Состояние и тенденции развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы достаточно актуальна, так как торговля является одной из самых крупных отраслей экономики Республики Беларусь. Доля торговли составляет значительную часть в структуре ВВП страны.
Система потребительской кооперации играет важную социально-экономическую роль, а также роль в формировании экономики, так как оборот реализации товаров организаций потребительской кооперации – часть торгового оборота страны и отдельных регионов.
Это самая крупная торговая сеть в Беларуси, ориентированная на продажу, в основном, товаров отечественного производства, выступающая крупным покупателем продукции белорусских предприятий.

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 102.88 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«Белорусский  торгово-экономический университет 

потребительской кооперации»

 

Кафедра коммерции и логистики

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Организация и технология торговли»

 

  на тему  «Состояние и тенденции развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь»

 

 

 

 

 

Выполнила студент

коммерческого факультета

группы К-31

Агутин  А.С.

Научный руководитель

старший преподаватель

Бондарева Т.В.

 

 

 

 

Гомель 2012

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной курсовой работы достаточно актуальна, так как торговля является одной из самых крупных отраслей экономики Республики Беларусь. Доля торговли составляет значительную часть в структуре ВВП страны.

 Система потребительской кооперации играет важную социально-экономическую роль, а также роль в формировании экономики, так как оборот реализации товаров организаций потребительской кооперации – часть торгового оборота страны и отдельных регионов.

Это самая  крупная торговая сеть в Беларуси, ориентированная на продажу, в основном, товаров отечественного производства, выступающая крупным покупателем  продукции белорусских предприятий.

Одной из составляющих инфраструктуры системы  потребительской кооперации является розничная торговая сеть, которая  не теряет своей значимости в условиях рыночных отношений. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей.

Развитие  розничного товарооборота потребительской  кооперации зависит от сферы функционирования ее торговых предприятий, которые в  основном сосредоточены в сельской местности, от наличия конкурентной среды и других социально-экономических  факторов.

Изучение  состояния и тенденций развития розничной торговой сети потребительской  кооперации актуально, потому что торговые организации данной сети обладают потенциалом  развития. Вместе с тем, существует ряд специфических особенностей осуществления кооперативной торговли, которые будут рассмотрены в  данной работе.

 

Цель курсовой работы:

Определить  перспективные направления развития розничной торговой сети потребительской  кооперации Республики Беларусь.

 

Задачи работы:

1) изучить состояние развития розничной торговой сети на основании количественных и качественных показателей;

2) определить направления развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь.

 

Предмет:

Состояние и тенденции развития розничной  торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь.

 

Объект:

Розничная торговая сеть потребительской кооперации Республики Беларусь и Брестское районное потребительское общество

 

Структура работы:

 

 

1. СОСТОЯНИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Под розничной торговлей понимается вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования [10, с.5].

Розничная торговля завершает процесс товарного  обращения, с её помощью товары, произведённые  в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей [10, с.20].

Цель торговли заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей. Торговец является связующим звеном между производителем и потребителем. Его задача состоит в том, чтобы закупать оптом пользующиеся спросом товары в разных местах и у разных поставщиков, а затем продавать их с выгодой для себя.

Торговля  – одна из крупнейших отраслей экономики  любой страны, как по числу занятых  в ней людей, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал [1, с. 81].

Торговля  оказывает значительное влияние  на развитие производства, поскольку  наиболее оперативно реагирует на любые  изменения в экономической и  политической ситуации в стране. Являясь  отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в  части объема и ассортимента выпускаемой  продукции с одной стороны, а  с другой стороны – позволяет  проанализировать структуру потребительских  предпочтений и возможностей, а также  динамику уровня жизни населения [13].

В организациях розничной торговли завершается  процесс кругооборота средств, вложенных  в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы  стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых организаций и повышение культуры торговли.

Следовательно, экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя.

Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

Социальное  значение розничной торговли заключается  в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни населения, создания благоприятных условий  для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит своё проявление в величине свободного времени трудящихся.

Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создаёт необходимые условия  для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного  производства.

Функции розничной торговли:

  • исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
  • определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
  • осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
  • проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
  • осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;
  • проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
  • оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги [9, с. 165].

 

Таблица 1.1 - Объём и динамика внутреннего валового продукта Республики Беларусь за 2006 – 2010 гг.

Годы

Валовой внутренний продукт,   млрд. руб.

Темп прироста, %

2006

79 267,0

-

2007

97 165,3

22,6

2008

129 790,8

33,6

2009

137 442,2

5.9

2010

162 963,6

18,6


Источник: собственная  разработка на основе [3, с. 300] 

 

Как видно  из таблицы, в период с 2006 по 2010 год  в Республике Беларусь наблюдается  ежегодное увеличение величины валового внутреннего продукта, что тесно  связано с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и т. д.

 

Таблица 1.2 - Розничный товарооборот организаций торговли Республики Беларусь за 2006 – 2010 гг. в действующих ценах

Годы

Розничный товарооборот в  действующих ценах, млрд р.

Темп прироста, %


 

Продолжение таблицы 1.2

2006

31 062

-

2007

38 168

22,9

2008

50 651

32,7

2009

54 736

8,1

2010

68 136

24,5


Источник: собственная  разработка на основе [3, с. 456] 

 

Исходя  из данных таблицы можно сделать вывод, что в период с 2006 по 2010 годы розничный товарооборот увеличился. Наибольший прирост наблюдался в 2008 году (+32,7%), наименьший – в 2009 году (+8,1%)

 

Таблица 1.3 - Розничный товарооборот организаций торговли Республики Беларусь за 2006 – 2010 гг. в сопоставимых ценах

Годы

Розничный товарооборот в  сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

Темп прироста, %

2006

117,4

17,4

2007

114,8

14,8

2008

119,2

19,2

2009

103,2

3,2

2010

115,5

15,5


Источник: собственная  разработка на основе [16]

 

Если  рассматривать изменение товарооборота в сопоставимых ценах в 2006 – 2010 гг., то также наблюдается увеличение розничного товарооборота.

 

Таблица 1.4 - Товарная структура розничного товарооборота (в процентах к итогу)

 

 

2006

2007

2008

2009

2010

Отношение 2010 к 2006 г., %

Продовольственные

товары, %

51,8

51,1

49,5

51,1

49,9

-3,7

Непродовольственные

товары, %

48,2

48,9

50,5

48,9

50,1

3,9


 

Продолжение таблицы 1.4

Товары длительного

пользования, %

18,0

19,3

17,4

16,3

18,4

2,2


Источник: собственная  разработка на основе [3, С. 471] 

 

Товарная  структура розничного товарооборота  за последние пять лет изменялась следующим образом:

    • доля продовольственных товаров уменьшалась с 2006 по 2008 год с 51,8 до 49,5% на 2,3%. В 2009 году произошло увеличение на 1,6% до 51,1%, а затем уменьшилась в 2010 г. на 1,2% до 49,9%;
    • доля непродовольственных товаров увеличилась с 2006 по 2008 год на 2,3% с 48,2 до 50,5%. В 2009 году – уменьшилась на 1,6, в 2010 – снова увеличилась на 1,2%;
    • доля товаров длительного пользования увеличилась в 2007 и 2010 годах, в 2008 и 2010 – уменьшилась. Увеличение и уменьшение – в пределах 2%.
    • в 2010 году относительно 2006 уменьшилась доля продовольственных товаров, увеличилась доля непродовольственных. Из них также увеличился удельный вес товаров длительного пользования.

Увеличение доли непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота свидетельствует о увеличении благосостояния белорусов, поскольку население не только приобретает продукты питания, а также покупает промышленную продукцию, пользуется различными услугами, накапливает сбережения.

Таким образом, торговля — это отрасль национальной экономики, назначением которой является продвижение товаров из сферы производства в сферу обращения и доведение их до конечного потребителя. Ее роль заключается в выполнении двух важнейших функций: экономической и социальной.

Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к  потребителям.

В розничной  торговой сети материальные ресурсы  переходят из сферы обращения  в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку покупатели приобретают нужные им товары в обмен  на свои денежные доходы.

Состояние экономики в государстве в  достаточной степени определяет эффективность всех отраслей, в том числе и торговли. Если в государстве наблюдается экономический рост, то он наблюдается и у всех отраслях экономики и наоборот.

Информация о работе Состояние и тенденции развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь