Состав Антимонопольного управления и ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Во всех странах со сложившейся цивилизованной рыночной экономикой, эффективное функционирование которой предполагает прежде всего наличие таких условий, как свобода предпринимательства, свобода конкуренции и свобода ценообразования, в той или иной степени имеет место вмешательство государства в экономическую жизнь общества, осуществляются процессы разгосударствления и приватизации, либерализация внешнеэкономических связей, демонополизации и антимонопольного регулирования. Эти процессы протекают в каждой стране по-разному и с разной степенью интенсивности: во многом содержание государственного вмешательства в экономику зависит от особенностей данной экономической системы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..………..……. 3
Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках……………………………………………………………………………………………...………….. 4
Понятие и признаки доминирующего положения…………………………………………….…………… 7
Ограничение конкуренции органами государственной власти и органами местного самоуправления………………………………………………………………………………….………….. 10
Правовые средства антимонопольного регулирования………………………………………….……..… 13
Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии……….………………..… 20
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства………………………………..… 25
Заключение…………………………………………………………………………….…………………….. 27
Сноски……………………………………………………………………………………...……………….. 29
Список литературы ……………………………………………………………………………...………… 31

Файлы: 1 файл

Реферат по курсу «Предпринимательское право» на тему- «Состав ан.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

2) органы внутренних  дел в пределах своих полномочий  обязаны оказывать помощь сотрудникам  антимонопольного органа при исполнении ими служебных обязанностей;

3) коммерческие  и некоммерческие организации,  индивидуальные предприниматели,  органы исполнительной власти  и местного самоуправления, иные  органы или организации, наделенные  функциями или правами указанных органов власти, должны предоставлять по требованию антимонопольного органа информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности;

4) сотрудники антимонопольного  органа обязаны не разглашать  сведения, составляющие коммерческую, служебную, охраняемую законом тайну, которые стали им известны при реализации права на доступ к информации.

2. Информация, полученная  сотрудниками, антимонопольного органа, позволяет им реализовать полномочие  по отграничению сфер и объектов антимонопольного воздействия. В частности, информация используется:

- для определения  территориальных и товарных пределов  рынка, проведения анализа состояния  товарных рынков;

- для установления  наличия доминирующего положения  хозяйствующего субъекта;

- для формирования  и ведения Реестра хозяйствующих  субъектов, имеющих долю на  рынке определенного товара более  35 процентов.

3. Антимонопольный  орган вправе проводить проверку  соблюдения антимонопольного законодательства  хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями и правами указанных органов власти органов или организаций.

4. Государственный  контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 17 Закона о конкуренции). Такой контроль, осуществляемый антимонопольными органами, может быть предварительным и последующим18.

Предварительный контроль предполагает направление в федеральный антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Такие ходатайства представляются при слиянии и присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. МРОТ.

Вместе с ходатайством в антимонопольный орган направляются документы, необходимые для государственной  регистрации; сведения об основных видах  деятельности и объемах производимой и реализуемой продукции (работ, услуг) на соответствующих товарных рынках.

Федеральному антимонопольному органу предоставляется право удовлетворить  или отклонить ходатайство, руководствуясь при этом положениями п. 3 ст. 17 Закона о конкуренции. Так, антимонопольный  орган отклоняет ходатайство, если удовлетворение ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке.

Государственная регистрация  коммерческих организаций, а также  внесение записи об их исключении из Единого  государственного реестра юридических  лиц осуществляются только при наличии  предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Последующий контроль предполагает уведомление учредителями (участниками) антимонопольного органа в 45-дневный срок с даты государственной регистрации. Последующий контроль осуществляется:

- при создании, слиянии, присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;

- при изменении  состава участников (членов) некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;

- при создании  коммерческих организаций, если  суммарная стоимость активов  учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тыс. МРОТ;

- при слиянии  или присоединении коммерческих  организаций, если сумма их  активов по последнему балансу  превышает 100 тыс. МРОТ.

Перечисленные требования распространяются и на некоммерческие организации, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников.

Если антимонопольный  орган придет к выводу, что действия, о которых его уведомили, могут  привести к ограничению конкуренции, он выдает учредителям (участникам) организации, лицам или органам, принявшим соответствующее решение, предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Законом о конкуренции  предусмотрено, что нарушение установленного порядка осуществления государственного контроля за созданием, слиянием, присоединением организаций, невыполнение предписаний антимонопольного органа являются основанием для ликвидации организаций в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

5. Государственный  контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций. Такой контроль, как и в предыдущем случае, может быть предварительным (в форме направления в федеральный антимонопольный орган ходатайства о даче согласия) и последующим (в форме уведомления о совершении сделок). Основания и порядок осуществления контроля предусмотрены ст. 18 Закона о конкуренции.

Неисполнение решений  и предписаний антимонопольного органа, вынесенных в соответствии с нормами данной статьи, является основанием для признания соответствующей сделки недействительной по иску антимонопольного органа.

6. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов. Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или некоммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, если они занимают доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности (совершения в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов монополистической деятельности).

Решение может быть принято при совокупности следующих условий:

а) наличие  предпосылок развития конкуренции;

б) возможность  организационного и территориального обособления структурных подразделений  организации;

в) отсутствие тесной технологической взаимосвязи  между ее структурными подразделениями;

г) возможность  для юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение о принудительном разделении (выделении) имеет форму предписаний, которые  направляются хозяйствующему субъекту. В предписании указывается срок, в течение которого реорганизация должна быть осуществлена. Этот срок не может быть менее шести месяцев.

7. Государственный  контроль за соглашениями или  согласованными действиями, ограничивающими  конкуренцию. Закон о конкуренции предусматривает право хозяйствующих субъектов, имеющих намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, результатом которых может быть ограничение или устранение конкуренции, обратиться в антимонопольный орган с заявлением об их проверке на соответствие антимонопольному законодательству.

В случае принятия положительного решения антимонопольный  орган вправе выдать участникам соглашений или согласованных действий предписание, направленное на обеспечение конкуренции. Решение антимонопольного органа о соответствии соглашений или согласованных действий законодательству прекращает свое действие, если такое соглашение не достигнуто или согласованные действия не осуществлены в течение двух лет со дня принятия решения. Кроме того, решение может быть отменено в случае, если:

- после  его принятия было установлено,  что при рассмотрении заявления  сторонами была представлена  недостоверная информация;

- участниками  соглашений или согласованных  действий не выполняется предписание  антимонопольного органа, направленное на обеспечение конкуренции.

8. Государственный  контроль за концентрацией капитала  на финансовых рынках.

Закон о финансовом рынке устанавливает меры, направленные не только на пресечение нарушений антимонопольного законодательства, но и на недопущение монополизации финансовых рынков. Для этого осуществляется государственный контроль за концентрацией капитала.

Критериями  для проведения контроля являются:

1) характер  совершаемых сделок или действий. Статьей 16 Закона о финансовом рынке перечислены случаи, при которых осуществляется контроль:

- приобретение  более 20 процентов акций (долей  в уставном капитале) финансовых  организаций;

- приобретение  более 10 процентов балансовой  стоимости активов финансовой  организации19;

- приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления финансовой организацией ее деятельности или осуществлять функции ее исполнительного органа;

- создание  финансовой организации и изменение  ее уставного капитала;

- слияние  и присоединение финансовых организаций;

2) размер  уставного капитала. В зависимости  от размера уставного капитала  организации, активы или акции  (доли в уставном капитале) которой  приобретаются, контроль может  быть предварительным или последующим.

Предварительное согласие МАП РФ на совершение указанных сделок обязана получить организация, размер уставного капитала которой превышает20:

160 млн  рублей – для кредитной организации;

10 млн  рублей – для страховой организации;

5 млн  рублей – для иных финансовых  организаций.

Положение о порядке дачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа финансовой организации, утверждено приказом МАП РФ от 28 февраля 2001 г. № 21021.

В остальных  случаях предусмотрен последующий контроль, заключающийся в уведомлении о совершении сделок.

9. Право антимонопольного органа давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, перечень которых определен в п. 1 ст. 12 Закона о конкуренции. В частности, это предписания об изменении условий и о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству; о недопущении действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного законодательства; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и о восстановлении положения, существовавшего до нарушения; о заключении договора с хозяйствующими субъектами. Предписание о заключении договора выдается с целью пресечь злоупотребление организацией доминирующим положением на рынке. При этом антимонопольный орган не вправе требовать включения в договор условий, не предусмотренных законодательством22.

10. Право антимонопольного органа давать органам исполнительной власти и местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям, а также их должностным лицам обязательные для исполнения предписания:

- об  отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству;

- о  прекращении нарушений антимонопольного  законодательства;

- о  расторжении или об изменении  заключенных ими соглашений, противоречащих  антимонопольному законодательству;

- о  совершении действий, направленных  на обеспечение конкуренции.

11. Право антимонопольного органа обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в частности:

- о  признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству;

- об  обязательном заключении договора  с хозяйствующим субъектом;

- о  ликвидации коммерческих и некоммерческих  организаций;

- о  признании недействительными полностью  или частично актов, соглашений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями и правами указанных органов власти органов или организаций.

Антимонопольный орган вправе участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.

 

Правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии

 

Добросовестная  конкуренция – одно из основных условий существования товарного рынка. Однако в некоторых отраслях конкуренция невозможна и неэффективна. В этом случае говорят о естественной монополии.

 

Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

(Ст. 2 Федерального закона  «О естественных монополиях»)

 

Специфика деятельности субъектов естественной монополии, связанная с отсутствием  конкуренции в данной сфере, предопределяет повышенное внимание к ним государства.

Задачей государства является достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Для решения поставленной задачи принято специальное законодательство о естественных монополиях и созданы органы по регулированию их деятельности.

Информация о работе Состав Антимонопольного управления и ее структура