Состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение агропромышленного комплекса в системе национальной экономики. Для реализации указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить сущность агропромышленного комплекса;
- изучить состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь;
- рассмотреть меры правительства по совершенствования агропромышленного комплекса.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность агропромышленного комплекса 5
1.1 Экономическое и социальное значение АПК 5
1.2 Структура АПК и соотношение отраслей 5
1.3 Производственная и социальная инфраструктуры АПК 7
1.4 Организационно-экономический механизм хозяйствования в АПК 8
2 Состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь 9
3 Меры правительства по совершенствования агропромышленного комплекса 17
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

АПК.docx

— 244.08 Кб (Скачать файл)

4. Следует разработать  и принять специальную Государственную программу «Расширенное воспроизводство плодородия сельскохозяйственных земель». Ее необходимость состоит в том, что плодородие - это ценнейший национальный ресурс, на базе которого строится вся экономика сельского хозяйства. Плодородие белорусских земель, без преувеличения, является антропогенным, рукотворным. На две трети оно сформировано производительной деятельностью человека и в таком же соотношении оно определяет формирование урожая: одна треть - за счет естественных, природных факторов, а две трети - благодаря искусственным, интенсивным технологиям. Однако за последние годы, когда доминировали кризисные явления, резко нарушилось соотношение факторов поддержания почвенного плодородия, а значит, и урожая. Уменьшились объемы внесения органических и минеральных удобрений, снизилось применение средств защиты растений. Земледелие стало основываться на эксплуатации созданного в прошлом за многие годы экономического плодородия без необходимого замещения факторов интенсификации урожая. В результате стали отчетливо проявляться тенденции снижения естественного почвенного плодородия и в первую очередь содержания гумуса. В настоящее время его наличие упало до критически опасных размеров. В целом по республике - это немногим более 2%, тогда как еще 2-3 десятилетия назад имелось более 3%. Падение естественного плодородия делает производство неустойчивым к неблагоприятным природным факторам - засухе, переувлажнению, эрозии и т. д. Оно требует для компенсации повышенного внесения искусственных факторов формирования урожая. В первую очередь - это минеральные удобрения. Но повышенные дозы минеральных удобрений, при снижении содержания гумуса и ухудшении гранулометрического состояния почв, еще более усиливают зависимость урожая от природных факторов. Сельское хозяйство становится искусственным и уязвимым. Вот почему необходим комплекс неотложных мер на государственном уровне не только по поддержанию существующего плодородия земель, но и его восстановлению и последовательному расширенному воспроизводству. Только так можно стабилизировать земледелие и обеспечить устойчивое наращивание урожаев при любых природно-климатических условиях.

5. Надо идти путем кардинального  изменения системы мотивации труда и стимулирования производства. Практика организации и мер достижения эффективности сельского хозяйства у нас в стране и за рубежом показывает, что первейшим фактором динамичного развития производства является экономический интерес, мотивация, стимул. Это означает, что агропромышленные предприятия и сельскохозяйственные товаропроизводители должны быть органично заинтересованы в эффективности производства и производительном труде. Без преувеличения - миром правят экономические интересы. Такая заинтересованность должна быть внутренним, или по-другому неотъемлемым убеждением товаропроизводителей, подтвержденным гарантиями государства в виде экономических и правовых условий. Без крепких основ заинтересованности и надежных гарантий ее обеспечения бесперспективно рассчитывать на рост производительности и эффективности. К сожалению, такой заинтересованности и ее гарантированности действующие агропромышленные предприятия еще не имеют, а потому все цели и задачи государства по подъему сельского хозяйства остаются сугубо его функциями, сельские же товаропроизводители являются лишь исполнителями директив вышестоящих органов. В большинстве случаев они не стремятся к предпринимательству, оставаясь, по сути, созерцателями, а не участниками происходящих процессов. Даже обновление и техническое переоснащение агропромышленного производства чаще всего происходят по инициативе вышестоящих органов, а не самих предприятий и товаропроизводителей.

Вместе с тем видов  и форм стимулирования существует множество (оплата труда, доплаты, премии и др.). Не все они, конечно, имеют одинаковое значение. И тем более, различные методы стимулирования изменяют свои функции и роль при рыночной трансформации экономики и усилении коммерческих начал. Например даже роль основной заработной платы и премирования сейчас намного ниже, чем она была в дореформенный период (когда была основным, а порой и единственным источником дохода), особенно в группе предприятий с низкой продуктивностью сельского хозяйства и окупаемостью ресурсов. Но это нельзя назвать упущением. Это - всеобщая закономерность. То же самое наблюдается в зарубежном сельском хозяйстве, основанном на частном предпринимательстве, где доминирует не заработная плата, а различного вида доходы.

История развития мировой  экономики подтверждает, что самым сильным мотиватором эффективности, конкурентоспособности и предприимчивости всегда была и остается собственность. Вернее, возможность накопления собственности в различных ее модификациях - через приобретение имущества, приумножение капитала, получение акций и дивидендов, начисление процентов, получение и рост доходов, вложение капитала в дело с целью его дальнейшего воспроизводства, участие в прибылях предприятия и т. п. Это вполне объяснимо. Стремление к собственности и ее воспроизводству - врожденные качества человека. И эти качества важно умело использовать для удовлетворения как частных (товаропроизводителей, работников), так и общественных интересов (государства), а не подавлять их. В этом состоит основной смысл рациональной политики регулирования мотивации и заинтересованности товаропроизводителей и предприятий (для того чтобы добиться искомых производственных результатов).

Поэтому основной задачей  для отечественного сельского хозяйства в последнее время является усиление мотивации и заинтересованности сельских товаропроизводителей через накопление и движение собственности (имущества, капитала, доходов и т.п.) в тесной связи с ростом результатов производства и сбыта и. конечно, с созданием действенных экономических и правовых механизмов ее защиты и гарантий неприкосновенности (конечно, если речь идет о трудовой собственности). А это, по логике, предполагает смену нынешнего собственника агропромышленных предприятий. Так, вместо малозаинтересованных руководителей и специалистов и рядовых работников-исполнителей, представляющих сейчас, по сути, категорию обезличенного наемного труда, должны прийти заинтересованные, дельные и инициативные собственники имущества и средств производства этих предприятий. Значит, вместо формально сформированных в соответствии с Гражданским кодексом в последние годы акционерных обществ и кооперативов всех типов (на базе прежних колхозов и совхозов) должны быть образованы в подлинном смысле этого слова крупные товарные частнособственнические и частнопредпринимательские предприятия, организуемые и управляемые товаропроизводителями-собственниками.

6. Необходимо коренным  образом пересмотреть систему поддержки аграрной науки. В консолидированном исчислении общий размер финансирования аграрной науки (имеется в виду не только академическая, но и вузовская) по всем видам программ и направлений исследований из бюджета и централизованных источников составляет порядка 40 млрд. руб. Это по отношению к валовому продукту АПК составляет менее 0,3%, а ко всему объему суммарной государственной поддержки АПК - около 1%. Конечно, это недопустимо мало. В республике фактический размер финансирования аграрной науки в 3 раза меньше минимально необходимого. Следовательно, мнимая экономия на финансировании белорусской науки влечет косвенное субсидирование иностранной науки в избыточном размере. Сравнительные расчеты показывают, что на создание равноценных и даже превосходящих научных образцов отечественные ученые затрачивают, как правило, в несколько раз меньше средств, чем требуется для их приобретения по импорту. Поистине справедливо выражение - «если не хотим оплачивать труд своих ученых, то будем финансировать разработки иностранных». Поэтому ключевое решение проблемы заключается в инвестициях. Полагаем, на первом этапе размеры финансирования аграрной науки необходимо удвоить, а в дальнейшем довести хотя бы до целесообразного минимума -1% от ВВП по агропромышленному комплексу. Это даст возможность постепенно восстановить и укрепить научный потенциал, создать необходимые условия для роста конкурентоспособности отечественных научных разработок, а затем перейти на ускоренное инновационное развитие АПК. Надо также признать, что при самых благоприятных обстоятельствах это произойдет не сразу, потребуется определенное время. Необходимо достичь кумулятивного эффекта, прежде чем будет иметь место синергический.

Таким образом, необходим  комплекс кардинальных мер для устойчивого и конкурентоспособного развития сельского хозяйства страны в ближайшей и отдаленной перспективе. Каждое из представленных решений имеет свою совокупность мер и мероприятий для его последовательной реализации, поэтому приведенные решения являются системными и интегральными. Они, образно говоря, представляют основные звенья, которые позволяют вытащить всю цепь. Ряд решений по подъему АПК содержится в Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Но указанная программа имеет временные ограничения и, как уже подчеркивалось, не затрагивает ряда перспективных проблем макроэкономического и организационно-правового характера. Наука уже сегодня должна заглядывать дальше и видеть, что ждет отечественный агропромышленный комплекс после 2010 г., и на этой основе вырабатывать научно обоснованные прогнозы и сценарии развития, конкретные рекомендации и предложения по повышению эффективности и конкурентоспособности национального АПК.

 

 

Заключение

 

Важное место в развитии сельского  хозяйства  имеет  финансовая поддержка сельского хозяйства. Сегодня ее уровень достигает примерно 120 долл. на 1 га сельскохозяйственных угодий или примерно 20% к объему производства валовой продукции сельского хозяйства. На финансирование мероприятий в области агропромышленного производства направляется около 10% от расходной части консилицированного бизнесом страны.

Основу централизованных расходов по поддержке сельского хозяйства  обставляют трансферты на реструктуризацию и модернизацию производства, повышение  доходов производителей. А именно: субсидии на удешевление стоимости  сельскохозяйственной техники, льготирование  банковского процента по кредитованию лизинга сельскохозяйственной техники и на переоснащение предприятий перерабатывающей промышленности, дотации на модернизацию и техническое переоснащение животноводческих комплексов, дотации к ценам на реализованную продукцию и др.

За последние 5 лет в расчете  на 1 га пашни внесение минеральных  удобрений возросло со 138 кг действующего вещества до 185 кг. Была расширена система лизинговых операций, способствующих решению проблемы технического перевооружения агропромышленного производства.

Положительную роль сыграло введение фиксированных отчислений от таможенных платежей, взимаемых при импорте  сельскохозяйственной продукции и направление их на инвестиции в аграрный сектор.

Успешно реализуется положение  Программы о том, что доходы сельскохозяйственных организаций от реализации продукции в пределах государственного заказа гарантируются на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство.

Бюджетное и централизованное финансирование имеет программно-целевой характер и направляется на:

проведение мероприятий по воспроизводству  и улучшению плодородия почв, землеустройству, поддержанию мелиоративных систем, природоохранных работ;

организацию племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведение элитного семеноводства, производство гибридных семян;

осуществление научных исследований в области производства, создание новых технологий, сельскохозяйственной техники и оборудования;

организацию профессиональной подготовки, повышение квалификации и переквалификации работников по специальности в области  сельского хозяйства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и продовольствия, формирование и функционирование маркетинга и других рыночных институтов в агропромышленном производстве.

Развитие социальной сферы на селе находится в критическом состоянии и характеризуется все большим отставанием от городской местности по уровню и условиям жизни. Рядовой крестьянин потребляет в 4 раза меньше платных услуг социального назначения, чем горожанин, причем разрыв по услугам пассажирского транспорта и связи, здравоохранения, воспитания и образования достигает более 10 раз.

Из-за суженого спектра возможностей трудоустройства и неудовлетворительного качества среды жизнедеятельности происходит интенсивная миграция образованной и конкурентоспособной части населения. В результате резко ухудшились демографические характеристики на селе: падает рождаемость, растет смертность.

Следствием негативных демографических  процессов, усугубленных падением объемов сельскохозяйственного производства и его организационно-структурными преобразованиями, стала потеря трудового потенциала села. Продолжается тенденция сокращения численности занятых в сельском хозяйстве, ухудшается качественный состав кадров.

В связи с этим важное значение в Программе отводилось жилищной политике на селе, суть которой состояла в передаче сельскохозяйственными организациями в установленном законодательством порядке всех имеющихся на своем балансе объектов социальной инфраструктуры местным исполнительным и распорядительным органам, а также в доведении объемов жилищного строительства до запланированных объемов. Для этого были разработаны комплексные схемы обеспечения жильем работников, проживающих в сельской местности, с учетом потребности в трудовых ресурсах. Расширялось кредитование строительства жилья, продолжалась практика поддержки строительства индивидуальных жилых домов.

Все это имеет важное значение в  деле ускорения темпов роста производства продовольствия и повышение его эффективности. Можно сказать, что агропромышленный комплекс республики Беларусь вступил в стадию подъема. Наблюдается активизация товаропроизводителей всех форм хозяйствования, происходит наращивание объемов производства и сбыта продукции, увеличиваются размеры инвестиций в обновлении технико- технологической базы, аграрная сфера приобретает черты стабильного развития.

Сложившаяся структура аграрного  производства и механизмы хозяйствования не всегда способствуют рентабельному ведению отрасли. Существует огромная дифференциация в эффективности работы сельскохозяйственных организаций и, особенно в социальном развитии сельских поселений, в обеспечении привлекательности сельского труда и образа жизни.

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. - Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 775 с.
  2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. / Кушлин В.И. — общ. ред. М.: Изд-во РАГС, 2005. - 834 с.;
  3. Гусаков В. Новое качество экономического развития АПК: оценка и перспективы // Аграрная экономика. – 2008. – № 2 – с. 2 – 6;
  4. Гусаков В. Основные проблемы на пути устойчивого развития АПК и ключевые механизмы повышения эффективности его рыночного функционирования // Аграрная экономика. – 2008. – № 9 – с. 2 – 7;
  5. Гусаков В. Экономические механизмы самофинансирования и эффективности агропромышленного производства // Аграрная экономика. – 2007. – № 12 – с. 5 – 12;
  6. Красникова Е.В. Экономика переходного периода: Учеб. пособие. — М.: Омега-Л, 2005. — 296 с;
  7. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник / Э. А. Лутохина [и др.]; под  ред. Э. А. Лутохиной. — Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. — 400 с;
  8. Сельское хозяйство Республики Беларусь статистический сборник. - Минск. -  2010. –270 с.
  9. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / П.В. Лещиловский, В.Г. Гусаков, Е.И. Кивейша [и др.]; под ред. П.В. Лещиловского, B.C. Тонковича, А.В. Мозоля. — 2-е изд., перераб. и дон. — Минск : БГЭУ, 2007. — 574 с.
  10. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [электронный ресурс], 2011. – режим доступа: http://belstat.gov.by. – дата доступа: 02.03.2011

Информация о работе Состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь