Соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

С юридической точки зрения, соглашением хозяйствующих субъектов при¬нято называть сделку о координации тех или иных аспектов предпринима¬тельской деятельности, достигнутую в любой форме и любыми способами. Согласно содержанию п. 18. ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ в редакции от 21 июля 2014 г (далее по тексту ФЗ «О защите конкуренции») соглашение определено как «договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме».
Согласованными действиями называют действия (или бездейст¬вие) хозяйствующих субъектов, намеренно ставящих свою деятельность в зависи¬мость от поведения других участников рынка.

Содержание работы

1. Соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию (теоретический аспект) 3
1.1. Определение понятий 3
1.2. Классификация антиконкурентных соглашений и согласованных действий 5
1.3. Правовая оценка соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов 10
2. Анализ практики контроля согласованных действий и соглашений в Российской Федерации 22
Список использованной литературы 309

Файлы: 1 файл

антимонопольная политика.docx

— 62.12 Кб (Скачать файл)

Сибирский институт управления - Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

 

 

Кафедра: менеджмента

Специальность: ГМУ

Номер группы:

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Антимонопольная политика государства

 

Тема:

СОГЛАШЕНИЯ И СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ,

ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНКУРЕНЦИЮ

 

 

 

 

Выполнил:

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

Новосибирск, 2015 г. 
Оглавление

 

 

 

 

1. Соглашения и согласованные  действия, ограничивающие конкуренцию (теоретический аспект)

1.1. Определение понятий

С юридической точки зрения, соглашением хозяйствующих субъектов принято называть сделку о координации тех или иных аспектов предпринимательской деятельности, достигнутую в любой форме и любыми способами. Согласно содержанию п. 18. ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ в редакции от  21 июля 2014 г (далее по тексту ФЗ «О защите конкуренции») соглашение определено как «договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме».

Согласованными действиями называют действия (или бездействие) хозяйствующих субъектов, намеренно ставящих свою деятельность в зависимость от поведения других участников рынка.

Определение согласованных действий, содержащееся в ст.8 ФЗ «О защите конкуренции» обозначено как «действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат  таких действий соответствует  интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия  заранее известны каждому из  участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия  каждого из указанных хозяйствующих  субъектов вызваны действиями  иных хозяйствующих субъектов, участвующих  в согласованных действиях, и  не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год».

В ч. 2 приводимой выше статьи  обозначено «Совершение лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением».

Действия хозяйствующих субъектов в мировой и отечественной юридической практике признаются согласованными, если они удовлетворяют следующей совокупности условий:

  • результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
  • действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Согласованные действия в отличие от соглашения не предполагают обязательного наличия устной или письменной договоренности между хозяйствующими субъектами. Согласованность действий может достигаться путем повторения действий одного хозяйствующего субъекта одновременно или следом за другим хозяйствующим субъектом. О согласованности действий может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии объективных причин.

Соглашения и согласованные действия определяются как ограничивающие конкуренцию, если их результатом является

  • установление или поддержание цен, тарифов, скидок, надбавок, доплат, наценок;
  • повышение, снижение или поддержание цен на торгах;
  • раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров или составу продавцов, покупателей, заказчиков;
  • экономически или технологически не обоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями в том случае, если такой отказ прямо не предусмотрен нормативными правовыми актами Российской Федерации или ее субъектов;
  • навязывание невыгодных или не относящихся к предмету договора условий;
  • сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос, при наличии возможностей их рентабельного производства;
  • создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
  • не обоснованное экономически, технологически или другим образом установление различных цен на один и тот же товар.

Близкой по сути к соглашениям и согласованным действиям формой ограничения конкуренции является координация экономической деятельности, т.е. согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом.

1.2. Классификация антиконкурентных соглашений и согласованных действий

Согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, классифицируются, прежде всего, по уровню взаимоотношений субъектов на горизонтальные и вертикальные.

Соглашения между конкурентными, которые ограничивают возможность их независимой конкуренции путем принятия на себя определенных обязательств, принимают характер горизонтальных соглашений. Другими словами, горизонтальные соглашения (картели) представляют собой сговор компаний одной отрасли с целью получения монопольной прибыли посредством устранения или ограничения конкуренции на рынке. Большинство исследователей считают,  что картели являются наиболее опасным и распространенным видом действий, направленных на ограничение конкуренции.

Вертикальные соглашения заключаются между предприятиями, находящимися на разных ступенях производства и реализации товаров, и относятся чаще всего к сфере распределения. Таким образом, термин «вертикальное соглашение» обозначает соглашение между хозяйствующими субъектами, не вступившими в конкурентные отношения, например, в случае, когда один из участников сделки приобретает товар (сырье, оборудование, материалы) или предполагает потенциальную возможность приобретения, а другой предоставляет товар или планирует стать его потенциальным продавцом.

В п. 19 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» «вертикальное» соглашение определено как «соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар. Не является «вертикальным» соглашением агентский договор».

Вертикальные соглашения в целом менее опасны с точки зрения воздействия на конкуренцию. Исходя из этого, в соответствии со ст. 12 ФЗ «О защите конкуренции» запрет не распространяется на вертикальные  соглашения, если они заключены в письменной форме и являются договорами коммерческой концессии, а также если они достигнуты между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов. При этом в статье установлен запрет для  «вертикальных» соглашений между финансовыми организациями.

Горизонтальные соглашения между конкурентами включают в себя различные модели поведения, которые оказывают различное влияние на развитие конкуренции. Некоторые из них стимулируют конкуренцию, однако зачастую соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, особенно в экономике переходного периода, представляют собой основную угрозу преимуществам, порождаемым конкуренцией.

 

 

 

 

Таблица 1. Классификация моделей поведения конкурентов при согласованных действиях по их влиянию на развитие конкуренции

Положительные

Отрицательные

  • создание совместных предприятий,
  • использование единой технологии размещения рекламы,
  • проведение совместных маркетинговых исследований,
  • деятельность отраслевых ассоциаций,
  • инвестиции в проекты, выгодные всем участникам соглашения и дорогостоящие для одной компании,
  • совместные закупки сырья в целях сокращения издержек и т.п.
  • фиксирование цен,
  • подача мошеннических заявок при участии в торгах,
  • распределение рынков,
  • бойкоты,
  • сокращение объема выпуска продукции.

 

Указанные модели поведения реализуются с помощью различных методов, основные из которых также удобно представить в виде таблицы.

 

Таблица 2. Методы реализации горизонтальных соглашений

Основные виды соглашений

Методы реализации

Фиксирование цен

  • установление минимальной (при этом достаточно высокой) цены на определенный товар;
  • отмена ценовых скидок или установление единообразных скидок;
  • согласование условий кредитов, предоставляемым покупателям;
  • недопущение на рынок продуктов, предлагаемых по низким ценам;

Соглашения о подаче мошеннических заявок

  • отказ от участия в конкурсе или отзыв предложения;
  • создание видимости конкуренции через искусственно завышенные или включающие заведомо неприемлемые условия заявки;
  • ротация заявок по заранее установленной взаимовыгодной схеме;

Распределение рынков

  • функциональное разделение потребителей на определенные классы;
  • географическое разграничение сфер деятельности компаний;

Бойкот (совместный отказ от ведения дел)

  • отказ от ведения дел с поставщиками или покупателями, не согласными с ценовыми условиями участников картеля;
  • закрытие доступа к ресурсам;

Совместные предприятия и договоры о совместной деятельности

  • обмен технологиями;
  • концентрация научно-технического потенциала для повышения эффективности разработок;
  • создание единой дистрибьюторской сети;
  • специализация на определенной продукции при совместном сбыте;

Отраслевые ассоциации

  • поддержание связей с правительством в целях лоббирования интересов участников соглашения;
  • совместная подготовка, обучение и повышение квалификации персонала;
  • проведение совместных исследований состояния рынка;
  • проведение спонсорских мероприятий

 

Главным мотивом вступления в картельный сговор, нарушающий правила конкуренции, является неспособность отдельных компаний эффективно решать задачи функционирования на рынке. Результатом действия картеля является повышение цен и снижение выпуска продукции, устраняющее конкуренцию между участниками картеля и наносящее вред остальным конкурирующим компаниям.

Вместе с тем существуют различные подходы к оценке деятельности картелей. Деятельность конкурентных сил признается большинством исследователей и участников рынка в качестве наилучшего средства распределения ресурсов и увеличения общественного благосостояния, однако в ряде случаев компании рассматривают сговор как средство наведения порядка на рынке и обеспечения благополучия своей отрасли.

 

Таблица 3. Теоретическое обоснование картельных соглашений

«За»

«Против»

  • конкуренция неизбежно приводит к исчезновению мелких компаний и возникновению монополистов;
  • отсутствие согласованных правил поведения снижает эффективность функционирования отрасли в целом;
  • при фиксированных ценах привлечение потребителей происходит за счет повышения качества товаров или услуг, удовлетворяющих потребительские  предпочтения;
  • фиксирование цен картелем отбирает у потребителей возможность выбора услуг или товаров с более приемлемым соотношением «цена-качество»;
  • соглашения подрывают основной принцип проведения торгов на конкурсной основе, препятствуя справедливому выбору;
  • соглашения по распределению рынков устраняют конкуренцию и тем самым лишают потребителя возможности выбора.

 

Ограничивающие вертикальные соглашения наиболее часто реализуются в следующих формах:

  • поддержание цен при перепродаже − розничная цена фиксируется производителем или устанавливается верхний (или нижний) предел цены;
  • распределение – дистрибьюторы получают эксклюзивное право  работы в данной местности (с определенными видами клиентов);
  • запрещение фирмам, находящимся вниз по технологической цепочке, вести дела с производителями-конкурентами;
  • связанная продажа – обязанность закупать полный ассортимент или определенную группу товаров;
  • навязывание объема закупок – установление минимального объема товара.

Информация о работе Соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию