Состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение агропромышленного комплекса в системе национальной экономики. Для реализации указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить сущность агропромышленного комплекса;
- изучить состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь;
- рассмотреть меры правительства по совершенствования агропромышленного комплекса.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность агропромышленного комплекса 5
1.1 Экономическое и социальное значение АПК 5
1.2 Структура АПК и соотношение отраслей 5
1.3 Производственная и социальная инфраструктуры АПК 7
1.4 Организационно-экономический механизм хозяйствования в АПК 8
2 Состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь 9
3 Меры правительства по совершенствования агропромышленного комплекса 17
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

АПК.docx

— 244.08 Кб (Скачать файл)

Урожайность зерновых и зернобобовых культур в сельскохозяйственных организациях республики получена 27,6 центнера с гектара против 33,2 центнера в 2009 году.

Традиционно первенство по объемам  производства зерна принадлежит  Минской области (1,7 млн. тонн зерна, или 24,4% от общего производства в республике), по его урожайности – Гродненской  области (37,6 центнера с 1 гектара). 

Рисунок 2.4 Производство зерна в сельскохозяйственных организациях по областям Республики Беларусь (тысяч тонн)

 

В 2010 году в хозяйствах всех категорий  производство картофеля составило 7,8 млн. тонн, что на 9,9% больше, чем было в 2009 году.В сельскохозяйственных организациях за счет увеличения урожайности на 27 центнеров с гектара его валовой сбор увеличился в 1,2 раза и составил 872,8 тыс. тонн.

В целом по республике в хозяйствах всех категорий производство овощей в 2010 году составило 2,3 млн. тонн, что на 1,1% больше, чем в предыдущем году. В сельскохозяйственных организациях их получено 300,7 тыс. тонн, или на 9,6% меньше. Урожайность овощей в общественном секторе составила 161 центнер с гектара против 199 центнеров в 2009 году.

Валовой сбор сахарной свеклы уменьшился на 200,4 тыс. тонн (на 5%) и составил 3,8 млн. тонн.

Производство маслосемян рапса составило 374,3 тыс. тонн, или 61,3% к уровню предыдущего года.

В 2010 году в республике не удалось  решить проблему наращивания объемов производства льноволокна. По сравнению с 2009 годом его производство уменьшилось на 2,4%, что обусловлено сокращением посевных площадей (на 9,2%).

В январе 2011 года в хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства в текущих ценах составило 1,5 трлн. рублей и увеличилось по сравнению с январем 2010 года в сопоставимых ценах на 6,1%.

В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, объем производства продукции за этот период увеличился на 7,6%.

Рисунок 2.5 Динамика производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах; в % к соответствующему периоду предыдущего года) 

Рисунок 2.6 Производство продукции  сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по областям за январь 2011 года (в сопоставимых ценах; в % к соответствующему периоду предыдущего года)

 

На 1 февраля 2011 г. численность крупного рогатого скота в республике в организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, составила 4 млн. голов и по сравнению с соответствующей датой предыдущего года увеличилась на 1,7%, в том числе коров – на 5,2% и составила 1,3 млн. голов. Поголовье свиней за этот период возросло на 4,9% и составило 3 млн. голов.  

 

Таблица 2.5 Производство основных видов продукции животноводства  
в хозяйствах всех категорий

 

Январь

2011 г., тыс. т

В % к

Справочно

январь 2010 г.

в % к январю 2009 г.

январю

2010 г.

декабрю

2010 г.

Скот и птица на убой (в живом  весе)

129,9

106,2

88,7

108,4

Молоко

464,4

104,4

101,7

103,0

Яйца, млн. шт.

288,5

107,9

107,4

103,5


 

 

В хозяйствах всех категорий в январе 2011 г. по сравнению январем 2010 г. все  области увеличили производство мяса и молока. Производство яиц  уменьшилось только в Брестской  области (на 1,2%).

В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, производство (выращивание) скота и птицы (в живом весе) увеличилось на 8,9%, молока – на 5,8%, яиц – на 10,1%. В структуре производства (выращивания) скота и птицы (в живом весе) удельный вес крупного рогатого скота составляет 41,7%, свиней – 30,3%, птицы – 28%.

 

 

3 Меры правительства по совершенствования агропромышленного комплекса

 

Государственное регулирование аграрного рынка  осуществляют Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерство торговли Республики Беларусь, Белорусский концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы и иные уполномоченные государственные органы. Они обеспечивают условия для формирования, развития и эффективного функционирования аграрного рынка, формирования конкурентной среды, способствуют созданию специализированных товарных бирж, оптовых рынков и т.д.

Учитывая  специфику функционирования аграрного  рынка, государство в целях его  стабилизации создает государственные стабилизационные фонды, материальные резервы сельскохозяйственной продукции, формируемые путем проведения закупочных и товарных интервенций. Порядок их формирования и использования определяет Совет Министров Республики Беларусь, проведение интервенций координирует Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Закупочная  интервенция – это организованная закупка сельскохозяйственной продукции, осуществляемая в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения, развития конкуренции на аграрном рынке, формирования государственных стабилизационных фондов и республиканского материального резерва сельскохозяйственной продукции, поддержания доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, достаточном для ведения расширенного воспроизводства.

Товарная  интервенция представляет собой организованную распродажу сельскохозяйственной продукции из государственных стабилизационных фондов и республиканского материального резерва с целью стабилизации спроса и предложения, ликвидации товарного дефицита и снижения цен на аграрном рынке.

Закупочные  и товарные интервенции на аграрном рынке осуществляются через государственных агентов, статус которых присваивается соответствующим организациям Советом Министров Республики Беларусь. Координирует их деятельность Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Поставки  для республиканских нужд и закупки  скота и птицы осуществляются на основе действующей в Республике Беларусь законодательной и нормативно-правовой базы – Закона Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд», Положения «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд» и других. Заказы формируются Министерством экономики совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством торговли Республики Беларусь.

Размещение  заказов осуществляется на основе Положения о подготовке и проведении тендеров на закупку товаров за счет средств республиканского бюджета соответствующими органами государственного управления. С 1995 г. в республике введен государственный заказ на закупку зерна с предварительным его авансированием.

Следует отметить, что квоты реализации продукции по госзаказу необходимо устанавливать исходя из минимального уровня обеспечения продовольственной безопасности страны, экспортных поставок и создания госрезерва. При этом доходы сельскохозяйственных предприятий от реализации крупного рогатого скота, свиней, молока и зерна в пределах квот государственного заказа должны обеспечивать расширенное воспроизводство.

Важнейшую роль в системе государственного регулирования АПК играют финансирование, кредитование, налоговое регулирование и цены.

Финансирование  АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидий, дотаций. Основными направлениями централизованного финансирования АПК являются: государственные целевые программы развития АПК; семеноводство; племенное животноводство; мероприятия по воспроизводству и повышению плодородия почв, ведению земельного кадастра, защите сельскохозяйственных растений, поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств; создание запасов материально-технических ресурсов, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; поддержка аграрного рынка и другие.

Источники финансирования АПК – республиканский бюджет; местные бюджеты; целевые бюджетные фонды; внебюджетные фонды, местные фонды стабилизации. Особо следует выделить Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, созданный в 1997 году. Фонд формируется за счет отчислений 1% выручки от реализации продукции, работ, услуг почти всеми предприятиями и организациями республики несельскохозяйственной сферы.

Объемы  ежегодного финансирования устанавливаются  Советом Министров Республики Беларусь после принятия и вступления в силу Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год. Целесообразный размер бюджетного субсидирования от расходной части консолидированного бюджета (без социальной сферы) составляет 15%.

На  сегодняшний день в республике субсидирование колхозов и совхозов, начисление дотаций осуществляется на тонну сданной государству продукции (а не в расчете на гектар сельхозугодий, как это было раньше). Это позволяет каждому хозяйству определить сумму государственных средств, на которую оно может рассчитывать.

Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию основывается на рациональном сочетание рыночных и регулируемых цен.

Рыночные (свободные) цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Регулируемые цены применяются при:

• расчетах за сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для государственных нужд;

• определении доплат к свободным ценам при реализации сельскохозяйственной продукции в пределах установленных квот в случаях, когда свободные цены ниже гарантированных.

Проблема  цен в АПК Республики Беларусь является наиболее острой. Существующее ценообразование не обеспечивает преодоления межотраслевого диспаритета, а действующие закупочные цены не покрывают среднеотраслевых издержек по продукции животноводства. Между тем основным принципом ценообразования в АПК должен быть принцип возмещения затрат на производство продукции и получение доходов, достаточных для осуществления воспроизводственного процесса. В перспективе в АПК необходимо перейти к гарантированным ценам на сельскохозяйственную продукцию, которые должны рассчитываться на основе нормативных затрат на производство, установленных налогов и неналоговых платежей, нормативной прибыли, обеспечивающей с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки получение доходов, достаточных для ведения расширенного воспроизводства.

При падении  рыночных цен ниже уровня гарантированных государством целесообразно осуществлять на рынке закупочные интервенции или компенсировать товаропроизводителям разницу между рыночной и гарантированной ценой.

Перечень  видов сельскохозяйственной продукции, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по этим ценам, порядок утверждения гарантированных цен и их применения устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Важными формами государственного регулирования  АПК являются льготное кредитование и налогообложение, предоставление товарных кредитов. Участие государства в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем выделения бюджетных ссуд, установления льготных процентных ставок за пользование кредитами, предоставления государственных гарантий в погашении льготных процентных ставок за пользование кредитами, предоставления государственных гарантий в погашении кредитов банков, компенсации потерь банков в связи с предоставлением льготных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Часть средств, направляемых на финансирование сельского хозяйства, может предоставляться на условиях возвратности и платности, в виде бюджетных ссуд для кредитования сезонных сельскохозяйственных работ, проведения закупочных интервенций и для иных целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Важной  проблемой в кредитовании АПК  остается долгосрочное кредитование. Оно связано со спецификой сельскохозяйственного производства, где производственный цикл длится иногда до года и более. Процентные ставки по долгосрочным кредитам не могут быть на уровне ставок, устанавливаемых по кратковременным кредитам. В мировой практике применяется долгосрочное кредитование сельского хозяйства с пониженными процентными ставками за пользование кредитом. В сложившейся в республике экономической ситуации это сложный вопрос. Вместе с тем, по мнению многих специалистов, уже сегодня целесообразно создавать на республиканском и на местных уровнях специальные фонды долгосрочного кредитования с установлением процентных ставок, приемлемых для пользователей и обеспечивающих прибыльное использование кредитов.

Широкое распространение в республике получил  товарный кредит (дизельное топливо, смазочные материалы и т.д.).

Для обеспечения  обязательств по кредитным договорам  применяется залог сельскохозяйственной продукции. Условия залога с участием государства определяет Совет Министров Республики Беларусь. Важно отметить, что система кредитования АПК должна быть тесно увязана с системой кредитования национальной экономики и соответствовать ей.

В Республике Беларусь используется режим льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Он устанавливается действующим налоговым законодательством. Основная цель льготного налогообложения – защита отечественных производителей.

Вместе  с тем в АПК назрела необходимость  поэтапного перехода от специального режима налогообложения к единому основному налогу. В качестве такого налога целесообразно ввести земельный налог как наиболее приемлемый для сельского хозяйства. Этот налог следует устанавливать дифференцированно в зависимости от качества земель и их местоположения.

Широкое применение в регулировании АПК  получили лизинг, способствующий более быстрому обновлению техники, и сельскохозяйственное страхование, которое призвано гарантировать финансовую поддержку производителей сельхозпродукции, осуществляющих страхование имущества, урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы от стихийных бедствий и неблагоприятных погодных условий.

Сельскохозяйственное  страхование может быть обязательным и добровольным.

Информация о работе Состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь