Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 08:25, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является разработка методических рекомендаций по совершенствованию механизма аттестации государственных служащих в органах исполнительной власти Омской области.
Для достижения данной цели дипломного исследования необходимо решение следующих задач:
дать определение понятию аттестации как формы оценки государственных служащих;
изучить нормативно-правовые документы и рассмотреть механизм проведения аттестации государственных служащих;
дать общую характеристику Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области;
провести анализ практики проведения аттестации государственных служащих в Министерстве;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………………….......
Аттестация как форма оценки государственных служащих…….
Механизм аттестации государственных гражданских служащих……………………………………………………………
Основные методы аттестации государственных служащих……..
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ МИНИСТЕРСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ .....................................………….
Общая характеристика Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области…………………
Организация и проведение аттестации……………………………
Недостатки процедуры аттестации государственных служащих……………………………………………………………
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ …..........
Мероприятия по совершенствованию аттестации государственных служащих………………………………………..
Методические рекомендации руководителю по подготовке отзыва на гражданского служащего……………………………….
Оценка эффективности использования мероприятий по совершенствованию аттестации государственных служащих……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..
Такая процедура имеет ряд недостатков:
1) Характеристики субъективны или наоборот, абсолютно безлики, на них нельзя положиться.
Общее количество качеств работника, которые подвергаются оценке - более 100. Характеристика профессиональных и организаторских качеств у авторов характеристик не вызывает больших затруднений, т.к. они сами, как правило, являются квалифицированными специалистами в этой области и хорошо знают специфику работы. Сложнее обстоит дело с оценкой личных качеств. Для этого одних профессиональных знаний недостаточно, необходимо разбираться в психологии и социологии. Кроме того, нужно уметь грамотно и в какой-то мере литературно излагать свои мысли, что удается далеко не всем.
2) Аттестация превращается «или в спектакль с протаскиванием заранее принятого решения» или «в плохо организованный экзамен со случайным результатом и большими нервными затратами аттестуемых».
3) После аттестации почти не
остается сколько-нибудь
Процедурами второго поколения можно назвать процедуры, в которых описанный выше регламент в целях повышения объективности характеристик и придания заседаниям аттестационной комиссии более конструктивной направленности дополняется экспертными оценками деловых качеств аттестуемого. Разрабатывается перечень деловых качеств, подлежащих оценке. Для каждого аттестуемого назначаются эксперты из числа руководителей, подчиненных и коллег, которых просят оценить каждое его качество из предложенного перечня в баллах. Оценки разных экспертов усредняют, иногда крайние оценки перед усреднением отбрасывают как субъективные.
Листок с усредненными оценками вручается руководителю аттестуемого с тем, чтобы тот учел мнение экспертов при написании характеристики. Кроме того, оценки экспертов могут быть полезны аттестационной комиссии: как для принятия решения о соответствии должности, так и для определения сценария заседания комиссии (с кем из аттестуемых необходимо поговорить подольше, какие документы следует привлечь).
Но и такому механизму проведения аттестации присущ ряд недостатков:
1) Существенного влияния
на качество характеристик
2) При больших расхождениях
3) Значительно возрастает
4) При ручной обработке
5) Листок с оценками не является
документом, не подлежит правовой
защите и потому может быть
вообще проигнорирован как
Желая снизить трудоемкость, повысить технологическую устойчивость методики и расширить диапазон возможностей обработки экспертных оценок, в третьем поколении аттестационных процедур рутинные операции обработки оценок были переданы ЭВМ, т.е. процедура аттестации автоматизируется. Это дало возможность сравнить оценки данного аттестуемого со средними по организации, организовать банк данных экспертных оценок и пользоваться им для решения управленческих задач.
Однако и в данном случае можно отметить ряд недочетов:
1) Принципы балльной
оценки каждый эксперт
2) Сами качества тоже могут
быть истолкованы по-разному,
и, хотя экспертам
3) Итоговые оценки, выраженные в баллах, воспринимаются с трудом даже зрительно, не говоря уже о восприятии «на слух»; образ работника не складывается, сравнить двух работников (два столбца цифр) оказывается довольно сложно [26, с. 6-7].
Развитие аттестационных процедур на этом не останавливается. Можно сказать, что в настоящее время делаются попытки создания такого механизма аттестации, который позволил бы оценивать добросовестность самих экспертов при проведении оценки, обеспечить «портретное» сходство характеристики и т.д.
В целях обеспечения эффективности государственной гражданской службы Российской Федерации и повышения профессионального уровня гражданских служащих Президентом РФ был подписан Указ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», вступившего в силу с 1 февраля 2005 г. (далее – Указ).
В соответствии с Положением,
утвержденным Указом, процедура аттестации
государственных гражданских
I. Подготовка к проведению аттестации.
Для проведения аттестации гражданских служащих издается правовой акт государственного органа. Данным актом может быть приказ (распоряжение), в котором перед руководителями соответствующих структурных подразделений (отделом кадров, подразделениями по организации труда, юридической службой и др.) ставятся соответствующие задачи по обеспечению подготовки, проведения и завершения аттестации в соответствии с действующими в организации порядком ее проведения.
На основании соответствующих правовых актов об аттестации (централизованных, ведомственных, отраслевых, межотраслевых или локального) в приказе определяются конкретные сроки проведения аттестации по должностям руководителей, специалистов и других служащих персонально (или по структурным подразделениям) для каждого работника, утверждается график проведения аттестации, состав аттестационной комиссии [32, с. 112].
Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9-12 ст. 48 Закона о государственной гражданской службе. Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.
В обязанности аттестационной комиссии может входить:
- назначение независимых
экспертов, входящих с правом
совещательного голоса в
- утверждение аттестационных
тестов и процедуры аттестации
(если такой метод
- оценка деятельности, сбор необходимых документов аттестуемого, подготовка экспертного заключения, проведение аттестационного тестирования, подведение итогов аттестации;
- выдача документа по итогам аттестации, уведомляющего о результатах аттестации;
- рассмотрение спорных вопросов, а также вопросов, связанных с внеочередной аттестацией государственных служащих по их инициативе.
Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.
В состав аттестационной комиссии включаются:
Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. Эксперты должны хорошо знать специфику деятельности управленческих кадров в системе государственной службы, личностные и профессиональные особенности аттестуемого государственного служащего и должны быть способны, используя современные методы оценки и изучения личности и профессиональной деятельности государственных служащих, собрать необходимую информацию и дать квалифицированное заключение.
Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
Общая численность состава аттестационной комиссии должна быть не менее 5 человек и быть нечетной. Не рекомендуется также формирование комиссии более чем 9 человек, поскольку будет затруднен процесс обсуждения и принятия решения.
В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.
График проведения аттестации ежегодно утверждается и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.
Служащие, назначенные членами аттестационной комиссии, должны проходить аттестацию на общих основаниях и включаться в график проведения аттестации вместе с руководителями и специалистами тех подразделений, членами которых они являются.
На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за 2 недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляется служебная характеристика – отзыв, которая подготавливается его непосредственным руководителем и утверждается вышестоящим руководителем.
Отзыв должен содержать сведения о гражданском служащем и мотивированную оценку личности государственного служащего, включая его профессиональные и личностные качества, а также результаты профессиональной служебной деятельности госслужащего.
Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый государственный служащий вправе:
- представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период;
- представить в аттестационную комиссию заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.
При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации [56].
II. Проведение аттестации включает порядок работы аттестационной комиссии и оценку служебной деятельности (обсуждение профессиональных и личных качеств служащего применительно к его должностным обязанностям).
Аттестация проводится в присутствии аттестуемого государственного служащего. В случае неявки государственного служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.
Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы (отзыв, характеристики, другие документы и аттестационный лист предыдущей аттестации), заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.
Обсуждение профессиональных
и личностных качеств гражданского
служащего применительно к его
профессиональной служебной деятельности
должно быть объективным и
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов [5].
На основании указанных данных и с учетом обсуждения результатов работы и личных качеств аттестуемого комиссия дает соответствующую оценку его деятельности.
III. Принятие решения по результатам аттестации.
Наиболее ответственной частью заседания аттестационной комиссии является подготовка решения об оценке работы аттестуемого. Решение комиссии, по существу, является итоговым юридическим действием, т.к. именно в этом решении в окончательном виде подводятся итоги аттестации.