Совершенствование организации управления учреждениями здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать процесс совершенствование организации управления учреждениями здравоохранения в Забайкальском крае.

Эта цель последовательно реализуется в следующих задачах:

1. Охарактеризовать систему регионального здравоохранения в современных условиях и выявить ее проблемы;

2. Рассмотреть структуру здравоохранения в регионе;

5. Дать анализ состояния системы здравоохранения в Забайкальском крае

6. Выявить общие проблемы здравоохранения Забайкальского края.

8. Отметить перспективы развития здравоохранения в Забайкальском крае

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 5

1.1 Концептуально-методические основы управления в сфере здравоохранения 5

1.2 Региональная система управления в сфере здравоохранения 10

1.3 Организационно-правовое обеспечение субъектов Российской Федерации в области здравоохранения 16

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ 23

2.1. Анализ сферы здравоохранения 23

2.2. Проблемы и перспективы развития здравоохранения 29

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Файлы: 1 файл

оглавление.docx

— 80.29 Кб (Скачать файл)

    Ключевым  звеном всего правового регулирования  в сфере здравоохранения следует  признать конституционные нормы, закрепляющие: право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь; право граждан  на бесплатную медицинскую помощь.

    Конституция РФ устанавливает такие организационно-правовые гарантии данных прав, как публичные (государственные и муниципальные) учреждения здравоохранения, непосредственно  оказывающие бесплатную медицинскую  помощь; государственная, муниципальная  и частная системы здравоохранения, в рамках которых организуется оказание медицинской помощи, в том числе  платной. Существование и надлежащее функционирование этих гарантий в силу упомянутого выше общего принципа обязаны  обеспечить публичные образования (государство и муниципальные  образования).

    Следовательно, праву на медицинскую помощь, в  том числе бесплатную, соответствуют  основные обязанности государства  и муниципальных образований  по организации медицинской помощи и по непосредственному оказанию медицинской помощи человеку.

    Только  их надлежащее исполнение позволяет  в полном объеме обеспечить реализацию закрепленного права на медицинскую  помощь. Первая из упомянутых обязанностей представляет собой властно-публичное  полномочие государства и (или) муниципального образования, поскольку одним из основных признаков любой публичной власти является ее властно организующий характер. Эта обязанность по организации с учетом принципа непосредственности действия конституционных прав и свобод человека и гражданина обладает строго обеспечительным характером и существует, чтобы гарантировать исполнение второй обязанности — по непосредственному оказанию медицинской помощи человеку.

    Согласно  ст. 6 Основ об охране здоровья, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся:

    1) принятие законов и иных нормативных  правовых актов субъекта Российской  Федерации в области охраны  здоровья граждан, надзор и  контроль за их соблюдением  и исполнением;

    2) защита прав и свобод человека  и гражданина в области охраны  здоровья граждан;

    3) разработка, утверждение и реализация  региональных программ по развитию  здравоохранения, профилактике заболеваний,  лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому  образованию населения и по  другим вопросам в области  охраны здоровья граждан;

    4) разработка, утверждение и реализация  территориальной программы государственных  гарантий оказания гражданам  Российской Федерации бесплатной  медицинской помощи, включающей  в себя программу обязательного  медицинского страхования;

    5) самостоятельное формирование органов  исполнительной власти субъекта  Российской Федерации, осуществляющих  установленные настоящей статьей  полномочия в сфере здравоохранения,  установление порядка их организации  и деятельности; развитие организаций  здравоохранения субъекта Российской  Федерации; материально-техническое  обеспечение таких организаций;

    6) формирование расходов бюджета  субъекта Российской Федерации  на здравоохранение;

    7) установление медико-экономических  стандартов в соответствии с  федеральными стандартами медицинской  помощи;

    8) организация оказания специализированной  медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических,  онкологических диспансерах и  других специализированных медицинских  учреждениях (за исключением федеральных  специализированных медицинских  учреждений, перечень которых утверждается  уполномоченным Правительством  Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти);

    9) организация оказания медицинской  помощи, предусмотренной законодательством  субъекта Российской Федерации  для определенных категорий граждан;

    10) организация оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской  помощи;

    11) обеспечение лекарственными и  иными средствами, изделиями медицинского  назначения, иммунобиологическими  препаратами и дезинфекционными  средствами организаций здравоохранения,  находящихся в ведении субъекта  Российской Федерации;

    12) организация заготовки, переработки,  хранения и обеспечения безопасности  донорской крови и ее компонентов,  организация безвозмездного обеспечения  организаций здравоохранения, находящихся  в ведении субъекта Российской  Федерации, и муниципальных организаций  здравоохранения донорской кровью  и ее компонентами, а также  обеспечения за плату иных  организаций здравоохранения донорской  кровью и ее компонентами;

    13) организация обязательного медицинского  страхования неработающего населения;

    14) осуществление профилактических, санитарно-гигиенических,  противоэпидемических и природоохранных  мер в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

    15) защита исконной среды обитания  и традиционного образа жизни  малочисленных этнических общностей;

    16) координация деятельности органов  исполнительной власти субъекта  Российской Федерации, субъектов  государственной, муниципальной  и частной систем здравоохранения,  иных хозяйствующих субъектов  в области охраны здоровья  граждан; охрана здоровья семьи  (охрана материнства, отцовства  и детства);

    17) реализация мер, направленных  на спасение жизни людей и  защиту их здоровья при чрезвычайных  ситуациях, информирование населения  об обстановке в зоне чрезвычайной  ситуации и о принимаемых мерах;

    18) регулярное информирование населения,  в том числе через средства  массовой информации, о распространенности  социально значимых заболеваний  и заболеваний, представляющих  опасность для окружающих.

    Органы  государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право установления региональных стандартов медицинской  помощи на уровне не ниже федеральных  стандартов медицинской помощи, установленных  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере здравоохранения, и осуществлять контроль за их соблюдением.

    Таким образом, для российского здравоохранения главной целью является создание устойчивой системы, в которой различные механизмы будут способствовать развитию здорового потенциала страны, где государство выступает гарантом здоровья граждан и стремится обеспечить доступность и качество медицинской помощи для широких слоёв населения. 

 

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

2.1. Анализ сферы здравоохранения

    В обеспечении здоровья населения  первостепенную роль играет эффективная система здравоохранения. Помимо непосредственного влияния на здоровье и качество жизни населения, система здравоохранения также играет важную роль в экономике.

    Эффективное функционирование системы здравоохранения  определяется:

  1. Совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);
  2. Техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
  3. Наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением.

        Эти же задачи стоят и перед здравоохранением Забайкальского края.

    В Забайкальском крае существует сложившаяся  система здравоохранения, функционирование которой на протяжении последних  лет является стабильным и устойчивым. Вместе с тем имеет место тенденция  общего сокращения мощности больничных, врачебных амбулаторно-поликлинических  учреждений, как по общему их количеству, так и по числу больничных коек круглосуточных стационаров. В то же время численность врачей и среднего медицинского персонала остается относительно стабильной. Данная тенденция отражает национальную политику по развитию амбулаторного  медицинского обслуживания как приоритета в развитии здравоохранения.

 

Таблица 3

Количественные показатели развития здравоохранения

№ п.п. Показатели 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
1 Число врачебных  мест амбулаторно-поликлинических  учреждений 209 103 102 98
2 Мощность врачебных  амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену: на 10 000 человек  населения 228,2 238,4 253,8 239,4
3 Число больничных учреждений 90 87 84 79
4 Число больничных коек на 10 000 человек населения 138,7 137,5 126,6 116,9
5 Число коек для  беременных женщин и рожениц 903 907 909 889
6 Число коек для  больных детей 2503 2477 2256 2189
7 Число станций (отделений) скорой медицинской помощи 65 65 65 56
8 Численность лиц, которым оказана помощь амбулаторно  и при выездах на 1000 человек  населения 356,8 329,1 348,1 354,1
9 Численность врачей: на 10 000 человек населения 54,9 55,5 56,7 56,7
10 Численность среднего медицинского персонала: на 10 000 человек  населения 118,9 119,8 118,9 117,5

    Система финансирования учреждений здравоохранения  Читинской области в 2008 году была сформирована за счет финансовых средств:

     - консолидированного бюджета субъекта  –  4 889 млн. руб. (63,3 %);

     - средств ОМС – 2 519 млн. руб. (32,7 %);

    - средств,  полученных от оказания платных  и иных приносящих доход услуг  (сп. счет)  – 311 млн. руб. (4,0 %).

ИТОГО – 7 719 млн. руб.

    Потребность в финансировании на 2010-2011 годы составляется 1,7 млрд. руб.: из них:

    • краевые ЛПУ – 996,4 млн. руб.
    • ЛПУ г. Читы – 224,7 млн. руб.
    • ЛПУ районов – 475,7 млн. руб.

          Потребность в оснащении  медицинским оборудованием лечебных учреждений по профилям, которых не утверждены порядки – сумма финансирования - 457,7 млн. руб.

    Итого на медицинское оборудование:  замену  и   приобретение   необходимо 4,2 млрд.руб.

    Всего на строительство, капитальный и  текущий ремонт, приобретение  медицинского оборудования необходимо 7,8 млрд.руб.

    Ежегодно  увеличивается финансирование здравоохранения  за счет средств консолидированного бюджета, но его доля в Территориальной  программе снижается: 

    в 2007 г. -  65,4%,

    в 2008 г. -  63,1%;

    в 2009 г. -  52,6%.

    В 2009 году впервые финансовое обеспечение  Территориальной программы по расходам системы обязательного медицинского страхования (4 288,7 млн. руб.) приблизилось к расходам консолидированного бюджета (4 764,3 млн. руб.).

    Главная цель системы здравоохранения Забайкальского края заключается в повышении доступности и улучшении качества медицинской помощи для широких слоев населения за счет повышения эффективности использования ресурсов, возрождения профилактической направленности и развития высокотехнологичной медицинской помощи для улучшения качества жизни и здоровья населения края.

    В последние годы в Забайкальском  крае наблюдается положительный  прирост населения. Так, если в 2006 году наблюдалась естественная убыль  населения (-1820 человек), то в 2009 году –  естественный прирост населения  в размере 2561 человека (Таблица 4). Связано это как с увеличением числа родившихся, так и с уменьшением числа умерших. 

Информация о работе Совершенствование организации управления учреждениями здравоохранения