Современная инфляция в Росиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Ко всему прочему, инфляция, и проблемы, связанные со снижением её темпа, затрагивают не только интересы государства, но и интересы каждого отдельного человека.
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку её показатели и социально-экономические последствия играют значительную роль в оценке экономической безопасности страны и национального хозяйства. Актуальность этого вопроса определяется тем, что инфляция присуща в той или иной степени любой рыночной экономике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................ 03

Глава 1. ИНФЛЯЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ............................................................... 04
Понятие и сущность инфляции................................................................................. 04
Социально-экономические последствия инфляции………..…….………………. 05
Динамика инфляции в современной России…………………………………...…. 09

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ.............. 14

Глава 3. МЕРЫ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ В РОССИИ……………….........……….. 21
3.1. Антиинфляционная политика государства………………………………….……. 21
3.2. Методы снижения темпа инфляции………………………………………………. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................. 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................

Файлы: 1 файл

загрузка КУРСОВАЯ._Современная_инфляция_в_России..doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. меРЫ борьбы с инфляцией в россии

3.1. Антиинфляционная политика государства

Цель антиинфляционной политики состоит в том, чтобы  сделать инфляцию управляемой, а  ее уровень – достаточно умеренным. Многолетний опыт борьбы с инфляцией  в разных странах свидетельствует о целесообразности разделения мер антиинфляционной политики на две части: меры долговременного характера – антиинфляционную стратегию и меры, дающие результат сравнительно быстро – антиинфляционную тактику.

Если природа инфляции ясна в той или иной конкретной экономической обстановке – инфляция спроса или инфляция издержек, – то и принимаемые меры должны быть адекватны тем причинам, которые вызвали рост цен.

В ситуации инфляции спроса антиинфляционная стратегия включает в себя следующие меры:

1. Проведение долгосрочной денежной политики, жестко лимитирующей ежегодные приросты денежной массы. Прирост денежной массы определяется долгосрочным темпом роста производства и таким уровнем инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать (правило М. Фридмена).

Используя подобный лимит, государство снабжает экономику  минимально необходимым количеством  денег для обеспечения поступательного  экономического развития. Установленный  лимит необходимо удерживать в течение  продолжительного времени вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.п. То есть денежная политика должна играть главенствующую роль.

Эта политика применима, прежде всего, против гиперинфляции.

2. Сокращение дефицита государственного бюджета, особенно его финансирование за счет эмиссии денег. Денежное предложение сокращается при политике «дорогих» денег, предполагающей повышение учетной ставки и нормы обязательных резервов.

При этом целесообразнее сокращать дефицит бюджета не увеличением доходов, а уменьшением расходов, так как повышение налогов (а это основной путь повышения доходов бюджета) в лучшем случае только вначале даст антиинфляционный результат. А затем такая политика обычно оборачивается подрывом стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического развития, а значит, и сокращением доходов в бюджет. Нельзя не учитывать и другое: высокие налоговые ставки, особенно на прибыль предприятий, сами по себе являются инфляционными причинами.

В России с 1995 г. ЦБ прекратил кредитование правительства для покрытия бюджетного дефицита. Было предусмотрено покрывать дефицит за счет внутренних и внешних заимствований, т.е. без дополнительной денежной эмиссии. Такая политика «денежного сжатия» уменьшала рост цен, противодействуя инфляции спроса.

3. Минимизация негативного воздействия на национальную экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Ограничению воздействия внешнеэкономических факторов обесценения денег способствуют меры по уравновешиванию платежного баланса и стабилизации валютного курса.

В частности, повышение  курса национальной валюты вызывает снижение цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и тем самым  подталкивает вниз общий уровень  цен в экономике. Однако пользоваться данным инструментом следует осторожно, так как при этом происходит удорожание экспорта, что снижает его конкурентоспособность, а следовательно, ухудшает торговый, а вслед за ним платежный баланс.

В случае инфляции издержек антиинфляционная стратегия включает такие меры как:

4. Снижение инфляционных ожиданий, т.е. избавление людей от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания ажиотажного текущего спроса, обусловленного подорожанием товаров и услуг. Инфляционные ожидания, скорее всего, преодолеваются там, где выполняются следующие два условия:

1) существует правительство, которое твердо придерживается курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользуется доверием большинства населения. Оно должно определить конкретные практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно уведомлять о них население (сообщая через средства массовой информации о планируемых уровнях инфляции, темпах роста денежной массы в обращении и т.п.) и добиваться их решения.

При неукоснительном  выполнении обещаний правительством в течение достаточно продолжительного периода времени начинает действовать так называемый эффект объявления. Суть данного эффекта состоит в следующем: производители и потребители, убеждаясь в том, что правительство твердо стоит на пути борьбы с инфляцией и способно контролировать ее, приспосабливают свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к курсу экономической политики. Эффект объявления технически прост и стал весьма эффективным элементом антиинфляционной стратегии в развитых рыночных странах.

В России в 1990-х годов роль антиинфляционного средства неплохо выполнял так называемый «валютный коридор», когда Центральный банк на год вперед объявлял пределы повышения курса доллара. Это давало участникам рынка ощущение определенной инфляционной стабильности, по крайней мере, на ближайшую перспективу;

2) правительство постоянно предпринимает шаги, способствующие укреплению механизмов рыночной системы, способных снизить цены или хотя бы замедлить их рост. В первую очередь к ним относятся следующие меры:

• создание условий для  ценовой конкуренции в экономике, включая либерализацию внешней  и внутренней экономической деятельности и пресечение фактов монополистического поведения;

• отказ от мер государственной  поддержки и защиты неконкурентных отраслей (в том числе и на внешнем рынке);

• стимулирование диверсификации производства;

• всемерное поощрение  развития малого и среднего бизнеса.

Для ликвидации спирали «заработная плата – цены» необходимо воздействовать на ожидания экономических субъектов таким образом, чтобы уровень инфляции в будущем в их представлении от периода к периоду снижался. Для этого необходима сильная политическая воля правительства. Ведь при проведении жесткой политики «дорогих» денег и сдерживании совокупного спроса произойдет спад производства и, соответственно, увеличится безработица. С уменьшением темпа инфляции и высоким уровнем циклической безработицы снизится уровень инфляционных ожиданий. Когда наемные работники и предприниматели полностью приспособятся к более низкому темпу инфляции, они снова станут принимать те же реальные решения, что и раньше: расширять производство и нанимать рабочих. Но в социальном плане такая политика весьма непопулярна: переломить инфляционные ожидания возможно лишь при высоком уровне безработицы. Многие ученые и практики считают это социально опасным. Таким образом, политика сокращения совокупного спроса может снизить темп инфляции, но заплатить за это придется высоким уровнем безработицы.

5. Осуществление мероприятий, оказывающих понижательное давление на цены со стороны предложения. Среди них следует выделить:

• государственное стимулирование НТП и структурной перестройки производства;

• переориентацию инвестиционных потоков на секторы, обеспечивающие товарами потребительский рынок;

• демилитаризацию и конверсию военного производства.

В России в течение 1991-2003 годов можно выделить периоды, для  которых в большей степени  была характерна инфляции спроса, и периоды, более связанные с инфляцией издержек. Так, инфляция 1992-1996 годов была вызвана монетарными, а не структурными причинами. В многочисленных эмпирических исследованиях российских и зарубежных экономистов прослеживается отчетливая корреляция между ростом денежной массы и темпами инфляции в указанный выше период.

Жесткая кредитно-денежная политика, проводимая более последовательно с 1995 по 1997 годы, позволила сбить темпы инфляции до уровня около 1% в месяц в 1997 году (см. таблицу № 1.3.1).

Всплеск инфляции в 1998 году был связан с резким падением курса  национальной валюты и соответственно с ростом курса доллара. Российским импортерам требовалось большее количество рублей, чтобы купить на них доллары, необходимые для оплаты импортных товаров. А поскольку значительная часть товаров поставляется в Россию по импорту, рост темпов инфляции в 1998 году вполне объяснимо связывается с внешним (экзогенным) фактором, повлиявшим на совокупное предложение в сторону его снижения.

Таблица № 3.1.1

Вклад монетарных и немонетарных факторов

в темпы прироста ИПЦ  в 1999-2003 годах (%)

Год

Прирост

ИПЦ

Монетарные факторы

Прочие (немонетарные) факторы

Прирост ИПЦ

Доля

Прирост ИПЦ

Доля

1999

36,6

19,5

53,3

17,1

46,7

2000

20,1

29,2

145,3

-9,0

-45,3

2001

18,8

12,8

68,1

6,0

31,9

2002

15,1

10,3

68,2

4,8

31,8

2003

12,0

9,8

81,2

2,2

18,3


 

Как видно из таблицы  № 3.1.1, на протяжении всего рассматриваемого периода немонетарные факторы (инфляционные ожидания, спрос на деньги, или реальные денежные запасы, рост тарифов на услуги регулируемых естественных монополий) добавляли в среднем примерно 30,0% годового прироста цен. В 1999 году жесткая кредитно-денежная политика была главным фактором сдерживания инфляции в условиях падения спроса на реальные денежные запасы (в рублях) и высоких инфляционных ожиданий после девальвации рубля в 1998 году. Но уже в 2000 году повышение спроса на деньги и снижение инфляционных ожиданий обеспечили меньшее значение ИПЦ (20,1%) по отношению к значению, рассчитанному на основе роста денежного предложения (29,2%), т.е. монетарных факторов. Как могла сложиться такая ситуация? Причина состоит в «охлаждающем» влиянии немонетарных факторов в 2000 году – прирост ИПЦ на их основе составил отрицательную величину (-9,0%), что и привело к «итоговому» показателю ИПЦ, равному 20,1%. Но уже в 2003 году доля инфляции, объясняемой ростом денежного предложения (монетарными причинами), выросла с 68,1-68,2% до 81,2% по сравнению с 2001-2002 годами.

В первые годы рыночных преобразований за два-три года у российского  населения сформировались устойчивые инфляционные ожидания. Изменить ситуацию, очевидно, можно, допустив безработицу. И все-таки нужно одновременно делать все, чтобы сдвинуть вправо кривую совокупного предложения: борьба с монополизмом, развертывание конкурентных сил. Это очень сложно сделать в России, где граждане не привыкли к жесткой конкуренции, к мобильности в смене профессии, места жительства. Поэтому для борьбы с инфляцией в нашей стране необходимо осуществить не только экономические, но также институциональные и политические реформы.

В экономике нередко складывается ситуация, когда инфляционная обстановка нетерпима и требуются немедленные шаги по снижению темпов инфляции. В этом случае используются меры, дающие быстрый антиинфляционный результат.

Поскольку уровень инфляции определяется размерами разрыва между совокупным спросом и совокупным предложением, то антиинфляционная тактика дает наилучший результат, когда осуществляются меры как по наращиванию совокупного предложения, так и по снижению текущего совокупного спроса.

Для увеличения совокупного предложения предоставляются налоговые льготы предприятиям, которые диверсифицируют производство и продажи, а также выпускают побочные товары и оказывают дополнительные услуги. Серьезное и быстрое уменьшение инфляции может быть достигнуто также путем массированного импорта потребительских товаров и частичной реализацией государственных стратегических запасов.

Существенное сокращение текущего совокупного спроса может быть обеспечено приватизацией государственной собственности. Прежде всего, приватизация оказывает положительное влияние на состояние государственного бюджета, пополняя его доходную часть и ослабляя напряжение в расходной части. Кроме того, появление на фондовом рынке акций приватизируемых предприятий приведет к оттоку свободных ресурсов с денежного рынка.

Другое важное направление уменьшения текущего спроса состоит в повышении уровня сбережений и уменьшении степени их ликвидности.

Для повышения уровня сбережений государство повышает уровень  процентных ставок по вкладам, по государственным  облигациям, развивает систему страхования вкладов, увеличивая размер страховых выплат.

Снижение уровня ликвидности  достигается повышением процентных ставок по срочным вкладам, удлинением их сроков, введением безотзывных  вкладов, процент по которым обычно выше, а также временным замораживанием вкладов до востребования. В крайних случаях проводится денежная реформа той или иной степени жесткости.

Меры антиинфляционной тактики не имеют отношения к  корням инфляции. Они лишь на короткое время уменьшают ее уровень.

Антиинфляционная программа правительства России включает сокращение дефицита бюджета, снижение расходов на оборону, стабилизацию курса рубля. Каждое направление борьбы с инфляцией достаточно противоречиво. Например, сокращение бюджетного дефицита затруднено тяжелым состоянием социальной сферы. Размер бюджетного дефицита тесно связан с поддержанием неэффективных предприятий, но их закрытие создает угрозу массовой безработицы. Но все эти сложности не означают неразрешимости: искусство экономической политики заключается в лавировании между угрозами спада производства и инфляции, инфляции и безработицы.

Информация о работе Современная инфляция в Росиии