Состояние и тенденции развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы достаточно актуальна, так как торговля является одной из самых крупных отраслей экономики Республики Беларусь. Доля торговли составляет значительную часть в структуре ВВП страны.
Система потребительской кооперации играет важную социально-экономическую роль, а также роль в формировании экономики, так как оборот реализации товаров организаций потребительской кооперации – часть торгового оборота страны и отдельных регионов.
Это самая крупная торговая сеть в Беларуси, ориентированная на продажу, в основном, товаров отечественного производства, выступающая крупным покупателем продукции белорусских предприятий.

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 102.88 Кб (Скачать файл)

Не изжиты в системе потребительской кооперации факты низкой культуры обслуживания, нарушений правил торговли, перебоев в продаже товаров, наличия товаров  с истекшим сроком реализации. Низким остается уровень технического и  технологического оснащения многих производственных предприятий потребительской  кооперации, в связи с чем низка их конкурентоспособность.

По-существу потребительская кооперация не приступила к внедрению сетевых принципов организации производства и реализации товаров (продукции, работ, услуг).

Несмотря  на рентабельную работу сложным остаётся финансовое состояние системы в  целом и абсолютного большинства  организаций.

 

 

 

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРЕСТСКОГО РАЙОННОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Брестское районное потребительское общество, добровольное объединение граждан, проживающих на территории г. Бреста или Брестского района, создано 16.02.1940 года как райпотребсоюз и реорганизовано в райпо 01.04.1996 года в соответствии с решением Конференции Брестского райпотребсоюза 20.02.1996 года, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Общество  является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме  потребительского кооператива, имеет  в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный (текущий) и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы.

Основной  целью создания общества являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов общества, обслуживаемого населения.

Предметом деятельности общества являются:

  • организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
  • закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
  • производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
  • оказание платных услуг населению;
  • организация рынков для торговли товарами;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности;
  • осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

 

Общество  осуществляет следующие виды экономической  деятельности:

  • выращивание овощей, их семян и рассады;
  • цветоводство;
  • производство продукции питомников;
  • выращивание фруктов, орехов, культур для производства напитков и пряностей;
  • предоставление услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
  • предоставление услуг в области животноводства, кроме ветеринарных услуг;
  • сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов;
  • производство мяса;
  • производство мяса сельскохозяйственной птицы и кроликов;
  • производство мясных продуктов;
  • производство муки;
  • переработка и консервирование картофеля;
  • производство фруктовых и овощных соков;
  • переработка и консервирование фруктов и овощей, не включенных в другие группировки;
  • производство хлеба и хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий недлительного хранения;
  • производство сухарей и печенья, производство мучных кондитерских изделий длительного хранения;
  • производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий;
  • производство макаронных изделий;
  • производство пряностей и приправ;
  • производство детского питания и диетических пищевых продуктов;
  • производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
  • производство готовых текстильных изделий, кроме одежды;
  • производство спецодежды;
  • производство верхней одежды;
  • производство прочей одежды и аксессуаров, не включенных в другие группировки;
  • распиловка и строгание древесины, пропитка древесины;
  • производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий;
  • производство деревянной тары;
  • восстановление резиновых шин и покрышек;
  • монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание неэлектрических и электрических печей;
  • монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание промышленного холодильного и вентиляционного оборудования;
  • ремонт и техническое обслуживание средств измерений и контрольно-измерительных приборов и оборудования;
  • разборка и снос зданий;
  • земляные работы; строительство инженерных сооружений;
  • общее строительство зданий;
  • устройство покрытий зданий и сооружений;
  • прочие строительные работы, требующие специальных профессий;
  • электромонтажные работы;
  • изоляционные работы;
  • санитарно-технические работы;
  • установка прочего инженерного оборудования;
  • штукатурные работы;
  • столярные и плотничные работы;
  • устройство покрытий пола и облицовка стен;
  • малярные и стекольные работы;
  • прочие отделочные работы;
  • торговля автомобилями;
  • торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
  • торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями, техническое обслуживание и ремонт мотоциклов;
  • розничная торговля моторным топливом;
  • оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе);
  • оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем и живыми животными;
  • оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
  • оптовая торговля фруктами и овощами;
  • оптовая торговля мясом и мясными продуктами;
  • оптовая торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами;
  • оптовая торговля алкогольными и другими напитками;
  • оптовая сахаром, шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями;
  • оптовая торговля кофе, чаем, какао и пряностями;
  • оптовая торговля прочими пищевыми продуктами;
  • неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
  • оптовая торговля непродовольственными товарами потребительского назначения;
  • оптовая торговля текстильными товарами;
  • оптовая торговля одеждой и обувью;
  • оптовая торговля бытовыми электротоварами, радио-  и телеаппаратурой;
  • оптовая торговля изделиями из керамики и стекла, обоями и чистящими средствами;
  • оптовая торговля парфюмерными и косметическими товарами;
  • оптовая торговля фармацевтическими, медицинскими и ортопедическими товарами;
  • оптовая торговля прочими непродовольственными товарами потребительского назначения;
  • оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием;
  • оптовая торговля скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием;
  • оптовая торговля химическими продуктами;
  • оптовая торговля прочими промежуточными продуктами;
  • оптовая торговля отходами и ломом;
  • прочая оптовая торговля;
  • оптовая торговля офисными машинами и оборудованием;
  • оптовая торговля прочими машинами и оборудованием;
  • оптовая торговля сельскохозяйственными машинами;
  • розничная торговля в неспециализированных магазинах;
  • розничная торговля пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах;
  • розничная торговля алкогольными напитками;
  • розничная торговля табачными изделиями;
  • розничная торговля косметически и парфюмерными товарами;
  • прочая розничная торговля в специализированных магазинах;
  • розничная торговля вне магазинов;
  • предоставление услуг гостиницами;
  • предоставление услуг кемпингами;
  • предоставление услуг ресторанами;
  • предоставление услуг барами;
  • предоставление услуг столовыми при предприятиях и учреждениях;
  • поставка готовой пищи;
  • перевозки автобусами;
  • деятельность автомобильного грузового транспорта;
  • хранение и складирование;
  • услуги автомобильных стоянок;
  • организация перевозок грузов;
  • операции с собственным недвижимым имуществом;
  • покупка и продажа собственного недвижимого имущества;
  • подготовка к продаже недвижимого имущества;
  • прокат прочих бытовых изделий и предметов личного пользования;
  • прочая деятельность в области права;
  • технические испытания и исследования; стирка и обработка белья и других изделий;
  • деятельность в области фотографии;
  • деятельность в области упаковки;
  • предоставление прочих услуг потребителям;
  • прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки.

 

Общество  осуществляет следующие лицензируемые  виды деятельности:

  • деятельность в области промышленной безопасности;
  • деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов;
  • деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц;
  • деятельность по обеспечению пожарной безопасности;
  • деятельность по заготовке и переработке древесины;
  • переработка, консервирование рыбы и морепродуктов;
  • розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия; и общественное питание;
  • деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения;
  • деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду;
  • деятельность, связанная с оборотом (за исключением розничной торговли, экспорта и импорта) алкогольной непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий;
  • перевозка пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильными, внутренним водным, морским транспортом [Приложение А].

 

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ  СЕТИ БРЕСТСКОГО РАЙОННОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  ОБЩЕСТВА

Рациональная организация торгового обслуживания населения во многом определяется состоянием торговой сети, типами магазинов, их размещением, поэтому актуальность проблемы совершенствования розничной торговой сети является несомненной. От состояния розничной торговой сети, ее размещения, технического развития зависит удовлетворение покупательского спроса, культура торговли, развитие услуг, сокращение издержек потребления, получение предприятиями должного экономического эффекта, архитектурное и дизайнерское решение городов и населённых пунктов, экономика страны в целом.

Розничная торговая сеть постоянно находится  в процессе развития. В стране создана  разветвленная сеть розничных торговых предприятий. Поэтому одним из основных направлений упорядочения розничной  торговой сети является классификация  ее предприятий.

Структура розничной торговой сети характеризуется  такими показателями как:

  • соотношением предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами;
  • удельным весом стационарной сети в общем количестве торговых предприятий;
  • используемыми формами продажи и методами обслуживания;
  • соотношением торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
  • соотношением торговой и неторговой площадей магазина;
  • продолжительностью использования торговой площади в течение дня (режим работы);
  • соотношением общей площади торгового предприятия, расположенной в отдельно стоящих, встроенных и пристроенных зданиях;
  • удельным весом магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;
  • средним размером торговой площади одного магазина.

Одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети является ее специализация и типизация. Они  необходимы для более эффективного использования материально-технической  базы торговли, облегчения труда торговых работников и улучшения обслуживания населения.

В условиях рыночной экономики для  выполнения плана розничного товарооборота  и улучшения финансовых показателей  необходимо иметь определенную материально-техническую базу, способную обслужить покупателей на высоком уровне при снижении расходов покупателей и затрат сферы обслуживания. Поэтому работникам торговли надо знать состояние развития основных средств торговли и размер обеспеченности населения торговыми площадями, а для этого необходимо проводить глубокий экономический, системный анализ состояния их развития и использования. Основная часть материально-технической базы торговли сосредоточена в розничной торговой сети. Она состоит из большого числа организаций, различных по своему наименованию, типу и назначению (дома торговли, торговые центры, магазины и т.д.).

Успешное функционирование торговли, повышение ее эффективности и  качества работы в значительной мере зависит от состояния материально-технической  базы отрасли, основу которой составляет розничная торговая сеть.

Подавляющую часть материально-технической  базы торговли образует розничная торговая сеть. Ее место определяется не только преобладающей долей, но и той  ролью, которую она выполняет  в обслуживании населения, реализуя товары.

Таблица 3.1 – Характеристика розничной торговой сети Брестского райпо за 2011-2012 гг.

Источник: составлено автором на основе приложения Б.

Типы розничных торговых объектов

Количество действующих  розничных торговых объектов   

единиц

торговая площ. тыс.кв.м.

на 1.1.2011г

на 1.1.2012г

+;-

на 1.1.2011г

на 1.1.2012г

+;-

Магазины - всего

94

90

-4

7,0

6,9

-0,1

  в т.ч.: пpодовольственные

16

17

1

1,6

1,8

0,2

            непpодовольствен.

15

15

0

1,6

1,6

0,0

            смешанные

63

58

-5

3,7

3,4

-0,3

Из общего числа маг.:                                                                                                       м-ны, торг. винно-вод. изд.

79

75

-4

     

 Магазины самообслуж.

36

37

1

3,7

3,8

0,1

       из них: пpодовольств.

11

13

2

1,3

1,5

0,2

                  непpодовольств.

14

14

0

1,6

1,6

0,0

Кpоме того:                                                                                                                                      Передвижная торговая сеть

3

3

0

     

   из нее автомагазины 

3

3

0

     

Информация о работе Состояние и тенденции развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь