через создание условий для жилищного строительства и прямое обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий:

-участие в обеспечении  социальной поддержки отдельных  групп населения;

-организация муниципальной системы здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

-организация предоставления  образовательных услуг, содержание  и развитие муниципальных учреждений  дошкольного, основного общего  и профессионального образования;

-создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании, содержание муниципальных учреждений культуры и мест массового отдыха, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

-создание условий  для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содержание муниципальных физкультурно-спортивных сооружений;

-реализация муниципальной  молодежной политики

Муниципальная социальная политика в сельской местности должна быть ориентирована на достижение следующих целей:

-развитие социальной  сферы сельских поселений, сокращение  разрыва между городом и селом  в уровне обеспеченности объектами  социальной сферы;

-создание основ для  повышения престижности проживания  в сельской местности, содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;

-расширение труда  в сельской местности путем  создания условий для развития  сельской экономики и роста  доходов сельских жителей;

Информация о работе Социально-экономический потенциал региона (на примере Ухоловского района)