Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

Цель исследования предопределила необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач: синтезировать авторское понятие потребительского рынка на основе позитивно-критического, предметно-содержательного анализа существующих определений;
определить роль и место потребительского рынка в институциональной структуре хозяйственного механизма и в макровоспроизводственном процессе;
проанализировать трансформирующее воздействие системы институтов рыночной инфраструктуры на формирование и функционирование современного потребительского рынка;
выявить социально-экономические противоречия, присущие потребительскому рынку в России и формы их разрешения;
определить аппарат инструментарно-методических средств согласования экономических и институциональных рычагов воздействия, способствующих закреплению наиболее эффективных форм регулирования потребительского рынка.

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-экономические концепции потребления и потребительского рынка
1.1 Классический, марксистский и неоклассический подходы к определению потребностей и потребительской сферы
1.2 Кейнсианское и неокейнсианское определение организационно-экономических основ формирования рынка товаров и услуг
1.3 Иституциональный и постинституциональный подходы к проблеме потребления и значимости потребительского рынка
2. Особенности формирования российского потребительского рынка в условиях осуществления экономической реформы
2.1 Место и роль потребительского рынка в условиях государственного социализма
2.2 Специфика трансформации потребительской сферы в России и формирование новых рыночных институтов
2.3 Факторы, воздействующие на институты потребительского рынка в современных условиях
3. Функциональная роль потребительского рынка в обеспечении экономического роста в России
3.1 Потребительский рынок в системе приоритетов макроэкономической политики государства
3.2 Рынок товаров и услуг как фактор институционально устойчивого развития национальной экономики
3.3 Воздействие современных институтов государственного регулирования на функционирование потребительского рынка

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 50.51 Кб (Скачать файл)

Существовавшая распределительная  модель системы отношений личного  потребления обусловила возникновение  и наращивание кризисных явлений, ставших результатом действия совокупности факторов: структурная несбалансированность, дефицит потребительских товаров  и услуг, относительная замкнутость  и оторванность от внешних рынков, подавленная инфляция и др. Анализ негативного воздействия этих факторов на динамику развития потребительского рынка показал необходимость  смены приоритетов в формировании сфероотраслевой структуры народного хозяйства для выхода на траекторию экономического роста.

Недооценка роли потребительского спроса в обеспечении экономического роста в трансформирующейся экономике  России привела к углублению противоречий институционализации потребительского рынка, ставших результатом действия группы факторов: низкой конкурентоспособности  и качества отечественной продукции, монополизации, неравномерного роста  цен и тарифов, импортозамещения и вытеснения внутренних товаропроизводителей и др. Накопившиеся противоречия между старыми и новыми институтами ведут к обострению социальной напряженности в обществе, что обусловлено, во-первых, сложившейся в советское время идеологией примата производства над потреблением, во-вторых, низким уровнем жизни населения и деформированным спросом.

Исследование институциональной  трансформации и особенностей становления  потребительского рынка позволили  выявить неодинаковое воздействие  на него различных институтов. Это  обусловлено, с одной стороны, существованием системообразующих институтов, непосредственно  влияющих на становление потребительского рынка (институт собственности, механизм формирования доходов, уровень конкуренции), с другой стороны, институтов, формирующих  внешние условия (экономическую  инфраструктуру) его функционирования и оказывающих опосредованное влияние.

Деформированность структуры российского потребительского рынка характеризуется устойчивым расширением сегмента, занимаемого импортной продукцией, высоким удельным весом расходов населения на питание, значительной долей платных услуг, а также низким удельным весом товаров длительного пользования в общем объеме продаж. В современных условиях хозяйствования имеют место противоречия между сформировавшимися потребностями отдельных групп населения и возможностями их удовлетворения, углубляющаяся подоходная дифференциация, низкий потребительский спрос, инфляционные процессы, генерируемые монопольным положением товаропроизводителей.

Концепция стимулирования развития потребительского рынка, предполагающая оптимизацию функционирования основных его институтов предусматривает  использование долговременных факторов экономического роста, что обусловлено  рядом причин: во-первых, на данном этапе посткризисного развития российский экономический рост должен сменить экономическую природу с преимущественно экстенсивного на инновационно-интенсивный тип, во-вторых, до настоящего времени ростоформирующие факторы не достаточно содействовали конструктивной структурной перестройке экономики в сторону преобладания в ней отраслей потребительского сектора.

7. Регулирование потребительского рынка следует рассматривать как систему оптимизации процесса взаимодействия входящих в нее субъектов (государство; ассоциированные субъекты производства и потребления товаров и услуг), функционирующих в границах единого экономического пространства и объединенных встречными целями и взаимосвязующими условиями общественного воспроизводства. Политика государственного воздействия на потребительский рынок, направленная на его стабилизацию и сбалансированное развитие может быть осуществлена путем разработки соответствующего законодательства и обеспечения его выполнения, осуществления контроля за структурным соотношением совокупных мощностей предприятий потребительского и производственного секторов и проведением его коррекции с помощью механизма государственных инвестиций, дотаций, льготного кредитования, налогообложения, а также посредством стимулирования спроса благодаря эффективной социальной политике, к основным задачам которой относится реформа заработной платы, преодоление неоправданной дифференциации в доходах населения как фактора регрессии и дестабилизации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в концептуальном обосновании институциональных  условий функционирования потребительского рынка, усиления его влияния на развитие современной экономики России; в  идентификации основных деформаций и разработке механизма эффективной  государственной политики регулирования  рынка товаров и услуг, функционирование которого направлено на повышение действенности  принимаемых решений в области  достижения равновесия потребительского рынка как фактора макроэкономической стабилизации и достижения устойчивого  экономического роста. Приращение научного знания, полученное в диссертационном исследовании, представлено следующими элементами:

синтезировано авторское  понятие потребительского рынка  на основе систематизации воспроизводственного и институционального подходов, в  соответствии с которым, потребительский  рынок, являясь экономическим феноменом  интегрально-воспроизводственного характера, определяется как совокупность отношений, построенных на основе институциональных  норм и правил, охватывающих сферу  удовлетворения личных потребностей населения  и обеспечивающих движение товарных потоков, выступает структурообразующим  фактором функционирования рыночно-экономической  системы;

выявлена совокупность взаимосвязанных  институтов (институт собственности, институты  экономической инфраструктуры, институты  формирования доходов населения  и др.), разнонаправленно воздействующих на потребительский рынок и обусловливающих  существующую специфику динамики потребительской  сферы: с одной стороны, перманентно  растущие цены, с другой, низкий уровень  платежеспособного спроса населения  снижает стимулирующие функции  закона спроса и не обеспечивает нормального режима воспроизводства человеческого капитала; определены группы факторов, оказавших влияние на изменение структуры товарного предложения и динамику совокупного спроса на начальных этапах трансформационного процесса в России. Это позволило выявить наиболее важные элементы механизма формирования потребительского рынка в современных условиях, среди которых важную роль играет преодоление негативного воздействия монополий на ценовые механизмы, блокирующего установление равновесного состояния потребительского рынка через деформации цен, приводящие к дисбалансу совокупного спроса и совокупного предложения; охарактеризованы макроэкономические аспекты обратного воздействия потребительского рынка на сбалансированность и устойчивость общественного воспроизводства, преодоление структурных и ценовых деформаций, отвечающие императивам формирования эффективной конкурентной экономики, что позволило выявить ориентиры достижения долговременного макроэкономического равновесия, способствующего, в свою очередь, переходу к новому этапу развития потребительского рынка. Показано, что политика стимулирования потребительского спроса со стороны государства, направленная на наращивание общего объема внутреннего производства товаров и услуг и способствующая созданию эффективной институциональной организации потребительской сферы, должна предусматривать для ее действенного осуществления комплекс мер денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, а также разработку соответствующих законодательных актов и обеспечение их четкого и последовательного выполнения, проведение сбалансированной социальной политики, реформу заработной платы, направленную на преодоление ее сегодняшнего крайне низкого уровня и чрезмерной социально-поляризующей дифференциации доходов населения.

Теоретическая значимость исследования определяется актуальностью решаемых эвристических задач и состоит  в развитии современной версии потребительского рынка, учитывающей специфику транзитивного  состояния экономики и социально-этнические особенности ее российской модели, использование которой позволяет  концептуально обосновать программу  обеспечения стабильности посткризисного развития потребительского рынка.

Практическая значимость проведенного исследования состоит  в том, что сформулированные выводы и предложения позволяют определять актуальные ориентиры и индикаторы динамики потребительского рынка и  могут быть использованы при разработке комплекса мероприятий, обеспечивающих благоприятные условия его развития.

Представляется, что выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы органами государственной власти и  хозяйственного управления в процессе разработки программ обеспечения сбалансированности потребительского рынка, повышения  уровня его товарной насыщенности, дальнейшего развития и эффективного функционирования потребительской  сферы. Кроме того, результаты работы могут быть использованы в учебном процессе, при изучении нормативных курсов «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономика переходного периода», «Маркетинг», а также при разработке спецкурсов.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты работы докладывались и  обсуждались на научно-методических и научно-практических конференциях Ставропольского государственного университета «Университетская наука - региону», а также конференции  Администрации Ставропольского  края. Они отражены в 7 научных публикациях  автора общим объемом 1,5 п.л.

Структура диссертационной  работы отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Диссертация  состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и библиографического списка источников, а также 6 таблиц и 6 рисунков.

Классический, марксистский и неоклассический подходы к  определению потребностей и потребительской  сферы

Изучение особенностей функционирования потребительского рынка должно исходить из учета закономерностей его  становления и развития. В данном контексте важнейшее значение приобретает  проблема исследования поведения потребителей. Теория поведения потребителей выступает основополагающей в системе экономических теорий, объясняющих всю систему воспроизводственных отношений. Это определяется тем, что основополагающими, по К. Марксу, - первыми категориями экономической науки являются «потребности», «интересы», «стимулы»1.

Именно потребности людей, инициируя возникновение определенных интересов, порождают соответствующие  стимулы к их деятельности в той  или иной сфере своего жизнеобеспечения. Интересы, производные от потребностей, управляют жизнью людей, особенно в  направлении нахождения средств  и способов удовлетворения своих  жизненно важных потребностей. Благодаря  возникновению, развитию, облагораживанию  личных и общественных потребностей и были вызваны как сам акт  появления процесса разделения труда, так и его углубление и совершенствование.

Потребительский рынок является одной из сфер проявления экономической  активности людей. Через него они  удовлетворяют свои потребности, выступая в качестве покупателей произведенных  товаров и предлагаемых услуг. Потребности  человека и его деятельность, направленная на их удовлетворение, выступают предпосылкой производственного процесса и вместе с тем его конечным результатом, представляя собой источник развития всей общественной системы.

Потребности человека неограниченны, поэтому теория потребностей и проблема их удовлетворения при условии минимальных  затрат и максимального результата, занимает важное место в экономической  теории.

Английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо являются основоположниками экономической науки, ссылки на их представления о потреблении имеются почти у всех экономистов. В их теоретических трудах мы находим истоки и сегодняшнего понимания роли и места потребления в экономике.

Основной объект внимания А. Смита - богатство общества и факторы  его определяющие. Что касается потребления, то уже тогда им было замечено, что  оно само по себе не возобновляется. Экономические условия потребления  предпосланы производством. Взаимодействуя с производством, распределением и  обменом, потребление начинает играть экономическую роль и выступает  неотъемлемым моментом общественного  производства и его целью. В области  товарных отношений Смит разграничивает две стороны товара: потребительскую  и меновую стоимость. «Слово стоимость, писал он, - имеет два различных  значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую - меновой стоимостью».2

Рассматривая капиталистическое  общество как некий торговый союз, в котором разделение труда вынуждает  производителей обмениваться продуктами своего труда, Смит делает вывод о  том, что регулятором этого обмена является именно труд этих товаропроизводителей. Следовательно, стоимость товаров, и в конечном итоге их цены определяются затратами труда на их производство, какова бы ни была потребительная стоимость  этих товаров.

Потреблению предшествует распределение  доходов. Доход, по мнению Смита, должен обеспечивать текущее потребление. Текущее потребление - это предметы первой необходимости. «Человек всегда должен иметь возможность существовать своим трудом, - писал Смит, - и  его заработная плата должна, по меньшей мере, быть достаточной для  его существования».3 Но потребление - это утилизация, физическое изнашивание или уничтожение вещи или пользование услугой. Поэтому оно рассматривается как прямая потеря, так как использованные товары и услуги не входят в фонд накопления и не становятся капиталом.

Давид Рикардо уделял внимание трудовой основе товарного обмена. Обращая внимание на многообразие товарного мира, он считал, что лишь для небольшой группы товаров, в основном невоспроизводимых, стоимость не зависит от количества труда, необходимого для их производства, а зависит от «...склонности лиц, которые желают приобрести их».4 Он считал, что полезность не является мерой меновой стоимости, но она существенна для нее.

Критикуя Сэя, утверждавшего, что стоимость товаров определяется исключительно полезностью, - Рикардо писал, что это было бы верно, если бы стоимость товаров регулировалась только покупателями. То есть покупателей Рикардо все же рассматривал как хозяйствующих субъектов, но второстепенных, подчиненных производителю. B.C. Афанасьев по этому поводу пишет: «...Рикардо, вполне обосновано отвергавший тезис о полезности товара как источника его стоимости, все же недостаточно учитывал роль потребностей в процессе регулирования стоимости».

Особенность взглядов Рикардо состоит в том, что предметом политической экономии он видит изучение сферы распределения благ и законов ее функционирования. Он фактически пытался разграничить общественную форму производства от производительных сил, выделить ее в качестве главного объекта исследования. Известно, что наиболее ярко производственные отношения выражаются в отношениях классов, а эти последние наиболее рельефно обнаруживаются в противоречиях классов по вопросам распределения, поскольку именно эта сторона производственных отношений людей самым непосредственным образом затрагивает из материальные интересы.

 

Более детальное исследование этого вопроса обращает внимание на проблемы потребления. Рикардо считал, что потребление трудящихся является основой возобновления и развития производства. Он рассматривал покупателей в качестве хозяйствующих субъектов, участвующих в регулировании стоимости товаров наряду с производителями. Ведь если покупатель отказывается приобретать товар, то весь труд, затраченный на производство товара, пропадает впустую, не образует стоимости. То есть роль покупателей в процессе регулирования стоимости весьма существенна.

Информация о работе Состав, специфика и проблемы потребительских рынков в России