Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 14:24, курсовая работа
С юридической точки зрения, соглашением хозяйствующих субъектов при¬нято называть сделку о координации тех или иных аспектов предпринима¬тельской деятельности, достигнутую в любой форме и любыми способами. Согласно содержанию п. 18. ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ в редакции от 21 июля 2014 г (далее по тексту ФЗ «О защите конкуренции») соглашение определено как «договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме».
Согласованными действиями называют действия (или бездейст¬вие) хозяйствующих субъектов, намеренно ставящих свою деятельность в зависи¬мость от поведения других участников рынка.
1. Соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию (теоретический аспект) 3
1.1. Определение понятий 3
1.2. Классификация антиконкурентных соглашений и согласованных действий 5
1.3. Правовая оценка соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов 10
2. Анализ практики контроля согласованных действий и соглашений в Российской Федерации 22
Список использованной литературы 309
Выявление антиконкурентных соглашений, а тем более доказывание согласованных действий – одна из сложнейших задач законодательства о защите конкуренции и практики его применения.
Во многих странах ряд горизонтальных соглашений, а именно фиксирование цен, участие в торгах по тайному сговору, разделение рынков и бойкоты, запрещаются законодательством без каких-либо исключений. Тайный сговор при участии в торгах признается правонарушением даже в тех странах, где не существует специальных законов об ограничении конкуренции.
В современной российской юридической практике согласованные действия и соглашения признаются ограничивающими конкуренцию с точки зрения антимонопольного права, если в результате их осуществления наступает или может наступить ограничение конкуренции в соответствующем сегменте рынка товаров или услуг. Соглашения и согласованные действия – вид нарушений, относящийся к монополистической деятельности, активно преследуемой антимонопольным законодательством. В то же время следует понимать, что антимонопольная политика направлена не на уничтожение монополизма, а на корректировку его развития.
Ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливают запрещенные соглашения хозяйствующих субьектов, ограничивающих конкуренцию:
1. Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) разделу
товарного рынка по
4) сокращению или прекращению производства товаров;
5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
2. Запрещаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 ФЗ «О защите конкуренции»), если:
1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;
2) такими
соглашениями предусмотрено
3. Запрещаются соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
4. Запрещаются
иные соглашения между
1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) о создании
другим хозяйствующим
4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.
5. Физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст.ст. 12 и 13 ФЗ «О защите конкуренции» или которые не предусмотрены федеральными законами.
Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2 - 4 ст. ФЗ «О защите конкуренции», могут быть признаны допустимыми в соответствии со ст. 12 или с ч. 1 ст. 13 ФЗ «О защите конкуренции».
Указанные выше положения не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под контролем в ст. 11 в ст.ст 11.1 и 32 ФЗ «О защите конкуренции» понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:
1) распоряжение
более чем пятьюдесятью
2) осуществление
функций исполнительного
Требования ст.11 ФЗ «О защите конкуренции» не распространяются на соглашения о предоставлении и (или) об отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Ст.11.1 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливают запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию:
1. Запрещаются
согласованные действия
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) разделу
товарного рынка по
4) сокращению или прекращению производства товаров;
5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами.
2. Запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие согласованные действия приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
3. Запрещаются иные, не предусмотренные частями 1 и 2 ст. 11.1 ФЗ «О защите конкуренции», согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если установлено, что такие согласованные действия приводят к ограничению конкуренции. К таким согласованным действиям могут быть отнесены действия по:
1) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
2) экономически,
технологически и иным образом
не обоснованному установлению
хозяйствующим субъектом
3) созданию
другим хозяйствующим
Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что осуществленные им согласованные действия, предусмотренные частями 1 - 3 11.1 ФЗ «О защите конкуренции», могут быть признаны допустимыми в соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «О защите конкуренции».
Указанные в приведенной выше статье запреты не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает двадцать процентов и при этом доля каждого из которых на товарном рынке не превышает восемь процентов, а также не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль или если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.
Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с ФЗ «О защите конкуренции», вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.
В течение 30 дней с момента поступления всех необходимых для рассмотрения заявления документов и сведений антимонопольный орган принимает решение о соответствии или несоответствии соглашения требованиям антимонопольного законодательства. При этом антимонопольный орган вправе выдать участникам соглашения вместе с указанным решением предписание, направленное на обеспечение конкуренции.
Антимонопольный орган вправе отменить решение о соответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства, если после принятия решения будет установлено предоставление его участниками недостоверных сведений или невыполнение выданного предписания.
Антиконкурентные соглашения и согласованные действия подлежат административному преследованию.
Согласно ст. 14.32. Кодекса об административных правонарушениях РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.
Заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 14.32 КоАП РФ, при выполнении в совокупности следующих условий:
на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;
представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.
Не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованные действия.
При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32. КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность: