Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Файлы: 5 файлов

ayt2.docx

— 146.17 Кб (Скачать файл)

109 Функции потребления и сбережения

Автор: author Дата: Чтв, 04 Фев 2010 20:02:32

Потребление и сбережения непосредственно влияют на уровень  национального производства, цены и  занятость. Чтобы понять это влияние, нужно ввести понятие функции  потребления и функции сбережения.  
 
Функция потребления является одной из важнейших в макроэкономике. Она показывает соотношение между потребительскими затратами и безналоговым доходом как в статике, так и в динамике. Функция потребления, которая была введена Кейнсом, основывается на предположении, что существует стабильная эмпирическая взаимосвязь между потреблением и доходом.  
 
Графически функцию потребления можно рассмотреть так 
 
 
 
 
  
Если бы потребительские расходы полностью равнялись доходам, то график функции потребления принял бы форму биссектрисы. В любой точке биссектрисы потребления полностью равняется доходу. Точка Б означает нулевое сбережения, полное потребление дохода. Справа от точки Б – зона  чистого сбережения, которая ограничивается кривой потребления и биссектрисой. Размер чистых сбережений всегда измеряется вертикальным отрезком между кривой функции потребления и биссектрисой. Объем потребления определяется расстоянием от оси доходов к кривой функции потребления. Слева от точки Б отрезок АБ означает превышение потребления над доходами, то есть жизнь в долг или за счет предыдущих сбережений. Превышение потребления над доходом является «чистым отрицательным сбережением», его измеряют расстоянием между биссектрисой и кривой функции потребления.  
 
Аналогично рассматривается функция сбережения, которая является зеркальным отражением функции потребления. Функция сбережения графически изображается так 
 
 
 
  
Графически функцию сбережения изображают, отнимая по вертикали функцию потребления от линии биссектрисы. Объем сбережений определяется расстоянием от линии дохода к кривой функции сбережения. Это расстояние полностью совпадает с расстоянием от кривой потребления к биссектрисе на предыдущем графике. Точка Б на графике так же показывает нулевое сбережения. На  отрезке АБ сбережения домашних хозяйств отрицательные - функция сбережения лежит ниже горизонтальной нулевой линии. 
  
Из приведенных графиков функций потребления и сбережения видно, что и потребление, и сбережения напрямую зависят от дохода, возрастая с увеличением дохода и уменьшаясь при его сокращении.

Потребление (С) - это общее  количество товаров, купленных и  потребленных в течение определенного  периода.

Потребление зависит от двух факторов: субъективного и объективного. К субъективному фактору относится  психологическая склонность людей  к потреблению, а к объективным  факторам - уровень дохода, наличные средства, цены, норма процента, запасы богатства и др.

Потребление движется в том  же направлении, что и доход, а  также зависит от предельной склонности населения к потреблению.

Средняя склонность к потреблению (АРС) на данный момент выражается как  отношение размеров потребления  к величине дохода:

АРС = Потребление /Доход.

Предельная склонность к  потреблению (МРС) есть соотношение  между изменением потребления и  вызвавшим его изменением дохода:

МРС = Изменение в потреблении /Изменение в доходе.

Здесь отражена следующая  зависимость: когда реальный доход  общества увеличивается или уменьшается, его потребление будет также  увеличиваться или уменьшаться, но в меньшей степени, чем доход.

Сбережение - это та часть  дохода, которая не потребляется.

Склонность к сбережению - это психологический фактор, означающий желание человека сберегать.

Средняя склонность к сбережению (APS) есть отношение сум-мы сделанных  сбережений к величине дохода.

APS = Сбережения /Доход.

Предельная склонность к  сбережению (MPS) есть отношение любого изменения в сбережениях к  тому изменению в доходе, которое  его вызвало:

MPS = Изменения в сбережениях  /Изменения в доходе.

Показатели "предельная склонность к потреблению" и "предельная склонность к сбережению" показывают, какую  часть дополнительной единицы дохода домашние хозяйства потребляют, а  какую - сберегают.

Инвестиции-это использование  сбережений для создания новых производственных мощностей и других физических активов.

Инвестиционный спрос  зависит от субъективного фактора - решения предпринимателей инвестировать; и объективных факторов - нормы  процента, прибылей, запасов капитала и др.

По составу различают  валовые и чистые инвестиции.

Валовые инвестиции представляют собой всю сумму капиталовложений, равную полному спросу на средства производства за определенный период времени.

Чистые инвестиции - это  сумма капиталовложений, равная объему валовых инвестиций за вычетом амортизации (суммы капиталовложений, необходимых  для замены физически изношенного  или морально устаревшего оборудования).

Основу инвестиций составляют сбережения, поэтому важно найти  то соотношение сбережений и инвестиций, которое обеспечит стране стабильное экономическое развитие.

Предельная склонность к потреблению и сбережению

За средней склонностью  населения к потреблению и  сбережению стоят колебания как  дохода, так и настроений людей, поэтому  важно знать, как человек реагирует  на изменение его дохода – в  сторону увеличения потребления  или сбережения? Для этой цели применяются, соответственно, показатели предельной склонности к потреблению и сбережению (рис. 47.1).

  
Рис. 47.1. Предельная склонность  
а) к потреблению; б) к сбережению.

Предельная склонность к  потреблению – изменение в  потреблении вследствие изменения  дохода:

(47.3)


где: ΔC – прирост потребления; Δу – прирост дохода; MpC– предельная склонность к потреблению.

Предельная склонность к  сбережению – изменение в сбережении вследствие изменения дохода:

(47.4)


где ΔS – прирост сбережений; Δу – прирост дохода; MPS– предельная склонность к сбережению.

Величины MPC и MPS всегда колеблются в пределах прироста дохода – в  этом проявляется их взаимосвязь  и взаимозависимость.

а) MPC + MPS = 1; 
б) 1 – MPC = MPS; 
в) 1 – MPS = MPC.

(47.5)


Корректирующее воздействие  на МРС и помимо дохода, оказывают:

  • уровень цен;
  • налогообложение;
  • накопленное имущество и т. д.

Обобщая индивидуальные стремления отдельных людей, можно перейти  к расчету МРС и MPS на макроэкономическом уровне.

 

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ КАПИТАЛА

(marginal productivity of capital) Дополнительная величина выпуска продукции, выраженная в текущих ценах и возникающая в результате небольшого увеличения капитала, в расчете на единицу дополнительных капиталовложений. Предельную производительность капитала следует отличать от предельной эффективности капитала (marginal efficiency of capital, MEC), которая представляет собой наиболее высокую процентную ставку, при которой можно ожидать, что проект будет окупаемым. Понятие предельной производительности капитала связано исключительно с предельным доходом от дополнительного объема продукции, который может возникнуть в результате прироста капитала; если предельная производительность капитала больше процентов, уплачиваемых за заемный капитал, то производство прибыльно. Такая прибыль может со временем исчезнуть, если понизится цена продукции в реальном выражении или если возрастут реальная заработная плата и издержки на топливо и сырьевые материалы. Предельная эффективность капитала представляет собой процентную ставку, по которой дисконтируются будущие прибыли с тем, чтобы приравнять их текущую дисконтированную стоимость (present discounted value) к стоимости капитала.

АКСЕЛЕРАТОР

Перевод

АКСЕЛЕРАТОР

(accelerator) Показатель, устанавливающий зависимость объема инвестиций (investment) от изменений в объеме выпуска (output). Модель акселератора утверждает, что фирмы инвестируют больше при росте объема выпуска и меньше – при его снижении. Это предположение представляется разумным: повышение спроса (demand) побуждает некоторые фирмы производить больше и порождает у них и у других фирм надежду, что спрос будет расти и в дальнейшем. Увеличение объема выпуска повышает соотношение между объемом выпуска и используемыми производственными мощностями (capacity), а ожидание дальнейшего повышения спроса заставляет фирмы предполагать, что наличие у них дополнительного капитального оборудования окажется для них выгодным. Модели акселераторного типа помогают эмпирически объяснить как колебания в объеме вложений в основной капитал (fixed investment), так и изменения в объеме инвестиций (investment) в товарно-материальные запасы и незавершенное производство.

Мультипликатор

Перевод

МУЛЬТИПЛИКАТОР

(multiplier) Эффект обратной связи в результате изменений в экономической переменной. Так, прирост совокупных инвестиций (investment) увеличит национальный доход на сумму, равную их денежной стоимости, но, кроме того, будет иметь более широкое позитивное обратное воздействие за счет стимулирования других секторов хозяйства, создавая таким образом новые рабочие места и дополнительный спрос на товары. Впервые мультипликатор начал популяризировать Дж. М. Кейнс в своей общей теории (general theory); в отношении правительственных расходов и совокупного спроса он имеет гораздо более широкое значение и применим к любой ситуации, характеризующейся эффектом обратной связи. Мультипликаторы могут быть как негативными, так и позитивными.

 


Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение