Состав Антимонопольного управления и ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Во всех странах со сложившейся цивилизованной рыночной экономикой, эффективное функционирование которой предполагает прежде всего наличие таких условий, как свобода предпринимательства, свобода конкуренции и свобода ценообразования, в той или иной степени имеет место вмешательство государства в экономическую жизнь общества, осуществляются процессы разгосударствления и приватизации, либерализация внешнеэкономических связей, демонополизации и антимонопольного регулирования. Эти процессы протекают в каждой стране по-разному и с разной степенью интенсивности: во многом содержание государственного вмешательства в экономику зависит от особенностей данной экономической системы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..………..……. 3
Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках……………………………………………………………………………………………...………….. 4
Понятие и признаки доминирующего положения…………………………………………….…………… 7
Ограничение конкуренции органами государственной власти и органами местного самоуправления………………………………………………………………………………….………….. 10
Правовые средства антимонопольного регулирования………………………………………….……..… 13
Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии……….………………..… 20
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства………………………………..… 25
Заключение…………………………………………………………………………….…………………….. 27
Сноски……………………………………………………………………………………...……………….. 29
Список литературы ……………………………………………………………………………...………… 31

Файлы: 1 файл

Реферат по курсу «Предпринимательское право» на тему- «Состав ан.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

- физическое  лицо осуществляет полномочия  единоличного исполнительного органа  юридического лица.

Положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц. При этом следует учитывать, что положения относительно группы лиц распространяются на каждое лицо, входящее в указанную группу.

2. Хозяйствующие  субъекты, положение которых анализируется,  должны заниматься производством  товаров. Товар – это продукт  деятельности, включая работы и  услуги, предназначенный для продажи или обмена. Не может быть товаром продукт, предназначенный для личных нужд субъекта.

3. Доминирующее  положение субъекта устанавливается  на товарном рынке. Как уже  указывалось, товарный рынок имеет  много характеристик: продуктовые  и географические границы, субъектный состав, объем товарных ресурсов, количественные и качественные показатели и др. С учетом этих характеристик для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта7.

4. Качественным признаком доминирующего положения служит исключительность положения субъекта, которая позволяет ему влиять на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара. Устанавливая факт доминирующего положения, антимонопольный орган должен определить вид рынка (оптовый или розничный), состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать структуру рынка и его открытость для международной и межрегиональной торговли. Кроме того, анализируется возможность поставки аналогичных товаров из других регионов, устанавливается наличие или отсутствие для иных производителей барьеров при их выходе на рынок8. При несогласии организации с признанием ее положения на товарном рынке доминирующим арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольным органом правил установления данного факта9.

5. Количественный признак доминирующего положения обусловливается той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке конкретного товара. Количественные характеристики определены рассматриваемым Законом;

1) если  доля хозяйствующего субъекта  на рынке определенного товара  составляет 65 процентов и более,  то его положение признается  доминирующим. При этом субъекту  предоставляется право доказать, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим, т. е. не соответствует качественному признаку доминирующего положения;

2) если  доля субъекта на рынке более  35 процентов, но менее 65 процентов,  то его положение может быть признано доминирующим. Такое положение непрезюмируется, а должно быть установлено антимонопольным органом. Антимонопольный орган исходит при этом из таких признаков, как стабильность доли субъекта на рынке, соотношение его доли с долями конкурентов, возможность доступа на рынок других конкурентов и иных критериев, характеризующих состояние конкурентной среды на рынке;

3) если  доля субъекта на рынке не  превышает 35 процентов, то его  положение не может быть признано  доминирующим.

Представление доказательств, подтверждающих долю хозяйствующего субъекта на рынке, является обязанностью антимонопольного органа.

6. Доминирующее  положение хозяйствующего субъекта  на рынке должно быть установлено  федеральным антимонопольным органом  (его территориальным подразделением) с соблюдением процедуры, определенной законодательством.

Хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке определенного  товара долю более 35 процентов, заносятся  в Реестр10. Статус Реестра определен как информационно-наблюдательный. В случае, когда занесенный в Реестр субъект начинает злоупотреблять своим доминирующим положением, это признается правонарушением и в действие вступают нормы антимонопольного законодательства. Кроме того, факт занесения организации в Реестр является основанием применения к ней согласительного порядка приобретения акций (ст. 18 Закона о конкуренции).

Федеральный антимонопольный орган обязан ежегодно публиковать Реестр по состоянию  на 1 января, в том числе с использованием общероссийских средств массовой информации. Таким образом, включение организации в Реестр затрагивает ее интересы, поскольку информация о ее положении доводится до неопределенного круга лиц. Поэтому споры о признании недействительными решений о включении хозяйствующих субъектов в Реестр подлежат рассмотрению арбитражными судами по искам заинтересованных лиц. Причем это право не может быть поставлено в зависимость от того, применялись ли к организации меры воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством11.

 

Доминирующее положение  финансовой организации — объем финансовых услуг, предоставляемых финансовой организацией на рынке финансовых услуг, дающий ей возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям.

(Ст. 3 Федерального закона  «О конкуренции на рынке финансовых  услуг»)

 

Доминирующее  положение финансовой организации  определяется антимонопольным органом. Порядок его определения утверждается МАП РФ по согласованию с федеральным  органом исполнительной власти, который осуществляет регулирование на рынке данной финансовой услуги. В качестве примера таких актов можно привести Приказ МАП РФ от 6 мая 2000 г. № 342 «Об утверждении порядка определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг»12.

В соответствии с Законом о финансовом рынке  доля финансовой организации на рынке  финансовых услуг определяется исходя из отношения суммы ее оборота  по какому-либо виду финансовых услуг  к общей сумме оборота финансовых организаций в установленных границах рынка. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 19413 утверждена Методика определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций.

Следует иметь в виду, что доминирующее положение определяется в границах рынка предоставления услуги, независимо от места нахождения финансовой организации. Перечень отдельных составов рассматриваемого правонарушения, приведенный в ст. 5 Закона о финансовом рынке, не является исчерпывающим.

 

Ограничение конкуренции  органами государственной власти и органами местного самоуправления

 

Антимонопольное законодательство содержит запрет на совершение действий (бездействие), направленных на ограничение конкуренции не только со стороны хозяйствующих субъектов. Закон о конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия, соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, наделенных функциями и правами указанных органов власти14.

Как и  в случае с хозяйствующими субъектами, указанные антиконкурентные деяния могут носить индивидуальный или  коллективный характер.

Формами индивидуальных проявлений выступают акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных функциями и правами указанных органов власти. В качестве противоправных определены такие акты и действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов в случае, если они имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Установленный Законом о конкуренции перечень таких актов и действий не является исчерпывающим. К их числу относится, например, необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета приоритетов, установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации; установление запрета продажи (покупки, обмена, приобретения) товаров из одного региона в другой или иное ограничение права хозяйствующих субъектов на продажу товаров; необоснованное препятствование созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; необоснованное предоставление отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара и др. Следует иметь в виду, что проекты решений по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом.

В качестве коллективных проявлений антиконкурентных деяний Закон о конкуренции называет соглашения или согласованные действия указанных ранее органов и организаций между собой либо с хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

К таким  соглашениям и согласованным  действиям, в частности относятся  те, которые могут привести:

- к  повышению, снижению, поддержанию цен (за исключением допускаемых федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ);

- к  разделу рынка по территориальному  принципу, по объему продаж или  закупок, по ассортименту реализуемых  товаров, по кругу продавцов или покупателей;

- к  ограничению доступа на рынок  или устранению с него хозяйствующих  субъектов.

Действующее законодательство предусматривает  общее правило, согласно которому размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд (нужд местного самоуправления) осуществляются путем проведения конкурса. Такой порядок определен Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»15.

Закон о конкуренции установил специальные  антимонопольные требования к проведению таких конкурсов. При их проведении не допускается:

- создание  преимущественных условий участия  в конкурсе, в том числе доступа к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе для отдельных участников;

- участие  в конкурсе организаторов конкурса, их сотрудников и аффилированных лиц;

- осуществление  организатором конкурса координации деятельности его участников, в результате которой имеется либо может иметь место ограничение конкуренции между участниками конкурса или ущемление интересов его участников;

- необоснованное  ограничение доступа к участию  в конкурсе.

Нарушение установленных правил является основанием для признания конкурса недействительным в судебном порядке.

Целям защиты конкуренции на рынке служат установленные Законом о конкуренции правила о запрете наделения полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, наделенных функциями и правами указанных органов власти. Кроме того, запрещается совмещение функций данных органов и организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов (за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации).

Закон о финансовом рынке запрещает противоправную деятельность органов исполнительной власти, Центрального банка РФ, органов местного самоуправления, которая выражается в издании нормативных правовых актов и совершении действий (в том числе согласованных), ограничивающих конкуренцию, направленных на создание необоснованно благоприятных условий для отдельных финансовых организаций и (или) ущемляющих интересы других финансовых организаций.

В целях  обеспечения конкуренции на рынке  финансовых услуг, финансовые организации, привлекаемые для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, выбираются путем проведения открытого конкурса. Условия конкурса определяются соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления с учетом требований, установленных ст. 14 Закона о финансовом рынке.

 

Правовые средства антимонопольного регулирования

 

Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий  спектр правовых средств антимонопольного регулирования. Отличительная особенность этих средств заключается в том, что основной целью их закрепления в законодательстве является обеспечение здоровой конкурентной среды на товарном рынке, а также то, что они применяются компетентным государственным органом в строго определенных случаях и в установленном порядке. Этот порядок предусматривает, в частности, формы антимонопольного реагирования (чаще всего в виде предписаний) и соблюдение регламентированного актами процесса рассмотрения дел и применения мер ответственности16.

В литературе правовые средства антимонопольного регулирования  в зависимости от цели их применения предлагается классифицировать следующим  образом:

- средства, используемые в целях отграничения  сфер и объектов антимонопольного  регулирования;

_ средства, применяемые для предупреждения  противоправных антиконкурентных  проявлений и контроля за экономической  концентрацией;

- средства, применяемые с целью пресечения  правонарушений в сфере конкуренции17.

Не  претендуя на подробный анализ, рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия и основные права антимонопольного органа, позволяющие ему осуществлять такое воздействие.

1. Законом о конкуренции (ст. 13 и 14) предусмотрено право доступа к информации, которое реализуется следующим образом:

1) сотрудники  антимонопольного органа, надлежащим  образом уполномоченные, в целях  выполнения возложенных на них  функций при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа о проведении проверки имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций;

Информация о работе Состав Антимонопольного управления и ее структура