Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы являются выявление проблемных аспектов в нетарифном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, определение направлений совершенствования инструментов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности,
Нормативную основу исследования составили международные нормативно-правовые акты, законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие внешнеторговую деятельность Российской Федерации, нормативные, распорядительные и инструктивные документы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Эмпирической базой работы являются отчеты и обзорно-аналитические материалы Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району

Содержание работы

Введение
3
1
Инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности…
4
2
Классификация мер нетарифного регулирования в Российской Федерации
6
3
Анализ изменений нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условия создания Таможенного союза (вступления России в ВТО)
17
4
Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
21
Заключение
25
Список используемых источников
27
Приложения

Файлы: 1 файл

Мировая экономика_курсовая.docx

— 103.58 Кб (Скачать файл)

В связи с тем, что на территории России контролю качества придается большое значение, условно их можно назвать специальными требованиями к качеству товаров и отнести к категории технических барьеров. В данную категорию должны входить сертификация товаров и продукции, фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, санитарный контроль, требования экологического характера и др.

Под техническими условиями следует  понимать требования к упаковке, маркировке, заполнению инструкций на национальном языке и т.д., а также проведение различного рода экспертиз как таможенными, так и специально аккредитованными лабораториями.

Отнесение к категории технических  барьеров требований по защите прав на интеллектуальную собственность обусловлено  следующим обстоятельством. Из всех существующих определений мер нетарифных ограничений, в том числе определения, приведенного в данной главе, следует, что именно к этим мерам можно  отнести активно формирующийся  порядок перемещения через таможенную границу товаров, имеющих признаки объектов интеллектуальной собственности (ОИС).

В целях обоснования данной позиции  необходимо обратиться к общепринятому  определению, трактующему интеллектуальную собственность как совокупность исключительных прав личного и имущественного характера на результаты интеллектуальной и творческой деятельности, а также  на некоторые иные приравненные к  ним объекты, конкретный перечень которых  устанавливается законодательством  соответствующей страны с учетом принятых международных обязательств.

Система правовой охраны интеллектуальной собственности включает четыре самостоятельных  института, представляющих российское законодательство об интеллектуальной собственности, — авторское право, патентное право, законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг), законодательство о нетрадиционных объектах интеллектуальной собственности.

Перспектива повышения эффективности  таможенного контроля за перемещением товаров с признаками ОИС обусловлена стремлением России стать полноправным членом ВТО. А одним из непременных условий принятия Российской Федерации в эту организацию является приведение в соответствие с международными правовыми нормами российской законодательной базы в части, касающейся охраны прав на ОИС.

В числе нетарифных средств регулирования  ВЭД находятся правовые инструменты, которые в подробностях изучаются  международным правом, но тесно связаны  с международной экономикой. Это  торговые договоры и режимы.

На двусторонней основе торговые отношения  между государствами регулируются с помощью торговых договоров  и соглашений, которые заключаются  между странами на уровне исполнительной власти (между правительствами) и  подлежат ратификации законодательной  властью (парламентом). Они заключаются  обычно на пять — десять лет и  подлежат периодическому пересмотру.

Торговый договор, соглашение о торговле — это вид межгосударственных договоров, устанавливающий принципы и режим двусторонней торговли17.

Основополагающим принципом международного права является то, что каждое государство  обладает исключительной юрисдикцией  над своей территорией, и все  юридические и физические лица, находящиеся  на этой территории, подпадают под  его юрисдикцию. Поэтому для оценки торговых договоров вопросом принципиальной важности является режим, который предоставляется  на территории данного государства иностранным товарам, услугам и капиталу.

В практике регулирования международной  торговли наиболее часто используются следующие режимы.

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) — условие, закрепленное в международных торговых соглашениях, предусматривающее предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуются и (или) будет пользоваться любое третье государство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания недискриминационного режима в международной торговле18.

Национальный режим — режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами — членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала.

Итак, на двустороннем уровне торговые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями, устанавливающими юридическую  базу осуществления торговли, включая режим наибольшего благоприятствования или национальный режим, который предоставляется в стране иностранным товарам, услугам, капиталу, физическим и юридическим лицам. В рамках ВТО универсально признанной основой для международной торговли является РНБ.

Меры нетарифного регулирования  применяются государством в целях  обеспечения национальной и общественной безопасности, пополнения бюджета государства, охраны окружающей природной среды  и для решения других задач. Особое внимание нетарифным мерам уделяется  в рамках Всемирной торговой организации, поскольку последняя призвана оказывать  глобальное влияние на международную  торговлю не только посредством унификации правил тарифного, но и нетарифного  регулирования.

3. Анализ изменений нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условия создания Таможенного союза (вступления России в ВТО)

 

Начиная с 2010 года в Российской Федерации  таможенно-тарифное и нетарифное  государственное регулирование внешнеторговой деятельности  действует  в рамках международных соглашений Таможенного союза.

Следует отметить, что сформирована нормативно-правовая база по созданию единой системы нетарифного регулирования  в Таможенном союзе.

Таможенный союз – это поэтапная  система интеграции, которая предполагает унификацию законодательства в части  перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза. Принятые государствами-участниками общие  меры также направлены на определенную либерализацию и снятие барьеров во взаимной торговле: упрощаются механизмы  контроля и вводятся единые правила, необходимые для того чтобы товары трех стран находились в свободном  обороте на единой таможенной территории19.

Таможенный союз первоначально  формируется тремя государствами  – Россией, Белоруссией и Казахстаном. Киргизия и Таджикистан будут  присоединяться по мере готовности.

В октябре 2007 года президентами трех стран был утвержден План действий по формированию таможенного союза, предусматривающий создание к 2011 году:

  • единой системы регулирования внешней торговли;
  • единого таможенного администрирования;
  • органов управления таможенным союзом;
  • единого торгового режима с третьими странами.

Формирование таможенного союза  предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины  и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер.

Во исполнение указанного Плана  действий в период с октября 2007 года по октябрь 2009 года на уровне глав государств и глав правительств приняты 29 международных договоров, составившие основу правовой базы Таможенного союза.

Решением Межгосударственного  совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 19 с 1 января 2010 года вступили в силу международные соглашения, изменяющие правила регулирования в части применения запретов и ограничений в сфере внешней торговли товарами20:

  • о единых мерах нетарифного регулирования, подписанное в г.Москве 25 января 2008 года (устанавливает единый порядок применения нетарифных мер в отношении третьих стран и их виды);
  • о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран, подписанное в городе Москве 9 июня 2009 года (определяет порядок введения и применения на единой таможенной территории в отношении третьих стран единых мер нетарифного регулирования, мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов государств Сторон, а также особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами);
  • о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами, подписанное в городе Москве 9 июня 2009 года (определяет порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз участниками таможенного союза в торговле с третьими странами).

Соглашения содержат положения, предусматривающие  передачу Комиссии таможенного союза части полномочий государств-членов таможенного союза в части введения и применения запретов и ограничений в сфере внешней торговли товарами.

В рамках таможенного союза применяется  единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Задачи, решаемые таможенным союзом, изложены в Договоре от 6 октября 2007 года «О Таможенном Кодексе Таможенного союза»21.

Также в соответствии с  принятыми 27 ноября 2009 года решениями Межгоссовета ЕврАзЭС № 19 и Комиссии таможенного союза № 132 с 1 января 2010 года государства-члены таможенного союза применяют Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и (или) ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень), а также соответствующие положения о применении ограничений22.

С 1 июля 2010 года на территории Российской Федерации и Республики Казахстан  начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС),  с 6 июля ТК ТС вступил в силу и на территории Республики Беларусь. 6 июля 2010 года – дата начала фактического функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (ТС).

Все эти документы – результат  совместной работы органов исполнительной власти трех стран по унификации применяемых  запретов и ограничений государствами  – участниками таможенного союза  в торговле с третьими странами.

Соглашения в данной области  позволяют:

  1. Минимизировать количество разрешительных документов, представляемых таможенным органам при перемещении товаров,
  2. Унифицировать формы импортных и экспортных лицензий и разрешений,
  3. Систематизировать существующие требования к отдельным видам товаров, в отношении которых применяются при их ввозе и вывозе дополнительные меры контроля.
  4. Обеспечить систему контроля на внешнем контуре Таможенного союза при отсутствии таможенного контроля на внутренних государственных границах стран – его участниц.

Следущий этап интеграционных процессов - создание Единого экономического пространства (ЕЭП).

В ноябре 2011 года Россия, Белоруссия и Казахстан подписали пакет документов о создании Единого экономического пространства, которое станет площадкой для создания Евразийского союза. Были подписаны Декларация о евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии и Регламент работы Евразийской экономической комиссии.

Теперь  перед экспертами стоит задача провести все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в  силу подписанных документов, с тем чтобы с 1 января 2012 года стартовала работа Единого экономического пространства. Тогда будет проводиться согласованная экономическая политика, обеспечено свободное движение капитала, услуг, рабочей силы, предоставлен доступ к инфраструктуре государств ЕЭП и унифицирует правила предоставления промышленных субсидий и поддержки сельского хозяйства. Следующий этап объединения – планируемое создание  к  2015 году Евразийского союза,   к этому моменту, как ожидается, заработают все подписанные в рамках ЕЭП соглашения. В ряде СМИ уже появилась информация о том, что к этому сроку в рамках союза может появиться единая валюта.

По мнению глав государств-членов Таможенного союза, дальнейшая интеграция будет способствовать росту благосостояния стран и народов, а также внесет свой вклад в устойчивое развитие мировой экономики в целом.

10 ноября 2011 г. в Женеве завершены  переговоры по присоединению  Российской Федерации к Всемирной  торговой организации (ВТО).

Рабочая группа (РГ), состоящая из 62 членов ВТО (ЕС как один), предварительно одобрила пакет документов российского  присоединения. Пакет включает в  себя Перечень обязательств по товарам, Перечень обязательств по услугам и  Доклад РГ, содержащий описание российского  торгового режима и системные  обязательства, подтверждающие соответствие этого режима нормам ВТО.

Данные документы, отражающие результаты двусторонних переговоров, проведенных  Россией с 57 членами ВТО (по товарам) и 30 членами ВТО (по услугам), а также  многосторонних переговоров по системным  обязательствам, будут внесены на рассмотрение Восьмой министерской конференции ВТО 15-17 декабря 2011 г. После  утверждения пакета документов у  Российской Федерации будет 220 дней для его ратификации.

В рамках присоединения к Всемирной  торговой организации (ВТО) Россия снимет ограничения на импорт техники, содержащей средства шифрования (криптографии), а  также обнулит ввозные пошлины  на высокотехнологичную продукцию.

Таким образом, можно сказать, что, в целом, нормативно-правовая база Российской Федерации соответствует требованиям  международной торговли, в т.ч. ВТО, усовершенствование документов, в сфере  внешнеторговой деятельности будет  продолжаться в связи с новыми интеграционными процессами.

 

 

4. Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

Информация о работе Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации