Совершенствование регулирования и управления внешним долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является исследование механизма функционирования государственного долга.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие и сущность государственного долга;
исследовать международный опыт управления государственным долгом;
изучить особенности формирования валового внешнего долга в Беларуси;
изучить учет внешнего долга в Беларуси;
внести предложения по совершенствованию регулирования внешним долгом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 5
1.1. Понятие и сущность государственного долга 5
1.2. Международный опыт управления государственным долгом 8
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
2.1. Особенности формирования валового внешнего долга 16
2.2. Учет внешнего долга в Республике Беларусь 19
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

Государственный долгпонятие виды причин, социально-экономические последствия.docx

— 218.91 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 5

1.1. Понятие и сущность государственного долга 5

1.2. Международный опыт управления государственным долгом 8

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16

2.1. Особенности формирования валового внешнего долга 16

2.2. Учет внешнего долга в Республике Беларусь 19

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ 29

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе  любой страны. Это объясняется  тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга  оказывают значительное влияние  на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного  климата, структуры потребления  и развития международного сотрудничества.

Причиной  возникновения государственного долга  является проводимая политика, которая  не обеспечивает сбалансированность доходов  и расходов государства.

Вместе  с тем в мире нет ни одной  страны, которая в те или иные периоды своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Государственный  долг является неотъемлемой частью большинства  финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании  заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный  долг – это нормальное явление  в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны.

С экономической  точки зрения государственный долг представляет собой задолженность  государственных органов как  результат формирования дополнительных ресурсов страны, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями  общества на основе займов денежных средств  у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму  задолженности страны по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным  по ним процентам.

Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций  на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что страна в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и/или гаранта.

Правительства часто управляют большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позиция  нередко подвергается значительному  риску по условным обязательствам и  последствиям плохого управления бухгалтерским балансом в частном секторе. Поэтому при любых финансовых кризисах, как порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с надежной макроэкономической политикой и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.

Целью данного  исследования является исследование механизма  функционирования государственного долга.

Для достижения этой цели были поставлены следующие  задачи:

  • изучить понятие и сущность государственного долга;
  • исследовать международный опыт управления государственным долгом;
  • изучить особенности формирования валового внешнего долга в Беларуси;
  • изучить учет внешнего долга в Беларуси;
  • внести предложения по совершенствованию регулирования внешним долгом.

Объектом  исследования являются финансово-экономические  отношения, возникающие в процессе формирования, использования и погашения  государственного долга, а также  порождаемые им экономические и  социальные проблемы.

Предмет исследования - государственный долг Республики Беларусь и ведущих зарубежных стран.

В процессе исследования использованы научные  монографии и статьи отечественных  и зарубежных экономистов по проблемам  государственных финансов и государственного долга, материалы периодической  печати и статистические данные.

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

    1. Понятие и  сущность государственного долга

 

Привлечение и использование иностранных кредитов и займов является одним из важнейших элементов денежно-кредитной и валютной политики любого государства. По степени влияния на финансово-экономическое положение стран-заемщиков внешний долг — это сложное и противоречивое понятие. С одной стороны, внешние заимствования способствуют привлечению в страну дополнительных финансовых ресурсов,

открывают доступ к достижениям в научно-технической сфере и современному управленческому  опыту. С другой стороны, значительные размеры внешней задолженности стран неоднократно становились причиной обострения мировых долговых отношений за последние десятилетия и являются одной из актуальных проблем современности1.

Во многих странах решение задач в этой сфере заключено в рамки отдельного направления государственной политики, именуемого управлением внешним долгом.

Основная цель управления государственным  долгом — удовлетворение потребностей правительства в финансировании и выполнении его обязательств по платежам при наименьших затратах в средне- и долгосрочной перспективе при разумной степени риска. Эффективная система управления внешним долгом, действующая во многих зарубежных странах, обеспечивает оперативное привлечение необходимого объема заимствований для удовлетворения финансовых потребностей; позволяет им экономить существенные финансовые ресурсы путем оптимизации структуры долга и графиков обслуживания долга; минимизирует риски, накладываемые заимствованиями в иностранной валюте.

В современной экономической теории государственный долг определяется как сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков.

Природа образования бюджетных  дефицитов неразрывно связана с  понятием цикличности в экономической  сфере. Бюджетные дефициты достигают максимальных размеров в период экономических кризисов и депрессий, когда наблюдается наибольшее снижение производства и поступлений в государственный бюджет. Так как дефицит государственного бюджета может покрываться из двух источников (внешних и внутренних), то внешний долг — это долг государства перед нерезидентами.

Таким образом, государственный долг тесно связан с понятием дефицита государственного бюджета.

Если бюджетный дефицит сохраняется  на протяжении продолжительного периода времени, то неуклонно увеличиваются размеры государственного долга. В таком случае расходы на обслуживание долга становятся одной из первоочередных статей государственного бюджета и, в конце концов, причиной дефицита государственного бюджета, замыкая образовавшийся круг: дефицит государственного бюджета — рост государственного долга — дефицит государственного бюджета2.

Международный опыт свидетельствует о том, что проведение взвешенной политики заимствований и своевременное принятие необходимых мер для укрепления потенциала государства в области управления долгом государственного сектора и регулирования внешнего долга частного сектора являются очень важными факторами для обеспечения высокого уровня макроэкономической стабильности страны.

В настоящее время в соответствии с международной практикой в состав государственного внешнего долга включаются:

— кредиты и займы государства  или его уполномоченных органов, предполагающие прямую ответственность государства по их погашению;

— рыночные ценные бумаги, выпущенные государством или его уполномоченными органами на международных рынках капитала;

— гарантии и иные косвенные обязательства государства и его уполномоченных органов, предполагающие солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам третьих лиц.

Вместе с тем законодательство каждой отдельной страны по-своему интерпретирует этот термин. В одних странах признаком, классифицирующим государственные заимствования на внешние и внутренние, является валюта, в которой выражаются заимствования, в других странах — принадлежность источника заимствования по отношению к стране-заемщику.

Факторы, оказывающие влияние на состояние долга, делятся на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). При этом к внутренним, как правило, относятся такие факторы, как модель управления долгом в отдельной стране, макро- и микроэкономическая политика государства. К внешним относятся факторы, находящиеся за пределом возможного контроля

со  стороны стран-должников: условия  торговли, монетарная политика стран-кредиторов, общее состояние мировой экономики, военные конфликты и политическая ситуация в регионе.

В идеальной модели привлеченные ресурсы  должны быть направлены на увеличение финансовых ресурсов в будущем, размер которых будет достаточен для своевременного обслуживания и выплат основной суммы долга. Достижение этой цели во многом зависит от следующих трех условий.

Первое представляет собой зависимость между предельной продуктивностью занимаемых ресурсов и процентом по займу. Для того чтобы избежать проблем, связанных с обслуживанием долга, данная зависимость должна быть положительной. В противном случае заемщик будет вынужден обращаться к заимствованиям снова, увеличивая их общий объем.

Второе условие относится к внутренним сбережениям. Внешние заимствования могут использоваться для замещения дефицита внутренних сбережений с целью обеспечения заданных темпов роста экономики. В данном случае основным показателем является коэффициент внутренних сбережений. Если текущая предельная склонность к сбережениям превосходит усредненную склонность к сбережениям за предыдущий период, то данный коэффициент будет расти, что в свою очередь отражает более благоприятные условия для обслуживания долга в будущем.

Третьим индикатором, отражающим состояние внешнего долга, является сальдо баланса по внешнеторговым операциям. Ухудшение условий торговли для страны-заемщика, как правило, приводит к усложнению долговой проблемы3.

Многие страны имеют свои стратегии заимствования на внешних и внутренних рынках и планы по укреплению потенциала в области управления долгом. Эти потребности определяются степенью развития внутреннего рынка капитала, особенностями валютного режима, качеством макроэкономической политики и мер нормативного регулирования, организационно-правовым потенциалом в области разработки и осуществления реформ, кредитоспособностью страны и ее целями в сфере управления долгом.

Высокая степень открытости экономики Республики Беларусь, а также необходимость формирования полноценного внутреннего финансового рынка обусловливают принятие Правительством, Национальным банком и уполномоченными органами Беларуси ряда мер по обеспечению должного

уровня  экономической безопасности страны, а также по созданию условий для развития внутреннего рынка долговых инструментов.

В соответствии с законодательством внешний государственный долг Беларуси — это общая сумма основного долга республики по внешним государственным займам на определенный момент времени. Он рассчитывается как сумма заимствований, которые сделало само государство, а также заимствований субъектов хозяйствования, по которым Министерство финансов гарантирует возврат долга. При этом Министерство финансов отвечает за возврат таких займов.

Кроме того, существует долг банковского сектора (например, по кредитным линиям зарубежных банков) и долг субъектов хозяйствования, которые взяли кредит за рубежом.

Таким образом, совокупный внешний долг включает в себя государственный внешний долг и внешний долг субъектов хозяйствования.

    1. Международный опыт управления государственным долгом

 

Правительствам  всех стран приходится принимать  стратегические решения при выборе целей управления долгом, определении  своих предпочтений в отношении  допустимой степени риска, методов  управления условными обязательствами  и путей обеспечения надежного  управления государственным долгом. По многим из этих вопросов происходит все большее сближение мнений относительно методов, составляющих надежную практику управления государственным  долгом, содействующую также снижению уязвимости при распространении  внешних финансовых потрясений. В  их число входят четкое определение  целей управления долгом; учет затрат в сопоставлении с сопутствующим  риском; разграничение и координация управления долгом и денежно-кредитного регулирования и соответствующей подотчетности; установление лимитов на рост долга; необходимость тщательного управления риском рефинансирования и рыночным риском, затратами на выплату процентов по долговому бремени; необходимость создания надежной организационно-правовой структуры и политики снижения операционного риска, в том числе четкого распределения обязанностей и сопряженной с ними ответственности среди государственных ведомств, вовлеченных в управление долгом.

Информация о работе Совершенствование регулирования и управления внешним долгом