Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Файлы: 5 файлов

print.docx

— 281.12 Кб (Скачать файл)

Эффект дохода

Возникает вследствие того, что при  снижении цены одного из благ потребительской  корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней  величине дохода, а при повышении  цены на товар вынужден будет снизить  спрос при прежнем доходе. Как  правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых  товаров-заменителей и меньше –  дорогих.

Эффект замещения

Указывает на то, что при изменении  соотношения цен товаров потребитель  замещает относительно подешевевшим товаром  другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины  может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно  дешевеет, второй относительно дорожает.

Общий эффект, определяющий решение  потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской  корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода и эффект замещения  впервые исследовали Дж.Хикс и  Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали  их величину в общем эффекте. По Хиксу  реальный доход можно считать  неизменным, если при новом соотношении  цен потребитель располагает  доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность  при новом соотношении цен  приобрести набор благ, соответствующий  рациональному выбору при старом соотношении цен.

 

. Рецессионный  и инфляционный разрывы  

 Если фактический равновесный  объём выпуска Yниже потенциального Y*, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, т. е. совокупные расходы недостаточны для обеспечения полой занятости ресурсов, хотя равенство совокупного спроса и совокупного предложения (AD = AS) достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику и определяет рецессионный разрыв (рис. 4.3). 
   Рецессионный разрыв - это величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до уровня полной занятости. Рецессионный разрыв наступает тогда, когда S > I, т.е. сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, ведь население предпочитает большую часть расходов сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и снижением уровня занятости. А затем в силу эффекта мультипликатора приведёт к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечёт за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике.

 

Рис. 4.3. Рецессионный разрыв   

 Чтобы преодолеть рецессионный  разрыв и обеспечить полную  занятость ресурсов, необходимо  простимулировать совокупный спрос  и «переместить» равновесие их  точки А в точку В. При  этом приращение совокупного  равновесного дохода составит:

   

 Если фактический равновесный  уровень выпуска Yбольше потенциального Y, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что предприятия не могут расширить производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты. Возникает инфляционный разрыв (рис. 4.4). 
   Инфляционный разрыв - это величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости. 
   Инфляционный разрыв наступает тогда, когда I > S, т.е. планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Это означает, что предложение сбережений отстаёт от инвестиционный потребностей. Поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций при достигнутой полной занятости нет, постольку объёмы совокупного предложения возрасти не могут. Население всё большую часть дохода направляет на потребление. Спрос на товары и услуги растёт, а в силу эффекта мультипликатора нарастающий спрос давит на цены в сторону их инфляционного повышения.

Воспроизво́дство (ср.: воспроизведение) — бесконечно повторяемый процесс созидания (произрастания, иных форм сотворения) вновь некоего результата.

Воспроизводство, в хозяйственной жизни (англ. reproduction) — непрерывно продолжающийся (незатухающий, бесконечно повторяемый) процесс производства благ, по ходу которого возобновляются (воспроизводятся) и жизненные средства, и их производители (человек как потребитель и как рабочая сила), и производственные отношения между участниками этого общественного процесса.

В количественном аспекте  воспроизводство обычно характеризуется  категориями:

  • простое воспроизводство (англ. simple reproduction) — возобновляющееся в неизменном объёме;
  • расширенное воспроизводство (англ. expanded reproduction) — возобновляющееся в возрастающем объёме[1];

В конце XX века для обозначения  коллапса, деградирующего тренда развития объекта некоторые исследователи[2] [3] стали использовать термин (англ. contracted reproduction), переводимый как регрессирующее, суженное и т. п. воспроизводство — фактически, недопроизводство. С точки зрения языка, составные термины типа contracted reproduction (суженное воспроизводство) некорректны ввиду взаимного противоречия их составляющих: приставка англ. re-, рус. вос- и т. п. предполагает, как минимум, достижение прежнего уровня (ср. немасляное масло, недовоспроизведённое воспроизводство,падающий рост[4]).

 

[править]Воспроизводство как объект экономических иссл


 

 

Рис. 4.4. Инфляционный разрыв   

 Преодоление инфлционного  разрыва предполагает сдерживание  совокупного проса и «перемещение»  равновесия из точки А в  точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного  совокупного дохода ΔY составляет:  

  

 Если, используя модель  «AD-AS» интерпретировать график  совокупных расходов как совокупный  спрос, а линию 45° - как совокупное  предложение, то рецессионный  разрыв можно определить как  превышение совокупного предложения  над совокупным спросом на  уровне, соответствующем потенциальному  ВВП. Соответственно превышение  совокупного спроса над совокупным  предложением на уровне, соответствующем  потенциальному ВВП, представляет  собой инфляционный разрыв. 
   Не следует смешивать рецессионный или инфляционный разрыв с разрывом ВВП. Разрыв ВВП - это разница между равновесным и потенциальным уровнями ВВП, или Y*. Графически разрыв ВВП изображается на оси абсцисс.


 

 

< Пред.

 

След. >


 

 

 Дефицит и профицит бюджета

Между государственным  бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок  товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет  наблюдаться дефицит, а при высоком  – излишек бюджета.

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых  поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в  экономике наблюдается экономический  спад, то сумма налоговых поступлений  в бюджет при неизменном уровне государственных  закупок сокращается, возникает  бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений  выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных  расходов и данном уровне налоговой  ставки размер бюджетного дефицита или  излишка зависит от величины доходов.

Рис.8.1. Циклическое балансирование госбюджета

Профицит –  превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается  путем: уменьшения доходов от продажи  государственной или муниципальной  собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств  на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

Если правительственные  расходы превышают доходы, то возникает  дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами  государство имеет положительное  сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы.

Чистые  налоги = Налоговые поступления –  Социальные выплаты.

В этом случае бюджетный дефицит можно представить  следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг  – Чистые налоги.

или BD = G – T.

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние  колебания объема национального  выпуска. В периоды депрессии, когда  ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время  как в периоды подъема наблюдается  положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются  в том, что во время спадов налоговые  поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды  спадов некоторые виды государственных  расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты)

17. эффект вытеснения — побочный эффект стимулирующей фискальной политики государства.

Увеличивая размеры государственных  расходов (это может быть вызвано, к примеру, экономическим спадом), правительство выходит на денежный рынок, чтобы профинансировать бюджетный  дефицит. Рост спроса на деньги на финансовом рынке приводит к росту цены этих денег — то есть к росту процентной ставки, что неизбежно снизит спрос на инвестиции в реальный сектор экономики.

Таким образом, увеличение государственных  расходов, в том числе государственных  инвестиций, значительно снижает  возможности частного инвестирования. Процент доходности начинает превышать  растущий процент прибыли по государственным  облигациям.

увеличения налоговых  поступлений

Проблема увеличения налоговых  поступлений в государственный  бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной  налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения В краткосрочном периоде снижениеналоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-заодновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера. Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

31 Экономика, как особая область жизнедеятельности, по своему определению — область особых, специфических отношений людей, или экономических отношений.

Люди, как субъекты экономики, делают выбор и принимают решения, инвестируют капитал, соединяются со средствами производства, реализуют товары, получают доходы, платят налоги, оценивают эффективность деятельности, используют доходы, для содержания членов семьи и инвестиций. Субъекты экономики вступают друг с другом в отношения по поводу производства и обмена продуктами и получения дохода от их реализации, вступают в отношения с государством по поводу не только выплат из своих доходов, но и получения от государства субсидий и других средств и т.д.

По мере развития экономики, экономические отношения усложняются, появляются новые участники (субъекты) и новые формы отношений, а  присвоение продуктов и доходов  осуществляется все новыми и новыми участниками этого процесса. Среди  них выделяются:

  • во-первых, отношения людей в процессе рационального использования ограниченных ресурсов общества
  • во-вторых, экономические отношения в связи с производством, распределением и потреблением благ в обществе, определяющие экономическую структуру национальной экономики.

В связи с тем, что деятельность людей в экономике осуществляется в рамках институтов (установленных  обществом норм, правил) экономические  отношения также следует рассматривать  в связи с формированием данных институтов общества.

Данные виды отношений  нельзя трактовать как исключающие  друг друга отношения. В экономике  каждый ее субъект одновременно и  постоянно вступает в данные основные виды отношений. Осуществив экономический  выбор, один и тот же предприниматель  не только оценивает затраты и  результаты, определяет место на рынке, но одновременно вступает в отношения  с другими предпринимателями  по поводу распределения прибыли, с  работниками — по поводу оплаты труда, с государством — по поводу налогообложения и т.д.

Однако теоретическое  рассмотрение данных групп отношений  как особых отношений необходимо по нескольким причинам. Если первый вид  отношений характеризует экономику  с точки зрения ее функционирования в условиях ограниченных ресурсов, выявляет функциональные взаимосвязи  в процессе координации экономической  деятельности, то второй подход в центр внимания выдвигает иные проблемы. Это взаимосвязи в процессе производства, распределения и потребления благ. Данные взаимосвязи характеризуют социально-экономические отношения в обществе, или его экономический строй и структуру. Только при последнем подходе в центре внимания оказывается проблема распределения и перераспределения созданного продукта и факторов производства, социальные последствия и условия жизнедеятельности общества. 
 
Экономические отношения формируются под воздействием не только выбора рациональных решений или распределения факторов производства, но зависят и от развития технологической основы производства, В этой связи выделяются технико-экономические отношения. Их особенность состоит в том, что они непосредственно не определяются отношениями спроса и предложения или социальными условиями, а зависят то уровня уровня техники и имеющихся технологий.

При данном уровне развития техники производство и удовлетворение потребностей определяются техническим  уровнем средств труда, наличием современных информационных систем и т.д. Современное производство требует не столько индустриальных технологий, основанных на использовании  машинных способов производства, сколько  новых постиндустриальных технологий.

Экономические отношения  изменяются, как отмечалось, под  воздействием управления экономикой, благодаря чему открываются новые  возможности для динамичного  развития системы. Организационно-управленческие отношения осуществляются через  деятельность экономических институтов общества, включая организационно-правовые структуры, учреждения, правовые и другие нормы и т.д., являются базой для  институциональной экономики.

Экономика — сложная система экономических отношений различного рода. Все эти отношения сосуществуют в данный момент времени и взаимодействуют между собой.

 

42 Основные типы рыночных структур 
 
Наиболее простым типом рыночной структуры является совершенная конкуренция. Иногда ее называют чистой или идеальной конкуренцией. При этой рыночной структуре выполняются следующие условия: 
 
-наличие множества покупателей и продавцов; 
-цены устанавливаются путем уравновешивания спроса с предложением; 
-никто в одиночку не может повлиять на цену и в целом на положение на рынке; 
-для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги; 
-ни один из продавцов или покупателей не знает о рынке больше, чем остальные; 
-покупатели и продавцы могут свободно входить в рынок и также свободно покидать его. 
 
Во время летних каникул Человек решил заработать деньги и купить новый видеофильм. На даче он заготовил много наборов лечебных трав, которые намеревался продать на городском рынке. Оказалось, что продавцов такого товара было множество, занимали они целый торговый ряд. Столько же было и покупателей лечебных трав. Человек устроился почти в середине ряда и быстро понял, что продавать ему придется не по тем ценам, по которым он хотел, а по тем, которые уже сложились между многочисленными продавцами и покупателями. Хотя к концу дня он все продал, однако вырученных денег хватило лишь на мороженое. 
 
Совершенную конкуренцию можно увидеть на сельскохозяйственном рынке, если на нем нет каких-либо искусственных ограничений для установления цены. Однако на практике такая конкуренция встречается редко. Она в основном используется как теоретическая модель для проведения научных исследований. 
 
На практике обычно встречается несовершенная конкуренция. Такой она становится, когда хотя бы одно из условий совершенной конкуренции не выполняется. В самом деле, практически невозможно найти продавцов с абсолютно одинаковым товаром. Если не будет различий по качеству и внешнему виду, то неизбежны различия по месту продажи (одна булочная возле вашего дома, а другая с таким же ассортиментом хлеба — на другом конце города), по условиям продажи, рекламе, срокам продажи. 
 
Каждое нарушение условий совершенной конкуренции способствует установлению монополии. Например, если товары продаются разные, то каждый продавец продает особый (уникальный) товар, поэтому он не может конкурировать с другими продавцами, а является монополистом. Монополия образуется, если на рынке будет только один продавец или кто-то из продавцов заставит остальных продавать товары по одинаковым ценам. В таких условиях конкуренция также становится невозможной и заменяется монополией. 
 
Несовершенная конкуренция — структура рынка, в которой конкуренция существует вместе с монополией. 
 
Человек покупает кассеты с записями рок-групп в небольшом магазинчике недалеко от дома. Ему нравится, что он может подолгу рассматривать кассеты, многие из них прослушать. Особенно ему нравятся попугаи, которых хозяин научил громко приветствовать всех посетителей. Друг Человека предпочитает покупать кассеты в одном из центральных магазинов, где работает его брат. Он говорит, что цены там намного ниже. 
Несовершенную конкуренцию иногда называют реальной конкуренцией. Основное отличие несовершенной конкуренции от совершенной в том, что в ней в той или иной мере присутствует монополия. 
 
В зависимости от соотношения конкуренции и монополии выделяются монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. 
Наиболее часто встречается монополистическая конкуренция. Такая конкуренция складывается, когда на рынке действуют продавцы, предлагающие схожие, но не одинаковые товары или услуги. 
 
Ежедневно в рекламе по телевидению или радио вы слышите, как большинство фирм старается убедить покупателей, что их товары являются специфическими и уникальными. Придание схожим товарам или услугам уникальных качеств (действительных или мнимых) носит название товарной дифференциации. 
 
Каждый день после школы Человек отправляется в гастроном за покупками. Выбрать продукты — непростая задача. Обычно на прилавке более 10 сортов колбас, столько же сортов сыра. Недавно он буквально запутался в разнообразии растительного масла: подсолнечное, кукурузное, горчичное, соевое, салатное, рафинированное, нерафинированное, с витаминами, с минеральными добавками и без них. Продавщица пояснила, что такое разнообразие видов каждого товара называется товарной дифференциацией, которая значительно расширяет возможности покупателей выбирать не только нужные продукты, но и продукты с нужными свойствами. 
 
Товарная дифференциация дает возможность фирме, производящей уникальные товары или услуги, занимать место мини-монополиста и контролировать долю рынка этого товара. Это позволяет ей извлекать дополнительную прибыль. 
 
В столице США действует небольшая фирма по торговле продовольственными товарами «Саттон плейс гурмит». В магазинах этой фирмы можно купить не просто продукты — ветчину, сыр, вина. Здесь продаются деликатесы из Европы: вестфальская ветчина, лучшие французские сыры, эльзасские вина и т. д. В результате небольшая фирма занимает в стране монопольную позицию и диктует потребителям выгодные ей цены. Если в среднем в торговле США прибыль составляет 1—3%, то в этой фирме — 5—8%. 
 
Дифференциация товаров и услуг выгодна не только товаропроизводителям, но и потребителям, поскольку создает многообразие продуктов. Чтобы извлекать дополнительную прибыль, приходится разрабатывать новые и новые товары и услуги, тем самым еще больше насыщать рынок их разнообразием. 
 
Вместе с тем монополистическая конкуренция предполагает действие множества товаропроизводителей схожей продукции. Таким образом постоянно сохраняется конкурентная борьба. Считается, что если на долю 4 фирм приходится не более 1/4 части рынка производства схожих товаров или услуг, то конкуренция является монополистической. 
 
Монополистическая конкуренция — структура рынка, в которой товары и услуги продаются множеством продавцов, и каждый из них — монополист, т. к. продает товары с уникальными свойствами. 
 
Благодаря товарной дифференциации, А ТЭ.КЛС6 благодаря конкуренции среди товаропроизводителей монополистическая конкуренция очень эффективна. Поэтому ее часто называют эффективной конкуренцией. 
 
Еще одним типом рыночной структуры, распространенным в настоящее время, является олигополия. Этот термин применяется для описания рынка, на котором господствует несколько (примерно от 3 до 5) крупных фирм. На мировом рынке наиболее яркими примерами олигополии служат современные автомобильные и компьютерные фирмы. 
 
Когда структура рынка меняется от ситуации с большим числом фирм, продающих дифференцированные товары и услуги, к ситуации с несколькими фирмами, доминирующими на рынке, экономисты говорят, что изменился уровень концентрации на рынке. 
Уровень концентрации на рынке — показатель доли четырех крупнейших фирм в общем объеме схожих товаров и услуг. 
Олигополия образуется при концентрации производства не менее 60%. Это означает, что 4 самые крупные фирмы поставляют на рынок 60% продукции, производимой в отрасли. 
 
Олигополии возникают потому, что для конкурирующих фирм затруднен вход на данный рынок. Среди препятствий открытию новых фирм чаще всего бывает высокая стоимость входа на рынок (например, в автомобильной промышленности величина необходимого капитала для открытия новой фирмы составляет миллиарды долларов). 
 
При олигополии конкуренция менее эффективна. Дело в том, что за действиями небольшого числа фирм легче проследить, чем за их множеством. Например, если одна из них решила понизить цены, предполагая этим увеличить объем продаж, то остальные сделают то же самое, чтобы не дать конкурентке увеличить свою прибыль. В результате вместо роста прибыли за счет объема продаж будет обычное ее снижение. 
По этой причине большинство изменений при олигополии совершается не в результате конкурентной борьбы, а в итоге различного рода сговоров и соглашений. 
 
Соглашения тайно заключаются между двумя или несколькими крупными фирмами для установления фиксированных цен или раздела мест сбыта. В большинстве стран такие соглашения считаются противозаконными. 
Олигополия — структура рынка, в которой товары продаются ограниченным числом продавцов (от 3 до 5). 
Существует еще один распространенный тип рыночной структуры — монополия. В чистом виде монополия встречается редко, как и совершенная конкуренция. Это происходит потому, что в большинстве стран образованию таких монополий препятствуют антимонопольные законодательства. 
Однако в каждой стране существуют и легальные монополии. 
Легальная монополия - монополия, разрешенная законодательством. 
К легальным монополиям относятся фирмы, владельцем которых является государство. В России это самый распространенный вид монополии. Например, легальной монополией являются предприятия по обеспечению населения электроэнергией, газом, водой, железнодорожным транспортом и другими жизненно важными услугами. Здесь монополия государства необходима, поскольку в этой области конкуренция может навредить интересам

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение