Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 17:03, курсовая работа
Сейчас, в период глубокого экономического кризиса в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова инфляция, курс рубля и тому подобные экономические термины. Для того, чтобы разобраться в этой ситуации надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности.
Введение…………………………………………………………...3
1. Совокупный спрос……………………………………………….4
1.1. Понятие совокупного спроса…………………………………...4
1.2. Факторы, определяющие совокупный спрос…………………..4
2. Совокупное предложение и его факторы………………………8
2.1. Совокупное предложение………………………………………..8
2.2. Факторы совокупного предложения…………………………….8
3. Равновесие: реальный объем производства и уровень цен…..10
4. Динамика совокупного спроса и совокупного предложения
в условиях реформирования российской экономики..………..12
Заключение………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………...16
Ярославский филиал
К У Р С О В А Я
по дисциплине: «Макроэкономика»
тема: «Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы, их определяющие»
Преподаватель: Тюрин С.Б.
Студентка: Коршунова Ж.А.
Специальность: «Экономика труда»
Курс: 1
Группа: ЭТ-12П
Ярославль
2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Совокупный спрос……………………………………
1.1. Понятие совокупного спроса…………
1.2. Факторы, определяющие совокупный спрос…………………..4
2. Совокупное предложение и его факторы………………………8
2.1. Совокупное предложение……………………
2.2. Факторы совокупного
3. Равновесие: реальный объем производства и уровень цен…..10
4. Динамика совокупного спроса и совокупного предложения
в условиях реформирования российской экономики..………..12
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Сейчас, в период глубокого экономического кризиса в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова инфляция, курс рубля и тому подобные экономические термины. Для того, чтобы разобраться в этой ситуации надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности.
Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо прежде всего рассмотреть категории совокупного спроса (AS) и совокупного предложения (AD); все перемены в экономике страны можно так или иначе объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.
AD и AS могут быть представлены
как общая сумма
1.1 Понятие совокупного спроса
Совокупный спрос — это модель, представленная в виде кривой, которая показывает реальный объем национального производства, потребляемый внутри страны при любом уровне цен. При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.
Кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо, т.е. так же, как кривая спроса на отдельный товар. Причины такого отклонения различны. Прежнее объяснение связанное с эффектами дохода и замещения: когда цена на отдельный товар падает, то (постоянный) денежный доход потребителя дает ему возможность приобрести большее количество товара (эффект: дохода). Более того, когда цена падает, потребитель готов приобрести большее количество данного товара, потому что он становится относительно дешевле, чем другие товары (эффект замещения). Но этих объяснений мало, когда мы имеем дело с совокупностями.
1.2. Факторы совокупного спроса
Характер кривой совокупного спроса определяется прежде всего тремя факторами: 1) эффект процентной ставки; 2) эффектом богатства, или реальных кассовых остатков; 3)эффектом импортных закупок.
Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций.
При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, т.е. быстро реагируют на изменения процентной ставки. Фирма, которая рассчитывает получить 10% прибыли на приобретенные инвестиционные товары, будет считать эту покупку выгодной, если процентная ставка составит, например, 7% .Но покупка не принесет выгоды и поэтому не состоится, если процентная ставка возрастет, скажем, до 12% . Из-за повышения процентной ставки потребители тоже примут решение не покупать дома или автомобили.
Итак: 1)повышение процентной ставки приводит к сокращению некоторых расходов предприятий и потребителей; 2) более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.
Эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков предполагает, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов, в частности активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость, или покупательная способность, материальных ценностей возрастет и расходы увеличатся.
Эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги при повышении уровня цен. И, наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе.
Изменения в уровне цен приводят к следующим изменениям в реальном объеме национального производства: повышение уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства, и наоборот, уменьшение уровня цен вызовет увеличение объема производства. Однако если одно или несколько «прочих условий» меняются, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти «прочие условия» называются неценовыми факторами совокупного спроса.
Чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска, следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса.
К неценовым факторам совокупного спроса, смещающим кривую совокупного спроса, относятся:
Изменение в потребительских расходах:
а) благосостояние потребителя;
б) ожидания потребителя, связанного с прогнозом их будущего дохода;
в) задолженность потребителя;
г) налоги.
Изменения в инвестиционных расходах:
а) процентные ставки;
б) ожидаемые прибыли от инвестиций;
Изменение неценовых факторов смещает кривую совокупного спроса или влево, или вправо. Изменение одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса приводит к изменению совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса – смещение кривой вправо, а уменьшение совокупного спроса – смещение кривой влево.
Совокупное предложение — это объем реального производства при определенном уровне цен. Иначе говоря, это общая сумма товаров и услуг, предложенная в рамках национального рынка производителями и торговыми посредниками к реализации. Между объемом совокупного предложения и уровнем цен существует прямая зависимость: высокие цены, соответственно, увеличивают объем национального продукта и стимулируют выпуск дополнительных товаров для продажи, а низкие цены вызывают сокращение производства и общее сокращение объема совокупного предложения.
2.2. Факторы совокупного предложения
Кроме изменений в реальном объеме национального производства, есть и другие факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Когда один или несколько факторов изменяются, то происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Это значит, что кривая совокупного предложения смещается. Точнее говоря, уменьшение издержек на единицу продукции такого типа смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции и смещает кривую совокупного предложения влево. Когда издержки на единицу продукции изменяются под воздействием определенных факторов, кроме изменений в объеме национального производства, все фирмы, вместе взятые, изменяют объем национального производства, который они производят при данном уровне цен.
Неценовые факторы совокупного предложения:
а) налоги с предприятий и субсидии. Если налоги увеличатся, то издержки возрастут, и тем самым сократится совокупное предложение. При уменьшении налогов издержки снизятся, а совокупное предложение увеличится.
б) государственное регулирование.
Увеличение совокупного предложения – это смещение кривой вправо; сокращение совокупного предложения – смещение влево.
3. Равновесие: реальный объем производства и уровня цен
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. Объём валового национального продукта в неизменных ценах и темп инфляции, обеспечивающие равенство между совокупным спросом и предложением, называется макроэкономическим равновесием. Такое равенство является одной из важнейших черт сбалансированности национальной экономики.
В любой экономической модели равновесие отражает такой баланс сил, что переменные, которые стремятся объяснить модель, не увеличиваются и не уменьшаются. Экономическая модель спроса и предложения стремится объяснить цены и количества товаров, обмениваемых на рынке за определенный период.
Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены и количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить. Когда цены достигают равновесной величины, они «нормируют» товары в том смысле, что все покупатели, которые хотят приобрести товары по рыночной цене, получат к ним легкий доступ. В то же время, все продавцы, которые хотят продать продукт (услугу) по данной цене, легко найдут покупателя для своих товаров.
Рассмотрим ситуацию равновесия подробнее. На макроуровне пересечение кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.
Сначала рассмотрим, как кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на промежуточном отрезке. Чтобы показать, почему Pe представляет собой равновесную цену, а Qe - равновесный реальный объем национального производства, предположим, что уровень цен выражен величиной Р1, а не Ре. Кривая совокупного предложения показывает, что при уровне цен Р1 предприятия не превысят реальный объем национального продукта, равный Q1. А какой объем реального продукта будут готовы приобрести потребители внутри страны, фирмы и правительство, а также иностранные покупатели при Р1? Кривая совокупного спроса отвечает - Q2.
Конкуренция среди покупателей имеющегося реального объема национального продукта взвинтили уровень цен до Ре. Повышение уровня цен с Р1 до Ре заставит производителей увеличить объем продукции с Q1 до Qe, а потребителей - уменьшить масштабы желаемых покупок с Q2 до Qe. Когда реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны в экономике, наступит равновесие.
Кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на кейнсианском отрезке, то есть там, где кривая расположена горизонтально. В этом конкретном случае уровень цен не играет никакой роли в образовании равновесного реального объема национального производства. Если бы промышленный сектор произвел больший объем национального продукта, Q2, его нельзя было бы продать. Совокупного спроса не хватило бы, чтобы скупить на рынке весь национальный продукт.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы, их определяющие