Совершенствование организации управления учреждениями здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать процесс совершенствование организации управления учреждениями здравоохранения в Забайкальском крае.

Эта цель последовательно реализуется в следующих задачах:

1. Охарактеризовать систему регионального здравоохранения в современных условиях и выявить ее проблемы;

2. Рассмотреть структуру здравоохранения в регионе;

5. Дать анализ состояния системы здравоохранения в Забайкальском крае

6. Выявить общие проблемы здравоохранения Забайкальского края.

8. Отметить перспективы развития здравоохранения в Забайкальском крае

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 5

1.1 Концептуально-методические основы управления в сфере здравоохранения 5

1.2 Региональная система управления в сфере здравоохранения 10

1.3 Организационно-правовое обеспечение субъектов Российской Федерации в области здравоохранения 16

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ 23

2.1. Анализ сферы здравоохранения 23

2.2. Проблемы и перспективы развития здравоохранения 29

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Файлы: 1 файл

оглавление.docx

— 80.29 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.  УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 5

1.1 Концептуально-методические  основы управления в сфере здравоохранения 5

1.2 Региональная система управления в сфере здравоохранения 10

1.3 Организационно-правовое обеспечение  субъектов Российской Федерации в области здравоохранения 16

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ 23

2.1. Анализ сферы здравоохранения 23

2.2. Проблемы и перспективы развития здравоохранения 29

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 38

 

ВВЕДЕНИЕ

   Здравоохранение стало важнейшей отраслью социальной сферы, ключевым фактором качества жизни, деловой активности людей. К сфере  здравоохранения относятся разнообразные  учреждения и предприятия всех форм собственности, она неразрывно связана  с медицинской промышленностью, производящей финансовые средства, оборудование, инструменты.

   Система здравоохранения, в которой занято несколько тысяч специалистов-медиков, нуждается в эффективном управлении. Для этого требуется внушительный штат компетентных менеджеров, которые  могли бы результативно управлять  людьми, решать проблемы, составлять планы  и проекты, формировать штат мотивировать людей, улаживать конфликты и  осуществлять контроль.

   Успешное  функционирование такой системы  как здравоохранение зависит  от ее подсистем. Более того, уместным будет рассмотреть понятие взаимозависимых  систем, воспользовавшись примером человеческого  тела. Если такая важная система, как  система кровообращения, откажет  полностью, человеческое тело перестанет функционировать. Если же система кровообращения лишь снизит свою эффективность, человеческое тело будет продолжать функционировать, хотя и не столь эффективно, как  раньше.

   В рассматриваемой системе здравоохранения  ключевыми подсистемами являются две: специалисты-медики и подсистема управления (менеджеры разных уровней). К сожалению, в отечественном здравоохранении  акцент делался на первую подсистему (это хорошо) и предавалась забвению вторая (что очень плохо). Трудно найти в здравоохранении дипломированного менеджера, а без него нет эффективного управления, как следствие, эффективность  врача-специалиста значительно ниже его возможностей.

   Сегодня региональное здравоохранение –  это многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, осуществляющее диагностическую, стационарную, амбулаторно-поликлиническую, реабилитационную помощь, которое квалифицированно решает медико-экспертные вопросы.

   Все перечисленное говорит об актуальности выбранной темы.

   Цель  данной работы – проанализировать  процесс совершенствование организации  управления учреждениями здравоохранения  в Забайкальском крае.

   Эта цель последовательно реализуется  в следующих задачах:

   1. Охарактеризовать  систему регионального  здравоохранения в современных  условиях и выявить ее  проблемы;

   2. Рассмотреть  структуру здравоохранения  в регионе;

   5. Дать анализ состояния системы  здравоохранения  в Забайкальском  крае

   6. Выявить общие  проблемы здравоохранения  Забайкальского края.

   8. Отметить перспективы развития  здравоохранения в Забайкальском  крае

   Субъектами  здравоохранительной деятельности на региональном уровне являются в  основном учреждения здравоохранения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

   Объектом  исследования является совокупность отношений  и связей в системе здравоохранения  Забайкальского края  предметом  исследования – проблемы повышения  эффективности ее функционирования на региональном  уровне.

 

ГЛАВА 1.  УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1 Концептуально-методические  основы управления в сфере здравоохранения

    С точки зрения управления, здравоохранение  представляет собой одну из подсистем  народно-хозяйственной, социально-экономической  системы и производит медицинские  товары и услуги. Кроме того, здравоохранение, являясь составной частью непроизводственной сферы народного хозяйства, наряду с чисто медицинскими задачами решает социальные и экономические, связанные  с повышением качества жизни человека, его благосостояния, способствует реализации социальных гарантий и формирует  трудовой потенциал общества. Поэтому  процедуру анализа и принятия решений в сфере управления здравоохранением необходимо проводить в рамках системного подхода.

    Как известно, существует два типа моделей  управления сферой здравоохранения: централизованная и децентрализованная (таблица 1).

Таблица 1

Модели  управления здравоохранением

Тип модели Достоинства Недостатки
Централизованная 1. Общие подходы  к обеспечения услугами

население страны.

2. Планирование ресурсов

системы.

3. Мониторинг  службы

здравоохранения

1. Низкая эффективность. 

2. Медленные  темпы

внедрения инноваций.

3. Медленная  реакция на

внешние изменения

(экономики, политики).

4. Подверженность

политическому давлению

Децентрализованная 1. Более быстрое  решение

ряда вопросов.

2. Большие возможности  для

принятия решений  на местах.

3. Сокращение  потребности в

центральных

административных  органах

1. Местный бюджет  не

всегда может  обеспечить

потребности

здравоохранения.

2. Неэффективность

использования ресурсов

системы.

3. Сложность  интеграции в

первичной, вторичной,

третичной медпомощи.

4. Централизованные

субсидии приводят к

неэффективности службы.

5. Неравенство  в получении

инновационной и

дорогостоящей помощи.

6. Дополнительные  расходы,

связанные с  потребностью в

координации

    Эти модели имели место в системе  развития здравоохранения нашей  страны. Так, во время применения централизованной модели управления система здравоохранения  была ориентирована на экстенсивные показатели, отсутствовала действенная мотивация труда, наблюдалось чрезмерное ограничение самостоятельности руководителей учреждений здравоохранения и несовершенство системы финансирования данной отрасли, имела место сверхцентрализация управления. Это оказывало сдерживающее влияние на эффективность деятельности системы здравоохранения в целом.

    В середине 90-х годов осуществление  необходимой децентрализации разрушило  вертикаль управления здравоохранением. Резко сократились централизованные поставки в медицинские учреждения лекарственных средств и медицинского оборудования, а высокий уровень  инфляции привел к безудержному росту  цен, в том числе на медицинскую  технику и лекарственные средства, существенно затруднив их приобретение учреждениями здравоохранения. Уменьшилось  финансирование отрасли.

    Поэтому возникла необходимость в разработке смешанной модели управления сферой здравоохранения, сочетающей в себе различные элементы централизации  и децентрализации и широко используемой в большинстве стран. При этом с целью исключения дублирования управленческих функций в системе  управления здравоохранением необходимо осуществить разделение полномочий, функций и степени ответственности  на различных иерархических уровнях  системы управления отраслью. В тоже время система здравоохранения по-прежнему ориентирована на экстенсивные показатели, не созданы эффективные инструменты мотивации труда.

    В настоящее время существует трехуровневая  структура управления сферой здравоохранения (рис. 1), где первый уровень (федеральный) представлен Президентом РФ, Государственной  Думой РФ, Председателем Правительства  РФ и Министерством здравоохранения  и социального развития РФ, которые  формируют нормативную базу, определяют объем финансирования сферы здравоохранения, разрабатывают и принимают федеральные (приоритетные) программы развития здравоохранения, включая проблемы экономического управления (методология, цены, тарифы, стандарты, лицензирование и т.д.); второй уровень (региональный) представлен регулирующими органами субъектов РФ, наделенными полномочиями по определению собственности и  особенностей финансирования с учетом экологических, промышленных и прочих факторов; третий уровень (муниципальный) представлен муниципальными органами управления здравоохранением, способствующими  исполнению целевых программ развития здравоохранения на местах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1 Структура управления сферой здравоохранения

    Анализируя  динамику развития здравоохранения, можно  выявить, что эффективность функционирования этой подсистемы народного хозяйства  определяется воздействием на нее экономических, экологических и социальных регулирующих и управляющих воздействий, а  также внешних возмущающих факторов (рис. 2), причем в отличие от других отраслей народно-хозяйственного комплекса  в здравоохранении основная роль принадлежит социальным регуляторам, так как во главе процесса общественного  развития находится человек с  его социальными запросами.

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2 Здравоохранение как подсистема социально-экономической системы

 

1.2 Региональная система управления в сфере здравоохранения

    Среди органов управления здравоохранением следует выделять центральные (республиканские) и местные (краевые, областные, городские, районные) органы здравоохранения. К  центральным органам относятся  министерства здравоохранения, которые  несут ответственность за состояние  и развитие медицинской помощи. К  местным органам относятся комитеты по здравоохранению при областной, городской и районной администрации. Они осуществляют деятельность по развитию сети учреждений здравоохранения, рациональному  их размещению, организации первичной  медицинской помощи населению и  др. Органы здравоохранения направляют и координируют работу медицинских  учреждений, обеспечивают единство методов  и организационных принципов.

    Под управлением здравоохранением принято  понимать структуры, определяющие условия  и формы принятия организационных  решений, а также содержащие элементы организации (планирование, координация, анализ) и контроля. Информацию, необходимую  для контроля, подразделяют на медико-статистическую (о здоровье, кадрах, материальной базе, деятельности медицинских учреждений), экономическую (финансовую) и научно-медицинскую  информацию о материально-техническом  и лекарственном обеспечении. Министерство здравоохранения имеет в структуре  управления отделы, которые осуществляют организационно-методическую, статистическую и планово-финансовую деятельность, координируют работу по подготовке и  усовершенствованию кадров и др.

Информация о работе Совершенствование организации управления учреждениями здравоохранения