Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа
Целью исследования данной работы являются выявление проблемных аспектов в нетарифном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, определение направлений совершенствования инструментов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности,
Нормативную основу исследования составили международные нормативно-правовые акты, законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие внешнеторговую деятельность Российской Федерации, нормативные, распорядительные и инструктивные документы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Эмпирической базой работы являются отчеты и обзорно-аналитические материалы Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району
Введение
3
1
Инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности…
4
2
Классификация мер нетарифного регулирования в Российской Федерации
6
3
Анализ изменений нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условия создания Таможенного союза (вступления России в ВТО)
17
4
Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
21
Заключение
25
Список используемых источников
27
Приложения
Оглавление
Введение |
3 | |
1 |
Инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности… |
4 |
2 |
Классификация мер нетарифного регулирования в Российской Федерации |
6 |
3 |
Анализ изменений нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условия создания Таможенного союза (вступления России в ВТО) |
17 |
4 |
Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации |
21 |
Заключение |
25 | |
Список используемых источников |
27 | |
Приложения |
29 |
Введение
Регулирование внешней торговли является
важной функцией государства. В зависимости
от уровня экономического развития оно
реализует различные виды внешнеторговой
политики, начиная от политики протекционизма,
т.е. защиты внутреннего рынка от
потока иностранных товаров, до политики
либерализации
В настоящее время основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России закреплены в Федеральном законе №164-фз от 08.12.2003 «об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Особенность данного закона состоит в том, что он является базовым документом для процесса присоединения России к Всемирной торговой организации. С 1 января 2010 года в Российской Федерации вступили в силу нормативно-правовые акты, принятые государствами - участниками Таможенного союза, которые внесли существенные изменения в систему мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что является в настоящее время особо актуальным.
В целях осуществления
Меры нетарифного
Целью исследования данной работы являются выявление проблемных аспектов в нетарифном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, определение направлений совершенствования инструментов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности,
Нормативную основу исследования составили международные нормативно-правовые акты, законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие внешнеторговую деятельность Российской Федерации, нормативные, распорядительные и инструктивные документы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Эмпирической базой работы являются отчеты и обзорно-аналитические материалы Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району
В последнее десятилетие в России
произошли существенные изменения
в области регулирования
Государственное регулирование
внешнеторговой деятельности представляет
собой систему мер
Приведенная дефиниция государственного регулирования внешнеторговой деятельности включает составной частью понятие "цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Именно они определяют во многом характер механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, результирующий вектор внешнеторговой политики данного государства.
Как правило, цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавливаются и закрепляются государством на законодательном уровне.
Сформировавшийся на данный момент механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности нацелен на:
Функции государственного регулирования
внешнеторговой деятельности представляют
собой основные направления воздействия
государства на сферу внешней
торговли. Наиболее полно, по мнению автора,
данный вопрос был исследован на примере
зарубежных стран в коллективной
монографии "Государственное
1) определение основных
принципов и осуществление
2) контроль над внешнеторговыми
операциями (контроль над экспортно-
3) оказание содействия
участникам внешнеторговой
В целях осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности используется богатый арсенал инструментов, под которыми понимаются различные типы государственных мероприятий во внешнеторговой сфере.
Классификация инструментов государственного регулирования ВЭД на тарифные и нетарифные методы впервые была предложена Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х гг. Это же Соглашение определило нетарифные ограничения как любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли5.
При рассмотрении элементов мер нетарифного регулирования оправданно взять за основу следующее определение.
Меры нетарифного регулирования — это механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), неэкономические, административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами. Такая формулировка достаточно полно отражает характер и задачи нетарифных мер. Далее приведена общая Классификация мер нетарифного регулирования (развернутая классификация приведена в Приложении А).
Рисунок 1. Классификация мер нетарифного регулирования
Экономическая категория мер нетарифного регулирования включает контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые, защитные меры и дополнительные таможенные обложения6.
Категория контроля таможенной стоимости по применению минимальных и максимальных цен при перемещении товаров через таможенную границу приобрела новое значение после перевода российской экономики на рыночные отношения.
Развитие этого направления деятельности фактически началось с разработки Закона РФ «О таможенном тарифе», введенного в действие 1 июля 1993 года.
Данный Закон заложил правовые
основы для применения в практике
российского таможенного
Формирование российских законодательных норм таможенной стоимости на основе международных принципов, являясь важным условием для обеспечения эффективной интеграции экономики России в мирохозяйственные связи, положило начало качественно новому этапу в развитии национального таможенного законодательства.
В международной торговой практике
использование различных
Во всех странах мира, в том
числе в России, валютный рынок
находится под регулирующим воздействием
со стороны государства. В России
действует Федеральный закон
«О валютном регулировании и валютном
контроле», принятый в 2003 г.; кроме того,
отдельные вопросы валютного
регулирования и валютного
Наряду с мерами государственного регулирования цен применяются методы валютного контроля, которые дополняют традиционные средства таможенного регулирования. Здесь наблюдается взаимосвязь системы валютного контроля и государственного регулирования внешнеторговой деятельности7.
Основная цель валютной политики направлена
на поддержание стабильности национальной
валюты, обеспечение конвертируемости
валюты, повышение ее престижа на мировом
рынке. Падение курса национальной
валюты приводит к увеличению национального
экспорта, ибо в этом случае валютная
выручка экспортеров
Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.
К категории защитных мер следует отнести дополнительные таможенные обложения (различного рода налогообложения — налог на добавленную стоимость, акцизы, другие специальные налоги) и особые виды пошлин.
НДС, акцизы и другие налоги применяются
как нетарифные меры регулирования
внешнеэкономической
К особым видам обложения в рамках
нетарифного регулирования