Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы являются выявление проблемных аспектов в нетарифном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, определение направлений совершенствования инструментов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности,
Нормативную основу исследования составили международные нормативно-правовые акты, законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие внешнеторговую деятельность Российской Федерации, нормативные, распорядительные и инструктивные документы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Эмпирической базой работы являются отчеты и обзорно-аналитические материалы Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району

Содержание работы

Введение
3
1
Инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности…
4
2
Классификация мер нетарифного регулирования в Российской Федерации
6
3
Анализ изменений нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условия создания Таможенного союза (вступления России в ВТО)
17
4
Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
21
Заключение
25
Список используемых источников
27
Приложения

Файлы: 1 файл

Мировая экономика_курсовая.docx

— 103.58 Кб (Скачать файл)

Общим условием для применения особых видов пошлин является то, что они  могут применяться только тогда, когда ввоз товаров наносит или  может нанести ущерб отечественным  производителям подобных товаров либо препятствовать организации или  расширению производства таких товаров. Для введения этих видов пошлин требуются  предварительные специальные расследования.

Введение экономических защитных мер — процесс кропотливый  и длительный, требующий определенных расследований. Только после консультаций, проведенных Россией с заинтересованными  странами, которые попадают в поле действия предполагаемой защитной меры, она может быть принята. В ходе этих консультаций может оказаться, что представляемых российской стороной данных недостаточно либо зарубежная сторона выдвинет контраргументы, доказывающее, что существенного ущерба нашим производителям импортируемая в Российскую Федерацию продукция не наносит9.

Для принятия решения о применении защитных мер должны быть представлены неопровержимые доказательства причинно-следственной связи между возросшим импортом и серьезным ущербом для национальной промышленности. Этот факт может быть установлен только в результате специального расследования, предусмотренного Федеральным законом № 165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компиляционных мерах при импорте товаров» (2003 г.), который определяет процедуру подачи заявления на предмет введения защитных мер и проведения соответствующего расследования10.

Административные  меры.

Административные инструменты  появились в начале XX столетия, когда во внешней торговле активизировалось участие крупных фирм и монополий, обладающих значительными финансовыми ресурсами и возможностями для преодоления тарифных барьеров и уплаты налогов и сборов. Процедура применения административных инструментов намного проще, чем процедура введения и изменения пошлин и других экономических инструментов. Применяются они, когда экономические инструменты оказываются недостаточно эффективными.

Характерно, что ГАТТ/ВТО, отдавая  предпочтение экономическим инструментам регулирования, допускает в отдельных случаях применение и административных инструментов. На практике последние используются все же в гораздо больших масштабах, чем разрешают правила ГАТТ/ВТО, причем нередко в силу необходимости даже в обход этих правил11. Таким образом, применяемые в современном мире административные инструменты регулирования импорта, несмотря на их недостатки, следует признать объективной реальностью, формирующей условия международной торговли, и не считаться с этим нельзя. Недооценка административных норм регулирования импорта чревата многими неприятностями для экспортера.

Совокупность применяемых в  мире административных инструментов позволяет  осуществлять достаточно гибкое регулирование  импорта в широком диапазоне. Посредством этих инструментов правительство  может полностью запретить закупку  нежелательных иностранных товаров  или ввоз их из конкретных стран, удерживать импорт на строго определенном уровне, увеличивать или сокращать его по отношению к внутреннему потреблению, строго контролировать импорт, не влияя на динамику и структуру товарооборота, и в необходимых случаях быстро его ограничить.

Что касается экспорта, то применение административных инструментов, как  и в случае с применением экономических, достаточно ограничено и связано  с развитием отечественной промышленности и сырьевым экспортом, характерным  для России.

В период резкого ухудшения состояния  экономики, инфляции и различий между  внутренними и мировыми ценами государство  в интересах мобилизации и  лучшего использования ограниченных ресурсов поставлено перед необходимостью в первую очередь прибегать к  административным инструментам, которые  ограничивают импорт и экспорт, минуя  механизмы спроса и предложения.

При использовании административных ограничений импорта особенно важно  предусмотреть разработку системы  мер, не только контролирующих, но и  стимулирующих процесс достижения поставленной цели, а также своевременного устранения негативных явлений в  экономике и социальной сфере, вероятность  которых в данном случае объективно больше, чем при разумном применении экономических инструментов. В противном  случае административные меры могут  стать препятствием и для структурных преобразований, и для интеграции в мировое хозяйство, т.е. для того, что обеспечивает экономический прогресс.

Эмбарго — наиболее жесткая торгово-политическая мера нетарифного характера, признанная международной практикой. Запреты могут применяться как отдельными, так и несколькими государствами на основе международных согласований и решений, как правило, в рамках ООН.

Запреты можно разделить на две  формы — открытые и завуалированные. В Российской Федерации, в целях защиты отечественных производителей временно был установлен запрет на ввоз (кроме транзита) этилового спирта на территорию России сроком до 1 января 2002 г. Еще одним примером прямого запрета может служить запрет на ввоз печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, введенный Указом Президента РФ от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма».

Лицензирование и квотирование внешнеторговой деятельности, как и другие инструменты государственного регулирования, вводятся в целях защиты национальных интересов страны, отечественных товаропроизводителей и защиты национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта. Лицензирование — это метод государственного регулирования экспортно-импортных операций через разрешения (лицензии), выдаваемые государственным органом. Лицензирование как одна из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности осуществляется в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральными законами и правовыми актами. Федеральный орган исполнительной власти, определяемый правительством, формирует и ведет федеральный банк данных выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий определяется Правительством РФ.

Единый механизм лицензирования внешнеторговой деятельности в России был введен постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 «О лицензировании и  квотировании экспорта и импорта  товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации», в соответствии с которым  с 1 январи 1993 г. на территории России был  установлен порядок лицензирования экспорта и импорта товаров. Выдача лицензий, как это и принято в мировой практике, сконцентрирована в одном правительственном органе — Министерстве промышленности и торговли РФ.

Лицензирование можно разделить  на два вида — автоматическое и  неавтоматическое12.

Автоматическое лицензирование в  российской практике появилось в 1998 г. Процесс получения автоматической лицензии упрощается тем, что импортер (экспортер), подавая заявку на лицензию, автоматически получает ее без дополнительных разрешений и согласований.

Неавтоматическое лицензирование подразумевает получение лицензий на экспорт (импорт) при соблюдении дополнительных требований. Например, получение согласования на ввоз (вывоз) товаров в контролирующем органе (министерстве). Если товар подлежит квотированию, необходимо при получении  лицензии представить в Минпромторг России документы, подтверждающие выделение квот.

Квотирование — это количественное лимитирование размера импорта (экспорта) с помощью так называемых глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов ограничений (квот). Оно вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств. Квотирование является механизмом успешного ведения торговых переговоров, позволяющим достигать взаимовыгодных договоренностей13.

Следующая категория административных мер регулирования — экспортный контроль. Согласно Федеральному закону от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» экспортный контроль представляет собой комплекс мер, обеспечивающий реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Товары, подлежащие экспортному контролю, перемещаются через таможенную границу Российской Федерации при предъявлении лицензии14.

Списки (перечни) контролируемых товаров  и технологий утверждаются указами  Президента РФ по представлению Правительства  РФ. На сегодняшний день действует  семь контрольных списков. Государственная  политика в области экспортного  контроля является составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно  в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических  и военных интересов. С 2004 г. уполномоченным органом в части выдачи лицензий на перемещение продукции военного назначения является Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, в отношении лицензий на перемещение экспорт контрольной продукции — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Указанные службы находятся в ведении Минобороны России15.

Установление количественных ограничений  экспорта и (или) импорта товара осуществляется Правительством РФ путем принятия решения  о введении квоты. Основанием для  экспорта и (или) импорта отдельных  видов товаров в ряде случаев (ст. 24) является лицензия, выдаваемая федеральным  органом исполнительной власти. Кроме  методов лицензирования и квотирования Законом предусмотрено предоставление исключительного права на экспорт  и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26).

Интерес представляют особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. К ним относятся:

  • запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;
  • ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации;
  • ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях, связанных с мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, формально определяя  нетарифные меры как количественные ограничения, запреты и ограничения  экономического характера (квотирование, лицензирование, защитные меры, антидемпинговые, компенсационные), Закон:

  • позволяет использовать запреты и ограничения внешней торговли, не носящие экономический характер;
  • предусматривает предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных товаров;
  • выделяет особые виды запретов и ограничений внешней торговли товаров;
  • дает возможность использовать особые режимы осуществления внешней торговли и т.п.

Из приведенного анализа следует, что фактически охваченным оказывается  большой перечень экономических  и административных инструментов регулирования  внешнеторговой деятельности. Процедура применения административных мер, как было выявлено, намного проще, чем процедура введения и изменения экономических инструментов. Применяются административные меры в том числе, когда экономические инструменты оказываются недостаточно эффективными.

Технические меры

К третьей категории нетарифного регулирования следует отнести технические меры, требования которых обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу16.

В рамках ВТО действует Соглашение по техническим барьерам в торговле. Цель его — не допустить положения, при котором технические условия  и стандарты, а также процедуры  испытаний и сертификации создавали  бы препятствия для международной  торговли. Однако данное Соглашение признает, что государства вправе устанавливать  защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, который они сочтут необходимым, т.е. законодательные меры, принятые в разных государствах, могут различаться.

Под техническими мерами (барьерами) следует понимать НТО, основанные на соблюдении национальных требований к  техническим характеристикам товаров, специальных требований к качеству товаров, их соответствию санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям, системам сертификации и др. Понятие технических барьеров оправданно дополнить требованием по соблюдению прав интеллектуальной собственности.

Из предложенной классификации  видно, что технические меры включают разрешительную систему, которая осуществляется через контроль государственных  органов, например предоставление к  таможенному оформлению документов отдельных министерств и ведомств, при ввозе радиоэлектронных средств, культурных ценностей, оружия и боеприпасов  невоенного назначения и других товаров. Данные разрешения необходимы, если на государственном уровне установлен разрешительный порядок перемещения  через таможенную границу отдельных  категорий товаров.

Информация о работе Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации