Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 10:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение агропромышленного комплекса в системе национальной экономики. Для реализации указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить сущность агропромышленного комплекса;
- изучить состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь;
- рассмотреть меры правительства по совершенствования агропромышленного комплекса.
Введение 3
1 Сущность агропромышленного комплекса 5
1.1 Экономическое и социальное значение АПК 5
1.2 Структура АПК и соотношение отраслей 5
1.3 Производственная и социальная инфраструктуры АПК 7
1.4 Организационно-экономический механизм хозяйствования в АПК 8
2 Состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь 9
3 Меры правительства по совершенствования агропромышленного комплекса 17
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Виды,
условия и порядок
Республики Беларусь и определяются Советом Министров. Средства на уплату 50% страховых взносов по видам обязательного страхования выделяются из республиканского бюджета, а операции по этому виду страхования проводит Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах». В перспективе следует перейти от добровольного к обязательному страхованию агропромышленного производства и образовать специализированную отраслевую агропромышленную страховую компанию.
Важным направлением государственного регулирования АПК является инвестиционная деятельность. Меры государственного регулирования в этом направлении должны обеспечить активизацию инвестиционной деятельности, для чего необходимо:
• повысить роль собственных источников формирования инвестиционных ресурсов, которые в общем объеме инвестиций должны составлять не менее 65-70%;
• усилить роль амортизационных отчислений в формировании инвестиционных ресурсов путем использования ускоренной амортизации, свободной амортизации, введения режима специального хранения и расходования амортизационных средств;
• сосредоточить централизованные инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях АПК;
• развивать вторичный рынок ценных бумаг и специализированные финансовые поступления;
• создать ипотечную систему и механизм ее регулирования;
• расширить систему лизинговых операций и т.д.
Агропромышленный комплекс страны вступает в новую стадию своего развития. Период, когда за основу оценки результатов организации и эффективности работы предприятий и отраслей принимались простые количественные показатели роста и прироста объемов производства без учета размеров используемых ресурсов и вкладываемых средств, уже завершился. Данный подход препятствует укреплению конкурентоспособности предприятий, расширению объемов рыночного сбыта продукции, самоокупаемости и самофинансированию субъектов хозяйствования. Ему на смену приходит порядок, при котором мерилом экономического роста производства и социально-экономического развития субъектов являются показатели доходности, прибыльности и рентабельности, оптимизации и нормирования затрат окупаемости ресурсов, ресурсоэффективности и самоокупаемости.
Это коренным образом меняет всю систему оценок, организации и регулирования агропромышленного производства, текущую политику и долгосрочную стратегию государственной бюджетной и централизованной его поддержки. Предстоит сконцентрировать государственные бюджетные и централизованные ресурсы на реализации крупнейших инновационных проектов и объектов так называемого «прерывного» значения, которые должны обеспечить бесспорное лидерство национальных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, а также приоритетов общегосударственного значения, каковыми, например, являются аграрная наука, селекция и семеноводство в растениеводстве, селекция и разведение сельскохозяйственный животных, плодородие земель, мелиорация, племенное дело, противоэпизоотия и некоторые другие. Все виды хозяйственной деятельности текущего и оперативного характера, такие, как пополнение оборотных средств, приобретение новых машин и механизмов, модернизация и обновление производственных объектов, обеспечение роста заработной платы и доходов товаропроизводителей должны полностью решаться за счет собственных средств предприятий, а при их временном недостатке (поскольку сельское хозяйство имеет сезонный характер и реализация продукции происходит неравномерно) - путем привлечения кратко- и долгосрочных кредитов банков. Конечно, государство здесь может и должно оказывать поддержку сельским товаропроизводителям, например в порядке льготирования или удешевления кредитных ставок, компенсации банкам части стоимости кредитных ресурсов, предоставления беспроцентных кредитов и ссуд и т. п.
Поэтому одним из первейших механизмов перехода сельского хозяйства на новый качественный уровень экономического развития является отказ государства от тотального финансирования и субсидирования всех без исключения сельскохозяйственных предприятий (независимо от эффективности и размеров товарооборота) и использование принципов избирательности, адресности, приоритетности, эксклюзивности. Государственная поддержка агропромышленного производства не должна распыляться по множеству малозначимых направлений, не способных в комплексе обеспечить сквозное обновление и устойчивое развитие АПК. Она должна стать по-настоящему значимой, консолидированной, способной решать крупные и крупнейшие задачи и обеспечивать своеобразные «прорывы» в развитии конкретных отраслей, предприятий и производств, а также обеспечивать получение продукции, не только не уступающей, но и превосходящей зарубежные аналоги. Кроме того, возможно даже создание абсолютно новых видов, серий и форм продукции, которых еще нет у конкурентов, для внутреннего и внешнего рынков.
Исходя из этого сельское хозяйство перестанет быть дотируемой отраслью и станет работать на принципах самоокупаемости и самофинансирования. Это можно назвать важнейшим признаком нового качества экономического роста АПК. В связи с этим исчезнет уничижительное восприятие отрасли как потребительской сферы, якобы не дающей должной отдачи и не способной к самостоятельному существованию кроме как при помощи постоянных государственных вливаний.
Системный анализ показывает, что новое качество экономического роста агропромышленного комплекса невозможно без коренного совершенствования механизма ценообразования на сельскохозяйственное сырье и готовое продовольствие. Вся совокупность цен (закупочных, оптовых, реализационных и др.), применяемых в АПК, должна строиться на объективном анализе складывающихся среднеотраслевых затрат на конкретные виды продукции с учетом изменения цен на ресурсы и предусматривать нормативы целесообразной прибыли и рентабельности для обеспечения устойчивого развития агропромышленного производства на основе самоокупаемости. Конечно, при этом следует соблюдать рентные отношения, имеющие место в относительно лучших и худших условиях производства, учитывать темпы инфляции, разновыгодность отдельных видов продукции, конъюнктуру рынка, приоритеты государства и иные возможные факторы. Но непреложным должно быть следующее требование: независимо от условий производства и ряда других объективных и субъективных обстоятельств закупочные и реализационные цены на агропромышленную продукцию должны формироваться строго на основе согласованного учета фактических среднестатистических размеров затрат, скорректированных на научно обоснованные нормативы и включающих нормативы оптимальной рентабельности. Задача государства -строго контролировать соблюдение данных пропорций и при их нарушении предпринимать действенные оперативные меры по поддержанию целесообразного баланса затрат на производство, стоимости ресурсов, размера прибыли и процента рентабельности применительно к каждому конкретному виду сельскохозяйственной продукции.
В Центре аграрной экономики выполнены комплексные расчеты и выведены целесообразные нормативные размеры затрат применительно к видам продукции, а также нормативные уровни цен, позволяющие вести сельскохозяйственное производства в республике на принципах самоокупаемости и самофинансирования (таблица 3.1).
Таблица 3.1 Экономически целесообразные уровни цен и затрат на производство сельскохозяйственной продукции
Виды продукции |
Себестоимость производства, тыс. руб./т |
Соотношение фактической и нормативной себестоимости. % |
Цена. тыс. руб./т |
Соотношение фактической и нормативной цены, % |
Справочная среднемировая цена, тыс. руб./т |
Соотношение среднемировой и фактической цены (по РБ). % |
Соотношение среднемировой и нормативной цены (по РБ), % | ||
научно обоснованный суммарный норматив |
сложившаяся фактическая |
научно обоснованный расчетный норматив |
фактическая ' | ||||||
Зерновые |
220 |
239 |
108,6 |
305 |
226 |
74,1 |
425 |
188,1 |
139,3 |
Кукуруза |
260 |
272,0 |
104.6 |
360 |
265 |
73,6 |
415 |
156,6 |
115,2 |
Сахарная свекла |
70 |
72 |
102,8 |
90 |
80 |
88,8 |
82 |
102,5 |
91,1 |
Льнотреста |
305 |
383 |
125,5 |
405 |
315 |
77,7 |
375 |
119,0 |
92,5 |
Рапс |
380 |
457 |
120,3 |
500 |
414 |
82,8 |
854 |
206,3 |
170,8 |
КРС |
3520 |
5101 |
144,9 |
4320 |
2930 |
87,8 |
3870 |
132,1 |
89,5 |
Свиньи |
2960 |
3346 |
113,0 |
4165 |
3425 |
82,2 |
4040 |
118,0 |
97,0 |
Молоко |
440 |
456 |
103,6 |
650 |
522 |
80,3 |
820 |
157,1 |
126,1 |
Так, сравнение представленных в таблице нормативов с фактическими значениями показывает, что абсолютно по всем видам продукции фактические цены реализации сельскохозяйственной продукции в республике в среднем намного ниже целесообразных нормативов. Действующие в стране закупочные цены также значительно ниже среднемировых на аналогичные виды продукции. Все это, бесспорно, говорит о том, что практику ценообразования в стране необходимо безотлагательно менять и приводить в соответствие с нормами и закономерностями, присущими рыночной экономике. Размеры фактических удельных затрат на производство продукции также необходимо приводить в строгое соответствие с научно обоснованными нормативами, что является первейшей предпосылкой формирования конкурентоспособного производства.
Кроме того, в неотложном порядке:
1. Необходимо идти путем
быстрого формирования инновационной
экономики, предполагающей создание разновариантных
интегрированных систем по типу «наука-образование-разработки-
2. Важно обеспечить переход на рыночные экономические механизмы организации, ведения и, что необходимо в неотложном порядке, регулирования агропромышленного производства. Это означает быстрое освоение правил и принципов ВТО и перевод всего агропромышленного инфраструктурного комплекса страны на условия работы, диктуемые требованиями мировой и международной торговли. Беларусь еще не является членом ВТО, поэтому такой перевод можно сделать поэтапным и менее болезненным. В результате, к моменту вступления, национальные товаропроизводители будут своевременно адаптированы и не ощутят крупных и необратимых негативных последствий от интеграции в систему мировой торговли. Надо осознать, что вступать в ВТО придется в любом случае, и к этому следует основательно готовиться.
Данная перспектива вызывает необходимость преимущественной переструктуризации всей практики государственной бюджетной и централизованной поддержки АПК по методике так называемой «зеленой корзины» (вместо «желтой корзины», как это делается в настоящее время), пересмотра системы торговых пошлин и тарифов, защитных нетарифных мер в сторону их либерализации и большей открытости для зарубежных поставщиков, а также ужесточения системы санитарных и фитосанитарных мер, строгой регламентации сферы переработки продукции, обеспечения качества готового продовольствия и поставки продуктов питания на рынок по критериям потребительской ценности и безопасности. Скажем так: если страна в ближайшее время сможет целенаправленно перейти в организации национального АПК на принципы, правила и условия ВТО, то после вступления в эту организацию национальные товаропроизводители не испытают разорительного шока, а будут успешно конкурировать с зарубежными поставщиками не только на внутреннем белорусском рынке, но и уверенно продвигаться на зарубежные, надежно закрепляться на них. Конечно, для ряда убыточных, низкорентабельных и бесперспективных предприятий это будет означать их рыночную реорганизацию. Но в этом заключается смысл рыночной экономики - преимущественные возможности должны иметь сильные и конкурентоспособные производители и поставщики.
3. Следует напомнить, что высококонкурентной может быть только адаптивная интенсификация, концентрация и культура сельского хозяйства на основе полного и широкого использования критериев региональной и зональной специализации, оптимизации структуры и объемов производства. Здесь, как известно, эффект роста продуктивности и экономии затрат достигается за счет масштаба производства. В то же время важно подчеркнуть, что интенсификация и концентрация должны отвечать критериям оптимальности, поскольку, например, как слабоинтенсивное и низкоконцентрированное, так и чрезмерно интенсивное и концентрированное производство вызывают существенный перерасход ресурсов на единицу получаемой продукции. Причем и в одном случае, и в другом, и особенно при высокоинтенсивном и концентрированном производстве может сильно снижаться биологическая и потребительская ценность продукции (в силу остаточных явлений действия факторов интенсификации). Поэтому интенсификация и концентрация производства, полагаем, должны быть адаптивными, т. е. в наибольшей мере отвечать региональным особенностям и учитывать требования потребительского спроса. В данном плане следует еще раз подчеркнуть, что при всех возможных недостатках интенсификации и концентрации другого, более эффективного пути массового наращивания объемов производства не существует. Многочисленные научные расчеты и практические примеры показывают, что только такой путь (интенсификации и концентрации производства) позволяет создать высокоэффективные инновационные технологии и соответствующие им крупные системы машин, привести удельные затраты материальных ресурсов к оптимальным нормативам. Малому производству это просто не под силу.
Информация о работе Состояние агропромышленного комплекса в Республике Беларусь