Социально-экономический потенциал региона (на примере Ухоловского района)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель - разработать пути совершенствования социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Ухоловского района.
Задачи:
- проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально - экономическом развитии муниципального образования;
- проанализировать социально - экономическое развитие муниципального образования;
- разработать предложения по совершенствованию социально - экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Ухоловского района.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципального образования. 3
1.1 Понятие и принципы социально - экономической политики местного самоуправления 3
1.2 Цели муниципальной экономической политики 5
1.3 Цели и задачи муниципальной социальной политики 6
Глава 2. Анализ социально - экономического развития Ухоловского района 11
2.1 Общая характеристика Ухоловского района. 11
2.2 Современное состояние социального развития Ухоловского района. 13
2.3 Современное состояние экономического развития Ухоловского района. 18
2.4 Особенности управленияУхоловского района 22
2. 5 Финансовое обеспечение управления социально-экономическим развитием Ухоловского района. 26
Глава 3. Перспективы социально - экономического развития на примере Ухоловского района. 27
3.1 Перспективы социально - экономического развития Ухоловского района на 2013-2015 гг. 27
3.2 Пути совершенствования социально-экономического развития Ухоловского района 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсовая по соц.сфере.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

Администрация района - исполнительно-распорядительный орган Ухоловского района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Администрацией района руководит глава района на правах единоначалия.

Структура администрации  района утверждается районной Думой  депутатов по представлению главы  района. Заместители главы администрации  назначается на должность главой района. К компетенции администрации относятся: формирование и исполнение бюджета района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности в соответствии с порядком, утвержденным районной Думой; ведение реестра муниципальной собственности; организация в границах района электро - газоснабжения населения; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах района, за исключение автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах района; участие в предупреждении и организации мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах района и т. д.

Структура администрации  Ухоловского района представлена следующим  образом:

 

2. 5 Финансовое обеспечение управления социально-экономическим развитием Ухоловского района.

Доходы бюджета  муниципального образования за 2012 год  исполнены в объеме 164,7 млн. рублей или на 98,7 % к текущему году и на 98,9% к 2011 году. По собственным доходным источникам в бюджет муниципального образования поступило  30,3 млн. рублей или 94,5 % к отчетному году и 142,6 % к предыдущему году. Кроме собственных доходов поступило из всех уровней вышестоящих бюджетов – 134,4 млн. рублей или 99,7 % к плану и 92,5% к соответствующему периоду прошлого года. Удельный вес собственных доходов в общем составе бюджета составил 18%.

Расходы бюджета  муниципального образования за 2012 год  исполнены в объеме 164,3 млн. рублей  или 95,9%  к плану и на 100% к  соответствующему уровню прошлого года.

Финансирование  социальной сферы муниципального образования за истекший период составило 83,7 % к общему объему бюджета.

В рамках муниципальных  целевых программ учреждениям Ухоловского  района из бюджета муниципального образования  в отчетном году выделено – 2,5 млн. рублей, в рамках долгосрочных целевых программ – 3,4 млн. рублей, в рамках оптимизации и модернизации бюджетной сферы – 800 тыс. рублей [14].

 

 

 

Глава 3. Перспективы  социально - экономического развития на примере Ухоловского района.

3.1 Перспективы социально - экономического развития Ухоловского района на 2013-2015 гг.

С целью обеспечения  эффективного управления социально-экономическими процессами муниципального образования  Ухоловский район, для решения стратегических задач необходима разработка плана  действий, увязывающего различные элементы муниципальной экономической и социальной политики с ресурсными и финансовыми возможностями территории.

Значительная природно-сырьевая база в сочетании с трудовыми  ресурсами территории, основу которых  составляет предприятий производственной сферы, организаций малого бизнеса, здравоохранения, образования, социальной защиты - те ресурсы, которые должны быть использованы для достижения поставленных целей и дальнейшего социально-экономического развития территории.

 Целью социально-экономической  политики является повышение уровня жизни населения на основе производственного роста экономики района, обеспечение нормального функционирования отраслей социальной сферы, максимально возможной занятости населения.

 Для достижения  поставленной цели органам муниципальной власти Ухоловского района в 2013-2015 гг. предстоит решить следующие основные экономические задачи:

  1. Закрепление кадров на селе.
  2. Повышение урожайности.
  3. Завершение строительства козоводческой фермы.
  4. Привлечение инвестиций в сельское хозяйство.

Задачи в социальной сфере Ухоловского района на 2013-2015 гг. представлены следующим образом:

       Учреждения образования. Управление по образованию и молодежной политике администрации муниципального  образования – Ухоловский муниципальный район Рязанской области ходатайствовало перед министерством образования Рязанской области включить в 2013 году в областные целевые программы, следующие мероприятия:

1. По региональной  программе «Комплекс мер по  модернизации общего образования  в 2013г.»  капитальный ремонт  в МБОУ Ухоловской СОШ в сумме 9 млн. рублей.

2. По долгосрочной  целевой программе «Развитие  образования Рязанской области  на 2010-2014год», подпрограмме «Совершенствование  организации питания и медицинского  обслуживания обучающихся в общеобразовательных  учреждениях Рязанской области» приобретение оборудования для пищеблока в МБОУ Калининская СОШ.

3. По долгосрочной  целевой программе «Развитие  образования Рязанской области  на 2010-2014 год», подпрограмме «Комплексная безопасность образовательного учреждения».

 4. По программе «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиков и незаконному обороту в Рязанской области на 2011-2014год» создание и оснащение кабинетов ЗОЖ.

 5. В рамках «Комплекса мер по модернизации общего образования в 2013г.» и программы «Укрепление материально - технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2012-2014 годы» планируется поставка 3-х автобусов для перевозки учащихся (2 автобуса для замены устаревших и 1 для открытия нового маршрута) [14].

Учреждения здравоохранения. В 2013-2015 гг. в ГБУ РО «Ухоловская ЦРБ» планируется дальнейшее улучшение материально-технической базы (закупка диагностического и лечебного оборудования), планируется открытие школ для больных: «Сахарный диабет», «Гипертоническая болезнь», «Бронхиальная астма», выезды бригад и медсестер в сельские населенные пункты.

Учреждения культуры и искусства. В 2013-2015 гг. будет продолжена работа по совершенствованию отрасли, улучшению материально-технической базы, повышению заработной платы работникам культуры, которая в настоящее время остается очень низкой по сравнению с другими бюджетными организациями.

Главными  направлениями  на 2013-2015 гг. в учреждениях физкультура и спорт являются:

- укрепление  здоровья, формирование общей культуры  и здорового образа жизни подрастающего поколения,

- создание условий  для занятий  физкультурой  и спортом населения,

- профилактика  и предупреждение правонарушений, преступности и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.   

3.2 Пути совершенствования социально-экономического развития Ухоловского района.

Проанализировав социально-экономическое  развитие Ухоловского района, можно  выделить потенциальные возможности, ограничения и риски района, конкурентные преимущества и угрозы муниципалитета.

К конкурентным преимуществам территории района относятся:

  • Географическое положение района благоприятствует развитию торговых связей с другими районами,
  • Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, развития садоводства и огородничества, личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • Сохранение производственной базы, при возрастании роли малого бизнеса и увеличения числа малых предприятий;
  • Реализация политики сохранения и воспроизводства ресурсной базы района,
  • Обеспечения экологической безопасности;
  • Наличие месторождений строительных материалов: глины, песка.
  • Динамику развития промышленности района определяют перерабатывающая отрасль
  • Отсутствие залежных земель
  • Низкий уровень социальной конфликтности населения
  • Обеспеченность собственными  и региональными сырьевыми ресурсами основных предприятий района

Потенциальные возможности Ухоловского района:

  • Национальные проекты в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и агропромышленном комплексе
  • Эффективное использование географического положения района для привлечения инвесторов
  • Развитие, преобладающих в отраслевой структуре района  видов промышленности
  • Загрузка имеющихся в районе неиспользуемых производственных мощностей
  • Расширение рынка продукции  местных производителей
  • Политика, направленная на поддержку малого бизнеса и предпринимательства
  • Привлечение инвестиций
  • Развитие сотрудничества с другими регионами
  • Развитие культурно-досугового бизнеса
  • Эффективное использование территориальных ресурсов и муниципальной собственности (земли, имущество)
  • Улучшение качества автомобильных дорог района
  • Формирование на территории района эффективной экологической инфраструктуры

К ограничениям и рискам развития района можно отнести:

  • Устаревшие технологии в большинстве производств
  • Не конкурентоспособность отдельных отраслей производства
  • Большое число жителей остро нуждающихся в улучшении жилищных условий
  • Неблагоприятная демографическая ситуация
  • Высокая степень износа инженерных коммуникаций в р.п. Ухолово и других населенных пунктов района
  • Низкий уровень состояние дорожных покрытий
  • Неразвитая инфраструктура досуга и сервиса
  • Недостаточная обеспеченность учреждений здравоохранения и образования современным оборудованием
  • Недостаток новых высокооплачиваемых рабочих мест
  • Высокий уровень дифференциации населенных пунктов муниципального образования по уровню социально-экономического развития и возможностям экономического роста.

Потенциальные угрозы Ухоловского района:

  • Необеспеченность финансирования федеральных, региональных и муниципальных программ;
  • Низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности;
  • Конкуренция, способная привести к повышению стоимости жизни населения;
  • Ухудшение финансового положения предприятий района;
  • Снижение объема инвестиций, ухудшение инвестиционного климата;
  • Увеличение количества аварий на изношенных  коммунальных сетях;
  • Рост стоимости жилья;
  • Значительная доля жителей с низкими доходами.

Таким образом, на основе SWOT-анализа Ухоловского района можно определить основные приоритеты в деятельности органов местного самоуправления:

1) Обеспечение устойчивого функционирования наиболее важных систем жизнеобеспечения населения;

2) Модернизация социальной сферы, прежде всего путем реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, образования и обеспечения населения доступным и комфортным жильем;

3) Строительство, реконструкция и капитальный ремонт улично-дорожной сети, улучшение благоустройства;

4) Повышение эффективности использования муниципальной собственности, земли и недвижимости;

5) Создание условий для развития эффективных производств, поддержка предпринимательской и инвестиционной деятельности;

6) Развитие рыночной инфраструктуры;

7) Сохранение высокой динамики роста реальных доходов работающих и всего населения, увеличение платежеспособного спроса и снижение бедности.

На мой взгляд, наиболее эффективный способ достижения этих целей - инвестирование в Ухоловский район. Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых невозможно нормальное развитие экономики района. Благодаря привлечению инвестиций осуществляется:

1) Расширение и развитие производства;

2) Ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества и обеспечение конкурентоспособности продукции;

3)Смягчение или разрешение проблемы безработицы;

4)Недопущение чрезмерного морального и физического износа основных фондов;

5)Повышения технического уровня производства.

  Я бы выделила 5 инвестиционных проектов, которые смогли бы улучшить социально-экономическое положение Ухоловского района:

  • Строительство животноводческого комплекса в селе Смолеевка Ухоловского района по производству козьего молока и сыров.
  • Предприятие по выпуску сухих красок – ООО «Ухоловский пигмент».
  • Развитие природного туризма и поездки по достопримечательствам Ухоловского района.
  • Строительство гостиничного комплекса с профилакторием в с. Ясенок Ухоловского района.
  • Строительство кирпичного завода.

Заключение.

Чтобы управлять  современным обществом, следует  отслеживать состояние и взаимодействие двух основных сфер – экономической и социальной. И хотя эти сферы взаимосвязаны и взаимозависимы (например, уровень экономического развития отражается на уровне жизни населения, а кадровый потенциал определяет ход экономических преобразований), каждая из них имеет конкретный обособленный предмет исследования и, следовательно, требует адекватной системы показателей.

Информация о работе Социально-экономический потенциал региона (на примере Ухоловского района)