Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Файлы: 5 файлов

ayt.docx

— 229.16 Кб (Скачать файл)

Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Совокупный спрос ( ) — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на   — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой  , которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные составляющие  : потребительский спрос  , инвестиционный спрос  , спрос со стороны государства   и чистый экспорт  , и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие.

Совокупный спрос 

  •  — Спрос населения страны на потребительские товары
  •  — Спрос предприятий на инвестиции
  •  — Государственные закупки (госзаказы)
  •  — Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт)

Потребление: с ростом уровня цен реальная покупательская способность падает, в результате чего потребители будут чувствовать себя менее состоятельными и соответственно будут покупать меньшую долю реального выпуска по сравнению с той, которую они купили бы при прежнем уровне цен.

Инвестиции: рост уровня цен приводит, как правило, к росту процентных ставок. Кредит становится более дорогим, а это удерживает фирмы от осуществления новых инвестиций, т.е. повышение уровня цен, воздействуя на процентные ставки, приводит к уменьшению второй составляющей   — реального объема инвестиций.

Государственные закупки  товаров и услуг: в той степени, в которой расходные статьи госбюджета определяются в номинальном денежном выражении, реальная величина государственных закупок при повышении уровня цен также будет сокращаться.

Чистый экспорт: при росте уровня цен в одной стране импорт из других стран будет расти, а экспорт из этой страны — сокращаться, в результате реальный объем чистого экспорта снизится.

Равновесный уровень цен и равновесный  объем производства


Совокупный спрос и  предложение воздействуют на установленние  равновесного общего уровня цен и  равновесного объема производства в  экономике в целом.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую  часть национального продукта захотят  приобрести потребители.

Зависимость между уровнем  цен и реальным объемом национального  продукта, на который предъявляется  спрос, выражается графиком совокупного  спроса, который имеет отрицательный  наклон.

На динамику потребления национального  продукта влияют ценовые и неценовые  факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме   на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой   от точки   к точке  . Неценовые факторы вызывают изменение в  , сдвигая кривую   влево или вправо до   или  .

Ценовые факторы   кроме уровня цен:

  • Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, так как растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресуров. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, то есть произойдет сокращение   на реальный объем национального продукта. Высокая процентная ставка увеличит объемы вкладов населения, тем самым отвлекая деньги от спроса на товары.
  • Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели. В результате снижаются потребительские расходы и 
  • Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению   на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 года.

Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:

  • Потребительские расходы, которые зависят от:
    • Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD
    • Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD
    • Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD
    • Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.
  • Инвестиционные расходы, к которым относят:
    • Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.
    • Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.
    • Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.
    • Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.
    • Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.
  • Государственные расходы
  • Расходы на чистый экспорт
  • Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.
  • Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.

Совокупное  предложение


Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.

Закон совокупного предложения  — при более высоком уровне цен у производителей возникают  стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается  предложение изготовляемых товаров.

График совокупного  предложения имеет положительный  наклон и состоит из трех частей:

  • Горизонтальный.
  • Промежуточный (восходящий).
  • Вертикальный.

Неценовые факторы  совокупного предложения:

  • Изменение цен на ресурсы:
    • Наличие внутренних ресурсов
    • Цены на импортные ресурсы
    • Господство на рынке
  • Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)
  • Изменения правовых норм:
    • Налоги с предприятий и субсидии
    • Государственное регулирование

Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели


Совокупное предложение ( ) — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.

Основным фактором, влияющим на  , является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая. Неценовыми факторами  являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.

Кривая AS отражает изменения  совокупного реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен. Форма этой кривой во многом зависит  от того, в каком временном промежутке находится кривая AS.

Различие между краткосрочным  и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают в основном с поведением номинальных и реальных величин. В краткосрочном периоде номинальные  величины (цены, номинальная зарплата, номинальная ставка процента) под  воздействием колебаний рынка меняются медленно, являются "жесткими". Реальные же величины (объем выпуска, уровень  занятости, реальная процентная ставка) изменяются значительно и их считают "гибкими". В долгосрочном периоде ситуация прямо противоположная.

Классическая модель AS

Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.

При этом анализ AS строится с учетом следующих условий:

  • объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;
  • изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;
  • экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному;
  • цены и номинальная зарплата — гибкие.

В этих условиях кривая AS вертикальна  на уровне выпуска при полной занятости  факторов производства (рис. 2.1).

Сдвиги AS в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в краткосрочном периоде  зафиксирована на потенциальном  уровне, и любые изменения AD отражаются только на уровне цен.

Классическая модель AS 
ADи AD— кривые совокупного спроса 
AS — кривая совокупного предложения 
Q* — потенциальный объем производства.

Кейнсианская модель AS

Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.

Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках:

  • экономика функционирует в условиях неполной занятости;
  • цены и номинальная зарплата относительно жесткие;
  • реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный  наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем  потенциального объема выпуска, после  чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с  долгосрочной кривой AS.

Таким образом, объем AS в краткосрочном  периоде зависит главным образом  от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен  колебания AD вызывают прежде всего  изменение объема выпуска (рис. 2.2) и  лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен.

Кейнсианская модель AS

Итак, мы рассмотрели две  теоретические модели AS. Они описывают  вполне возможные в действительности разные воспроизводственные ситуации, и если объединить предполагаемые формы  кривой AS в одну, то мы получим кривую AS, включающую три отрезка: горизонтальный, или кейнсианский, вертикальный, или  классический и промежуточный, или  восходящий.

Горизонтальный отрезок  кривой AS соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей. В этих условиях любое повышение AD — желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен.

Промежуточный отрезок  кривой AS предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и применением менее производительных ресурсов, поскольку более эффективные ресурсы уже задействованы.

Вертикальный отрезок  кривой AS имеет место тогда, когда экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.

Общая модель AS. 
I — кейнсианский отрезок; II — классический отрезок; III — промежуточный отрезок.

Макроэкономическое  равновесие в модели AD-AS. Эффект храповика


Пересечение кривых AD и AS определяет точку макроэкономического равновесия, равновесный объем выпуска и  равновесный уровень цен. Изменение  в равновесии происходит под влиянием сдвигов кривой AD, кривой AS или той  и другой вместе.

Последствия увеличения AD зависят от того, на каком отрезке AS оно проходит:

  • на горизонтальном отрезке AS рост AD ведет к увеличению реального объема выпуска при неизменных ценах;
  • на вертикальном отрезке AS увеличение AD приводит к повышению цен при неизменном объеме выпуска;
  • на промежуточном отрезке AS рост AD порождает как увеличение реального объема выпуска, так и определенное повышение цен.

Сокращение AD должно привести к следующим последствиям:

  • на кейнсианском отрезке AS реальный объем производства сократится, а уровень цен останется неизменным;
  • на классическом отрезке цены упадут, а реальный объем производства останется на уровне полной занятости;
  • на промежуточном отрезке модель предполагает, что и реальный объем производства, и уровень цен снизятся.

Однако существует один важный фактор, который модифицирует последствия  снижения AD на классическом и промежуточном  отрезках. Обратное движение AD из положения   в  (рис. 2.4) может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, в короткий период времени. Это связано с тем, что цены на товары и ресурсы в современной экономике являются во многом негибкими в краткосрочном периоде и не проявляют тенденцию к снижению. Это явление получило название эффекта храповика (храповик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Рассмотрим действие этого эффекта с помощью рис. 2.4.

Эффект храповика

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение