Состав Антимонопольного управления и ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Во всех странах со сложившейся цивилизованной рыночной экономикой, эффективное функционирование которой предполагает прежде всего наличие таких условий, как свобода предпринимательства, свобода конкуренции и свобода ценообразования, в той или иной степени имеет место вмешательство государства в экономическую жизнь общества, осуществляются процессы разгосударствления и приватизации, либерализация внешнеэкономических связей, демонополизации и антимонопольного регулирования. Эти процессы протекают в каждой стране по-разному и с разной степенью интенсивности: во многом содержание государственного вмешательства в экономику зависит от особенностей данной экономической системы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..………..……. 3
Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках……………………………………………………………………………………………...………….. 4
Понятие и признаки доминирующего положения…………………………………………….…………… 7
Ограничение конкуренции органами государственной власти и органами местного самоуправления………………………………………………………………………………….………….. 10
Правовые средства антимонопольного регулирования………………………………………….……..… 13
Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии……….………………..… 20
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства………………………………..… 25
Заключение…………………………………………………………………………….…………………….. 27
Сноски……………………………………………………………………………………...……………….. 29
Список литературы ……………………………………………………………………………...………… 31

Файлы: 1 файл

Реферат по курсу «Предпринимательское право» на тему- «Состав ан.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Отношения, которые возникают на товарных рынках и в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Следует также учитывать, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, предусмотренные Законом о конкуренции. Следовательно, при выявлении нарушений Закона о конкуренции, допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством. Исключение составляет наложение штрафов за нарушения субъектами естественных монополий установленного порядка ценообразования.

Деятельность  указанных субъектов регулируется и актами специального характера. К  ним, в частности, относятся: Федеральный  закон от 16 февраля 1995 г. «О связи», Федеральный  закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в РФ», Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № «О газоснабжении в РФ» и др23.

Субъектами  естественных монополий могут быть только хозяйствующие субъекты, которые являются юридическими лицами и заняты производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Действие  Федерального закона «О естественных монополиях» распространяется на определенные в ст. 4 сферы:

- транспортировка  нефти и нефтепродуктов по  магистральным трубопроводам;

- транспортировка  газа по трубопроводам;

- железнодорожные  перевозки;

- услуги  транспортных терминалов;

- услуги  общедоступной электрической и  почтовой связи.

- услуги  по передаче электрической энергии;

- услуги  по оперативно-диспетчерскому управлению  в электроэнергетике;

- услуги  по передаче тепловой энергии.

В соответствии с реализуемой по решению Правительства  РФ демонополизацией рынка железнодорожных  перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

При этом указывается, что не допускается  сдерживание экономически оправданного перехода указанных сфер естественных монополий в состояние конкурентного  рынка. Так, в настоящее время  предусматривается крупномасштабная реформа в сфере электроэнергетики24.

Как уже  указывалось, надзор и контроль за соблюдением  законодательства о естественных монополиях возложен на Федеральную антимонопольную службу. Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи и др. Руководство Федеральной службой по тарифам осуществляет Правительство Российской Федерации.

Функции и полномочия органов регулирования  естественных монополий определены статьями 10, 11 Закона о естественных монополиях, специальными Положениями25. В частности, органы регулирования естественных монополий принимают решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъекта. Субъекты, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, заносятся в соответствующий реестр. Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 августа 2004 г. № 59 утверждено Временное Положение о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль26.

Законодательством предусмотрены два основных метода регулирования деятельности субъекта естественных монополий:

  1. ценовой метод, при котором регулирование осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня. Порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий закреплен специальными нормативными актами27. Утверждение и регистрация цен возложены на Федеральную службу по тарифом.
  2. неценовой метод, который предусматривает:

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

- установление  минимального уровня обеспечения  потребителей в случае невозможности  удовлетворения в полном объеме  потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту. Решение о методе принимается на основе анализа деятельности субъекта. Применяемый метод должен играть стимулирующую роль в повышении качества производимых или реализуемых товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом берутся во внимание такие факторы, как издержки производства, налоги и иные платежи, потребности в инвестициях, прогнозируемая прибыль, удаленность потребителей от места производства, соответствие качества товаров спросу потребителей, меры государственной поддержки и др.

Обязанностью  органов регулирования естественных монополий является сообщение через  средства массовой информации о принятых ими решениях, в частности, относительно:

- введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов;

- включения  в Реестр субъектов естественных  монополий либо исключения из  него;

- применяемых  к конкретному субъекту методов  регулирования.

В свою очередь субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять органам регулирования естественных монополий необходимую информацию.

В целях  проведения эффективной государственной  политики в сферах деятельности субъектов  естественных монополий осуществляется государственный контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий. Такой контроль может быть двух видов: предварительный и последующий.

1. Предварительный контроль предусматривает обязательное представление в соответствующий орган ходатайства о даче согласия на совершение ряда сделок, а также иной необходимой информации28. Предварительный контроль осуществляется при совершении действий, определенных п. 2 ст. 7 Федерального закона «О естественных монополиях». Например, необходимо получать предварительное согласие на совершение любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

2. Последующий контроль предусматривает обязательное уведомление органа регулирования естественной монополии о действиях, предусмотренных п. 4 этой же статьи. В частности, необходимо уведомлять о сделках по приобретению более чем 10 процентов общего числа голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии.

Особое  положение субъектов естественных монополий предопределило необходимость  ограничения их экономической свободы. Так, субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. Кроме того, субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования текущие отчеты о своей деятельности и проекты планов капитальных вложений.

При выявлении  нарушений в сфере естественной монополии, для их пресечения соответствующий  орган государственного регулирования  вправе направлять субъектам обязательные для исполнения предписания. Такие же предписания могут быть направлены в адрес органов исполнительной власти и местного самоуправления – об отмене или изменении принятых ими актов, не соответствующих Федеральному закону «О естественных монополиях».

Нормативными  правовыми актами регламентирован  порядок рассмотрения дел о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях», утверждены формы решений  и предписаний по рассмотрению дел  о нарушениях в данной сфере29.

Специфика банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса установлена Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»30. Данный Закон определяет особенности признания банкротами и проведения процедур банкротства должников для субъектов естественных монополий, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии.

 

 

 

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

 

За  виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты антимонопольного воздействия несут юридическую ответственность. В зависимости от вида и меры ответственности она может возлагаться антимонопольным органом или судом. Например, антимонопольный орган вправе принимать решение о наложении штрафов на коммерческие и некоммерческие организации, административных взысканий на их руководителей, индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства. Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства установлены приказами федерального антимонопольного органа.

Исключительно в судебном порядке реализуется  ответственность в виде взыскания  с правонарушителя убытков, а  также уголовная ответственность.

За  нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ответственность трех видов: гражданско-правовая, административная, уголовная.

Гражданско-правовая ответственность реализуется путем взыскания убытков, причиненных, противоправными действиями (бездействием) как хозяйствующих субъектов, так и органов исполнительной власти и местного самоуправления и их должностных лиц.

Прибыль, полученная в результате нарушения  антимонопольного законодательства, подлежит перечислению в федеральный бюджет.

Меры административной ответственности предусмотрены нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях. В частности, п. 2 ст. 19. 5 устанавливает ответственность за невыполнение в срок законного предписания федерального антимонопольного органа или его территориального органа. В качестве меры ответственности установлено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Такое же административное наказание предусмотрено за невыполнение в установленный срок законного предписания органа регулирования естественных монополий.

Статья 19. 8 КоАП РФ определяет ответственность  за непредставление в федеральный  антимонопольный орган, его территориальные органы и в орган регулирования естественных монополий, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо предоставление заведомо недостоверных сведений. За указанные правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 20 до 50 МРОТ; на юридических лиц – от 50 до 5 тыс. МРОТ.

В соответствии со ст. 23. 48 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных  указанными выше статьями, рассматривают федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы. От имени этих органов рассматривать дела вправе руководитель федерального антимонопольного органа, территориального антимонопольного органа, их заместители. Порядок возбуждения, рассмотрения дел и исполнения вынесенных постановлений определен нормами КоАП РФ.

Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса РФ. Данная статья предусматривает наказание за монополистические действия, совершенные путем: установления монопольно высоких или монопольно низких цен, ограничения конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. За те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, предусмотрено более суровое наказание.

Под крупным  ущербом в данном статье понимается ущерб, сумма которого превышает  один миллион рублей.

Часть 3 ст. 178 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за совершение указанных  деяний с применением насилия  или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или  повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения  или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Ограничение деятельности монополий и обеспечение свободы конкуренции на рынках - непременное и важнейшее условие нормального и эффективного функционирования цивилизованной рыночной экономики. При этом предполагается, что на рынке должно действовать количество имущественно и организационно независимых поставщиков товаров, достаточное для возникновения конкуренции между ними. Независимые поставщики рассматриваемого товара могут быть независимыми производителями этого товара, либо продавцами товара независимых производителей, либо независимыми продавцами товара одного производителя при условии отсутствия вертикального соглашения между поставщиками и производителем, ограничивающего свободу в установлении цен и объемов поставок.

Информация о работе Состав Антимонопольного управления и ее структура