Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:26, курсовая работа
Целью исследования данной работы являются выявление проблемных аспектов в нетарифном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, определение направлений совершенствования инструментов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности,
Нормативную основу исследования составили международные нормативно-правовые акты, законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие внешнеторговую деятельность Российской Федерации, нормативные, распорядительные и инструктивные документы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Эмпирической базой работы являются отчеты и обзорно-аналитические материалы Управления Минпромторга России по Восточно-Сибирскому району
Введение
3
1
Инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности…
4
2
Классификация мер нетарифного регулирования в Российской Федерации
6
3
Анализ изменений нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условия создания Таможенного союза (вступления России в ВТО)
17
4
Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
21
Заключение
25
Список используемых источников
27
Приложения
В связи с тем, что на территории России контролю качества придается большое значение, условно их можно назвать специальными требованиями к качеству товаров и отнести к категории технических барьеров. В данную категорию должны входить сертификация товаров и продукции, фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, санитарный контроль, требования экологического характера и др.
Под техническими условиями следует понимать требования к упаковке, маркировке, заполнению инструкций на национальном языке и т.д., а также проведение различного рода экспертиз как таможенными, так и специально аккредитованными лабораториями.
Отнесение к категории технических
барьеров требований по защите прав на
интеллектуальную собственность обусловлено
следующим обстоятельством. Из всех
существующих определений мер нетарифных
ограничений, в том числе определения,
приведенного в данной главе, следует,
что именно к этим мерам можно
отнести активно формирующийся
порядок перемещения через
В целях обоснования данной позиции
необходимо обратиться к общепринятому
определению, трактующему интеллектуальную
собственность как совокупность
исключительных прав личного и имущественного
характера на результаты интеллектуальной
и творческой деятельности, а также
на некоторые иные приравненные к
ним объекты, конкретный перечень которых
устанавливается
Система правовой охраны интеллектуальной собственности включает четыре самостоятельных института, представляющих российское законодательство об интеллектуальной собственности, — авторское право, патентное право, законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг), законодательство о нетрадиционных объектах интеллектуальной собственности.
Перспектива повышения эффективности таможенного контроля за перемещением товаров с признаками ОИС обусловлена стремлением России стать полноправным членом ВТО. А одним из непременных условий принятия Российской Федерации в эту организацию является приведение в соответствие с международными правовыми нормами российской законодательной базы в части, касающейся охраны прав на ОИС.
В числе нетарифных средств регулирования ВЭД находятся правовые инструменты, которые в подробностях изучаются международным правом, но тесно связаны с международной экономикой. Это торговые договоры и режимы.
На двусторонней основе торговые отношения
между государствами
Торговый договор, соглашение о торговле — это вид межгосударственных договоров, устанавливающий принципы и режим двусторонней торговли17.
Основополагающим принципом
В практике регулирования международной торговли наиболее часто используются следующие режимы.
Режим наибольшего
Национальный режим — режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами — членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала.
Итак, на двустороннем уровне торговые
отношения между странами регулируются
двусторонними торговыми
Меры нетарифного
Начиная с 2010 года в Российской Федерации таможенно-тарифное и нетарифное государственное регулирование внешнеторговой деятельности действует в рамках международных соглашений Таможенного союза.
Следует отметить, что сформирована
нормативно-правовая база по созданию
единой системы нетарифного
Таможенный союз – это поэтапная
система интеграции, которая предполагает
унификацию законодательства в части
перемещения товаров через
Таможенный союз первоначально
формируется тремя
В октябре 2007 года президентами трех стран был утвержден План действий по формированию таможенного союза, предусматривающий создание к 2011 году:
Формирование таможенного
Во исполнение указанного Плана действий в период с октября 2007 года по октябрь 2009 года на уровне глав государств и глав правительств приняты 29 международных договоров, составившие основу правовой базы Таможенного союза.
Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 19 с 1 января 2010 года вступили в силу международные соглашения, изменяющие правила регулирования в части применения запретов и ограничений в сфере внешней торговли товарами20:
Соглашения содержат положения, предусматривающие передачу Комиссии таможенного союза части полномочий государств-членов таможенного союза в части введения и применения запретов и ограничений в сфере внешней торговли товарами.
В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Задачи, решаемые таможенным союзом, изложены в Договоре от 6 октября 2007 года «О Таможенном Кодексе Таможенного союза»21.
Также в соответствии с принятыми 27 ноября 2009 года решениями Межгоссовета ЕврАзЭС № 19 и Комиссии таможенного союза № 132 с 1 января 2010 года государства-члены таможенного союза применяют Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и (или) ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками таможенного союза в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень), а также соответствующие положения о применении ограничений22.
С 1 июля 2010 года на территории Российской Федерации и Республики Казахстан начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), с 6 июля ТК ТС вступил в силу и на территории Республики Беларусь. 6 июля 2010 года – дата начала фактического функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (ТС).
Все эти документы – результат
совместной работы органов исполнительной
власти трех стран по унификации применяемых
запретов и ограничений государствами
– участниками таможенного
Соглашения в данной области позволяют:
Следущий этап интеграционных процессов - создание Единого экономического пространства (ЕЭП).
В ноябре 2011 года Россия, Белоруссия и Казахстан подписали пакет документов о создании Единого экономического пространства, которое станет площадкой для создания Евразийского союза. Были подписаны Декларация о евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии и Регламент работы Евразийской экономической комиссии.
Теперь
перед экспертами стоит задача провести
все внутригосударственные
По мнению глав государств-членов Таможенного союза, дальнейшая интеграция будет способствовать росту благосостояния стран и народов, а также внесет свой вклад в устойчивое развитие мировой экономики в целом.
10 ноября 2011 г. в Женеве завершены
переговоры по присоединению
Российской Федерации к
Рабочая группа (РГ), состоящая из 62 членов ВТО (ЕС как один), предварительно одобрила пакет документов российского присоединения. Пакет включает в себя Перечень обязательств по товарам, Перечень обязательств по услугам и Доклад РГ, содержащий описание российского торгового режима и системные обязательства, подтверждающие соответствие этого режима нормам ВТО.
Данные документы, отражающие результаты двусторонних переговоров, проведенных Россией с 57 членами ВТО (по товарам) и 30 членами ВТО (по услугам), а также многосторонних переговоров по системным обязательствам, будут внесены на рассмотрение Восьмой министерской конференции ВТО 15-17 декабря 2011 г. После утверждения пакета документов у Российской Федерации будет 220 дней для его ратификации.
В рамках присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) Россия снимет ограничения на импорт техники, содержащей средства шифрования (криптографии), а также обнулит ввозные пошлины на высокотехнологичную продукцию.
Таким образом, можно сказать, что,
в целом, нормативно-правовая база Российской
Федерации соответствует
4. Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации