Состояние и перспективы иностранных инвестиций в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть состояние иностранных инвестиций в России, понять основные проблемы их привлечения и обозначить дальнейшие перспективы инвестиционного процесса.
Задачи:
1) Раскрыть понятие и сущность иностранных инвестиций.
2) Необходимость привлечения иностранных инвестиций
3) Проанализировать инвестиционный потенциал в России

Содержание работы

Введение
1 Иностранные инвестиции как инструмент экономического развития государства 4
1.1 Иностранные инвестиции: понятие, сущность, виды 4
1.2 Место иностранных инвестиций в национальной экономике 7
2 Оценка инвестиционного процесса в России 18
2.1 Необходимость привлечения иностранных инвестиций в Российскую экономику 18
2.2 Анализ иностранных инвестиций в РФ 29
2.3 Отраслевая и территориальная структура иностранного инвестирования. 34
3 Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Россию 43
3.1 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в России 43
3.2 Проблемы, влияющие на приток инвестиций 50
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложения 57

Файлы: 1 файл

кр. Национальная экономика.docx

— 139.12 Кб (Скачать файл)

Отток прямых иностранных инвестиций

Анализ отраслевой и территориальной структуры российских активов за рубежом позволяет оценить приоритетные направления инвестиционной деятельности ведущих транснациональных корпораций. Исследование отдельных сделок способствует поиску ответа на вопрос, какие цели преследуют новые собственники активов, закрепление и продвижение продукции или услуг на новых рынках, доступ к технологиям и ноу-хау, возможность льготного кредитования или минимизация рисков ведения бизнеса в результате вывоза капитала? Приоритетные направления и динамика экспорта прямых иностранных инвестиций из России во многом связаны с особенностями развития отечественных ТНК и их позицией на внешних рынках.

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец июня 2012г. составил 116,8 млрд.долларов США. В I полугодии 2012г. из России за рубеж направлено 69,5 млрд.долларов США иностранных инвестиций, или на 3,4% больше, чем в I полугодии 2011 года.

В 2008-10 гг. объем перевода средств в оффшоры, в том числе и с целью прямого инвестирования, существенно вырос. В добывающей промышленности практически весь отток ПИИ в 2009-10 гг. связан с зачислением средств на счета кипрских компаний. За тот же период инвестиции в нефтепереработку в размере 3,3 млрд долл. были направлены на Кипр, в Панаму и Люксембург, а в 2008 г. 6,9 млрд долл. были также выведены на Кипр, как предполагается, для дальнейшего инвестирования в цветную металлургию. Среди предприятий обрабатывающей промышленности наибольшей последовательностью в инвестировании за рубежом характеризуются сталелитейные компании, «Северсталь», НЛМК, ММК: согласно данным Росстата, за рассматриваемый период 2006-10 гг. в выплавку стали было вложено в общей сложности 7,3 млрд долл. Прямые инвестиции российских компаний в сферу услуг для большинства ее отраслей представлены единичными сделками, к примеру, крупные операции зафиксированы в 2008 г. в консалтинге, а в 2010 г. в телекоммуникациях.

Примечательно, что основной сферой прямого инвестирования российских компаний за рубежом остается оптовая торговля топливом: так, ее удельный вес в структуре прямых капиталовложений РФ в 2007, 2009 и 2010 гг. достигал 70%. Свыше 80% инвестиций в оптовую торговлю топливом осуществлялось через Нидерланды, в 2006-10 гг. 27,8 млрд долл., в связи с чем эта европейская страна продолжает выступать основным импортером прямых капиталовложений из России 34% в структуре накопленных ПИИ.

В исследованиях, посвященных трансграничному движению капитала применительно к России, вопросам анализа потоков портфельных и прочих инвестиций, как правило, уделяется меньшее внимание. Между тем, современные тенденции глобализации экономики свидетельствуют о возрастании этих компонентов инвестиций, напрямую связанных с взаимодействием финансовых систем и носящих зачастую спекулятивный характер.

Отчасти подобное меньшее внимание можно объяснить нехваткой и несовершенством статистической информации по данным направлениям трансграничного движения капитала, особенно в разрезе взаимодействия с отдельными странами. Тем не менее, как уже отмечалось, в этом соотношении имеется очевидный прогресс, в связи с появлением Центральной базы статистических данных Росстата.

Рассмотрим структуру притока и оттока капитала по линии портфельных и прочих инвестиций по странам и группам стран на основе статистики Росстата. При этом мы будем исключать из анализа все явные «классические» оффшоры. Из числа стран-соседей России, в нашем определении в их число попадают островные территории, принадлежащие странам-членам ЕС, в статистике учитываются отдельно, и Кипр единственная страна-член ЕС, которую мы относим к этой категории.

Среди стран-соседей в среднем за 2005-2011 гг. лидерами по данному показателю были страны ЕС, обеспечившие около 76% всего притока портфельных инвестиций. Доля США составляла 18,5%, тогда как на остальные страны «пояса соседства» менее 0,4%. Доля США была особенно высокой в кризисные 2008-2009 гг., 42 и 56% соответственно.

Приток капитала по линии прочих инвестиций был более устойчив к краткосрочным колебаниям, но также испытал значительное воздействие кризиса, особенно в 2008-2009 гг. Роль явных оффшоров в прочих инвестициях в Россию не столь заметна, как в портфельных инвестициях: их доля колеблется от 8% в 2009-2011 гг. до 19% в 2007-2008 гг. На страны «пояса соседства» России без учета явных оффшоров во все годы приходилось более 91% притока прочих инвестиций. При этом страны ЕС обеспечивали в среднем за семь рассматриваемых лет 77% от поступлений по данному каналу. Причем их доля сократилась во время мирового экономического и финансового кризиса. Частично их стали замещать страны Северо-Восточной Азии, на которые в 2009 г. приходилось 22% притока прочих инвестиций, а в 2011 г. 10,7%. До середины 2000-х гг. значимые поступления средств наблюдались из США 5,2% в 2004 г., которые затем стабилизировались на уровне 2-4%. Следует также отметить достаточно высокую долю стран СНГ 6% в среднем за период.

Что касается оттока капитала, то по линии портфельных инвестиций он, по данным Росстата, отличался значительной изменчивостью цены. Данные по отдельным странам носят отрывочный характер, и они свидетельствуют, что за исключением 2008 и 2009 гг. отток капитала по этой линии шел в явные оффшоры, вплоть до 90% в 2010 г. и 94% в 2006 г. Положение остальных стран неоднозначно в связи с явной зависимостью от отдельных сделок, что неудивительно в условиях небольших в целом объемов. Если в 2004 г. почти весь капитал уходил в страны ЕС, то в 2005-2006 гг. капитал туда практически не направлялся, а лидирующие позиции занимали Индия и Швейцария, в 2007 г. на страны ЕС приходилось 37%, а основная часть капитала была направлена в Австралию. С 2008 г. ЕС возвращается на лидирующие позиции. Следует также отметить значительную сделку с Сербией в 2009 г. на сумму более 560 млн долл., обеспечившую почти 45% вывоза портфельного капитала, и 20%-ную долю стран СНГ в 2010 г.

Данные по прочим инвестициям дают более сглаженную картину оттока капитала по странам. Доля явных оффшоров относительно невысока, за исключением 2004 и 2007 гг. она не превышала 20%. От остальной части на страны-соседи в среднем приходилось около 90-92% до 2007 г., в кризисный период резко возросла доля Швейцарии. В совокупности страны-соседи и Швейцария принимали 98-99% оттока капитала из России по этой линии, без учета явных оффшоров. Лидирующие позиции до 2007 г. занимали США, в 2004-2005 гг. на них приходилось более 50% исходящих инвестиций, в кризисный период лидерство перешло к странам ЕС с учетом уже упомянутой возросшей роли Швейцарии.

Таким образом, в отношении портфельных и прочих трансграничных инвестиций можно сделать следующие выводы: Роль прочих иностранных инвестиций для российской экономики существенно возросла, особенно в предкризисный период.

Среди стран доноров, связанных с Россией, преобладают страны ЕС. В то же время по линии портфельных инвестиций США до кризиса выступали основными реципиентами российских инвестиций, а в кризисные 2008-2009 гг. основными инвесторами в Россию.

Резервные активы

Особого внимания заслуживает такое направление оттока капитала из России, как размещение резервных валютных активов Центрального банка Российской Федерации. Заметим, что географическая структура вложения резервных валютных активов Банка России за рассматриваемый пятилетний период не была стабильной. Хотя устойчиво выделялись страны-лидеры по привлечению средств российского центрального банка, прежде всего, США и Германия, а также Франция и Великобритания, состав и доли остальных стран существенно менялись. Так, например, в 2005-2007 гг. значительная часть средств размещалась в Швейцарии, тогда как в 2008-2009 гг. вложения в эту страну свелись к минимуму. Значительно колебалась доля Великобритании, к концу десятилетия она уже устойчиво утратила третью позицию в пользу Франции. В целом следует отметить усиление концентрации географического размещения резервных активов в кризисный период 2008-2009 гг., что вполне логично отражает общую тенденцию «бегства в качество», особенно актуальную для центральных банков. Кроме того, вложения резервных активов главным образом в США и зоне евро вполне отвечают валютной политике, проводимой Банком России, и направленной на регулирование курса рубля к бивалютной корзине состоящей на 55% из доллара США и на 45% из евро.

Инвестиционная деятельность российских компаний характеризуется значительным удельным весом оффшорных юрисдикций в структуре притока и оттока ПИИ. В связи с этим необходим более тщательный анализ данных, позволяющий выявить операции по реинвестированию прибыли и определить фактический уровень привлеченных прямых инвестиций зарубежных компаний. Ожидается, что страны «пояса соседства» будут играть все возрастающую роль в процессе освоения перспективных рынков в России, что будет способствовать сокращению инвестиционного дефицита отечественных предприятий.

Перспективы экспорта прямых иностранных инвестиций из России в значительной степени обусловлены особенностями развития отечественных ТНК (транснациональные компании) и их позицией на внешних рынках. Некоторые из них обладают возможностями влияния на конкурентных рынках и поступательно развивают международную сеть производственных и сервисных предприятий как в странах СНГ, так и в других государствах «пояса соседства», главным образом, европейских.

Обобщая данные по финансовым вложениям российских инвесторов за рубежом, следует отметить, что они отличаются достаточно высокой концентрацией, сосредотачиваясь главным образом в странах Европейского союза, а также в США. Учитывая растущие риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры в этих странах и долговыми проблемами в зоне евро, представляется целесообразным диверсифицировать географическую структуру вложений, в первую очередь за счет стран с формирующимися рынками.

Среди стран «пояса соседства» России к перспективным динамично развивающимся экономикам с формирующимися рынками относятся, прежде всего, Китай, но также необходимо обратить более пристальное внимание и на другие страны Азии, Республика Корея, Турция и др. Что касается резервных активов, то их размещение должно отличаться большей консервативностью, но и здесь возможны некоторые сдвиги, в сторону вложений в ценные бумаги стран, валюты которых постепенно усиливают свои позиции на мировом валютном рынке, среди стран «пояса соседства» это Швеция, Норвегия, Республика Корея, среди остальных стран Австралия, Канада и др. Однако подобные сдвиги имеют смысл в первую очередь лишь при смене режима валютного курса в сторону его существенно большей гибкости.

Развитию взаимных портфельных и прочих инвестиций со странами СНГ могут способствовать проекты в области финансовой интеграции, в частности формирующееся с 2012 г. Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана.

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ИННОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЮ

3.1 Перспективы привлечения  иностранных инвестиций

 в России

 

Процесс привлечения ПИИ в Россию свидетельствует о слабости программных действий в этой области. Программа должна способствовать не только формированию благоприятного макроклимата для привлечения любых иностранных инвестиций, что уже во многом в России сделано, но и опираться на механизмы прицельного «захвата» наиболее выгодных проектов. Иначе говоря, от пассивной политики привлечения ПИИ следует переключаться на ее активную форму.

  Для активного привлечения инвестиций необходимо обеспечить:

- сообщения об узких местах, конкурентных слабостях конкретных  фирм, отраслей и регионов. Такая  информация должна быть направлена  для внутреннего и внешнего  использования. Она образует основы  для перемещения инвестиций туда, где настоятельность в них наибольшая. Но это возможно при условии выставления достаточных стимулов;

- координацию ПИИ-политики на  федеральном уровне. Из-за ее отсутствия ведущие регионы России затрудняются выставлять собственные программы инвестиционных требований;

- выставление собственных национальных  приоритетов для иностранных инвесторов, т. е. проведение стратегии обеспечения «необходимых инвестиций в необходимом месте». Именно так в последние двадцать лет действовало китайское руководство, используя в качестве инструмента ПИИ. Оно добилось с помощью этих вложений существенного подъема в развитии прибрежных регионов юга, затем и центра. Стратегия подвижных приоритетов отчетливо прослеживается в растущих рынках Индии и Бразилии;

- выработку инструментов и механизмов  привлечения, найденных инвесторов для работы на своем рынке (следует преодолеть предрассудок о том, что такие инструменты ограничиваются всего лишь налоговыми льготами);

- процесс предварительных контактов  с желаемым инвестором, ознакомление его с конкретными проектами вложений на точно обозначенных предприятиях и выгод, которые получит инвестор. И конечно, нельзя упускать решение вопросов организации по устранению проволочек в подготовке и оформлению готового проекта.

     В 2010 году Объем прямых иностранных инвестиций, накопленных в экономике России, по основным странам-инвесторам таблица 5 [18: c 45]

 

 

 

 

Таблица 5 - Объем прямых иностранных инвестиций, накопленных в экономике России, по основным странам-инвесторам[18]

млн.долларов США

 

 

Накоплено  
на конец 
2010г.

В том числе

Справочно 
поступило в 2010г.

взносы в капитал

лизинг

кредиты, по-лученные от зарубежных совладельцев организаций

прочие прямые инвестиции

Всего

в % к 
итогу

Всего прямых  
инвестиций1)

116199

100

90265

348

21437

4149

13810

из них по основным  
странам-прямым  
инвесторам

97846

84,2

79221

80

16676

1869

10507

в том числе:  
Кипр

44737

38,5

37619

55

6166

897

3451

Нидерланды

22401

19,3

19964

3

2276

158

1516

Германия

9254

8,0

6443

5

2619

187

2582

Виргинские острова,  
Британские

4103

3,5

3339

0,2

733

31

307

Соединенное Королевство  
(Великобритания)

3501

3,0

2785

9

597

110

584

США

3265

2,8

2039

2

1082

142

238

Швейцария

3247

2,8

2240

-

883

124

108

Франция

2922

2,5

2426

-

418

78

960

Австрия

2402

2,1

1150

6

1183

63

372

Финляндия

2014

1,7

1216

0,0

719

79

389

1) Включая инвестиции из государств-участников  СНГ.

Информация о работе Состояние и перспективы иностранных инвестиций в российской экономике