Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа
Целью исследования данной работы являются выявление проблемных аспектов в нетарифном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, определение направлений совершенствования инструментов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности,
Нормативную основу исследования составили международные нормативно-правовые акты, законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие внешнеторговую деятельность Российской Федерации, нормативные, распорядительные и инструктивные документы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Эмпирической базой работы являются отчеты и обзорно-аналитические материалы Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району
Введение
3
1
Инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности…
4
2
Классификация мер нетарифного регулирования в Российской Федерации
6
3
Анализ изменений нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условия создания Таможенного союза (вступления России в ВТО)
17
4
Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
21
Заключение
25
Список используемых источников
27
Приложения
Общим условием для применения особых
видов пошлин является то, что они
могут применяться только тогда,
когда ввоз товаров наносит или
может нанести ущерб
Введение экономических
Для принятия решения о применении защитных мер должны быть представлены неопровержимые доказательства причинно-следственной связи между возросшим импортом и серьезным ущербом для национальной промышленности. Этот факт может быть установлен только в результате специального расследования, предусмотренного Федеральным законом № 165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компиляционных мерах при импорте товаров» (2003 г.), который определяет процедуру подачи заявления на предмет введения защитных мер и проведения соответствующего расследования10.
Административные инструменты появились в начале XX столетия, когда во внешней торговле активизировалось участие крупных фирм и монополий, обладающих значительными финансовыми ресурсами и возможностями для преодоления тарифных барьеров и уплаты налогов и сборов. Процедура применения административных инструментов намного проще, чем процедура введения и изменения пошлин и других экономических инструментов. Применяются они, когда экономические инструменты оказываются недостаточно эффективными.
Характерно, что ГАТТ/ВТО, отдавая предпочтение экономическим инструментам регулирования, допускает в отдельных случаях применение и административных инструментов. На практике последние используются все же в гораздо больших масштабах, чем разрешают правила ГАТТ/ВТО, причем нередко в силу необходимости даже в обход этих правил11. Таким образом, применяемые в современном мире административные инструменты регулирования импорта, несмотря на их недостатки, следует признать объективной реальностью, формирующей условия международной торговли, и не считаться с этим нельзя. Недооценка административных норм регулирования импорта чревата многими неприятностями для экспортера.
Совокупность применяемых в
мире административных инструментов позволяет
осуществлять достаточно гибкое регулирование
импорта в широком диапазоне.
Посредством этих инструментов правительство
может полностью запретить
Что касается экспорта, то применение
административных инструментов, как
и в случае с применением экономических,
достаточно ограничено и связано
с развитием отечественной
В период резкого ухудшения состояния
экономики, инфляции и различий между
внутренними и мировыми ценами государство
в интересах мобилизации и
лучшего использования
При использовании административных
ограничений импорта особенно важно
предусмотреть разработку системы
мер, не только контролирующих, но и
стимулирующих процесс
Эмбарго — наиболее жесткая торгово-политическая мера нетарифного характера, признанная международной практикой. Запреты могут применяться как отдельными, так и несколькими государствами на основе международных согласований и решений, как правило, в рамках ООН.
Запреты можно разделить на две формы — открытые и завуалированные. В Российской Федерации, в целях защиты отечественных производителей временно был установлен запрет на ввоз (кроме транзита) этилового спирта на территорию России сроком до 1 января 2002 г. Еще одним примером прямого запрета может служить запрет на ввоз печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, введенный Указом Президента РФ от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма».
Лицензирование и квотирование внешнеторговой деятельности, как и другие инструменты государственного регулирования, вводятся в целях защиты национальных интересов страны, отечественных товаропроизводителей и защиты национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта. Лицензирование — это метод государственного регулирования экспортно-импортных операций через разрешения (лицензии), выдаваемые государственным органом. Лицензирование как одна из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности осуществляется в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральными законами и правовыми актами. Федеральный орган исполнительной власти, определяемый правительством, формирует и ведет федеральный банк данных выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий определяется Правительством РФ.
Единый механизм лицензирования внешнеторговой деятельности в России был введен постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. № 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации», в соответствии с которым с 1 январи 1993 г. на территории России был установлен порядок лицензирования экспорта и импорта товаров. Выдача лицензий, как это и принято в мировой практике, сконцентрирована в одном правительственном органе — Министерстве промышленности и торговли РФ.
Лицензирование можно
Автоматическое лицензирование в
российской практике появилось в 1998
г. Процесс получения
Неавтоматическое
Квотирование — это количественное лимитирование размера импорта (экспорта) с помощью так называемых глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов ограничений (квот). Оно вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств. Квотирование является механизмом успешного ведения торговых переговоров, позволяющим достигать взаимовыгодных договоренностей13.
Следующая категория административных мер регулирования — экспортный контроль. Согласно Федеральному закону от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» экспортный контроль представляет собой комплекс мер, обеспечивающий реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Товары, подлежащие экспортному контролю, перемещаются через таможенную границу Российской Федерации при предъявлении лицензии14.
Списки (перечни) контролируемых товаров
и технологий утверждаются указами
Президента РФ по представлению Правительства
РФ. На сегодняшний день действует
семь контрольных списков. Государственная
политика в области экспортного
контроля является составной частью
внешней и внутренней политики Российской
Федерации и осуществляется исключительно
в целях обеспечения
Установление количественных ограничений
экспорта и (или) импорта товара осуществляется
Правительством РФ путем принятия решения
о введении квоты. Основанием для
экспорта и (или) импорта отдельных
видов товаров в ряде случаев
(ст. 24) является лицензия, выдаваемая федеральным
органом исполнительной власти. Кроме
методов лицензирования и квотирования
Законом предусмотрено
Интерес представляют особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. К ним относятся:
Таким образом, формально определяя нетарифные меры как количественные ограничения, запреты и ограничения экономического характера (квотирование, лицензирование, защитные меры, антидемпинговые, компенсационные), Закон:
Из приведенного анализа следует, что фактически охваченным оказывается большой перечень экономических и административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Процедура применения административных мер, как было выявлено, намного проще, чем процедура введения и изменения экономических инструментов. Применяются административные меры в том числе, когда экономические инструменты оказываются недостаточно эффективными.
К третьей категории нетарифного регулирования следует отнести технические меры, требования которых обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу16.
В рамках ВТО действует Соглашение
по техническим барьерам в торговле.
Цель его — не допустить положения,
при котором технические
Под техническими мерами (барьерами) следует понимать НТО, основанные на соблюдении национальных требований к техническим характеристикам товаров, специальных требований к качеству товаров, их соответствию санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям, системам сертификации и др. Понятие технических барьеров оправданно дополнить требованием по соблюдению прав интеллектуальной собственности.
Из предложенной классификации
видно, что технические меры включают
разрешительную систему, которая осуществляется
через контроль государственных
органов, например предоставление к
таможенному оформлению документов
отдельных министерств и