Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:24, реферат
Цель исследования предопределила необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач: синтезировать авторское понятие потребительского рынка на основе позитивно-критического, предметно-содержательного анализа существующих определений;
определить роль и место потребительского рынка в институциональной структуре хозяйственного механизма и в макровоспроизводственном процессе;
проанализировать трансформирующее воздействие системы институтов рыночной инфраструктуры на формирование и функционирование современного потребительского рынка;
выявить социально-экономические противоречия, присущие потребительскому рынку в России и формы их разрешения;
определить аппарат инструментарно-методических средств согласования экономических и институциональных рычагов воздействия, способствующих закреплению наиболее эффективных форм регулирования потребительского рынка.
Введение
1. Теоретико-экономические концепции потребления и потребительского рынка
1.1 Классический, марксистский и неоклассический подходы к определению потребностей и потребительской сферы
1.2 Кейнсианское и неокейнсианское определение организационно-экономических основ формирования рынка товаров и услуг
1.3 Иституциональный и постинституциональный подходы к проблеме потребления и значимости потребительского рынка
2. Особенности формирования российского потребительского рынка в условиях осуществления экономической реформы
2.1 Место и роль потребительского рынка в условиях государственного социализма
2.2 Специфика трансформации потребительской сферы в России и формирование новых рыночных институтов
2.3 Факторы, воздействующие на институты потребительского рынка в современных условиях
3. Функциональная роль потребительского рынка в обеспечении экономического роста в России
3.1 Потребительский рынок в системе приоритетов макроэкономической политики государства
3.2 Рынок товаров и услуг как фактор институционально устойчивого развития национальной экономики
3.3 Воздействие современных институтов государственного регулирования на функционирование потребительского рынка
Как утверждает А. Эльянов, - «проблема, стало быть не в том - вмешиваться или нет, а в формах, инструментах и целях государственного вмешательства и, соответственно, в его последствиях».
Потребительский рынок существовал
всегда с тех пор, когда человек
включился в систему разделения
труда, а общественное разделение труда,
углубляясь, привело к специализации
отраслей, обслуживающих сферы
Рыночное регулирование в сочетании с мерами точечного государственного регулирования,109 призвано формировать такую конъюнктуру потребительского рынка, которая, на базе установленных равновесных цен, способствовало бы, с одной стороны, обеспечению динамичной пропорциональности в производстве и обмене потребительских товаров и услуг, а, с другой, - стимулируя снижение издержек производства и обращения, повышение эффективности производства и обмена, поддержало сбалансированность спроса и предложения в условиях постоянно меняющихся их объемов и структуры в разрезе как национального хозяйства, так и отдельных его отраслей и регионов страны. При этом речь идет о таком способе сочетания рыночного и государственного регулирования, при котором спрос, предложение и цены складываются в условиях экономической свободы товаропроизводителей, рыночных инфраструктур и потребителей, действующих соответственно «указке» рыночной конъюнктуры и самостоятельно решающие, что и сколько производить, покупать, реализовы-вать, потреблять и т.п. Государственное воздействие в этих условиях может и должно сохраниться, но не в том виде, как это осуществлялось в условиях централизованной административной системы управления экономикой.
Большое значение имеет и государственное регулирование отношений, связанных с функционированием отраслей производства потребительского комплекса. Речь идет о предприятиях пищевой, легкой промышленности, отраслях, производящих товары длительного пользования и т.п. Эти отрасли дают быструю отдачу капиталовложений, позволяют обеспечить повышение уровня занятости населения и, следовательно, повысить его покупательную способность, насыщают отечественными товарами внутренний потребительский рынок, который сегодня пока еще заполнен импортными товарами; способствуют развитию конкуренции и предпринимательства.
На наш взгляд необходимость
государственного регулирования потребительского
рынка и границы
Список использованных источников
Классический, марксистский и неоклассический подходы к определению потребностей и потребительской сферы
Кейнсианское и не окейнсианское определение организационно-экономических основ формирования рынка товаров и услуг
Место и роль потребительского рынка в условиях государственного социализма
Потребительский рынок в
системе приоритетов
Информация о работе Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в России