Сопоставление плановых показателей с фактическими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

В современной, быстро меняющейся, обстановке перехода к рынку управлению предприятия необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сопоставление плановых показателей с фактическими……………………..5
1.1 Планирование себестоимости………………………………………………..5
1.2 Анализ фактической себестоимости…………………………………………8
1.3 Сравнение плановых и фактических показателей…………………………12
2. Расчетная часть………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 697.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сопоставление плановых показателей с фактическими……………………..5

1.1 Планирование  себестоимости………………………………………………..5

1.2 Анализ фактической  себестоимости…………………………………………8

1.3 Сравнение плановых  и фактических показателей…………………………12

2. Расчетная  часть………………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В  современной,  быстро  меняющейся,  обстановке  перехода   к  рынку управлению предприятия необходимо постоянно  проводить  анализ  деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа  и  принятия  решений необходима исходная информация, такую информацию получают из  ряда  технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость.

Главными  задачами  развития  экономики  на   современном   этапе   является всемерное повышение эффективности производства, а также  занятие  устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном  рынках.  Чтобы  выдержать острую  конкуренцию  и  завоевать  доверие  покупателей  предприятие  должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же  типа.  Хорошо  известно,  что покупателя в первую очередь интересует качество продукции  и  ее  цена.  Чем выше первый показатель и ниже второй, тем лучше и выгоднее для покупателя  и предприятия. Резервы улучшения  этих  показателей  как  раз  и  заключены  в себестоимости продукции.

      В  обобщенном  виде  себестоимость  продукции   отражает  все   стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки.  Уровень себестоимости  связан  с  объемом  и  качеством  продукции,   использованием рабочего  времени,  сырья,  материалов,  оборудования,  расходованием  фонда оплаты труда и  т.  д.  Себестоимость,  в  свою  очередь,  является  основой определения  цен  на  продукцию.  Систематическое   снижение   себестоимости промышленной продукции – одно из основных  условий  повышения  эффективности промышленного  производства.  Она  оказывает  непосредственное  влияние   на величину прибыли, уровень рентабельности,  а  также  на  общегосударственный денежный  фонд  -  бюджет.  Поэтому  формирование  издержек  производства  и обращения,  их  учет   имеют   важное   значение   для   предпринимательской деятельности организаций.

      Под себестоимостью продукции,  работ и услуг  понимаются  выраженные  в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных  фондов, природного  и промышленного сырья, материалов,  топлива  и  энергии,  труда,  используемых непосредственно в процессе изготовления  продукции  и  выполнения  работ,  а также   для   сохранения   и   улучшения   условий   производства   и    его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость  продукции,  их классификация по статьям определяются государственным стандартом,  а  методы калькулирования - самими предприятиями.

      Себестоимость  -  один  из  обобщающих  показателей  интенсификации  и эффективности потребления ресурсов.

       Анализ себестоимости продукции  и направлен на выявление  возможностей повышения эффективности  использования  материальных,  трудовых  и  денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.  Изучение себестоимости  продукции  позволяет  дать  более  правильную  оценку  уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.

      Целью контрольной работы является изучение вопросов, связанных с анализом себестоимости продукции  на  предприятии.

При  изучении данной темы мною были  использованы  учебная  и  специальная  литература  по теории экономического анализа.

 

 

 

 

 

 

 

1. СОПОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ФАКТИЧЕСКИМИ

 

1.1 Планирование  себестоимости

 

Основной  целью  планирования  себестоимости  является   выявление   и использование  имеющихся   резервов   снижения   издержек   производства   и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая  издержки  производства  в результате сбережения прошлого и  живого  труда,  промышленность  добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема  выпуска  продукции.  Планы  по себестоимости  должны  исходить  из   прогрессивных   норм   затрат   труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и  энергии  с учетом   передового   опыта   других   предприятий.   Только   при    научно-организованном нормировании затрат  можно  выявить  и  использовать  резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Плановая  себестоимость   определяется   путем   технико-экономических расчетов  величины  затрат  на  производство  и  реализацию  всей   товарной продукции и каждого вида изделий. В зависимости  от  характера  производства применяется ряд показателей, характеризующих себестоимость продукции.

 При выпуске  одного вида продукции себестоимость  единицы этой продукции является показателем уровня  и  динамики  затрат  на  ее  производство.  Для характеристики  себестоимости  разнородной  продукции  в  планах  и  отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной  продукции и затрат на 1 руб.  товарной  продукции.  План  предприятия  содержит  также сводную смету затрат на производство и  плановые  калькуляции  себестоимости отдельных изделий.

 Показатель  затрат на 1 руб. товарной продукции  определяется исходя  из уровня затрат на производство товарной продукции по  отношению  к  стоимости продукции в оптовых ценах предприятия.

Показатель  затрат на 1 руб. товарной продукции  не только характеризует планируемый уровень снижения себестоимости, но и  определяет  также  уровень рентабельности товарной продукции. Его  величина  зависит  как от  снижения себестоимости продукции, так и от  изменения  оптовых  цен,  ассортимента  и качества продукции.

В  плане  затраты  рассчитываются  на  плановый  объем  и  ассортимент продукции, но фактический ее  ассортимент  может  отличаться  от  планового. Поэтому плановое задание по затратам на 1 руб. продукции пересчитывается  на фактический ассортимент и потом уже сопоставляется с данными о  затратах  на 1 руб. продукции.

План по себестоимости  промышленной продукции  составляется  по  единым для всех предприятий правилам, установленным в инструкциях по  планированию, учету  и  калькулированию  себестоимости  промышленной  продукции.  В   этих инструкциях  содержится  перечень   затрат,   включаемых   в   себестоимость продукции, и определяются способы калькулирования себестоимости.

Установление  общих, единых для всех предприятий  правил  имеет  важное значение для правильного планирования и  учета  себестоимости  продукции.  В частности,  общим  для  всех  отраслей   промышленности   является   порядок включения в себестоимость продукции только тех  затрат,  которые  прямо  или косвенно связаны  с  производством  продукции.  Поэтому  нельзя  включать  в плановую себестоимость продукции  расходы,  не  относящиеся  к  производству продукции,  например  расходы,  связанные с обслуживанием   бытовых   нужд предприятия  (содержание  жилищно-коммунальных  хозяйств,   расходы   других непромышленных хозяйств и т.д.),  по  капитальному  ремонту  и  строительно-монтажным работам, а также расходы культурно-бытового назначения.

Некоторые  расходы  хотя  и  учитываются  в  фактических  затратах  на производство, однако в силу их особого характера также не  могут  включаться в плановую себестоимость продукции. К таким затратам относятся разного  рода непроизводительные расходы и потери,  например  обусловленный  отступлениями от установленного технологического процесса  производственный  брак  (потери от  брака  планируются  только  лишь  в  литейных,  термических,  вакуумных, стекольных, оптических, керамических и консервных производствах, а также в особо сложных производствах  новейшей  техники  в  минимальных  размерах  по нормам, устанавливаемым вышестоящей организацией).

Плановая себестоимость  продукции  определяется  путем  соответствующих расчетов  технико-экономических  факторов.   Методическими   указаниями    определен следующий типовой перечень технико-экономических  факторов,  обусловливающих   снижение   себестоимости продукции:

      1) повышение технического уровня  производства;

      2) улучшение организации производства и труда;

      3) изменение  объема, структуры и размещения  производства;

      4) улучшение  использования природных ресурсов;

      5) развитие  производства.

В плане по себестоимости  продукции на предприятии наряду  с  затратами на 1 руб. товарной продукции  имеются  следующие  показатели:  себестоимость отдельных  видов  продукции,  себестоимость  товарной  продукции,   снижение себестоимости сравнимой продукции.

Определение плановой себестоимости отдельных  видов  продукции  служит основой планирования затрат на  производство.  Плановая  себестоимость  всей товарной  продукции  рассчитывается  на  основе  данных  об  объеме  выпуска товарной продукции и плановой себестоимости отдельных видов изделий.

Оценка выполнения  плана  по  себестоимости всей  товарной  продукции осуществляется с учетом происшедших в течение отчетного года  изменений  цен на материалы и тарифов на перевозки и энергию.

 Вся товарная  продукция  при  планировании  и  учете  себестоимости   на предприятиях подразделяется на сравнимую и несравнимую. Сравнимой  считается продукция, выпускавшаяся в предыдущем (по отношению  к  плановому)  году,  а также изделия  с  длительным  циклом  производства,  которые  выпускались  в прошлом году в  единичных  экземплярах.  В  состав  сравнимой продукции не включаются  работы  по  заказам  на  сторону,   услуги,   оказанные   своему капитальному строительству, работы  по  капитальному  ремонту  и  продукция, изготовлявшаяся  в  опытном  порядке.  К  несравнимой  относится  продукция, освоенная производством в текущем году.

В плане предприятия  определяется  задание  по  снижению  себестоимости сравнимой  продукции.  Оно  выражается  процентом   снижения   себестоимости продукции по отношению к прошлому году. Наряду с этим может быть  указана  и сумма планируемой экономии в  результате  снижения  себестоимости  сравнимой продукции.

Для определения  задания по снижению себестоимости  сравнимой  товарной продукции составляется расчет себестоимости  по  всей  номенклатуре  изделий исходя из предусмотренного планом предприятия объема продукции  и  с  учетом планового показателя по  уровню  затрат  на  1  руб.  товарной  продукции  в оптовых ценах.

 

1.2 Анализ фактической  себестоимости

 

При анализе фактической  себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Экономия, обусловливающая  фактическое снижение себестоимости, рассчитывается по следующему составу (типовому перечню) факторов:

1. Повышение технического уровня  производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

По данной группе анализируется  влияние на себестоимость научно-технических  достижений и передового опыта. По каждому  мероприятию рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем производства в планируемом году.

Одновременно должна учитываться  и переходящая экономия по тем  мероприятиям, которые осуществлены в предыдущем году. Ее можно определить как разность между годовой расчетной экономией и ее частью, учтенной в плановых расчетах предыдущего года. По мероприятиям, которые планируются в течение ряда лет, экономия исчисляется исходя из объема работы, выполняемой с помощью новой техники, только в отчетном году, без учета масштабов внедрения до начала этого года.

Снижение себестоимости может  произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.

Информация о работе Сопоставление плановых показателей с фактическими