Состояние и перспективы иностранных инвестиций в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть состояние иностранных инвестиций в России, понять основные проблемы их привлечения и обозначить дальнейшие перспективы инвестиционного процесса.
Задачи:
1) Раскрыть понятие и сущность иностранных инвестиций.
2) Необходимость привлечения иностранных инвестиций
3) Проанализировать инвестиционный потенциал в России

Содержание работы

Введение
1 Иностранные инвестиции как инструмент экономического развития государства 4
1.1 Иностранные инвестиции: понятие, сущность, виды 4
1.2 Место иностранных инвестиций в национальной экономике 7
2 Оценка инвестиционного процесса в России 18
2.1 Необходимость привлечения иностранных инвестиций в Российскую экономику 18
2.2 Анализ иностранных инвестиций в РФ 29
2.3 Отраслевая и территориальная структура иностранного инвестирования. 34
3 Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Россию 43
3.1 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в России 43
3.2 Проблемы, влияющие на приток инвестиций 50
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложения 57

Файлы: 1 файл

кр. Национальная экономика.docx

— 139.12 Кб (Скачать файл)

1) сферы, запрещенные для иностранных инвестиций;

2) сферы с частичным участием  иностранных инвестиций;

3) сферы, открытые для иностранных инвестиций;

4) сферы, в рамках которых предпринимаются определенные меры для привлечения иностранных инвестиций.

Государства, которые организуют свою деятельность в соответствии с этими критериями, могут направить иностранные инвестиции в сферу, влияющую на внутренний рынок и дающую положительные результаты для экономики страны.

Учитывая регулирование внутреннего рынка за счет привлечения большого количества иностранных инвестиций, необходимо принимать во внимание влияния иностранных инвестиций на экономику страны. Эти влияния следующие:

Привлечение в экономику страны новой техники и технологий. 

Независимо от того, в какой форме привлекаются иностранные инвестиции в страну, инвесторы, вкладывающие эти инвестиции, вместе с собой бывают вынуждены внедрять в сферу, в которой они будут осуществлять свою деятельность, новую технику и технологию. Потому, что конкурентоспособность выпускаемой продукции на международном уровне непосредственно связана с присваиваемой техникой и технологией.

Инвестиционному аспекту научно-технической деятельности государств необходимо уделять особое внимание. Система международного научно-технического сотрудничества, направленная на решение теоретических и практических задач современных фундаментальных и точных наук, охватывает международные научно-технические отношения, состоящие из международных технических и технологических отношений, международной подготовки кадров и обеспечения безопасности научно-технических достижений.

Регулирование сферы международного научно-технического сотрудничества осуществляется посредством института международного права. Составными частями этого института являются международные инвестиции, международная торговля и международное административное право.

На рынке сотрудничества существуют следующие формы международных научно-технических знаний и услуг:

Совместные научно-исследовательские работы;

Заказные научно-технические работы; обмен техническими документами (продажа и передача);

Обмен образцами и материалами;

Аренда научно-технического оборудования; купля-продажа лицензий; обмен технологическими процессами;

Совместные предприятия производства новой техники и технологии.

В иностранных государствах в процессе проектирования и строительства промышленных и других объектов используется международный инжиниринг.

В рамках научно-технического сотрудничества происходит движение научных знаний и трансграничных технологий. Это может быть и в форме товара (особенно услуг, права), и в форме инвестиций, и в форме помощи.

Присвоение потенциала, имеющегося в стране, но нераскрытого или мало используемого. Начавшееся оживление в экономике страны с привлечением иностранных инвестиций начинает оказывать влияние и на другие сферы экономики. Бывшие ранее вне контроля и вне внимания эти и другие сферы сейчас уже становятся нужными и незаменяемыми. Так, секторы экономики, бывшие исторически потенциальными, превращаются уже в реальные секторы.

Увеличение экспорта и формирование импортозамещающей промышленности. Одним из нововведений, которое могут принести иностранные инвестиции в экономику страны, является оживление импортонаправленных отраслей. Новый инвестор начинает производить продукцию и услуги, которые страна - реципиент импортирует длительное время, в этой же стране.

Государство, регулируя внутренний рынок, в первую очередь, выполняет свою функцию. То есть, оно с целью обеспечения соответствующего образа и уровня жизни населения вмешивается в эту и другие сферы экономики, а также в экономические процессы. Если иностранный инвестор захочет вложить средства в богатые природными запасами и рабочей силой регионы, то можно предположить, что его желание и цель государства совпадают. Однако такое предположение обычно себя не оправдывает, так как государство не воспринимает это желание иностранных инвесторов однозначно. На самом деле, ни одно государство не будет пытаться препятствовать такой деятельности и инвесторы так легко не откажутся от своих идей. Однако полное выявление всех потенциалов регионов со скрытыми потенциалами и привлечение иностранных инвесторов именно в эти регионы должны стать одной из важных обязанностей государства в этой сфере. Произведенные в таких регионах товары и услуги могут отвечать потребностям, как внутреннего рынка, так и стать экспортонаправленными. К примеру, размещение в горных зонах горнолыжных баз. Опыт зарубежных стран здесь незаменим. С привлечением в страну фирм, годами занимающихся в этой сфере, государство создает условия для развития туризма в этом регионе.

Среди созданных иностранными инвестициями в экономике страны макроэкономических изменений самыми важными являются открытие новых рабочих мест и повышение занятости населения. Естественно, что на новых открывшихся рабочих местах иностранные инвесторы внедряют в производственный процесс новую культуру производства. Самым основным наравне с обращением с новой техникой и технологией является культура управления – учреждение института менеджмента представляют важные значение для экономики страны.

Развитие инфраструктуры. Иностранный инвестор для своего нормального функционирования непременно должен уделять внимание наличию соответствующей инфраструктуры в сфере, в которой он действует. Если инвестор увидит отсутствие нужной инфраструктуры в действующей стране, то может отказаться от вложения средств в эту страну. При такой оценке в данной стране должно стимулироваться участие иностранных инвесторов в инфраструктурных проектах. Конечно, если государство само сможет обеспечить соответствующую инфраструктуру, то не нужно прибегать к таким мероприятиям. Иностранный инвестор, приступающий к функционированию, в меньшей или большей степени обновляет или усовершенствует инфраструктуру, связанную со своей деятельностью. В этот момент начинают происходить макроэкономические изменения, могущие оказать влияние на внутренний рынок. В первую очередь, работой обеспечиваются кадры, привлеченные к инфраструктурным проектам. Все работающие над инфраструктурным проектом работники, как постоянные, так и временные, считаются занятыми. Для создания инфраструктуры, обеспечивающей внутренний рынок, покупаются нужные материалы, оборудование и т.д. Одним словом, если взглянуть и принять во внимание этот процесс на уровне страны в целом, что если в различные сферы экономики привлечены иностранные инвестиции, то можно представить себе, сколько будет создано новых сфер деятельности, только для обеспечения инфраструктуры в этих сферах, а старые будут развиваться еще интенсивнее. Надо отметь что, одним из ключевых направлений использования зарубежных капиталовложений является развитие рыночной инфраструктуры перерабатывающих и сбытовых предприятий, а также предприятий, занимающихся хранением сельхозпродукции.

Во время регулирования внутреннего рынка обязательно должны быть определены элементы внутреннего рынка. В каждой стране существуют рынок производителя, рынок потребителя, рынок капитала. Единство перечисленных рынков формирует внутренний рынок страны. Если из-за рубежа в экономику страны будут привлечены инвестиции, то структура этих трех элементов внутреннего рынка будет подвергнута изменениям. Например, изменение структуры рынка производителя может произойти следующим образом. Если иностранные инвестиции будут привлечены в сферу добычи и обработки сырья, то вырастет потребность в специалистах этой сферы и потребность достигнет своего максимума. Безусловно, вкладывающий инвестиции осуществит изменения в инфраструктуре этой сферы и этим увеличится потребность в работниках сферы инфраструктуры. Таким образом, произошедшие изменения рынка производителя, как важный атрибут, являются сформированными со стороны иностранных инвестиций.

Если говорить о влиянии иностранных инвестиций на рынок потребителя, то можно отметить, что влияние иностранных инвестиций на рынок производителя означает влияние их и на рынок потребителя. Произойдет расширение рынка потребителя, а потом он изменит отраслевую инфраструктуру согласно сферам, в которые привлекаются иностранные инвестиции в большом количестве. Рынок потребителя будет развиваться со всех сторон и вступит в новую стадию развития.

На рынке капитала дело обстоит немного по-другому. Потому что, в отличие от рынка производителя и рынка потребителя, рынок капитала не может быстро реагировать на изменения. То есть, если рынок капитала в стране был бы достаточно развит, то не возникла бы потребность в иностранных инвестициях. Привлеченные в страну иностранные инвестиции, в первую очередь, заполняют пустоту внутреннего рынка капитала. Этим обеспечивается развитие и нормальное функционирование внутреннего рынка.

Кроме элементов внутреннего рынка существует его структура. Эта структура достаточно сложная. Независимо от того, в какой сектор внутреннего рынка поступают иностранные инвестиции, они оказывают влияние и на другие секторы. Однако могут быть такие секторы и сферы, на которые это влияние бывает очень малым. В это время проявляется регулирующая функция государства. Государство одну часть прибыли, полученной в результате привлечения иностранных инвестиций, направляет в отсталые в развитии, однако важные для страны отрасли. Этим старается устранить недостатки внутреннего рынка. Эти недостатки государство может устранить и путем создания особой инвестиционной среды для иностранных инвестиций в слаборазвитых отраслях. Надо отметить, что есть такие отрасли, которые являются стратегическими, и государство этот сектор внутреннего рынка должно финансировать непосредственно средствами из бюджета или средствами других государственных фондов. Явный пример этому - военная сфера.

Таким образом, можем прийти к такому выводу, что регулирование внутреннего рынка иностранными инвестициями проявляется в непосредственном или косвенном устранении недостатков внутреннего рынка.

Следует отметить, что со временем участие местных инвестиций приобретут высокий уровень значения в развитии экономики. Так как, наряду с увеличением прибыли местных граждан, созданием ситуации повышения социального состояния, этот фактор служит обеспечению экономической безопасности страны. Как показывает мировая практика, формирование большей части экономики за счет иностранного капитала в будущем может привести к тому, что экономика данной страны в определенной степени может попасть под влияние владельца этого капитала. Поэтому одобрительным моментом является проведение правительством соответствующей политики с целью обеспечения еще большего вложения инвестиций местными предпринимателями. Надо отметить, что ускорение и усовершенствование деятельности в этом направлении может помочь в достижении еще больших результатов. То есть, правительство должно внедрять такие новшества в инвестиционную политику, чтобы это вызвало интерес лиц, которые хотят вложить капитал в экономику страны.

 

 

 

 

 

 

2 ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА  В РОССИИ 

2.1 НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

 

 

С помощью иностранных инвестиций государство намерено приостановить упадок промышленного производства в стране, возникший проведением непродуманных рыночных реформ. Одной из главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая степень износа основных  производственных фондов, падения их производительности.

Движение иностранных инвестиций в экономике России в 2010 году [18; c 18]

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:

1) ускорения технического и экономического  прогресса;

2) обновления и модернизации  производственного аппарата;

3) овладения передовыми методами  организации производства;

           4) подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики. 

 

Таблица 1-Движение иностранных инвестиций в экономике России в 2010 году [18]

 

Накоплено 
на начало  
2010г.

Посту-пило

Изъято (пога- 
шено)

Переоценка,  
прочие изменения 
активов  и обязательств

Накоплено  
на конец 2010г.

всего

в % к итогу

Всего

297114

114746

120849

9095

300106

100

в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2105

466

286

-36

2249

0,7

рыболовство, рыбоводство

154

16

49

-0,1

121

0,0

добыча полезных ископаемых

45395

13858

9299

45

49999

16,7

в том числе: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

41158

11880

7191

52

45899

15,3

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

4237

1978

2108

-7

4100

1,4

из нее добыча металлических руд

2706

517

1375

9

1857

0,6

обрабатывающие производства

104551

33157

39316

8875

107267

35,7

из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

9497

2803

2532

92

9860

3,3

текстильное и швейное производство

282

55

62

-3

272

0,1

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

25

5

4

-3

23

0,0

обработка древесины и производство изделий из дерева

2787

353

339

-37

2764

0,9

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая  
деятельность

2317

875

881

170

2481

0,8

в том числе: производство целлюлозы, древесной массы, бумаги,  
картона и изделий из них

1817

771

720

168

2036

0,7

издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации

500

104

161

2

445

0,1

производство кокса и нефтепродуктов

38656

13248

17258

-141

34505

11,5

химическое производство

3512

2220

1984

839

4587

1,5

производство резиновых и пластмассовых изделий

1440

530

411

2

1561

0,5

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

3992

639

577

35

4089

1,4

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

32191

7627

11971

7513

35360

11,8

производство машин и оборудования

3042

1758

1331

-1

3468

1,2

производство электрооборудования, электронного и оптического 
оборудования

1337

807

649

18

1513

0,5

производство транспортных средств и оборудования

4862

2109

1192

355

6134

2,0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5971

543

813

198

5899

2,0

Строительство

5584

1136

986

127

5861

1,9

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,  
мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

52703

13334

13581

123

52579

17,5

в том числе: торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

2151

1369

1758

-22

1740

0,6

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли 
автотранспортными средствами и мотоциклами

47289

11407

11512

150

47334

15,7

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и  
мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного  
пользования

3263

558

311

-5

3505

1,2

гостиницы и рестораны

645

229

47

2

829

0,3

транспорт и связь

31159

6576

8026

155

29864

10,0

из него связь

11587

4698

6494

174

9965

3,3

финансовая деятельность

12086

37913

38652

-60

11287

3,8

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

33986

7341

9549

-198

31580

10,5

государственное управление и обеспечение военной безопасности;  
социальное страхование

1163

25

28

-87

1073

0,4

Образование

3

1

0,3

0,0

4

0,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

156

13

4

0,3

165

0,1

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

1453

138

213

-49

1329

0,4

Информация о работе Состояние и перспективы иностранных инвестиций в российской экономике