Состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение агропромышленного комплекса в системе национальной экономики. Для реализации указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить сущность агропромышленного комплекса;
- изучить состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь;
- рассмотреть меры правительства по совершенствования агропромышленного комплекса.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность агропромышленного комплекса 5
1.1 Экономическое и социальное значение АПК 5
1.2 Структура АПК и соотношение отраслей 5
1.3 Производственная и социальная инфраструктуры АПК 7
1.4 Организационно-экономический механизм хозяйствования в АПК 8
2 Состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь 9
3 Меры правительства по совершенствования агропромышленного комплекса 17
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

АПК.docx

— 244.08 Кб (Скачать файл)

Виды, условия и порядок обязательного  сельскохозяйственного страхования устанавливаются законодательными актами

Республики  Беларусь и определяются Советом  Министров. Средства на уплату 50% страховых  взносов по видам обязательного страхования выделяются из республиканского бюджета, а операции по этому виду страхования проводит Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах». В перспективе следует перейти от добровольного к обязательному страхованию агропромышленного производства и образовать специализированную отраслевую агропромышленную страховую компанию.

Важным  направлением государственного регулирования  АПК является инвестиционная деятельность. Меры государственного регулирования в этом направлении должны обеспечить активизацию инвестиционной деятельности, для чего необходимо:

• повысить роль собственных источников формирования инвестиционных ресурсов, которые в общем объеме инвестиций должны составлять не менее 65-70%;

• усилить  роль амортизационных отчислений в  формировании инвестиционных ресурсов путем использования ускоренной амортизации, свободной амортизации, введения режима специального хранения и расходования амортизационных средств;

• сосредоточить  централизованные инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях АПК;

• развивать  вторичный рынок ценных бумаг  и специализированные финансовые поступления;

• создать  ипотечную систему и механизм ее регулирования;

• расширить  систему лизинговых операций и т.д.

Агропромышленный комплекс страны вступает в новую стадию своего развития. Период, когда за основу оценки результатов организации и эффективности работы предприятий и отраслей принимались простые количественные показатели роста и прироста объемов производства без учета размеров используемых ресурсов и вкладываемых средств, уже завершился. Данный подход препятствует укреплению конкурентоспособности предприятий, расширению объемов рыночного сбыта продукции, самоокупаемости и самофинансированию субъектов хозяйствования. Ему на смену приходит порядок, при котором мерилом экономического роста производства и социально-экономического развития субъектов являются показатели доходности, прибыльности и рентабельности, оптимизации и нормирования затрат окупаемости ресурсов, ресурсоэффективности и самоокупаемости.

Это коренным образом меняет всю систему оценок, организации и регулирования агропромышленного производства, текущую политику и долгосрочную стратегию государственной бюджетной и централизованной его поддержки. Предстоит сконцентрировать государственные бюджетные и централизованные ресурсы на реализации крупнейших инновационных проектов и объектов так называемого «прерывного» значения, которые должны обеспечить бесспорное лидерство национальных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, а также приоритетов общегосударственного значения, каковыми, например, являются аграрная наука, селекция и семеноводство в растениеводстве, селекция и разведение сельскохозяйственный животных, плодородие земель, мелиорация, племенное дело, противоэпизоотия и некоторые другие. Все виды хозяйственной деятельности текущего и оперативного характера, такие, как пополнение оборотных средств, приобретение новых машин и механизмов, модернизация и обновление производственных объектов, обеспечение роста заработной платы и доходов товаропроизводителей должны полностью решаться за счет собственных средств предприятий, а при их временном недостатке (поскольку сельское хозяйство имеет сезонный характер и реализация продукции происходит неравномерно) - путем привлечения кратко- и долгосрочных кредитов банков. Конечно, государство здесь может и должно оказывать поддержку сельским товаропроизводителям, например в порядке льготирования или удешевления кредитных ставок, компенсации банкам части стоимости кредитных ресурсов, предоставления беспроцентных кредитов и ссуд и т. п.

Поэтому одним из первейших  механизмов перехода сельского хозяйства на новый качественный уровень экономического развития является отказ государства от тотального финансирования и субсидирования всех без исключения сельскохозяйственных предприятий (независимо от эффективности и размеров товарооборота) и использование принципов избирательности, адресности, приоритетности, эксклюзивности. Государственная поддержка агропромышленного производства не должна распыляться по множеству малозначимых направлений, не способных в комплексе обеспечить сквозное обновление и устойчивое развитие АПК. Она должна стать по-настоящему значимой, консолидированной, способной решать крупные и крупнейшие задачи и обеспечивать своеобразные «прорывы» в развитии конкретных отраслей, предприятий и производств, а также обеспечивать получение продукции, не только не уступающей, но и превосходящей зарубежные аналоги. Кроме того, возможно даже создание абсолютно новых видов, серий и форм продукции, которых еще нет у конкурентов, для внутреннего и внешнего рынков.

Исходя из этого сельское хозяйство перестанет быть дотируемой отраслью и станет работать на принципах самоокупаемости и самофинансирования. Это можно назвать важнейшим признаком нового качества экономического роста АПК. В связи с этим исчезнет уничижительное восприятие отрасли как потребительской сферы, якобы не дающей должной отдачи и не способной к самостоятельному существованию кроме как при помощи постоянных государственных вливаний.

Системный анализ показывает, что новое качество экономического роста агропромышленного комплекса невозможно без коренного совершенствования механизма ценообразования на сельскохозяйственное сырье и готовое продовольствие. Вся совокупность цен (закупочных, оптовых, реализационных и др.), применяемых в АПК, должна строиться на объективном анализе складывающихся среднеотраслевых затрат на конкретные виды продукции с учетом изменения цен на ресурсы и предусматривать нормативы целесообразной прибыли и рентабельности для обеспечения устойчивого развития агропромышленного производства на основе самоокупаемости. Конечно, при этом следует соблюдать рентные отношения, имеющие место в относительно лучших и худших условиях производства, учитывать темпы инфляции, разновыгодность отдельных видов продукции, конъюнктуру рынка, приоритеты государства и иные возможные факторы. Но непреложным должно быть следующее требование: независимо от условий производства и ряда других объективных и субъективных обстоятельств закупочные и реализационные цены на агропромышленную продукцию должны формироваться строго на основе согласованного учета фактических среднестатистических размеров затрат, скорректированных на научно обоснованные нормативы и включающих нормативы оптимальной рентабельности. Задача государства -строго контролировать соблюдение данных пропорций и при их нарушении предпринимать действенные оперативные меры по поддержанию целесообразного баланса затрат на производство, стоимости ресурсов, размера прибыли и процента рентабельности применительно к каждому конкретному виду сельскохозяйственной продукции.

В Центре аграрной экономики  выполнены комплексные расчеты  и выведены целесообразные нормативные размеры затрат применительно к видам продукции, а также нормативные уровни цен, позволяющие вести сельскохозяйственное производства в республике на принципах самоокупаемости и самофинансирования (таблица 3.1).

Таблица 3.1 Экономически целесообразные уровни цен и затрат на производство сельскохозяйственной продукции

Виды продукции

Себестоимость производства, тыс. руб./т

Соотношение фактической и нормативной себестоимости. %

Цена. тыс. руб./т

Соотношение фактической и нормативной цены, %

Справочная среднемировая цена, тыс. руб./т

Соотношение среднемировой и фактической цены (по РБ). %

Соотношение среднемировой и нормативной цены (по РБ), %

научно обоснованный суммарный норматив

сложившаяся фактическая

научно обоснованный расчетный норматив

фактическая '

Зерновые

220

239

108,6

305

226

74,1

425

188,1

139,3

Кукуруза

260

272,0

104.6

360

265

73,6

415

156,6

115,2

Сахарная свекла

70

72

102,8

90

80

88,8

82

102,5

91,1

Льнотреста

305

383

125,5

405

315

77,7

375

119,0

92,5

Рапс

380

457

120,3

500

414

82,8

854

206,3

170,8

КРС

3520

5101

144,9

4320

2930

87,8

3870

132,1

89,5

Свиньи

2960

3346

113,0

4165

3425

82,2

4040

118,0

97,0

Молоко

440

456

103,6

650

522

80,3

820

157,1

126,1


 

Так, сравнение представленных в таблице нормативов с фактическими значениями показывает, что абсолютно по всем видам продукции фактические цены реализации сельскохозяйственной продукции в республике в среднем намного ниже целесообразных нормативов. Действующие в стране закупочные цены также значительно ниже среднемировых на аналогичные виды продукции. Все это, бесспорно, говорит о том, что практику ценообразования в стране необходимо безотлагательно менять и приводить в соответствие с нормами и закономерностями, присущими рыночной экономике. Размеры фактических удельных затрат на производство продукции также необходимо приводить в строгое соответствие с научно обоснованными нормативами, что является первейшей предпосылкой формирования конкурентоспособного производства.

Кроме того, в неотложном порядке:

1. Необходимо идти путем  быстрого формирования инновационной экономики, предполагающей создание разновариантных интегрированных систем по типу «наука-образование-разработки-внедрение-конкурентное продовольствие-прибыль». Таким образом, инновационная экономика - это сквозная научно-образовательная и производственная система быстрого и комплексного инновационного развития. Она предполагает крупные инвестиции в приоритетные отрасли, сферы и области развития АПК и виды производства, обеспечивающие прорывные и ускоренные направления роста, или так называемые «опережающие точки роста», создающие товаропроизводителям явные преимущества в показателях качества, ассортиментного разнообразия, потребительской ценности, стоимости, конкурентности и конъюнктуры сбыта продукции. В настоящее время инновационная продукция в АПК в общем объеме производства составляет не более 5%. В течение ближайших 3-4 лет инновационную результативность надо поднять как минимум до 30%. Конечно, это требует соответствующих инвестиций и капитала и, безусловно, для этого необходимо в первоочередном порядке создавать новейшие и инновационные технологии, насыщенные современными и надежными системами высокопроизводительных машин.

2. Важно обеспечить переход  на рыночные экономические механизмы организации, ведения и, что необходимо в неотложном порядке, регулирования агропромышленного производства. Это означает быстрое освоение правил и принципов ВТО и перевод всего агропромышленного инфраструктурного комплекса страны на условия работы, диктуемые требованиями мировой и международной торговли. Беларусь еще не является членом ВТО, поэтому такой перевод можно сделать поэтапным и менее болезненным. В результате, к моменту вступления, национальные товаропроизводители будут своевременно адаптированы и не ощутят крупных и необратимых негативных последствий от интеграции в систему мировой торговли. Надо осознать, что вступать в ВТО придется в любом случае, и к этому следует основательно готовиться.

Данная перспектива вызывает необходимость преимущественной переструктуризации всей практики государственной бюджетной и централизованной поддержки АПК по методике так называемой «зеленой корзины» (вместо «желтой корзины», как это делается в настоящее время), пересмотра системы торговых пошлин и тарифов, защитных нетарифных мер в сторону их либерализации и большей открытости для зарубежных поставщиков, а также ужесточения системы санитарных и фитосанитарных мер, строгой регламентации сферы переработки продукции, обеспечения качества готового продовольствия и поставки продуктов питания на рынок по критериям потребительской ценности и безопасности. Скажем так: если страна в ближайшее время сможет целенаправленно перейти в организации национального АПК на принципы, правила и условия ВТО, то после вступления в эту организацию национальные товаропроизводители не испытают разорительного шока, а будут успешно конкурировать с зарубежными поставщиками не только на внутреннем белорусском рынке, но и уверенно продвигаться на зарубежные, надежно закрепляться на них. Конечно, для ряда убыточных, низкорентабельных и бесперспективных предприятий это будет означать их рыночную реорганизацию. Но в этом заключается смысл рыночной экономики - преимущественные возможности должны иметь сильные и конкурентоспособные производители и поставщики.

3. Следует напомнить, что  высококонкурентной может быть только адаптивная интенсификация, концентрация и культура сельского хозяйства на основе полного и широкого использования критериев региональной и зональной специализации, оптимизации структуры и объемов производства. Здесь, как известно, эффект роста продуктивности и экономии затрат достигается за счет масштаба производства. В то же время важно подчеркнуть, что интенсификация и концентрация должны отвечать критериям оптимальности, поскольку, например, как слабоинтенсивное и низкоконцентрированное, так и чрезмерно интенсивное и концентрированное производство вызывают существенный перерасход ресурсов на единицу получаемой продукции. Причем и в одном случае, и в другом, и особенно при высокоинтенсивном и концентрированном производстве может сильно снижаться биологическая и потребительская ценность продукции (в силу остаточных явлений действия факторов интенсификации). Поэтому интенсификация и концентрация производства, полагаем, должны быть адаптивными, т. е. в наибольшей мере отвечать региональным особенностям и учитывать требования потребительского спроса. В данном плане следует еще раз подчеркнуть, что при всех возможных недостатках интенсификации и концентрации другого, более эффективного пути массового наращивания объемов производства не существует. Многочисленные научные расчеты и практические примеры показывают, что только такой путь (интенсификации и концентрации производства) позволяет создать высокоэффективные инновационные технологии и соответствующие им крупные системы машин, привести удельные затраты материальных ресурсов к оптимальным нормативам. Малому производству это просто не под силу.

Информация о работе Состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь