Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 08:25, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка методических рекомендаций по совершенствованию механизма аттестации государственных служащих в органах исполнительной власти Омской области.
Для достижения данной цели дипломного исследования необходимо решение следующих задач:
дать определение понятию аттестации как формы оценки государственных служащих;
изучить нормативно-правовые документы и рассмотреть механизм проведения аттестации государственных служащих;
дать общую характеристику Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области;
провести анализ практики проведения аттестации государственных служащих в Министерстве;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………………….......
Аттестация как форма оценки государственных служащих…….
Механизм аттестации государственных гражданских служащих……………………………………………………………
Основные методы аттестации государственных служащих……..
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ МИНИСТЕРСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ .....................................………….
Общая характеристика Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области…………………
Организация и проведение аттестации……………………………
Недостатки процедуры аттестации государственных служащих……………………………………………………………
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ …..........
Мероприятия по совершенствованию аттестации государственных служащих………………………………………..
Методические рекомендации руководителю по подготовке отзыва на гражданского служащего……………………………….
Оценка эффективности использования мероприятий по совершенствованию аттестации государственных служащих……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..
Аттестация государственного служащего, замещающего государственную должность в государственном органе или его аппарате, призвана способствовать совершенствованию деятельности этого органа по подбору, повышению квалификации, определению уровня их профессиональной подготовки и повышению эффективности их деятельности [17, с. 228].
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79 – ФЗ (далее - Закон) гласит, что аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы [4, ч.1 ст. 48].
Вышеперечисленные цели можно дифференцировать и сказать о том, что одни цели являются контрольными, поскольку преследуют интерес государства и общества иметь в государственном аппарате высококвалифицированных специалистов, усовершенствовать систему управления, оптимально использовать кадровый потенциал. Другие цели относятся к мотивационным и преследуют личностный интерес государственного служащего, подвергающегося аттестационной процедуре, результатами которой могут стать: повышение или понижение по службе и т.п.
В соответствии с законодательством, аттестация позволяет решать следующие задачи:
Кроме того, аттестация помогает решить еще такие дополнительные задачи, как:
а) определить направления повышения квалификации и переподготовки государственных служащих;
б) установление обратной связи со специалистом по профессиональным, организационным и иным вопросам;
в) выявление перспективы использования потенциальных возможностей работника;
д) удовлетворение потребности сотрудника в оценке результатов своего труда, профессиональных и личностных характеристик.
Как показывают исследования деятельности государственных служащих, решение этих задач в значительной мере зависит от того, как организован аттестационный процесс. Аттестация содействует выявлению общего состояния кадрового потенциала, определению резерва кадров и оптимальному обеспечению функционального предназначения организации, учреждения и других органов [12, с. 409].
Кроме того, аттестация выполняет ряд основных функций:
Таким образом, аттестация и оценка трудовой деятельности является эффективным методом управления профессиональной и социальной активностью членов трудового коллектива [17, с. 230].
Аттестация гражданского служащего проводится периодически (один раз в три года) на основании нормативных правовых актов, регламентирующих ее порядок. Вместе с тем Закон называет обстоятельства, при которых может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего [4, ст. 48].
Внеочередная аттестация может проводиться:
Содержание и сущность аттестационной деятельности раскрывается в принципах аттестации, в соответствии с которыми она должна проводиться. Они вырабатываются практикой государственных органов. Аттестация государственных служащих строится на следующих принципах.
Таким образом, аттестация государственных служащих имеет свои особенности:
а) Аттестация - это организованная форма оценки, которая осуществляется с определенной периодичностью в установленные сроки.
б) Аттестация – форма оценки, основанная на использовании норм права, закрепленных в соответствующих нормативных правовых документах.
в) Аттестация государственных служащих обязательна для всех госслужащих, занимающих в государственных органах младшие, старшие, ведущие, главные и высшие государственные должности.
д) Аттестация государственных служащих имеет цели как общие при аттестации служащих всех видов служб, так и свои собственные, а именно: определение уровня профессиональной подготовки, соответствие государственным служащим занимаемой должности.
Механизм (система) аттестации представляет собой способ организации и осуществления аттестационной деятельности, содействующей реализации функций аттестации, достижению ее эффективного воздействия на совершенствование кадровой функции государственного управления. Механизм аттестации является комплексным организационным образованием и состоит из следующих элементов: субъект, объект аттестации, непосредственная деятельность по оценке и контролю за работой служащих, а также правовые нормы, регулирующие порядок проведения аттестации. Взаимосвязь данных элементов аттестации образует ее единство.
Субъектами аттестации выступают лица или группа лиц (коллегия), которая производит оценку профессиональных, деловых и личных качеств государственного служащего и результатов его деятельности. В зависимости от используемой в данной конкретной организации технологии субъектами могут являться эксперты, администрация органа власти, представители общественных организаций, коллеги, аттестационная комиссия и даже сам аттестуемый. Таким образом, на разных стадиях аттестационной процедуры субъектами аттестации становятся многие категории государственных служащих, представляющие различные государственные органы, организации и их структурные подразделения [33, с. 141].
Объектом аттестации являются государственные гражданские служащие, т.е. лица, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации [3, ст. 10].
При этом, аттестации не подлежат гражданские служащие:
Аттестации не подлежат также гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт [4, п. 3 ст. 48].
Непосредственная деятельность по осуществлению аттестации - управленческая аттестационная процедура, которая имеет организационно-правовой характер. Соблюдение процедуры создает гарантии объективного подхода к оценке государственных служащих, способствует эффективному решению задач аттестации. В соответствии с задачами, целями и функциями аттестации устанавливаются критерии, по которым оцениваются профессиональные, личные и нравственные качества служащих, а также результаты исполнения ими должностных обязанностей.
Аттестационная процедура – это порядок последовательной реализации требований (условий) аттестационной деятельности в различных государственных органах, т.е. система последовательных действий по осуществлению аттестации.
Аттестационная процедура включает следующие основные элементы:
Следует отметить, что аттестация работников применяется давно, но особое развитие она получила в последние годы. Развитие аттестационной процедуры обусловлено в основном противоречие между невозможностью количественно измерить трудовой вклад работников умственного труда и желанием объективно охарактеризовать этот вклад.
Если рассмотреть эволюцию аттестации в отечественной практике, то можно выделить 3 поколения аттестационной процедуры.
Первое поколение