Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы являются выявление проблемных аспектов в нетарифном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, определение направлений совершенствования инструментов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности,
Нормативную основу исследования составили международные нормативно-правовые акты, законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие внешнеторговую деятельность Российской Федерации, нормативные, распорядительные и инструктивные документы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Эмпирической базой работы являются отчеты и обзорно-аналитические материалы Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району

Содержание работы

Введение
3
1
Инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности…
4
2
Классификация мер нетарифного регулирования в Российской Федерации
6
3
Анализ изменений нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условия создания Таможенного союза (вступления России в ВТО)
17
4
Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
21
Заключение
25
Список используемых источников
27
Приложения

Файлы: 1 файл

Мировая экономика_курсовая.docx

— 103.58 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение

3

1

Инструменты государственного регулирования  внешнеторговой деятельности…

4

2

Классификация мер нетарифного регулирования  в Российской Федерации

6

3

Анализ изменений нетарифного  регулирования внешнеторговой деятельности в условия создания Таможенного  союза (вступления России в ВТО)

17

4

Совершенствование нетарифного регулирования  внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

21

Заключение

25

Список используемых источников

27

Приложения

29


 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Регулирование внешней торговли является важной функцией государства. В зависимости  от уровня экономического развития оно  реализует различные виды внешнеторговой политики, начиная от политики протекционизма, т.е. защиты внутреннего рынка от потока иностранных товаров, до политики либерализации внешнеэкономической  деятельности.

В настоящее время основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России закреплены в Федеральном законе №164-фз от 08.12.2003 «об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Особенность данного закона состоит в том, что он является базовым документом для процесса присоединения России к Всемирной торговой организации. С 1 января 2010 года в Российской Федерации вступили в силу нормативно-правовые акты, принятые государствами - участниками Таможенного союза, которые внесли существенные изменения в систему мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что является в настоящее время особо актуальным.

В целях осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности используется богатый арсенал инструментов, под которыми понимаются различные  типы государственных мероприятий  во внешнеторговой сфере.

Меры нетарифного регулирования  применяются государством в целях  обеспечения национальной и общественной безопасности, пополнения бюджета государства, охраны окружающей природной среды  и для решения других задач.

Целью исследования данной работы являются выявление проблемных аспектов в нетарифном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, определение направлений совершенствования инструментов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности,

Нормативную основу исследования составили  международные нормативно-правовые акты, законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие внешнеторговую деятельность Российской Федерации, нормативные, распорядительные и инструктивные документы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Эмпирической базой работы являются отчеты и обзорно-аналитические материалы Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району

 

1. Инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности

 

В последнее десятилетие в России произошли существенные изменения  в области регулирования внешнеторговой деятельности. Россия присоединилась к ряду международных договоров  по вопросам регулирования внешнеэкономической  деятельности, отменены административные ограничения выхода российских предприятий  на внешний рынок, уменьшилось число  квотируемых и лицензируемых  экспортных товаров, осуществляется переход  к тарифным методам регулирования  торговли и т.п. Самым значительным шагом следует считать принятие Таможенного кодекса (2003 г.)1 и Законов РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003 г.)2, «О таможенном тарифе» (1993 г.)3, «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.).

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего  характера, осуществляемых уполномоченными  на то органами государственной власти и направленных на достижение намеченных целей.

Приведенная дефиниция государственного регулирования внешнеторговой деятельности включает составной частью понятие "цели государственного регулирования  внешнеторговой деятельности". Именно они определяют во многом характер механизма государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, результирующий вектор внешнеторговой политики данного  государства.

Как правило, цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавливаются и закрепляются государством на законодательном уровне.

Сформировавшийся на данный момент механизм государственного регулирования  внешнеторговой деятельности нацелен  на:

  • защиту экономического суверенитета;
  • обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;
  • стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;
  • обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

Функции государственного регулирования  внешнеторговой деятельности представляют собой основные направления воздействия  государства на сферу внешней  торговли. Наиболее полно, по мнению автора, данный вопрос был исследован на примере  зарубежных стран в коллективной монографии "Государственное регулирование  экономики в современном мире"4. Ее авторы справедливо выделяют три группы функций государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

1) определение основных  принципов и осуществление внешнеторговой  политики данной страны (выбор  и использование тех или иных  торгово-политических средств, отвечающих  основным задачам, поставленным  в сфере внешней торговли на  данном этапе, а также определение  отношения к государству - торговому  партнеру);

2) контроль над внешнеторговыми  операциями (контроль над экспортно-импортными  операциями, состоянием платежного  баланса, поступлением в государственный  бюджет таможенных и иных доходов  от внешнеторговой деятельности);

3) оказание содействия  участникам внешнеторговой деятельности (государственное финансирование  внешней торговли, оказание помощи  экспортерам в организации сбыта  их продукции и проникновении  на внешние рынки).

В целях осуществления  государственного регулирования внешнеторговой деятельности используется богатый  арсенал инструментов, под которыми понимаются различные типы государственных  мероприятий во внешнеторговой сфере.

Классификация инструментов государственного регулирования ВЭД на тарифные и  нетарифные методы впервые была предложена Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х гг. Это же Соглашение определило нетарифные ограничения как любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли5.

 

2. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности  в Российской Федерации.

 

При рассмотрении элементов мер  нетарифного регулирования оправданно взять за основу следующее определение.

Меры нетарифного регулирования — это механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), неэкономические, административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами. Такая формулировка достаточно полно отражает характер и задачи нетарифных мер. Далее приведена общая Классификация мер нетарифного регулирования (развернутая классификация приведена в Приложении А).

 







 








 


 

 

Рисунок 1. Классификация  мер нетарифного регулирования

Экономические меры.

Экономическая категория мер нетарифного  регулирования включает контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые, защитные меры и дополнительные таможенные обложения6.

Категория контроля таможенной стоимости  по применению минимальных и максимальных цен при перемещении товаров  через таможенную границу приобрела  новое значение после перевода российской экономики на рыночные отношения.

Развитие этого направления  деятельности фактически началось с  разработки Закона РФ «О таможенном тарифе», введенного в действие 1 июля 1993 года.

Данный Закон заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости  ввозимых товаров, установленных в  Соглашении по применению ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) — Кодекса таможенной стоимости.

Формирование российских законодательных  норм таможенной стоимости на основе международных принципов, являясь  важным условием для обеспечения эффективной интеграции экономики России в мирохозяйственные связи, положило начало качественно новому этапу в развитии национального таможенного законодательства.

В международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости рассматривается как  нетарифный барьер. Это дает государству  реальную возможность для усиления протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.

Во всех странах мира, в том  числе в России, валютный рынок  находится под регулирующим воздействием со стороны государства. В России действует Федеральный закон  «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый в 2003 г.; кроме того, отдельные вопросы валютного  регулирования и валютного контроля отражены в ряде других нормативных  актов, Указах Президента РФ, инструкциях  и положениях Центрального банка  РФ и Федеральной таможенной службы.

Наряду с мерами государственного регулирования цен применяются  методы валютного контроля, которые  дополняют традиционные средства таможенного  регулирования. Здесь наблюдается  взаимосвязь системы валютного  контроля и государственного регулирования внешнеторговой деятельности7.

Основная цель валютной политики направлена на поддержание стабильности национальной валюты, обеспечение конвертируемости валюты, повышение ее престижа на мировом  рынке. Падение курса национальной валюты приводит к увеличению национального  экспорта, ибо в этом случае валютная выручка экспортеров увеличивается  в объеме. Рост курса национальной валюты выгоден импортерам, поскольку  издержки на покупку импортных товаров  соответственно уменьшаются. Стержневым моментом системы регулирования  валютных операций при экспорте товаров  является требование обязательной продажи  части валютной выручки государству.

Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.

К категории защитных мер следует  отнести дополнительные таможенные обложения (различного рода налогообложения  — налог на добавленную стоимость, акцизы, другие специальные налоги) и особые виды пошлин.

НДС, акцизы и другие налоги применяются  как нетарифные меры регулирования  внешнеэкономической деятельности, направленные на защиту интересов отечественных  производителей и стимулирование конкурентоспособности  отечественных товаров наряду с  тарифными мерами регулирования. Поэтому  данные налоги регулируют цену импортных  товаров на внутреннем рынке и  защищают отечественные товары от иностранной  конкуренции8.

К особым видам обложения в рамках нетарифного регулирования относят  антидемпинговые, компенсационные  и специальные пошлины.

Информация о работе Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации