Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа
Целью исследования данной работы являются выявление проблемных аспектов в нетарифном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, определение направлений совершенствования инструментов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности,
Нормативную основу исследования составили международные нормативно-правовые акты, законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие внешнеторговую деятельность Российской Федерации, нормативные, распорядительные и инструктивные документы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Эмпирической базой работы являются отчеты и обзорно-аналитические материалы Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району
Введение
3
1
Инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности…
4
2
Классификация мер нетарифного регулирования в Российской Федерации
6
3
Анализ изменений нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условия создания Таможенного союза (вступления России в ВТО)
17
4
Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
21
Заключение
25
Список используемых источников
27
Приложения
В настоящее время нормативно правовая база Российской Федерации по нетарифному регулированию приводится в соответствие с международными договорами.
Рассмотрим вопросы
Распределение полномочий по выдаче
лицензий и других разрешительных документов
на осуществление экспортно-
Территориальные органы Минпромторга России выдают лицензии на осуществление операций по экспорту и (или) импорту по категориям товаров, указанных в приложении В.
Управление Министерства промышленности
и торговли Российской Федерации
по Восточно-Сибирскому району (далее
Управление) является государственным
органом и находится в
В состав Управления входят пять отделений в субъектах Российской Федерации Восточно-Сибирского района, включая Республику Бурятия, Республику Тыва, Республику Хакасия, Забайкальский край и Иркутскую область.
Управление осуществляет функции по оформлению и выдаче лицензий и иных разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций, участвует в разработке предложений по государственному регулированию внешнеторговой деятельности в части активизации деятельности субъектов российской Федерации по развитию торговых связей с иностранными государствами, в реализации федеральных программ, планов и иных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства, в подготовке предложений по государственной поддержке экспорта товаров, оказывает содействие в проведении торговых выставок и ярмарок, оказывает методическую и организационную помощь производителям и участникам внешнеторговой деятельности Восточно-Сибирского района по вопросам защиты их экономических интересов на внутреннем и внешнем рынках.
В 2011 году Управлением Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району было выдано 136 лицензий. В отчетном году выдавались лицензии по следующим категориям товаров: 60% - мясо свинины и КРС, лекарственные средства и фармацевтические субстанции - 24%, виды минерального сырья - 8%; радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства - 4%; этиловый спирт и алкогольная продукция - 2%; менее 2% лекарственное сырье растительного происхождения и дикорастущие растения, включенные в Красную книгу РФ.
Как отмечалось выше, выдача лицензий
и других разрешительных документов
на осуществление экспортно-
Проанализировав исполнение государственной услуги по выдаче разрешительных документов на примере Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району, можно выделить некоторые проблемные аспекты нетарифного регулирования, в частности по выдаче лицензий на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров.
Одной из проблем участников внешнеторговой деятельности является низкая информированность, обусловленная разрозненностью информации о нетарифном регулировании на современном этапе.
В настоящее время отсутствует
единый реестр лицензируемых товаров.
Участнику внешнеторговой деятельности
проблематично собрать
Реестр лицензируемых товаров
должен содержать следующую
Форма предлагаемого Реестра
Минпромторгу России необходимо разработать и утвердить Реестр, а также разместить на сайте министерства и сайтах территориальных органов.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют Подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле, Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции, в состав которой входят только представители федеральных министерств и ведомств. В задачи этих органов входит выработка позиции Российской Федерации по вопросам мер нетарифного регулирования и защитных мер во внешней торговле.
Оценка влияния применяемых защитных мер, а также мер государственного регулирования на состояние товарных рынков не может быть достаточно эффективной, т.к. органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных министерств и ведомств, обладающими комплексной информацией о состоянии региональных рынков, проблемах и перспективах развития, на регулярной основе не проводится мониторинг влияния мер нетарифного регулирование на развитие внешней торговли, не разрабатываются предложения и не направляются в федеральные органы исполнительной власти.
В этой связи, так называемая «децентрализация» работы федеральных органов исполнительной власти, путем привлечения к работе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и функционирующих в регионах территориальных органов федеральных министерств и ведомств позволит повысить эффективность в вопросах выработки позиции Российской Федерации по вопросам мер нетарифного регулирования и защитных мер во внешней торговле.
Необходимо создать в территориальных органах Минпромторга России согласно п. 19.4 Положения о территориальном органе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации совещательную группу по нетарифному регулированию внешнеторговой деятельности. Разработать и утвердить Положение о Совещательной группе. В связи с этим необходимо издать приказ Минпромторга России о создании в территориальных органах Минпромторга России совещательных групп по нетарифному регулированию внешнеторговой деятельности; об утверждении Типового положения о Совещательной группе, предусмотреть возможность включения в их состав представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с ними.
Отметим еще одну проблему – это отсутствие у большинства территориальных органов Минпромторга России Интернет-сайтов.
Следует отметить положительный опыт работы по этому вопросу Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району.
Сайт Управления был создан и функционирует с 2007 года. Размещенные на сайте материалы содержат нормативно-правовая базу, касающуюся сферы ведения Управления, в частности федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Минпромторга РФ, региональное законодательство, в том числе по государственному регулированию внешнеторговой деятельности и выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, субъектах РФ Восточно-Сибирского района; информационные материалы и нормативно правовая база по Таможенному союзу, а также ссылку на информационный ресурс Минпромторга России, благодаря которому участники внешнеторговой деятельности могут через автоматизированную информационную систему "Заявитель Off-line" подготавливать и представлять в Минпромторг России и его территориальные органы сведения (заявления на выдачу лицензий), необходимые для оформления лицензий на импорт и экспорт отдельных видов товаров, в электронном виде.
Отсутствие такого ресурса у
большинства территориальных
В последнее десятилетие
в России произошли существенные
изменения в области
Начиная с 2010 года в Российской Федерации таможенно-тарифное и нетарифное государственное регулирование внешнеторговой деятельности действует в рамках международных соглашений Таможенного союза.
Таможенный союз – это поэтапная
система интеграции, которая предполагает
унификацию законодательства в части
перемещения товаров через
Формирование таможенного
Меры нетарифного
В ходе исследования отношений, связанных с нетарифным регулированием внешнеторговой деятельности на современном этапе были выявлены некоторые проблемные аспекты и предложены пути их устранения: