Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 20:37, курсовая работа
Нормирование важнейший элемент научной организации труда, позволяющий правильно решать вопросы разделения и кооперации труда, расстановки рабочей силы, организации и обслуживания рабочих мест. Научно – обоснованные нормы способствуют дифференциации оплаты труда, позволяют планировать сельскохозяйственное производство.
Введение
1. Современное состояние организации трудового процесса
1.1. Местоположение, природные условия, специализация и размеры предприятия
1.2. Численность, половозрастная, профессионально-квалификационная характеристика кадров и обеспеченность ими
1.3.Существующая организационно-технологическая схема трудового процесса. Фактические баланс и структура затрат рабочего времени работника при его выполнении по данным фотохронометражного наблюдения, их анализ и оценка
1.4.Организация и обслуживание рабочих мест, условий труда, режимы труда и отдыха работников и их оценка
2.Совершенствование организации трудового процесса и повышение экономической эффективности производства
2.1. Проектирование рационального трудового процесса и оптимальных
баланса и структуры затрат рабочего времени по материалам фотохронометражного наблюдения
2.2. Предложения по совершенствованию организации обслуживания рабочего места, режимов труда и отдыха
2.3 Уточнение существующей (или расчет новой) нормы выработки (обслуживание) по данным фотохронометражных наблюдений (или по данным паспортизации полей) и нормативам
2.4. Экономическая эффективность рекомендуемых мероприятий
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Схема 2. – Показатели размера предприятия
1.3. Существующая
организационно-
Транспортные работы необходимы для осуществления производственных связей на предприятиях с/х. Срывы в работе транспорта приводят потерям рабочего времени, снижению качества продукции и ухудшению финансовых показателей. Поэтому рациональной организации труда на транспортных работах необходимо уделять особое внимание. Для установления норм затрат труда могут использоваться единые нормы времени на погрузку и разгрузку. Единые нормы времени разрабатываются на основе фотохронометражного наблюдения. На транспортные работы влияют следующие нормообразующие факторы:
Транспортные работы в общем объеме затрат на производство сельскохозяйственной продукции составляют значительный процент (в земледелии 30% и более). Снижению этих затрат необходимо уделять постоянное внимание.
Сменные нормы выработки на транспортные работы определяют в тоннах или т/км. Главные транспортные средства в сельском хозяйстве – автомобили, значительную роль играют тракторы.
На производительность транспортных средств в основном оказывают влияние следующие факторы: состав агрегата; вид транспортных средств и их грузоподъемность; вид и состояние груза; вид и состояние дорожных покрытий; расстояние перевозки; способ и средства выполнения погрузо-разгрузочных работ. Эти факторы и являются нормообразующими. Виды транспортных средств – это марки автомобилей, тракторов, имеющих определенную грузоподъемность.
Виды груза при нормировании транспортных работ подразделяются по степени использования номинальной грузоподъемности автомобиля или тракторного прицепа, которая характеризуется коэффициентом использования грузоподъемности (отношением фактической грузоподъемности к номинальной). Емкость кузова автомобиля, тракторного прицепа обычно рассчитывают на обеспечение номинальной грузоподъемности, то есть перевозку грузов с объемной массой, равной единице. Такие грузы относят к 1 классу. Ко 2 классу относят грузы, допускающие использование номинальной грузоподъемности транспортных средств с коэффициентом 0,8; к 3 классу – 0,6; к 4 классу – менее 0,5. вид груза влияет также на время погрузки и разгрузки и допустимую скорость движения.
Расстояние перевозки определяет соотношение между временем, затрачиваемым на перевозку груза, и временем на его погрузку и разгрузку. Погрузка и разгрузка транспортных средств могут выполняться ручным, механизированным и комбинированным способами.
В зависимости от перечисленных нормообразующих факторов производится дифференциация норм выработки и расхода топлива в сборниках типовых норм.
Сменные нормы выработки на транспортные работы (Нсм) рассчитывают по формуле:
где Трейса – норма времени на один рейс, мин.; Тотд – норматив времени на отдых и личные надобности за смену, мин.; Qт – фактическая грузоподъемность транспортного средства относительно данного груза, т.
При установлении норм выработки в т/км формула принимает следующий вид:
где Lср – среднее расстояние перевозки груза, км
Норматив времени на подготовительно-заключительную работу Тпз складывается из времени подготовки транспортных средств к переезду, проведения ежесменного технического ухода, получения наряда и заключительной работы. При разработке норм выработки на тракторно-транспортные работы норматив времени на личные надобности Тлн установлен 10 мин на смену. Норматив на отдых исполнителей Тотд в течение смены рекомендуется 15 мин, следовательно, норматив на отдых и личные надобности Тотд равен 25 мин.
Время одного рейса включает время погрузки, разгрузки и пробега транспортного средства с грузом и без груза:
где tп – норматив времени погрузки груза в транспортное средство в расчете на его фактическую грузоподъемность, мин; tр – то же при разгрузке груза, мин; Vср – средняя скорость движения транспортных средств с грузом и без груза, км/ч.
Средняя скорость определяется по формуле:
где V1 – скорость передвижения с грузом, км/ч; V2 – то же без груза, км/ч.
При установлении норм выработки и расхода топлива на тракторно-транспортные работы в колхозах и совхозах пользуются общесоюзным сборником типовых норм. В нем нормы дифференцированы в зависимости от способа выполнения погрузо-разгрузочных работ, грузоподъемности прицепа, группы дорожных условий и расстояния перевозки.
Аналогично рассчитывают нормы и на автотранспортные работы. Для нормирования и оплаты труда шоферов грузовых автомобилей установлены нормы времени. Они определены в виде норм и соответствующих сдельных расценок: за 1 тонну перевезенного груза и на 1 т/км. Нормы времени являются исходными для начисления заработной платы водителям автомобильного транспорта. Кроме указанных норм, установлены нормы времени на взвешивание груза – 4,5 мин на каждый автомобиль и каждый прицеп независимо от класса груза, грузоподъемности автомобиля, прицепа. Например, для автомашин грузоподъемностью 4 т норма времени на погрузку и разгрузку 1т груза 1класса при выполнении работ вручную – 10,51 мин. Это время погрузки и разгрузки, подноски и относки, маневрирования автомобиля, упаковки груза, оформления документов. К нормам времени на погрузку и разгрузку 1 т груза 2, 3, 4 классов груза дается поправка.
Установлено 4 класса грузов. К 1 классу относятся грузы, позволяющие полностью загрузить автомашину. Коэффициент использования грузоподъемности равен 1,0. Ко 2 классу относятся грузы с коэффициентом использования грузоподъемности от 0,7 до 0,99, поправочный коэффициент на класс груза – 1,25, к 3 классу – соответственно от 0,51 до 0,70 и 1,66, к 4 классу – от 0,50 и менее и 2,00.
Нормы времени на 1 т/км Ткм определяют по формуле:
где tпз – норматив подготовительно-
При определении Vср исходят из следующих расчетных скоростей пробега автомобилей: на дорогах асфальтированных, бетонных (группа 1) – 39 км/ч, на дорогах с твердым покрытием (группа 2) – 30, на естественных и грунтовых дорогах (группа 3) – 25 км/ч.
Таблица 5. Фактический баланс и структура затрат рабочего времени на транспортных работах
Элементы времени смены |
Фактический | ||
мин |
% | ||
Подготовительно-заключительное время |
Тпз |
53,5 |
11,1 |
Оперативное время |
Топ |
395,7 |
82,4 |
В том числе: основное |
То |
255,1 |
53,1 |
Вспомогательное |
Тв |
140,6 |
29,2 |
Время обслуживания рабочего места |
Тобс |
13,5 |
2,8 |
Время отдыха |
Тотд |
||
Время личных надобностей |
Тлн |
||
Простои, всего |
Тпр |
17,3 |
3,7 |
Время случайной работы |
Тслуч |
||
Время смены |
Тсм |
480 |
100 |
Перерыв на обед |
Тобед |
58,3 |
1.4.Организация и обслуживание рабочих мест, условий труда, режимы труда и отдыха работников и их оценка.
Организация рабочего места является первым звеном организации любого производственного процесса. Она во многом определяет выработку работника, его подход к труду, обеспечивает безопасность. С нее и начинают работу по внедрению научной организации труда на сельскохозяйственных предприятиях.
Рабочее место – это зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу, операцию. На рабочем месте происходит соединение элементов производственного процесса: средств труда, предметов труда и самого труда.
Кроме понятия «рабочее место» (как ограниченного участка) существует более широкое понятие «рабочая зона». Это связано со спецификой выполнения сельскохозяйственных работ, особенно в земледелии. Под рабочей зоной понимают площадь, предоставляемую для одного или группы работников с необходимыми средствами производства для выполнения отдельной операции. Это участок поля, загона, где выполняются полевые механизированные работы – пахота, культивация, посев, уборка и др.; часть строительного объекта – определенная строительная площадка; зерновой ток с размещенными машинами и механизмами.
Важное условие высокопроизводительной работы исполнителей – правильная организация рабочих мест, то есть система мероприятий по их оснащению средствами и предметами труда и размещению в определенном порядке.
На организацию рабочих мест в сельском хозяйстве большое влияние оказывает специфика отрасли и прежде всего наличие земли как основного средства производства. Для сельского хозяйства характерно очень большое разнообразие рабочих мест, каждое из которых требует самостоятельного типового решения. Это объясняется тем, что предметы труда, а вместе с тем и средства труда часто меняются, как меняются фазы и стадии развития растений и животных.
В растениеводстве предметы труда (земля, растения и т.д.) остаются на месте, а средства труда (машины) перемещаются по полю.
В широком плане под организацией рабочего места понимают его оснащение и оборудование, планировку, обслуживание, то есть создание комплекса организационно-технических условий, необходимых для осуществления процесса труда.
При решении этих вопросов первостепенное значение имеет предмет труда. В сельском хозяйстве предметами труда являются земля, растения, животные и т.д. Именно предмет труда оказывает решающее влияние на параметры машин. Характер оборудования и оснащение рабочих мест должны быть приспособлены к возможностям человека, чтобы лучше использовать вещественные элементы процесса труда без вреда для организма.
Важные условия рациональной организации труда на рабочем месте в земледелии – хорошая подготовка полей к работе, то есть отбивка поворотных полос, разбивка поля на загоны, удаление послеуборочных остатков, рациональное комплектование агрегатов, продуманная система их обслуживания.
Оснащение и оборудование рабочих мест. Оснастить рабочее место – это значит обеспечить его всеми необходимыми для выполнения процесса труда средствами и предметами: оборудованием, посевным и посадочным материалом, удобрениями, сырьем и т.д., а также технологической, организационной оснасткой.
К основному оборудованию относятся средства труда, оказывающие непосредственное воздействие на предмет труда. Это тракторы, прицепные и навесные машины, комбайны, транспортные средства по доставке и отвозке предметов труда, сортировальные машины, оборудование кормоцехов, доильные установки и др.
К вспомогательному оборудованию относятся приспособления, облегчающие выполнение операций, - транспортеры, тележки, подъемники-погрузчики, приспособления для уборки полеглых хлебов, зерноуловители и др.
Под технологической
оснасткой рабочих мест понимают
оснащение их инструментами и
приспособлениями. К технологической
оснастке относятся различные
Большое значение
имеет наличие
В настоящее время по опыту промышленности для массовых сельскохозяйственных профессий с учетом конкретных условий разрабатываются типовые проекты организации рабочих мест. Они предусматривают типовое решение оснащения и планировки рабочих мест, взаимосвязь с другими рабочими местами по технологическому потоку, а также организацию трудового процесса, передовые методы и приемы труда.
Обслуживание рабочих мест. Можно хорошо оснастить и оборудовать рабочее место, обеспечить его рациональную планировку, но если рабочий будет постоянно отвлекаться от основных технологических функций для выполнения вспомогательных работ, все это окажется малоэффективным. Поэтому для повышения эффективности производства целесообразно работы по обслуживанию выделять как самостоятельные. Основными требованиями рациональной организации обслуживания рабочего места являются современное обеспечение его материалами, отвоз и транспортировка продукции (зерна, клубней, силосной массы и др.). Если, например, задерживается доставка семян, удобрений, топлива или отвоз зерна, картофеля и т.д., возникает потеря времени, нарушается ритм работы, снижается выработка. Это вызывает у рабочего чувство беспокойства за выполнение задания, получения материального вознаграждения.