Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

Цель исследования предопределила необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач: синтезировать авторское понятие потребительского рынка на основе позитивно-критического, предметно-содержательного анализа существующих определений;
определить роль и место потребительского рынка в институциональной структуре хозяйственного механизма и в макровоспроизводственном процессе;
проанализировать трансформирующее воздействие системы институтов рыночной инфраструктуры на формирование и функционирование современного потребительского рынка;
выявить социально-экономические противоречия, присущие потребительскому рынку в России и формы их разрешения;
определить аппарат инструментарно-методических средств согласования экономических и институциональных рычагов воздействия, способствующих закреплению наиболее эффективных форм регулирования потребительского рынка.

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-экономические концепции потребления и потребительского рынка
1.1 Классический, марксистский и неоклассический подходы к определению потребностей и потребительской сферы
1.2 Кейнсианское и неокейнсианское определение организационно-экономических основ формирования рынка товаров и услуг
1.3 Иституциональный и постинституциональный подходы к проблеме потребления и значимости потребительского рынка
2. Особенности формирования российского потребительского рынка в условиях осуществления экономической реформы
2.1 Место и роль потребительского рынка в условиях государственного социализма
2.2 Специфика трансформации потребительской сферы в России и формирование новых рыночных институтов
2.3 Факторы, воздействующие на институты потребительского рынка в современных условиях
3. Функциональная роль потребительского рынка в обеспечении экономического роста в России
3.1 Потребительский рынок в системе приоритетов макроэкономической политики государства
3.2 Рынок товаров и услуг как фактор институционально устойчивого развития национальной экономики
3.3 Воздействие современных институтов государственного регулирования на функционирование потребительского рынка

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 50.51 Кб (Скачать файл)

 

Областное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Астраханский инженерно – строительный институт»

 

Кафедра

ПГ

Заочное отделение

                                                             РЕФЕРАТ

   
 

По 

Микроэкономике

   

/наименование дисциплины/

 

Студента 

1

курса, специальность 

ПГ

 

Факультет

ГТ

группа 

ЗПГ 51-9

 

Шифр 

10109007

Ф.И.О.

Нергеш Леонид Игоревич

 

Дата  сдачи контрольной работы

«    

 

»

 

201

0

г.

 

Домашний  адрес

г. Астрахань, ул. С. Перовской 6/2, кв. 71

 

Результаты  проверки

 

контрольной работы

 
 

(зачтено, не зачтено)

 

Дата

« 

 

»

 

201

0

г.

 

Преподаватель

   
 

/подпись, Ф.И.О. преподавателя/




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в России.

 

Введение

1. Теоретико-экономические  концепции потребления и потребительского рынка

1.1 Классический, марксистский  и неоклассический подходы к  определению потребностей и потребительской сферы

1.2 Кейнсианское и неокейнсианское определение организационно-экономических основ формирования рынка товаров и услуг

1.3 Иституциональный и постинституциональный подходы к проблеме потребления и значимости потребительского рынка

2. Особенности формирования  российского потребительского рынка  в условиях осуществления экономической реформы

2.1 Место и роль потребительского  рынка в условиях государственного социализма

2.2 Специфика трансформации  потребительской сферы в России  и формирование новых рыночных институтов

2.3 Факторы, воздействующие  на институты потребительского рынка в современных условиях

3. Функциональная роль  потребительского рынка в обеспечении  экономического роста в России

3.1 Потребительский рынок  в системе приоритетов макроэкономической политики государства

3.2 Рынок товаров и услуг  как фактор институционально  устойчивого развития национальной  экономики

3.3 Воздействие современных  институтов государственного регулирования  на функционирование потребительского рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение к работе

Актуальность темы. Рыночные преобразования российской экономики

сопровождались сменой приоритетов  в формировании структуры народного  хозяйства, которая в условиях административно-командной  системы СССР характеризовалась  деформационными перекосами, явной доминацией производства средств производства над производством предметов потребления. Качественное

 

обновление отечественной  экономики может произойти только при обеспечении активной роли потребления  в воспроизводственном процессе, поэтому именно потребительский  рынок подвергся в ходе экономической  реформы существенным изменениям. Это  обусловлено еще и тем, что  в данном сегменте экономики переплетаются  интересы всех субъектов: производителей и потребителей конечной продукции, реализуется более половины ВВП  России.

 

Социально-экономическая  значимость потребительского рынка  предопределена выполнением им многочисленных функций по обеспечению воспроизводства  человеческого капитала. Вместе с  тем, императивы потребительского рынка  лежат в основе построения производственно-стоимостных цепочек выпуска конечных товарных продуктов и оказывая стимулирующее воздействие на отрасли, производящие товары потребительского назначения, а через них и на ресурсопроизводящие отрасли национального хозяйства.

В фокусе потребительского рынка наиболее четко видны как  позитивные, так и негативные изменения реформируемой экономики, все существующие противоречия. Особенно остро они проявились в условиях транзитивной экономики России 90-х годов. Реализуемая версия экономических реформ привела кспаду производства, высоким темпам инфляции, несоответствию предлагаемых рынком товаров и услуг структуре потребительского спроса. Сократился объем потребления не только непродовольственных товаров, но и продуктов питания. при внешней видимости насыщенности рынка потребительскими благами. На этом фоне рельефно проявилась дифференциация различных групп населения по уровню доходов, вызванная существенным обесценением основного ресурса производства - труда, и как следствие, резкое падение уровня потребления основной массы экономически активного населения страны. Стратегическая социально-экономическая значимость потребительского рынка и относительная не разработанность ряда важных аспектов проблемы его функционирования обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности  проблемы. Интерес к различным  аспектам потребительского рынка, экономическим  закономерностям его развития и  механизму функционирования, торговой политике государства проявляется  в работах классиков политической экономии А. Смита, Д. Рикардо, представителей неоклассики Ж.-Б. Сэя, Ж. Сисмонди и Т. Мальтуса.

Теория потребления, используемая для современной оценки совокупного  потребительского спроса, представлена в трудах Л. Вальраса, Ст. Джевонса, Дж. Кларка, К. Маркса, К. Менгера, В. Парето и др.

Ключевые факторы, определяющие совокупный спрос населения и  выбор индивидов, подробно исследованы  Дж. Дьюзенбери, Дж. Нейманом, О. Мор-генштерном, Г. Саймоном.

В российской экономической  теории проблемами личного потребления  занимаются такие ученые, как В. Агеев, И. Алехина, Ю. Борозин, К. Вальтух, Ю. Иванов, В. Смирнов, И. Столяров, С. Шаталин. Их научные изыскания создали платформу фундаментального знания для определения места потребительского рынка в воспроизводственном процессе, моделирования механизма воздействия потребительского спроса на цикл воспроизводства и экономический рост.

Методологические основы анализа социально-экономической  природы национальных интересов, в  том числе в сфере потребления  посткризисной экономики заложены в трудах Л. Абалкина, Ф. Бастиа, Е. Гайдара, Э. Ильенкова, С. Медведева, Ю. Осипова.

Теоретические проблемы личного  потребления в увязке с проблемами транзитивной экономики исследованы  в трудах, посвященных анализу  российских особенностей трансформационных  процессов: О. Белокрыловой, В. Бело-усова, С. Глазьева, Н. Кетовой, А. Лившица, О. Мамедова, В. May, В. Яковлевой.

Провозглашенная либерально-монетаристская концепция развития российской экономики  выдвигает во всех ее сферах и секторах новые проблемы, требующие своего изучения и решения. Зарубежные исследователи  уделяют немало внимания анализу  сложных и многоплановых проблем, связанных с функционированием  современного потребительского рынка, товарного обращения, производства предметов потребления. К их числу, прежде всего, относятся Ф. Котлер, Л. Маршалл, П. Самуэльсон, и др.

Исследования К. Менара, П. Милгрома, Д. Норта, и Дж. Робертса содержат достаточно полное категориальное определение экономических институтов потребительского рынка. Свой вклад в разработку категориального аппарата институциональной теории рынка внесли российские ученые: В. Гребенников, О. Иншаков, Г. Клейнер, Д. Львов, Н. Лебедева, А. Олейник, В. Полтеро-вич, А. Шаститко и др.

Отдельно следует выделить работы российских и зарубежных авторов  А. Введенского, В. Вольчика, А. Городецкого, М. Дерябиной, Я. Корнай, С. Кир-диной, В. Мэггинсона, Ю. Перевалова, В. Радаева, А. Радыгина, В. Тамбовцева, Р. Фридмана, рассматривающих особенности институционально-рыночных изменений экономик развивающихся стран и государств постсоветсткой трансформации.

Однако, в отечественной  экономической литературе многие сложные  вопросы становления, развития и  функционирования современного потребительского рынка рассматриваются с теоретико-методологических позиций, существовавших при административно-командной системе, когда сфере потребления отводилась второстепенная, подчиненная роль и абсолютизировалось производство средств производства и продукции ВПК.

Во многих исследованиях  потребительский рынок не выделяется как особый многоструктурный и многофункциональный  тип рынка, а представляется как  сфера розничной торговли, что  на наш взгляд, сужает назначение, масштабы, состав, структуру и функции современного потребительского рынка как сложного социально-экономического института  современного общества. Здесь наряду с экономическими действуют и социально-психологические законы, определяющие экономическое поведение субъектов рынка (производителей и потребителей), что существенно усложняет механизм его функционирования и требует дальнейших углубленных теоретико-методологических исследований в этом направлении.

Цель диссертационного исследования состоит в концептуальном обосновании  тенденций формирования потребительского рынка современной России на основе выявления условий, факторов и противоречий его становления и системообразования институциональной инфраструктуры, опосредующей его функционирование.

Цель исследования предопределила необходимость решения комплекса  взаимосвязанных задач: синтезировать авторское понятие потребительского рынка на основе позитивно-критического, предметно-содержательного анализа существующих определений;

 определить роль и место потребительского рынка в институциональной структуре хозяйственного механизма и в макровоспроизводственном процессе;

 проанализировать трансформирующее воздействие системы институтов рыночной инфраструктуры на формирование и функционирование современного потребительского рынка;

выявить социально-экономические  противоречия, присущие потребительскому рынку в России и формы их разрешения;

определить аппарат инструментарно-методических средств согласования экономических и институциональных рычагов воздействия, способствующих закреплению наиболее эффективных форм регулирования потребительского рынка.

Объектом исследования выступает  процесс формирования и функционирования потребительского рынка в условиях институциональной трансформации  российской экономической системы.

Предметом исследования является система социально-экономических  отношений, возникающих в процессе функционирования потребительского рынка  и его взаимодействия с институциональной  средой.

Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составили  фундаментальные теоретические  положения классической, неоклассической, кейнсианской, институциональной и  неоинституциональной теорий о потребительском рынке, изложенные в трудах отечественных и зарубежных авторов, представителей различных направлений и научных школ экономической мысли.

Инструментарно-методический аппарат исследования. В процессе предпринятого исследования в рамках диалектического и системно-функционального подхода использовалась совокупность современных средств гносеологического аппарата - методов структурного, сравнительного анализа и монографического обследования, реализованы принципы единства исторического и логического, взаимосвязи конкретного и абстрактного, диалектики общего и особенного, а также применялись приемы: экономико-статистических группировок, диалектических рядов, графического анализа, позиционирования, сегментации, концептуального моделирования.

Нормативно-правовая база исследования включает Федеральные законы, Указы  Президента РФ, регулирующие процесс  взаимодействия субъектов на потребительском  рынке.

Информационно-эмпирической базой послужили фактические  материалы, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых по проблемам  формирования потребительского рынка, официальные справочно-статистические данные Федеральной службы государственной  статистики, а также результаты специальных  исследований, опубликованные в отечественной  и зарубежной литературе, в периодической  печати, в том числе представленные на официальных web-страницах ведущих организаций институтов и научно-исследовательских центров.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в выявлении  последствий рыночной трансформации  и особенностей функционирования потребительского рынка в современных условиях; обосновании роли основных его институтов для обеспечения устойчивой тенденции  экономического роста интенсивного типа на этапе посткризисного развития. Политика государства должна осуществляться через разработку и реализацию инструментов, способствующих нейтрализации социально-экономических  противоречий, присущих потребительскому рынку в России и стимулирующих  внутреннее производство товаров и  услуг, способствующее созданию эффективной  организации потребительской сферы.

Основные положения, выносимые  на защиту.

На защиту выносятся основные положения, отражающие содержание авторской  позиции по исследуемым проблемам:

1. Историко-генетический  анализ эволюции теоретических  подходов к изучению отношений  потребления с позиций классической, неоклассической, марксистской, кейнсианской, институциональной теории позволил  при различии трактовок конечного  потребления и его взаимосвязи  с важнейшими категориями рыночной  экономики (спрос, предложение,  цена, полезность), выявить тенденцию  возрастания роли теории потребления  в концептуальных координатах  транзитивно-рыночной экономики.  Конструктивным представляется  синтез воспроизводственного и  институционального подходов для  базовой характеристики потребительского  рынка, согласно которой он, будучи  замыкающим звеном воспроизводственного  цикла, определяется как совокупность  отношений, охватывающих сферу удовлетворения личных потребностей населения, построенных на основе институциональных норм и правил и обеспечивающих движение товарных потоков до потребителя конечного продукта. Это позволяет моделировать экономический механизм эффективного функционирования рыночной системы хозяйствования, в основе которой находится потребительский сектор.

Информация о работе Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в России