Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:21, курсовая работа
Целью исследования данной темы является изучение финансовой системы, принципов построения, структуру и функции.
Задачи исследования:
- рассмотреть финансовую систему общества, ее структуру и механизм функционирования;
- описать финансовую систему Республики Беларусь;
- описать состояние государственных финансов.
-выявить направления совершенствования финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь
Введение……………………………………………………………………..
5
1. Финансовая система общества, ее структура и механизм функционирования…………………………………………………………
7
1.1 Понятие финансовой системы………………………………………….
7
1.2 Структура финансовой системы. Звенья финансовой системы государства…………………………………………………………………..
9
1.3 Управление финансовой системой государства……………………….
12
2. Характеристика финансовой системы Республики Беларусь…………..
15
2.1 Государственная финансовая система Беларуси………………………
15
2.2 Состояние государственных финансов Республики Беларусь………..
20
3 Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь………………………………..
25
Заключение…………………………………………………………………..
28
Список использованных источников……………………………………….
31
Шоковая ситуация на валютном рынке привела к постепенному замедлению стимулирующей экономической политики, что в совокупности стало приводить к возврату динамики ВВП к своему равновесному тренду.
При этом в середине года произошли резкие изменения в декомпозиции ВВП, выдвинув на первое место в факторах экономического роста рост чистого экспорта при замедлении темпов роста потребительского и инвестиционного спроса [17, с. 189].
Одновременно под сильным влиянием произошедшего ранее разогрева экономики и неопределенностью на валютном рынке в условиях сохраняющейся в республике монополизации производства и рынков происходило нарастание инфляционных процессов.
Динамика показателей сектора нефинансовых организаций в целом характеризовалась тенденцией роста продаж, прибыли и рентабельности по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В то же время при сохранении значительного числа нерентабельных и низкорентабельных предприятий наблюдался рост чистого убытка.
Сохраняется тенденция увеличения доли предприятий, имеющих просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность.
Прежней остается ситуация с факторами неустойчивости экономики, делающей ее уязвимой к шокам: незначительный уровень прямых иностранных инвестиций; высокая материалоемкость и, как следствие, импортоемкость экономики; сохраняющая зависимость от внешних заимствований.
Объем валового внутреннего продукта в 2011 году составил 274,3 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2010 года на 5,3 процента (прогноз на год - рост на 9-10 процентов).
Энергоемкость ВВП в январе-ноябре 2011 г. снизилась на 3,7 процента (прогноз на год - снижение на 6-7 процентов).
В январе-ноябре 2011 г., по предварительной информации Министерства финансов, в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 71,9 трлн. рублей доходов, что в 1,6 раза больше, чем за январь-ноябрь 2010 г. (или 29,9 процента к ВВП против 29,7 процента в январе-ноябре 2010 г.), таблица 2.1.
2.1 – Исполнение консолидированного бюджета
Доходы |
Из них |
Расходы |
Профицит (+), дефицит (-) | ||
налоговые |
неналоговые | ||||
январь-ноябрь 2010 г. январь-ноябрь 2011 г. |
43 838,8 |
40 256,2 |
3 494,9 |
46 681,5 |
-2 842,7 |
71 930,3 |
63 337,8 |
8 460,0 |
63 676,3 |
8 254,0 |
В реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен) они увеличились на 11 процентов. Следует отметить, что динамика оступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны в январе-ноябре 2011 г. уже немного превысила динамику роста номинального ВВП, в отличие от отставания в первом полугодии 2011 г [19, с. 30].
Доходная часть
Налоговые доходы составили 88,1 процента
всех поступлений в
Таблица 2.2 -Структура доходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Наименование показателя |
январь-ноябрь 2011 г. |
Справочно январь-ноябрь 2010 г. |
Доходы - всего |
100 |
100 |
налоговые доходы |
88,1 |
91,8 |
из них: |
||
налоги на доходы и прибыль |
21,4 |
24,5 |
в том числе: |
||
подоходный налог с физических лиц |
11,2 |
10,8 |
налог на прибыль |
9,6 |
11,9 |
налоги на собственность |
3,5 |
4,2 |
налоги на товары (работы, услуги) |
41,9 |
47,0 |
в том числе: |
||
налог на добавленную стоимость |
31,7 |
32,7 |
акцизы |
6,9 |
9,1 |
налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
18,1 |
11,1 |
неналоговые доходы |
11,8 |
8,0 |
За январь-ноябрь 2011 г. в
бюджет сектора органов
Расходы консолидированного бюджета в январе-ноябре 2011 г. составили 63,7 трлн. рублей, что на 36,4 процента больше, чем в январе-ноябре 2010 г. По отношению к ВВП они составили 26,5 процента (за январь-ноябрь 2010 г. - 31,6 процента). В реальном выражении расходы уменьшились на 7,8 процента.
Основная доля в расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы и отраслей национальной экономики (таблица 1.5.3). Объем средств направленных в январе-ноябре 2011 г. на финансирование социально- культурных мероприятий (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика) составил 29 трлн. рублей, или 45,7 процента от всех расходов консолидированного бюджета (в январе- ноябре 2010 г. - 18,6 трлн. рублей, или 39,8 процента от всех расходов). Финансирование национальной экономики общегосударственной деятельности продолжает уменьшаться по сравнению с прошлым годом, при увеличении финансирования здравоохранения и образования[19, с. 31].
Таблица 2.3- Структура расходов консолидированного бюджета в процентах к итогу
Наименование показателя |
январь-ноябрь 2011 г. |
Справочно январь-ноябрь 2010 г. |
Расходы - всего из них на: общегосударственную деятельность национальную экономику охрану окружающей среды жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство здравоохранение физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации образование социальную политику |
100 |
100 |
17,0 |
20,2 | |
20,0 |
23,7 | |
0,7 |
0,8 | |
8,0 |
7,4 | |
13,6 |
11,8 | |
3,4 |
3,1 | |
18,4 |
15,4 | |
10,3 |
9,5 |
В составе расходов на национальную экономику в январе-ноябре 2011 г. наибольший удельный вес приходился на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность (53,2 процента), дорожное хозяйство (16,2 процента), транспорт (11,4 процента).
Консолидированный бюджет в январе-ноябре 2011 г. был исполнен с профицитом в сумму 8 254,0 млрд. рублей (3,4 процента к ВВП), в том числе республиканский бюджет - с профицитом на сумму 4 310,9 млрд. рублей (1,8 процента к ВВП). В январе-ноябре 2010 г. дефицит консолидированного бюджета составил 1,9 процента к ВВП, республиканского бюджета - 1,8 процента к ВВП. Доходы республиканского бюджета в январе-ноябре 2011 г. составили 44,9 трлн. рублей (или 18,6 процента к ВВП), а расходы - 40,6 трлн. рублей (или 16,8 процента к ВВП).
По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по налогам и сборам на 1 декабря 2011 г. увеличились по сравнению с 1 декабря 2010 г. на 24,7 процента и составила 43,7 млрд. рублей. Объем отсроченных (рассроченных) сумм задолженности на 1 декабря 2011 г. составил 214,7 млрд. рублей и уменьшился по сравнению с 1 декабря 2010 г. на 17,3 процента. По сравнению с 1 января 2011 г. он снизился на 16,6 процента, в том числе за ноябрь - на 1,6 процента.
Государственный внутренний долг на 1 декабря 2011 г., по предварительным данным, составил 21 317,1 млрд. рублей (8,3 процента от ВВП) и увеличился по сравнению с началом года на 12 049,3 млрд. рублей (или в 2,3 раза).
Государственный основной внешний долг Республики Беларусь на 1 декабря 2011 г. составил 11 399,5 млн. долларов США (38 процентов от ВВП), увеличившись по сравнению с началом года на 1 712,3 млн. долларов США (или на 17,7 процента) [19, с. 32].
В ближайшей перспективе динамику экономического развития Беларуси будут определять главным образом внешние факторы - постепенное восстановление спроса на белорусский экспорт в странах - основных торговых партнерах республики, обусловленное выходом этих стран из кризиса и соответствующим возобновлением темпов их экономического роста. Важнейшим внутренним источником экономического роста в республике представляется потребительский спрос.
ГЛАВА 3
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о той, что популизм, характерный для современных демократий, разрушительно воздействует на финансовую систему, подрывая доверие общества к правительству, не способному выполнять взятые на себя обязательства, В ганце XIX в, французский теоретик в области финансов Г, Жез высказал мысль, которая не потеряла своей актуальности и в настоящее время: «Опытом доказано, что законодательные собрания особенно в демографических странах относятся расточительно к народным деньгам, Они очень легко поддаются всяким гуманитарным побуждениям и подчиняются интересам выборной рекламы, Таким образом, проблема может быть выражена в следующих словах: парламент расточителен, некомпетентен и безответствен»,[8, с.37]
При выработке финансовой политики важно учитывать конфетные условия, особенности, как внутренней политики, так и международную обстановку, реальные возможности государства в финансировании непроизводственной сферы, Она должна быть направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных антагонизмов, Большое влияние при этом должно уделяться определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов государства, Не менее важно при формировании финансовой политики уделять внимание вопросам эффективности использования финансовых ресурсов посредством их распределения между отраслями и территориями, а также их концентрации на основных направлениях экономического и социального развития, Эта аксиома, что ни одно государство не может в полной мере удовлетворить потребности государства в целом и регионов в частности в финансовых ресурсах, Следовательно, искусство управления этими ресурсами состоит в нахождении того оптимума в распределении, при котором в данный момент создана такая финансовая среда, которая позволяет обеспечить воспроизводство всех институтов гражданского общества, В то же время финансовая политика не должна «плестись» в хвосте событий, она должна оперативно впитывать в себя изменения в хозяйственной конъюнктуре, международной обстановке и, адаптируясь к ним, предлагать такие цели и задачи, решение которых будет способствовать укреплению экономического положения, росту размеров финансовых ресурсов, Отметим, что оценка финансовой политики государства может быть дана на основании сопоставления целей, определяемых политикой и реальными результатами их достижения, При этом в расчет должны браться в первую очередь основные макроэкономические показатели и только затем внутрисистемные достижения, Грамотно сформированная и последовательно проводимая финансовая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов.
Переход к рынку потребовал решения огромного количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами, Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы финансового механизма, Современный финансовый механизм призван, не только создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и многоукладной экономики. [1, с. 151]
Программа финансовой стабилизации
государства, исходя из мирового опыта,
предусматривает следующие
-использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);
-стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всеххозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства;
-развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области,
Правительство Республики Беларусь при разработке проектов бюджетов руководствуется следующими принципами: обеспечение низких темпов инфляции, сокращение налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства, укрепление доходной части бюджета, усиление социальной направленности доходов бюджета и сокращение дотаций,
С созданием новой экономической модели в нашем государстве изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальную сферу. Современный финансовый механизм проявляется в ограниченном вмешательстве государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы посредством разнообразных косвенных финансовых инструментов, образовании внебюджетных финансовых фондов и т, д,
Среди рычагов государственного
финансового регулирования