Состояние и перспективы иностранных инвестиций в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть состояние иностранных инвестиций в России, понять основные проблемы их привлечения и обозначить дальнейшие перспективы инвестиционного процесса.
Задачи:
1) Раскрыть понятие и сущность иностранных инвестиций.
2) Необходимость привлечения иностранных инвестиций
3) Проанализировать инвестиционный потенциал в России

Содержание работы

Введение
1 Иностранные инвестиции как инструмент экономического развития государства 4
1.1 Иностранные инвестиции: понятие, сущность, виды 4
1.2 Место иностранных инвестиций в национальной экономике 7
2 Оценка инвестиционного процесса в России 18
2.1 Необходимость привлечения иностранных инвестиций в Российскую экономику 18
2.2 Анализ иностранных инвестиций в РФ 29
2.3 Отраслевая и территориальная структура иностранного инвестирования. 34
3 Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Россию 43
3.1 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в России 43
3.2 Проблемы, влияющие на приток инвестиций 50
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложения 57

Файлы: 1 файл

кр. Национальная экономика.docx

— 139.12 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

 

 

 

 

 

 

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Курсовая работа по дисциплине «Национальная экономика»

 

 

 

 

   

 
   
   
   
   
   
   

Екатеринбург

2014

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы исследования заключается в следующих причинах:

Во-первых, инвестиции позволяющие обновлять материально-техническую базу производства, расширять его объемы, совершенствовать структуру, переходить на новые технологии.

Во вторых, стремление к открытости экономики, повышению конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке.

В-третьих, объем привлекаемых иностранных инвестиций, их структура и динамика определяется, прежде всего, привлекательностью той или иной страны для иностранных инвесторов, то есть состоянием инвестиционного климата в стране.

Объект исследования – инвестиции как вид деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики.

Предмет – тенденции, факторы и перспективы развития иностранного инвестирования как вида экономической деятельности».

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть состояние иностранных инвестиций в России, понять основные проблемы их привлечения и обозначить дальнейшие перспективы инвестиционного процесса.

Задачи:

    1. Раскрыть понятие и сущность иностранных инвестиций.

2)  Необходимость привлечения иностранных инвестиций

3) Проанализировать инвестиционный  потенциал в России

В данной работе была использована литература известных авторов таких как: Уильям Ф. Шарп, Гордон ДЖ. Александер, Джеффери В. Бэйли, Балдин К.В. Так же использованы электронные ресурсы статистических сборников  www.gks.ru, законодательные акты правительства РФ. Доклады о мировых инвестициях www.unctad.org.

1 ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК  ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

1.1 Иностранные инвестиции: понятие, сущность, виды

Инвестиции - это совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства. [10;c8]

В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года №-39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. [2; c. 10]

Используемые в настоящее время в России основные понятия с сфере международной инвестиционной деятельности закреплены в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999г. №160-ФЗ. [19]

Иностранные инвестиции в современной России (Согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ “об иностранных инвестициях Российской Федерации”) [19] определяются как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (если таковые не изъяты из оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами), в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущества прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции разделяются на прямые, портфельные и прочие.

Прямые – это те инвестиции, которые сделаны юридическими физическими лицами, полностью владеющими предприятиями или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия. [2;c 10]

Портфельные – покупка акций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в общем акционерном капитале предприятия. [2, c 10]

Основные методы портфельного инвестирования включают:

1) Приобретение ценных бумаг  на рынках других стран.

2) Приобретение в своей стране  ценных бумаг иностранных компаний.

3) Вложение капитала в международные  инвестиционные фонды.

Прочие – инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных ( торговые кредиты, банковские вклады и т.д.).

Векселя - письменное денежное обязательство, оформленное по строго установленной форме, дающее владельцу векселя право на получение от должника по векселю определённой в нём суммы в конкретном месте.[2, c 98]

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах.

В зависимости от формы собственности выделяют:

а) Государственные инвестиции - это средства иностранных государств, в виде займов, кредитов, грантов, которые одно государство или группа государств предоставляют за рубеж по решению правительственных и межправительственных организаций. [2, c. 18]

б) Частные инвестиции - долгосрочные вложения капитала, осуществляемые физическими и юридическими лицами одной страны в предметы инвестиций, расположенные на территории другой страны.

[2, c. 13]

в) Смешанные иностранные инвестиции - это совместные вложения государственных структур и частных лиц, осуществляемые за рубеж. [2;c 13]

В зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала:

1) Реальные инвестиции - это вложения  в какой-либо долгосрочный проект, связанный с приобретением существующих  или новых производственных объектов реальных активов за границей, прямо и непосредственно участвующих в производственном процессе.[1, c. 98]

2) Финансовые инвестиции - это обретение  иностранных ценных бумаг или  денежных активов, т.е. это вложения  в финансовое имущество, приобретение долговых прав на участие в делах других фирм. [1, c. 98]

3) Нематериальные инвестиции - это покупка торговых марок, патентов, лицензий и других нематериальных благ. [2, c 32]

В зависимости от характера использования:

а) Предпринимательские инвестиции - представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на извлечение прибыли в виде дивиденда. [2, c. 120]

б) Ссудные инвестиции - связаны с предоставлением средств на заёмной основе с целью получения процента. [2, c. 98]

Главная выгода для принимающей страны от ПИИ состоит в том, что иностранные инвестиции позволяют сократить объемы государственных субсидий крупным предприятиям, способствуют появлению передовых технологий и созданию новых рабочих мест.

К факторам, определяющим сравнительную выгодность портфельных иностранных инвестиций для инвестора, можно отнести возможности расширять виды деятельности, преодолевать или смягчать ряд барьеров, вводимых национальными правительствами по регулированию экспортно-импортных операций и валютного курса.

 

 

 

1.2 Место иностранных инвестиций

в национальной экономике

 

Национальная экономика любой страны для осуществления воспроизводственного процесса требует определенного объема инвестиционных ресурсов. Разработка инвестиционной политики во многом предопределяется макроэкономическим состоянием национальной экономики. При любой системе хозяйствования значительным источником инвестирования служат сбережения населения . По этому можно отметить, что причин привлечения иностранных инвестиций в экономику страны очень много, но одной из основных причин является низкий уровень собственных сборов в стране, отсутствие необходимых средств в фондах, сформированных для восстановления основного капитала и т.д. Государство для устранения нехваток в этой области уделяет большое место привлечению иностранных инвестиций в экономику страны. Для этого государство создает свою инвестиционную политику. Основными направлениями государственной инвестиционной политики являются: создание благоприятного инвестиционного климата; разработка и реализация государственных инвестиционных программ; развитие национального инвестиционного законодательства; развитие инфраструктуры инвестиционного рынка; увеличение объемов инвестиций, повышение их эффективности и улучшение структуры за счет роста инновационных инвестиций .

Для регулирования социально-экономического развития страны государство должно формировать пропорции в нужной отрасли, а также с помощью экономических и правовых механизмов должно регулировать рациональное использование инвестиционных вложений и прибыли, полученной от инвестиционной деятельности. Безусловно, в какой-либо промышленной или социальной сфере возникновение, восстановление, расширение хозяйствующих субъектов и в том числе обеспечение занятости в этих сферах в некоторой степени без вложения инвестиций невозможно. С этой точки зрения, использование прибыли этими хозяйствующими субъектами должны быть в центре внимания государства, чтобы тем самым дать толчок процессу реинвестирования.

Размещая инвестиции за рубежом, иностранные инвесторы руководствуются различными целями и мотивами:

- Поиск рынков сбыта;

- Получение дополнительных, дешевых источников сырья и дешевой и квалифицированной рабочей силы;

- Снижение издержек производства и реализации продукции за счет использования местных преимуществ;

  Однако конечной целью вложения  иностранного капитала является  получение более высокой прибыли. Таким образом, регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства обладает первостепенной важностью. Таким образом, увеличение иностранных инвестиционных ресурсов и особенно получение прибыли от инвестиционной деятельности, создание рациональных пропорций в структуре национальной экономики путем регулирования прибыли, полученной от инвестиционной деятельности, в том числе, формирование и развитие социальной инфраструктуры соответствующей большому производственному потенциалу упорно требует еще большего увеличения роли и функций государственного регулирования.

В течение длительного времени для стран с переходной экономикой эта проблема остается актуальной. Так, при переходе от одной системы к другой структура экономики страны заметно меняется. Кроме того, на первых порах перехода происходит вывоз капитала из страны теми или иными путями. Структурные изменения являются основным атрибутом переходной экономики. Излишне говорить о том, что одной из ведущих и определяющих целей переходного периода является формирование многоукладной экономики. Государство приватизирует предприятия и организации, ранее бывшие на балансе государства с целью поощрения частного предпринимательства и минимизации роли государства в экономике. Существо преобразований состоит в том, чтобы произвести в значительных масштабах разгосударствление собственности — превращение значительной части государственной собственности в разнообразные иные формы хозяйства. Этот метод известен как общепринятый и единственный, соответствующий рыночной экономике. Удовлетворение увеличивающихся социально-экономических потребностей членов общества ставит целью полное и рациональное использование существующего производственного потенциала. С этой точки зрения, роль и важность вложения иностранных инвестиций крайне возрастает. Повышение макроэкономических показателей в стране требует постепенного увеличения роли и необходимости ведущих, в особенности стратегических, областей в структуре внутреннего национального продукта. Увеличение иностранных инвестиционных вложений в страну, его регулирование со стороны государства, обеспечение необходимых пропорций для экономического развития представляют большую научную и практическую важность.

Иностранных инвесторов привлекают в основном области, требующие малого риска и приносящие высокую прибыль. По этой причине, иностранные инвестиции, привлеченные в страну, направляются в производственную область, отвечающую вышеуказанным критериям. Однако независимо от того, в какую область направлены иностранные инвестиции, они в тоже время направляются на финансирование соответствующих областей инфраструктуры. Такое распределение иностранных инвестиций позволяет национальным предпринимателям участвовать в инфраструктурных проектах и получать от них прибыль. Кроме того, иностранные инвестиции, привлеченные в экономику страны, удовлетворяют потребности экономики страны в области, в которой участвуют компании, вложившие эти инвестиции. С этой точки зрения, не только погашаются недостатки внутреннего рынка, но и производится продукция, пригодная для экспорта. Здесь необходимо отметить, что государство должно организовать сотрудничество так, чтобы их внимание было направлено на те области экономики страны, которые нуждаются в развитии. Например, в область высоких технологий, являющейся новой и не имеющей аналогов в экономике страны, потребность в продукции и услугах которой удовлетворяется путем импорта. С этой точки зрения, для регулирования иностранных инвестиционных потоков, государству необходимо использовать следующие механизмы:

Применение налоговых ставок и налоговых льгот в отношении субъектов и объектов;

Претворение в жизнь кредитной и амортизационной политики, в том числе льготы, связанные с ускоренной амортизацией основных фондов, определение переменных и отличающихся льгот в различных областях производства;

Выдача субвенций, субсидий и бюджетных ссуд для развития различных регионов и производственных областей;

Определение государственных норм и стандартов и претворение в жизнь антимонопольных мероприятий;

Определение условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами;

Претворение в жизнь мероприятий по определению цен;

Экспертиза инвестиционных проектов и другие мероприятия.

Если иностранные инвесторы направят свои средства в сферу производства существующих и самое страшное экспортирующих товаров и услуг, то местные производители столкнуться с потерями. И это, конечно, не принесет пользы экономике страны, а, наоборот, нанесет серьезный ущерб. Одной стороной этого вопроса является то, что иностранный капитал является фактором усиления конкуренции в экономике страны. Однако, принимая во внимание создание уступок для иностранных инвесторов в странах с переходной экономикой, то можно понять трудное положение, в которое попадают местные предприниматели. Поэтому можно выделить 4 различные сферы государственного регулирования иностранных инвестиций и деятельности иностранных инвесторов:

Информация о работе Состояние и перспективы иностранных инвестиций в российской экономике