Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:31, контрольная работа
Во всех странах со сложившейся цивилизованной рыночной экономикой, эффективное функционирование которой предполагает прежде всего наличие таких условий, как свобода предпринимательства, свобода конкуренции и свобода ценообразования, в той или иной степени имеет место вмешательство государства в экономическую жизнь общества, осуществляются процессы разгосударствления и приватизации, либерализация внешнеэкономических связей, демонополизации и антимонопольного регулирования. Эти процессы протекают в каждой стране по-разному и с разной степенью интенсивности: во многом содержание государственного вмешательства в экономику зависит от особенностей данной экономической системы.
Введение………………………………………………………………………………………..………..……. 3
Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках……………………………………………………………………………………………...………….. 4
Понятие и признаки доминирующего положения…………………………………………….…………… 7
Ограничение конкуренции органами государственной власти и органами местного самоуправления………………………………………………………………………………….………….. 10
Правовые средства антимонопольного регулирования………………………………………….……..… 13
Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии……….………………..… 20
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства………………………………..… 25
Заключение…………………………………………………………………………….…………………….. 27
Сноски……………………………………………………………………………………...……………….. 29
Список литературы ……………………………………………………………………………...………… 31
2) органы внутренних
дел в пределах своих
3) коммерческие
и некоммерческие организации,
индивидуальные
4) сотрудники антимонопольного органа обязаны не разглашать сведения, составляющие коммерческую, служебную, охраняемую законом тайну, которые стали им известны при реализации права на доступ к информации.
2. Информация, полученная
сотрудниками, антимонопольного органа,
позволяет им реализовать
- для определения
территориальных и товарных
- для установления
наличия доминирующего
- для формирования
и ведения Реестра
3. Антимонопольный
орган вправе проводить
4. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 17 Закона о конкуренции). Такой контроль, осуществляемый антимонопольными органами, может быть предварительным и последующим18.
Предварительный контроль предполагает направление в федеральный антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Такие ходатайства представляются при слиянии и присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. МРОТ.
Вместе с ходатайством
в антимонопольный орган
Федеральному антимонопольному
органу предоставляется право
Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об их исключении из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляются только при наличии предварительного согласия федерального антимонопольного органа.
Последующий контроль предполагает уведомление учредителями (участниками) антимонопольного органа в 45-дневный срок с даты государственной регистрации. Последующий контроль осуществляется:
- при создании, слиянии, присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;
- при изменении состава участников (членов) некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;
- при создании
коммерческих организаций,
- при слиянии
или присоединении
Перечисленные требования распространяются и на некоммерческие организации, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников.
Если антимонопольный орган придет к выводу, что действия, о которых его уведомили, могут привести к ограничению конкуренции, он выдает учредителям (участникам) организации, лицам или органам, принявшим соответствующее решение, предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Законом о конкуренции
предусмотрено, что нарушение установленного
порядка осуществления
5. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций. Такой контроль, как и в предыдущем случае, может быть предварительным (в форме направления в федеральный антимонопольный орган ходатайства о даче согласия) и последующим (в форме уведомления о совершении сделок). Основания и порядок осуществления контроля предусмотрены ст. 18 Закона о конкуренции.
Неисполнение решений и предписаний антимонопольного органа, вынесенных в соответствии с нормами данной статьи, является основанием для признания соответствующей сделки недействительной по иску антимонопольного органа.
6. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов. Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или некоммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, если они занимают доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности (совершения в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности).
Решение может быть принято при совокупности следующих условий:
а) наличие предпосылок развития конкуренции;
б) возможность
организационного и территориального
обособления структурных
в) отсутствие тесной технологической взаимосвязи между ее структурными подразделениями;
г) возможность
для юридических лиц в
Решение о принудительном разделении (выделении) имеет форму предписаний, которые направляются хозяйствующему субъекту. В предписании указывается срок, в течение которого реорганизация должна быть осуществлена. Этот срок не может быть менее шести месяцев.
7. Государственный контроль за соглашениями или согласованными действиями, ограничивающими конкуренцию. Закон о конкуренции предусматривает право хозяйствующих субъектов, имеющих намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, результатом которых может быть ограничение или устранение конкуренции, обратиться в антимонопольный орган с заявлением об их проверке на соответствие антимонопольному законодательству.
В случае принятия положительного решения антимонопольный орган вправе выдать участникам соглашений или согласованных действий предписание, направленное на обеспечение конкуренции. Решение антимонопольного органа о соответствии соглашений или согласованных действий законодательству прекращает свое действие, если такое соглашение не достигнуто или согласованные действия не осуществлены в течение двух лет со дня принятия решения. Кроме того, решение может быть отменено в случае, если:
- после
его принятия было установлено,
- участниками
соглашений или согласованных
действий не выполняется
8. Государственный
контроль за концентрацией
Закон о финансовом рынке устанавливает меры, направленные не только на пресечение нарушений антимонопольного законодательства, но и на недопущение монополизации финансовых рынков. Для этого осуществляется государственный контроль за концентрацией капитала.
Критериями для проведения контроля являются:
1) характер
совершаемых сделок или
- приобретение более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций;
- приобретение более 10 процентов балансовой стоимости активов финансовой организации19;
- приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее деятельности или осуществлять функции ее исполнительного органа;
- создание
финансовой организации и
- слияние и присоединение финансовых организаций;
2) размер
уставного капитала. В зависимости
от размера уставного капитала
организации, активы или акции
(доли в уставном капитале) которой
приобретаются, контроль может
быть предварительным или
Предварительное согласие МАП РФ на совершение указанных сделок обязана получить организация, размер уставного капитала которой превышает20:
160 млн
рублей – для кредитной
10 млн
рублей – для страховой
5 млн рублей – для иных финансовых организаций.
Положение о порядке дачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа финансовой организации, утверждено приказом МАП РФ от 28 февраля 2001 г. № 21021.
В остальных случаях предусмотрен последующий контроль, заключающийся в уведомлении о совершении сделок.
9. Право антимонопольного органа давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, перечень которых определен в п. 1 ст. 12 Закона о конкуренции. В частности, это предписания об изменении условий и о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству; о недопущении действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и о восстановлении положения, существовавшего до нарушения; о заключении договора с хозяйствующими субъектами. Предписание о заключении договора выдается с целью пресечь злоупотребление организацией доминирующим положением на рынке. При этом антимонопольный орган не вправе требовать включения в договор условий, не предусмотренных законодательством22.
10. Право антимонопольного органа давать органам исполнительной власти и местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания:
- об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству;
- о
прекращении нарушений
- о
расторжении или об изменении
заключенных ими соглашений, противоречащих
антимонопольному
- о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
11. Право антимонопольного органа обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в частности:
- о
признании недействительными
- об
обязательном заключении
- о
ликвидации коммерческих и
- о
признании недействительными
Антимонопольный орган вправе участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.
Правовое регулирование
Добросовестная конкуренция – одно из основных условий существования товарного рынка. Однако в некоторых отраслях конкуренция невозможна и неэффективна. В этом случае говорят о естественной монополии.
Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
(Ст. 2 Федерального закона «О естественных монополиях»)
Специфика деятельности субъектов естественной монополии, связанная с отсутствием конкуренции в данной сфере, предопределяет повышенное внимание к ним государства.
Задачей государства является достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Для решения поставленной задачи принято специальное законодательство о естественных монополиях и созданы органы по регулированию их деятельности.
Информация о работе Состав Антимонопольного управления и ее структура