Состояние и тенденции развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы достаточно актуальна, так как торговля является одной из самых крупных отраслей экономики Республики Беларусь. Доля торговли составляет значительную часть в структуре ВВП страны.
Система потребительской кооперации играет важную социально-экономическую роль, а также роль в формировании экономики, так как оборот реализации товаров организаций потребительской кооперации – часть торгового оборота страны и отдельных регионов.
Это самая крупная торговая сеть в Беларуси, ориентированная на продажу, в основном, товаров отечественного производства, выступающая крупным покупателем продукции белорусских предприятий.

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 102.88 Кб (Скачать файл)

Источник: собственная  разработка на основе [4,5,6,7,8] 

 

     Торговая площадь магазинов на  тысячу человек с 2006 по 2008 год сокращалась (-4,78% в 2007 г., -1,01% в 2008 г.), однако в 2009 и 2010 гг. произошло значительное увеличение данного показателя:

  • в 2009 г. - 34,16% (67,3 кв. м.);
  • в 2010 г. - 3,1% (8,2 кв. м).

В 2010 году относительно 2006 года данный показатель увеличился на 63,5 кв. м.

Увеличение  торговой площади в системе потребительской  кооперации связано с увеличением  числа торговых объектов (Таблица  1.5).

 

Удельный  вес магазинов, использующих прогрессивные  методы продажи

 

Магазины самообслуживания

 

Самообслуживание – это форма продажи, сущность которого состоит в том, что покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары в узел расчёта.

Магазином самообслуживания считается магазин, продающий товары, стоимость которых  составляет не менее 70% товарооборота  магазина.

Самообслуживание  не исключает возможности отпуска  товаров, требующих нарезки, отмеривания, взвешивания продавцами, при условии, если их рабочие места находятся  в зале самообслуживания, а товары отпускаются без предварительной  оплаты их стоимости в кассе [11, с. 111].

 

 

Таблица 1.10 - Число магазинов самообслуживания в системе потребительской кооперации Республики Беларусь в 2006 – 2010гг.

Годы

Число магазинов самообслуживания

Удельный вес в общем  количестве магазинов, %

всего

прод.

непрод.

всего

прод.

непрод.

2006

6866

1774

1253

62,6

50,5

91,7

2007

6414

1799

1281

59,2

51,2

90,3

2008

6532

1892

1369

60,8

53,3

88,6


Продолжение таблицы 1.10

2009

6555

2018

1436

62

57,6

90,5

2010

6490

2044

1423

63

58,6

90,1


Источник: собственная  разработка на основе [4,5,6,7,8] 

 

Тенденция, наблюдаемая в изменении удельного  веса магазинов, работающих по методу самообслуживания в общем числе  объектов, различна для продовольственных  и непродовольственных магазинов.

Число продовольственных  магазинов постоянно увеличивается: с 2006 по 2010 год – с 1774 до 2044 магазинов  соответственно. Удельный вес магазинов  данного вида в общем количестве продовольственных магазинов также  увеличился с 50,5% до 58,6%.

Число непродовольственных  магазинов увеличивалось с 2006 по 2009 год (с 1253 о 1436 единиц). В 2010 году сократилось  до 1423. Однако, за счёт того, что увеличивалось  количество магазинов, работающих по другим методам, удельный вес непродовольственных  магазинов самообслуживания снизился с 91,7% в 2006 году до 90,1% в 2010 году.

 

Дополнительное открытие торговой сети типа «мини-магазин».

 

Мини-магазин – то торговое предприятие площадью 30 кв. м. и несколько больше, оснащённое самым современным технологическим и холодильным оборудованием и размещённое в новых микрорайонах или иных экономически эффективных зонах [14, с. 5].

В целях  увеличения удельного веса товарооборота в обслуживаемых регионах (районных центрах, микрорайонах, крупных населенных пунктах) дополнительно открывается 80 новых торговых объектов типа «мини-магазин» торговой площадью до 150 квадратных метров.

 

Создание сетевых магазинов.

 

Для получения дополнительных объемов товарооборота и повышения эффективности работы торговой отрасли в областных центрах, городах областного значения и других создаются 9 новых современных высокоэффективных розничных торговых объектов (сетевых магазинов) торговой площадью 500 квадратных метров и более [14, с. 4].

 

Степень физического износа материально-технической  базы

 

За последние  пять лет на модернизацию и техническое  перевооружение торговой отрасли направлено инвестиций на сумму около 500 млрд р [14, с. 3].

Капитальные вложения на развитие материально-технической  базы торговой отрасли в 2010 году составил 118,9 млрд р. Из этой суммы на модернизацию универсамов направилось 22,1 млрд р., строительство сетевых магазинов – 24,9 млрд р., ремонт и реконструкцию – 28,2 млрд р., приобетение холодильного оборудования – 8,6 млрд р., приобретение автомагазинов – 4,4 млрд р., установку компьютерных систем – 3 млрд р.

В 19 универсамах производится модернизация с оснащением холодильным и торговым оборудованием, компьютерными системами, платежными терминалами, отвечающими современным требованиям [14, с. 4].

Одним из новейших направлений в развитии торговли является расширение безналичных  расчётов с покупателями в объектах торговли и организациях общественного  питания с использованием банковских платёжных терминалов и пластиковых  карточек, что также способствует росту продаж, снижению объёмов работы с наличными деньгами.

Между тем, удельный вес товарооборота, полученного  посредством расчётов через банковские терминалы, в системе потребительской  кооперации пока невысок и составляет 0,58% в общем товарообороте [2, с. 5].

 

Уровень специализации  торговой сети по торговой площади, товарообороту

 

Таблица 1.11 - Уровень специализации торговой сети потребительской кооперации по торговой площади продовольственных, непродовольственных и смешанных магазинов за 2006 – 2010 гг.

Годы

 Торговая площадь магазинов (тыс. кв. м)

продо-вольственных

непродо-вольственных

смешанных

всего

Площадь (тыс. кв. м.)

Доля в общей площади, %

Площадь (тыс. кв. м.)

Доля в общей площади, %

Площадь (тыс. кв. м.)

Доля в общей площади, %

2006

285,2

28,0

268,4

26,4

464,4

45,6

1018,0

2007

285,6

28,4

268,7

26,7

450,8

44,8

1005,2

2008

290,7

28,9

280,0

27,8

435,9

43,3

1006,6

2009

293,2

29,2

283,1

28,1

429,5

42,7

1005,8

2010

299,3

30,0

281,1

28,2

415,7

41,7

996,2

Откло-нение 2010 от 2006г.,

(+/-)

14,1

2

12,7

1,8

-48,7

-3,9

-21,8


Источник: собственная  разработка на основе [4,5,6,7,8] 

Последние пять лет самый наибольший удельный вес в общей площади магазинов  всех видов занимают магазины смешанного типа. Однако их доля в этом показателе снижается с 464,4 тыс. кв. м. в 2006 году до 415,7 тыс. кв. м. в 2010 году (с 45,6% до 41,7% на 3,9%).

Доля  площади продовольственных и  непродовольственных магазинов  примерно равна – около 30%. Причём удельный вес таких магазинов  за последние  пять лет ежегодно увеличивается:

  • продовольственные – с 28,0% в 2006 г. до 30,0% в 2010 г. (+2%);
  • непродовольственные – с 26,4% в 2006 г. до 28,2% в 2010 г. (+1,8%).

В 2010 году относительно 2006 года произошли следующие  изменения:

  • площадь продовольственных магазинов увеличилось на 14,1 тыс. кв. м.,    что составляет 2%;
  • площадь непродовольственных магазинов увеличилась на 12,7 тыс. кв. м., или на 1,8%;
  • площадь смешанных магазинов уменьшилась на 48,7 тыс. кв. м., или на 3,9%.

 

 

Таблица 1.12 - Уровень специализации торговой сети потребительской кооперации по товарообороту за 2006 – 2010 гг.

Годы

Розничный товарооборот фактически, млн р.

Темп прироста, %

2006

2757178,0

-

2007

3314397,7

20,2

2008

4329752,9

30,6

2009

4856956,9

12,2

2010

5781907,1

19,0


Источник: собственная  разработка на основе [4,5,6,7,8] 

 

Розничный товарооборот торговой сети за период 2006-2010 гг. имело тенденцию ежегодного увеличения. Наибольший прирост, составивший 30,6% произошёл в 2008 году. Наименьший (+12,2%) – в 2009 году.

 

 

Таблица 1.13 - Структура товарооборота торговых объектов потребительской кооперации за 2006 – 2010 гг.

Годы

Структура товарооборота, %

прод. товары

непрод. товары

2006

80,06

19,94


 

Продолжение таблицы 1.13

2007

79,16

20,84

2008

78,60

21,40

2009

78,30

21,70

2010

78,03

21,97

Отклонение 2010 от 2006 году, (+/-)

-2,03

2,03


Источник: собственная  разработка на основе [4,5,6,7,8] 

 

В структуре  товарооборота преобладает торговля продовольственными товарами (около 80%). Непродовольственные товары занимают долю в размере от 19 до 22%.

С каждым годом всё более увеличивается  доля непродовольственных товаров: с 19,94% в 2006 г. до 21,97% в 2010 г. (увеличение на 2,03%). Доля продовольственных товаров  в 2010 году по сравнению с 2006 уменьшилась  на 2,03%.

Снижение  доли расходов на продукты питания и направление большей части бюджета на непродовольственные товары свидетельствует о росте уровня жизни населения.

На основании  количественных и качественных показателей  состояния розничной торговой сети потребительской кооперации можно  сделать следующие выводы:

  • сокращается количество объектов стационарной розничной торговой сети (магазинов);
  • увеличение доли продовольственных и непродовольственных магазинов в общем числе объектов, сокращение доли смешанных магазинов;
  • что касается мелкорозничной и передвижной торговой сети – увеличение количества автомагазинов, уменьшение числа палаток, ларьков, киосков;
  • увеличение такого показателя как торговая площадь всех магазинов на 1000 человек обслуживаемого населения;
  • дополнительное открытие торговой сети типа «мини-магазин»;
  • производится модернизация и техническое перевооружение торговой отрасли;
  • расширение безналичных расчётов с покупателями в объектах торговли и организациях общественного питания с использованием банковских платёжных терминалов и пластиковых карточек;
  • ежегодное увеличение розничного товарооборота.

Вместе  с тем, показатели эффективности  работы Белкоопсоюза по сравнению с аналогичными показателями по республике остаются низкими. Основная причина - высокая издержкоёмкость содержания стационарных торговых предприятий в малых населенных пунктах и автомагазинов.

Информация о работе Состояние и тенденции развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь