Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной темы является изучение финансовой системы, принципов построения, структуру и функции.
Задачи исследования:
- рассмотреть финансовую систему общества, ее структуру и механизм функционирования;
- описать финансовую систему Республики Беларусь;
- описать состояние государственных финансов.
-выявить направления совершенствования финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
5
1. Финансовая система общества, ее структура и механизм функционирования…………………………………………………………

7
1.1 Понятие финансовой системы………………………………………….
7
1.2 Структура финансовой системы. Звенья финансовой системы государства…………………………………………………………………..

9
1.3 Управление финансовой системой государства……………………….
12
2. Характеристика финансовой системы Республики Беларусь…………..
15
2.1 Государственная финансовая система Беларуси………………………
15
2.2 Состояние государственных финансов Республики Беларусь………..
20
3 Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь………………………………..

25
Заключение…………………………………………………………………..
28
Список использованных источников……………………………………….
31

Файлы: 3 файла

оглавление.docx

— 14.81 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2г.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

Шоковая ситуация на валютном рынке привела к постепенному замедлению стимулирующей экономической  политики, что в совокупности стало  приводить к возврату динамики ВВП  к своему равновесному тренду.

При этом в середине года произошли резкие изменения в  декомпозиции ВВП, выдвинув на первое место в факторах экономического роста рост чистого экспорта при  замедлении темпов роста потребительского и инвестиционного спроса [17, с. 189]. 

Одновременно под сильным  влиянием произошедшего ранее разогрева  экономики и неопределенностью  на валютном рынке в условиях сохраняющейся  в республике монополизации производства и рынков происходило нарастание инфляционных процессов.

Динамика показателей  сектора нефинансовых организаций  в целом характеризовалась  тенденцией роста продаж, прибыли и рентабельности по  сравнению  с  аналогичным  периодом 2010 года. В то же время при  сохранении значительного числа нерентабельных  и  низкорентабельных  предприятий  наблюдался  рост  чистого  убытка.

Сохраняется тенденция увеличения доли предприятий, имеющих просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность. 

Прежней остается ситуация с факторами неустойчивости экономики, делающей ее уязвимой к шокам: незначительный уровень прямых иностранных инвестиций; высокая материалоемкость и, как следствие, импортоемкость экономики; сохраняющая зависимость от внешних заимствований.

Объем валового внутреннего  продукта в 2011 году составил 274,3 трлн. рублей и  увеличился  в  сопоставимых  ценах  к  уровню 2010 года  на 5,3 процента (прогноз на год - рост на 9-10 процентов).

Энергоемкость  ВВП  в  январе-ноябре 2011 г.  снизилась  на 3,7 процента (прогноз на год - снижение на 6-7 процентов).

В январе-ноябре 2011 г., по предварительной информации Министерства  финансов,  в  консолидированный  бюджет  Республики  Беларусь поступило 71,9 трлн. рублей доходов, что в 1,6 раза больше, чем за январь-ноябрь 2010 г. (или 29,9 процента к ВВП против 29,7 процента в январе-ноябре 2010 г.),  таблица 2.1. 

2.1 – Исполнение консолидированного бюджета

 

Доходы

Из них

Расходы

Профицит (+), дефицит (-)

налоговые

неналоговые

январь-ноябрь 2010 г.

январь-ноябрь 2011 г.

43 838,8

40 256,2

3 494,9

46 681,5

-2 842,7

71 930,3

63 337,8

8 460,0

63 676,3

8 254,0


 

В  реальном  выражении (скорректированные  на  индекс  потребительских цен) они увеличились  на 11 процентов. Следует отметить, что  динамика оступлений в доходную часть  консолидированного бюджета страны в январе-ноябре 2011 г. уже немного  превысила динамику роста номинального ВВП, в отличие от  отставания в первом полугодии 2011 г [19, с. 30].

Доходная часть консолидированного бюджета формировалась, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают налог на добавленную стоимость, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль. Удельный вес этих налоговых поступлений в общих доходах консолидированного бюджета в январе-ноябре 2011 г. составил 70,6 процента, в январе-ноябре 2010 г. - 66,5 процента (что, в основном, обусловлено ростом доли доходов от внешнеэкономической деятельности в январе-ноябре 2011 г.). В январе-ноябре 2011 г. доля налоговых поступлений в ВВП составила 26,3 процента, а в январе-ноябре 2010 г. - 27,2 процента.

Налоговые доходы составили 88,1 процента всех поступлений в консолидированный  бюджет (в январе-ноябре 2010 г. - 91,8 процента), неналоговые доходы - 11,8 процента (в январе-ноябре 2010 г. - 8 процентов), таблица 2.2.

Таблица 2.2 -Структура доходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу

Наименование показателя

январь-ноябрь 2011 г.

Справочно январь-ноябрь 2010 г.

Доходы - всего

100

100

налоговые доходы

88,1

91,8

из них:

   

налоги на доходы и прибыль

21,4

24,5

в том числе:

   

подоходный налог с физических лиц

11,2

10,8

налог на прибыль

9,6

11,9

налоги на собственность

3,5

4,2

налоги на товары (работы, услуги)

41,9

47,0

в том числе:

   

налог на добавленную стоимость

31,7

32,7

акцизы

6,9

9,1

налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

18,1

11,1

неналоговые доходы

11,8

8,0


 

За январь-ноябрь 2011 г. в  бюджет сектора органов государственного управления поступило НДС на сумму 22,8 трлн. рублей, или 94,6 процента уточненного  годового плана. Налога на прибыль поступило 6,9 трлн. рублей, или 84,2 процента уточненного  годового плана. Акцизы поступили в  сумме 4,9 трлн. рублей, или 90,2 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 13 трлн. рублей, или 90,1 процента уточненного годового плана[19, с. 31].

Расходы консолидированного бюджета в январе-ноябре 2011 г. составили 63,7 трлн. рублей, что на 36,4 процента больше, чем в январе-ноябре 2010 г. По отношению к ВВП они составили 26,5 процента (за январь-ноябрь 2010 г. - 31,6 процента). В реальном выражении  расходы уменьшились на 7,8 процента.

Основная доля в расходах консолидированного бюджета приходилась  на финансирование социальной сферы  и отраслей национальной экономики (таблица 1.5.3). Объем средств направленных в январе-ноябре 2011 г. на финансирование социально- культурных мероприятий (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика) составил 29 трлн. рублей, или 45,7 процента от всех расходов консолидированного бюджета (в январе- ноябре 2010 г. - 18,6 трлн. рублей, или 39,8 процента от всех расходов). Финансирование национальной экономики общегосударственной  деятельности продолжает уменьшаться  по сравнению с прошлым годом, при увеличении финансирования здравоохранения  и образования[19, с. 31].

 

Таблица 2.3- Структура расходов консолидированного бюджета в процентах к итогу

Наименование показателя

январь-ноябрь 2011 г.

Справочно январь-ноябрь 2010 г.

Расходы - всего

из них на:

общегосударственную деятельность

национальную экономику

охрану окружающей среды

жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

здравоохранение

физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации

образование

социальную политику

100

100

17,0

20,2

20,0

23,7

0,7

0,8

8,0

7,4

13,6

11,8

3,4

3,1

18,4

15,4

10,3

9,5


 

 

В составе расходов на национальную экономику в январе-ноябре 2011 г. наибольший удельный вес приходился на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность (53,2 процента), дорожное хозяйство (16,2 процента), транспорт (11,4 процента).

Консолидированный бюджет в  январе-ноябре 2011 г. был исполнен с  профицитом в сумму 8 254,0 млрд. рублей (3,4 процента к ВВП), в том числе  республиканский бюджет - с профицитом на сумму 4 310,9 млрд. рублей (1,8 процента к ВВП). В январе-ноябре 2010 г. дефицит консолидированного бюджета составил 1,9 процента к ВВП, республиканского бюджета - 1,8 процента к ВВП. Доходы республиканского бюджета в январе-ноябре 2011 г. составили 44,9 трлн. рублей (или 18,6 процента к ВВП), а расходы - 40,6 трлн. рублей (или 16,8 процента к ВВП).

По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность  по налогам и сборам на 1 декабря 2011 г. увеличились по сравнению с 1 декабря 2010 г. на 24,7 процента и составила 43,7 млрд. рублей. Объем отсроченных (рассроченных) сумм задолженности  на 1 декабря 2011 г. составил 214,7 млрд. рублей и уменьшился по сравнению с 1 декабря 2010 г. на 17,3 процента. По сравнению с 1 января 2011 г. он снизился на 16,6 процента, в том числе за ноябрь - на 1,6 процента.

Государственный внутренний долг на 1 декабря 2011 г., по предварительным  данным, составил 21 317,1 млрд. рублей (8,3 процента от ВВП) и увеличился по сравнению  с началом года на 12 049,3 млрд. рублей (или в 2,3 раза).

Государственный основной внешний  долг Республики Беларусь на 1 декабря 2011 г. составил 11 399,5 млн. долларов США (38 процентов от ВВП), увеличившись по сравнению с началом года на 1 712,3 млн. долларов США (или на 17,7 процента) [19, с. 32].

В ближайшей перспективе  динамику экономического развития Беларуси будут определять главным образом  внешние факторы - постепенное восстановление спроса на белорусский экспорт в  странах - основных торговых партнерах  республики, обусловленное выходом  этих стран из кризиса и соответствующим  возобновлением темпов их экономического роста. Важнейшим внутренним источником экономического роста в республике представляется потребительский спрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о той, что  популизм, характерный для современных  демократий, разрушительно воздействует на финансовую систему, подрывая доверие общества к правительству, не способному выполнять взятые на себя обязательства, В ганце XIX в, французский теоретик в области финансов Г, Жез высказал мысль, которая не потеряла своей актуальности и в настоящее время: «Опытом доказано, что законодательные собрания особенно в демографических странах относятся расточительно к народным деньгам, Они очень легко поддаются всяким гуманитарным побуждениям и подчиняются интересам выборной рекламы, Таким образом, проблема может быть выражена в следующих словах: парламент расточителен, некомпетентен и безответствен»,[8, с.37]

При выработке финансовой политики важно учитывать конфетные  условия, особенности, как внутренней политики, так и международную обстановку, реальные возможности государства в финансировании непроизводственной сферы, Она должна быть направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных антагонизмов, Большое влияние при этом должно уделяться определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов государства, Не менее важно при формировании финансовой политики уделять внимание вопросам эффективности использования финансовых ресурсов посредством их распределения между отраслями и территориями, а также их концентрации на основных направлениях экономического и социального развития, Эта аксиома, что ни одно государство не может в полной мере удовлетворить потребности государства в целом и регионов в частности в финансовых ресурсах, Следовательно, искусство управления этими ресурсами состоит в нахождении того оптимума в распределении, при котором в данный момент создана такая финансовая среда, которая позволяет обеспечить воспроизводство всех институтов гражданского общества, В то же время финансовая политика не должна «плестись» в хвосте событий, она должна оперативно впитывать в себя изменения в хозяйственной конъюнктуре, международной обстановке и, адаптируясь к ним, предлагать такие цели и задачи, решение которых будет способствовать укреплению экономического положения, росту размеров финансовых ресурсов, Отметим, что оценка финансовой политики государства может быть дана на основании сопоставления целей, определяемых политикой и реальными результатами их достижения, При этом в расчет должны браться в первую очередь основные макроэкономические показатели и только затем внутрисистемные достижения, Грамотно сформированная и последовательно проводимая финансовая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов.

Переход к рынку потребовал решения огромного количества экономических  вопросов, значительное число которых  связано с финансами, Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы финансового механизма, Современный финансовый механизм призван, не только создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и многоукладной экономики. [1, с. 151]

Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления  и тенденции развития финансов в современном периоде:

-использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);

-стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всеххозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства;

-развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области,

Правительство Республики Беларусь при разработке проектов бюджетов руководствуется  следующими принципами: обеспечение  низких темпов инфляции, сокращение налоговой  нагрузки на юридические лица в целях  стимулирования производства, укрепление доходной части бюджета, усиление социальной направленности доходов бюджета  и сокращение дотаций,

С созданием новой экономической  модели в нашем государстве изменились методы финансового воздействия  на развитие народного хозяйства  и социальную сферу. Современный  финансовый механизм проявляется в  ограниченном вмешательстве государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы посредством разнообразных косвенных финансовых инструментов, образовании внебюджетных финансовых фондов и т, д,

Среди рычагов государственного финансового регулирования основными, как уже отмечалось, являются налоги, С их помощью регулируется уровень  рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий  и организаций, т, е, создаются по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства. Налоговый метод финансового  регулирования полностью соответствует  требованиям коммерческого расчета, создавая необходимый простор для  функционирования всех других финансовых рычагов и стимулов.

Информация о работе Совершенствование финансовой системы на современном этапе развития экономики Республики Беларусь