Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы являются выявление проблемных аспектов в нетарифном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, определение направлений совершенствования инструментов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности,
Нормативную основу исследования составили международные нормативно-правовые акты, законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие внешнеторговую деятельность Российской Федерации, нормативные, распорядительные и инструктивные документы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Эмпирической базой работы являются отчеты и обзорно-аналитические материалы Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району

Содержание работы

Введение
3
1
Инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности…
4
2
Классификация мер нетарифного регулирования в Российской Федерации
6
3
Анализ изменений нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условия создания Таможенного союза (вступления России в ВТО)
17
4
Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
21
Заключение
25
Список используемых источников
27
Приложения

Файлы: 1 файл

Мировая экономика_курсовая.docx

— 103.58 Кб (Скачать файл)

 

В настоящее время нормативно правовая база Российской Федерации по нетарифному  регулированию приводится в соответствие с международными договорами.

Рассмотрим вопросы совершенствования  нетарифного регулирования, а именно в лицензировании экспортно-импортных операций. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» полномочия по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров были переданы Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.

Распределение полномочий по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных  операций определены приказом Минпромторга России от 30.12.2009 №1212.

Территориальные органы Минпромторга России выдают лицензии на осуществление  операций по экспорту и (или) импорту  по категориям товаров, указанных в  приложении В.

Управление Министерства промышленности и торговли Российской Федерации  по Восточно-Сибирскому району (далее  Управление) является государственным  органом и находится в подчинении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Управление, включая  отделения, обеспечивает взаимодействие Министерства промышленности и торговли Российской Федерации  с органами государственной власти субъектов Восточно-Сибирского района (Красноярский край, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Иркутская область и Забайкальский край).

В состав Управления входят пять отделений  в субъектах Российской Федерации  Восточно-Сибирского района, включая  Республику Бурятия, Республику Тыва, Республику Хакасия, Забайкальский  край и Иркутскую область.

Управление  осуществляет функции по оформлению и выдаче лицензий и иных разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций, участвует в разработке предложений по государственному регулированию внешнеторговой деятельности в части активизации деятельности субъектов российской Федерации по развитию торговых связей с иностранными государствами, в реализации федеральных программ, планов и иных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства, в подготовке предложений по государственной поддержке экспорта товаров, оказывает содействие в проведении торговых выставок и ярмарок, оказывает методическую и организационную помощь производителям и участникам внешнеторговой деятельности Восточно-Сибирского района по вопросам защиты их экономических интересов на внутреннем и внешнем рынках.

В 2011 году Управлением Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району было выдано 136 лицензий. В отчетном году выдавались лицензии по следующим категориям товаров: 60% - мясо свинины и КРС, лекарственные средства и фармацевтические субстанции - 24%, виды минерального сырья - 8%; радиоэлектронные средства и  высокочастотные устройства - 4%; этиловый спирт и алкогольная продукция - 2%; менее 2% лекарственное сырье растительного происхождения и  дикорастущие растения, включенные в Красную книгу РФ.

Как отмечалось выше,  выдача лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных  операций с отдельными видами товаров  - одна из мер применения нетарифного  регулирования.

Проанализировав исполнение государственной  услуги по выдаче разрешительных документов на примере Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району, можно выделить некоторые проблемные  аспекты нетарифного регулирования, в частности по выдаче лицензий на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров.

Одной из проблем участников внешнеторговой деятельности является низкая информированность, обусловленная разрозненностью информации о нетарифном регулировании на современном этапе.

В настоящее время отсутствует  единый реестр лицензируемых товаров. Участнику внешнеторговой деятельности проблематично собрать необходимую  информацию об экспорте или импорте  товаров, так как она содержится в различных нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Реестр лицензируемых товаров  должен содержать следующую информацию: указание кода товара (ТН ВЭД), описание товара, нормативно-правовые акты, регулирующих ввоз и вывоз товаров, перечень необходимых к получению разрешительных документов,  информацию о федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАЗЭС в торговле с третьими странами.

Форма предлагаемого Реестра представлена в Приложении С.

Минпромторгу России необходимо разработать и утвердить Реестр, а также разместить  на сайте министерства и сайтах территориальных органов.

В настоящее время в Российской Федерации  функционируют Подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле,  Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции, в состав которой входят только представители федеральных министерств и ведомств. В задачи этих органов входит выработка позиции Российской Федерации по вопросам мер нетарифного регулирования и защитных мер во внешней торговле.

Оценка влияния применяемых защитных мер, а также мер государственного регулирования на состояние товарных рынков не может быть достаточно эффективной, т.к. органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных министерств и ведомств, обладающими комплексной информацией о состоянии региональных рынков, проблемах и перспективах развития, на регулярной основе не проводится мониторинг влияния мер нетарифного регулирование на развитие внешней торговли, не разрабатываются предложения и не направляются в федеральные органы исполнительной власти.

В этой связи, так называемая «децентрализация» работы федеральных органов исполнительной власти, путем привлечения к работе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и функционирующих в регионах территориальных органов федеральных министерств и ведомств позволит повысить эффективность в вопросах выработки позиции Российской Федерации по вопросам мер нетарифного регулирования и защитных мер во внешней торговле.

Необходимо создать в территориальных органах Минпромторга России согласно п. 19.4 Положения о территориальном органе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации совещательную группу по нетарифному регулированию внешнеторговой деятельности. Разработать и утвердить Положение о Совещательной группе. В связи с этим необходимо издать приказ Минпромторга России о создании  в территориальных органах Минпромторга России совещательных групп по нетарифному регулированию внешнеторговой деятельности; об утверждении Типового положения о Совещательной группе, предусмотреть возможность включения в их состав представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с ними.

Отметим еще одну проблему – это  отсутствие у большинства территориальных  органов Минпромторга России Интернет-сайтов.

Следует отметить положительный опыт работы по этому вопросу Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району.

Сайт Управления был создан и  функционирует с 2007 года. Размещенные на сайте материалы содержат нормативно-правовая базу, касающуюся сферы ведения Управления, в частности федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Минпромторга РФ, региональное законодательство, в том числе по государственному регулированию внешнеторговой деятельности и выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, субъектах РФ Восточно-Сибирского района; информационные материалы и нормативно правовая база по Таможенному союзу, а также ссылку на информационный ресурс Минпромторга России, благодаря которому участники внешнеторговой деятельности могут через автоматизированную информационную систему "Заявитель Off-line" подготавливать и представлять в Минпромторг России и его территориальные органы сведения (заявления на выдачу лицензий), необходимые для оформления лицензий на импорт и экспорт отдельных видов товаров, в электронном виде.

Отсутствие такого ресурса у  большинства территориальных органов  затрудняет участникам внешнеторговой деятельности получать оперативно необходимую  информацию, что ведет к снижению эффективности их работы.

Заключение

 

В последнее десятилетие  в России произошли существенные изменения в области регулирования  внешнеторговой деятельности. Россия присоединилась к ряду международных  договоров по вопросам регулирования  внешнеэкономической деятельности, отменены административные ограничения  выхода российских предприятий на внешний  рынок, уменьшилось число квотируемых  и лицензируемых экспортных товаров, осуществляется переход к тарифным методам регулирования торговли и т.п.

Начиная с 2010 года в Российской Федерации  таможенно-тарифное и нетарифное  государственное регулирование внешнеторговой деятельности  действует  в рамках международных соглашений Таможенного союза.

Таможенный союз – это поэтапная  система интеграции, которая предполагает унификацию законодательства в части  перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза. Принятые государствами-участниками общие  меры направлены на определенную либерализацию  и снятие барьеров во взаимной торговле: упрощаются механизмы контроля и  вводятся единые правила, необходимые  для того чтобы товары трех стран  находились в свободном обороте  на единой таможенной территории. Следует  отметить, что сформирована нормативно-правовая база по созданию единой системы нетарифного  регулирования в Таможенном союзе.

Формирование таможенного союза  предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины  и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер.

Меры нетарифного регулирования  применяются государством в целях  обеспечения национальной и общественной безопасности, пополнения бюджета государства, охраны окружающей природной среды  и для решения других задач. Особое внимание нетарифным мерам уделяется  в рамках Всемирной торговой организации, поскольку последняя призвана оказывать  глобальное влияние на международную  торговлю не только посредством унификации правил тарифного, но и нетарифного  регулирования.

В ходе исследования отношений, связанных  с нетарифным регулированием внешнеторговой деятельности на современном этапе  были выявлены некоторые проблемные аспекты и предложены пути их устранения:

  1. Разрозненность нормативно-правовых актов, регламентирующих лицензирование того или иного товара создает определенные трудности работы российских производителей и участников внешнеторговой деятельности в правовом пространстве. Необходимо создать Единый реестр лицензируемых товаров, а также разместить его на собственном сайте Министерства промышленности и торговли российской Федерации и сайтах территориальных органов Минпромторга России.
  2. Работа федеральных органов исполнительной власти  по выработке позиции Российской Федерации по вопросам применения мер нетарифного регулирования во внешней торговле; оценке влияния применяемых защитных мер на состояние товарных рынков, на мой взгляд,  не может являться достаточно эффективной без привлечения их территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обладающих комплексной информацией о состоянии региональных рынков, проблемах и перспективах их развития. Необходимо внести в нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность этих органов положения о взаимодействии и совместной выработки предложений по указанным вопросам.
  3. С целью повышения информированности участников ВТД о механизме нетарифного регулирования необходимо шире использовать Интернет-ресурсы, а территориальными органами Минпромторга России создавать собственные Интернет-сайты.

 

Список используемых источников

 

  1. Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Решение Комиссии Таможенного союза от 27 янв. 2010 г.         N 168// Таможенные ведомости. -2010. - N 6. – июнь.
  2. О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 27 нояб. 2009 г. № 19 [Электронный ресурс]// www.minpromgov.ru.
  3. О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Решение №130 Комиссии таможенного союза от 27 нояб. 2009 г. [Электронный ресурс]// http://www.tsouz.ru.
  4. О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Решение №132 Комиссии таможенного союза от 27 нояб. 2009 г. [Электронный ресурс]// http://www.tsouz.ru.
  5. О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 янв. 2008 г. [Электронный ресурс]// http://www.tsouz.ru.
  6. О применении мер нетарифного регулирования в рамках единой таможенной территории: Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июн. 2010 г. N 333. [Электронный ресурс]// http://www.tsouz.ru.
  7. О принятии Договора о Таможенном кодексе таможенного союза: Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 нояб. 2009 г. - №17 (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года [Электронный ресурс]// www.minpromgov.ru
  8. О Регламенте внесения предложений по мерам регулирования внешней торговли в Комиссию таможенного союза: Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июн. 2010 г. N 308 [Электронный ресурс]// http://www.tsouz.ru.
  9. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 3): федер. закон от 26 нояб. 2001 г. N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // Рос. газ. – 2008. – 3 июл.
  10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 04.10.2010) // Рос. газ. – 2010. – 8 окт.
  11. Налоговый Кодекс Российской Федерации: федер. закон от 5 авг. 2000 г. №117-ФЗ (ред. от 01.07.2010) // Рос. газ. – 2010. – 7 апр.
  12. Таможенный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ (ред. от 28.11.2009) // Рос. газ. – 2009. – 2 дек.
  13. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федер. закон от 9 фев. 2009 г. №8-ФЗ // Рос. газ. – 2009. – 13 фев.
  14. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон от 08 дек. 2003 №164-ФЗ (ред. 02.02.2006) //Рос. газ. – 2003. – 18 дек.
  15. Об экспортном контроле: федер. закон от 18 июл. 1999 г. №183-ФЗ (ред. от 07.05.2009) // Рос. газ. – 2009. – 13 мая.
  16. О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10 дек. 2003 N 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) // Рос. газ.- 2008. – 25 июл.
  17. О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности: федер. закон от 13 мар. 1995 г. // СЗ РФ. - 1995. - N 11. - Ст. 942.
  18. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. N 273-ФЗ // Рос. газ. – 2008. – 30 дек.
  19. О ратификации Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами: федер закон от 28 нояб. 2009 г. №300-ФЗ // Рос. газ. – 2009. – 2 дек.
  20. Артемов Н.М. Валютный контроль / Н.М. Артемов. – М.: Профобразование, 2008. – 264 с.
  21. Бабин Э.П. Внешнеэкономическая политика: учеб. пособие / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. – М.: Инфра-М, 2008. – 492 с.
  22. Бакаева О.Ю. Международно-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности / О.Ю. Бакаева, Н.В. Галицкая// Международное публичное и частное право. 2005. - N 5. – С. 2-6.
  23. Вавилова Е.В. Международная торговля / Е.В. Вавилова, Л.П. Бородулина. – Москва, Издательство «Юристъ», 2008. – 358 с.
  24. Винокуров Е. Международное антимонопольное регулирование и ВТО /Е. Винокуров // МЭиМО. – 2007. - №10. – С. 10.
  25. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное / И.Н. Герчикова. - М.: Издательство "Консалтбанкир", 2006. – 462 с.
  26. Оболенский В.Г. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции / В. Г. Оболенский // МЭиМО. – 2006. - №5. – С. 6-9.
  27. Окрут З.М. Проблемы регулирования международных торгово-экономических отношений: сборник научных трудов / З.М. Окрут. – М.: МГИМО, 2006. – 183 с.
  28. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" / Под ред. А.Н. Козырина. [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

Информация о работе Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации